Публикации    |   

Карл Густав Юнг и аналитическая психология

Если Зигмунд Фрейд считал главным двигателем психики энергию наслаждения, то создатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961), пользуясь тем же термином «либидо», имел в виду, скорее… стремление к страданию.

Зигмунд Фрейд считал себя, в первую очередь врачом, а потом уже мыслителем. Создатель одного из главных направлений глубинной психологии — «Аналитической психологии», был, в первую очередь, философом, хотя и оставался дипломированным врачом – психиатром.

Именно разное понимание энергии, движущей психикой человека привело к разрыву отношений между Фрейдом – создателем психоанализа и Юнгом – первым президентом «Международного психоаналитического общества». Для К.Г. Юнга либидо – это свойственное только человеку стремление к психической активности в самых разных ее проявлениях.

В отличие от животных, человек стремится к личной активности, к проявлению самого себя во внешнем мире и познанию смысла собственной жизни. Животные во всем этом не нуждаются. Они понимают или чувствуют цель собственной жизни, знают где, когда и как питаться или размножаться…

Человек – странное животное. Его эволюция привела к необходимости совершать психические усилия, чтобы выбрать ту или иную форму поведения.

Необходимость совершать усилия и делать выбор современная культура считает страданием, а Юнг считал систему подобных усилий, — главным психическим процессом человеческой жизни. Непрерывные усилия, затрачиваемые личностью на выбор оптимальных для себя форм поведения (выбор партнера, профессии, места учебы, способов общения с окружающими, творческий выбор и т.д.) Юнг назвал «индивидуацией», — то есть становлением индивидуальности.

Откуда же берется психическая энергия для подобных усилий?

— Она возникает в момент, когда человек осознает необходимость выбора.

Энергию дает борьба противоположных тенденций в психике человека. В нас, например, ежеминутно борются пассивность и активность. Мы выбираем: полежать на диване и посмотреть телевизор или выйти из дома для того, чтобы научиться чему-нибудь новому или помочь близким. В конечном итоге, сдвинемся ли мы с места, зависит от интенсивности возникающей в душе борьбы. Если ее нет, то мы… продолжаем спокойно лежать у телевизора.

Более того, каждому нашему желанию или свойству характера соответствует его противоположность: если мы идем помогать болеющему родственнику, то жалеем, что не остались дома у телевизора, а если остались дома у телевизора, то испытываем чувство вины, что не стали помогать близкому человеку.

В структуре нашей души есть базовые конгломераты таких противоположностей, которые и являются основными «энергетическими турбинами» психики любого человека. Представьте себе, например три китайские монады (Инь и Ян), плавающие в пространстве общего для всех людей бессознательного.

С точки зрения аналитической психологии, эти энергетические формы появились в процессе эволюции психики: ведь коллективному сознанию первобытного племени, расы или нации тоже приходилось совершать выбор. Конечно, у нас нет конкретных воспоминаний о борьбе противоположных начал в человеческой душе, происходившей тысячи лет назад. Однако, эта борьба продолжается в открытом Карлом Юнгом коллективном бессознательном человека. Сами «энергетические воспоминания» для нас в форме мифов и сказок сохраняет культура – в этом, согласно Юнгу, главная функция культуры, как социального института.

Коллективное бессознательное лежит в нашей душе глубже индивидуального бессознательного Фрейда. Если бессознательное классического психоанализа создается с помощью вытеснения (см. нашу предыдущую статью), то коллективное бессознательное мы наследуем, принимая его не только от родителей, но и от культуры, как целого.

Три «монады», плавающие в пространстве коллективного бессознательного – это три «динамо-машины», запускающие движение человеческой психики. Учтите только, что образ китайской монады – лишь символ, взятый мною из китайской культуры. В теории аналитической психологии сами «энергетические машины» не имеют конкретных образов. Они лишь пустые формы – стереотипы, объединяющие сходный опыт переживаний людей разных народов и поколений.

У каждой культуры, да и у каждого из нас, свои способы наполнения этих пустых форм символическими образами. Например, для китайской культуры (в той самой монаде) «Инь» — женственное начало окрашено в черный цвет. Для культуры европейской, наоборот – женское начало скорее белого цвета. Однако и та и другая культура символически изображают абсолютное начало познания в форме круга. Подобные формы Карл Юнг назвал «архетипами».

Я позволил себе включить шесть описанных Карлом Юнгом главных архетипов в структуру «трех монад», чтобы образно объяснить, каким образов психика получает свою энергию («либидо») в теории «Аналитической психологии». Шесть, выделенных Карлом Юнгом, основных архетипов можно объединить в три противоборствующих диалектических пары: 1. «Эго» и «Тень»; 2. «Анима и Анимус»; 3. «Персона» и «Самость».

«Эго» – это «Я», центральный архетип сознания.

«Тень» – его противоположность, центральный архетип сферы бессознательного, в котором сосредоточено все низменное, неприличное, опасное, скрывающееся в каждом из нас. В «Тени» находиться все, что мы про себя знать не хотим.

«Анима» — женское начало в психике мужчины.

«Анимус» — наоборот, мужское начало, содержащееся в душе каждой женщины.

«Персона» — это то, какими мы хотим казаться окружающим; это «маска», которую человек «носит», встречаясь с другими людьми. «Персона» — это то, что окружающие люди, а очень часто и сам человек, хочет считать самим собой.

«Самость» — это то, чем мы являемся в действительности. Центральный архетип личности, как целого. Именно встреча с «Самостью» является итогом и целью процесса индивидуации. Под «Самостью» Карл Юнг понимал, примерно тоже, что религия именует «искрой Божией в человеке».

Для того, чтобы из «искры» разгорелось «пламя», — «искру» надо раздуть. Встреча с «Самостью» — плод долгих человеческих усилий, связанных со страданиями, возникающих на пути достижения чувства гармонии и целостности.

Предложенное выше попарное объединение архетипов условно, поскольку каждый из членов такой пары, в свою очередь, содержит в себе свою противоположность. Например, «Анима» — женственная сторона мужчины, — подразумевает в каждом мужчине наличие типичных женских черт. Однако, каждая культурная традиция будет считать какую-то часть подобных черт характера отрицательной для мужчины, а какую-то – его положительным свойством.

Так, например, пассивная жизненная позиция, непредсказуемость и капризность, склонность следить за тенденциями моды, — нами воспринимаются как явно отрицательные свойства мужской натуры. А вот чуткость, способность тонко чувствовать партнера и его желания, способность слушать и терпеливо ждать – мы склонны расценивать, как положительные свойства характера мужчины. Мужская самооценка и выбор «мужественных» решений и поступков (мужественное либидо) возникает в борьбе положительных и отрицательных черт «Анимы»… в душе каждого мужчины.

Отрицательные черты «Анимуса» — мужской стороны женской души — проявляют себя в грубости, рискованном и вызывающем поведении, и… в остром критическом уме, способном унизить и даже «уничтожить» партнера по общению. Кроме того, дама может поджать губы и думать про себя: «Вы можете говорить мне что угодно, но я буду настаивать на своем до конца!». Мужское упрямство, как и упорство в отстаивании своего мнения может сделать даму абсолютно не женственной в восприятии противоположного пола.

Есть, разумеется, и положительные аспекты мужественности в женской душе. Это принципиальность и смелость, интеллект и духовность. Точно так же, как и в случае мужественности, борьба отрицательных и положительных тенденций «Анимуса» порождает женское либидо.

Психическая энергия в теории Юнга рождается не из стремления к сексу, а «секса» двух противоположных начал в душе каждого человека, поэтому она и у Юнга называется «либидо». Так гласит «принцип двойственности», — один из главных принципов «Аналитической психологии».

Если человек не учится осознавать двойственность собственного существования, то действующая в бессознательном психическая энергия может внезапно прорваться в сознание, разрушив любые «разумные намерения» или логические построения.

Подобные прорывы психической энергии К.Юнг именовал «автономными комплексами». Если мы не признаем существования «Тени» (агрессивности, властности, ревности или зависти) в самом себе, то, внезапно совершив агрессивный поступок, (например, ударив любимого мужа сковородкой по голове) женщина потом скажет в суде: «Это сделала не я!»; «Я не могла так поступить!»; «Меня бес попутал!».

Неспособность человека осознать наличие в собственной душе иррациональной (бессознательной) стороны приводит и к другим бедам. Мы должны осознавать, под воздействием какого архетипа находимся, поскольку в противоположном случае, могут возникать «архетипические проекции», которые сегодня принято называть «зависимостью».

Например, мужчина может приписать реальной женщине свойства своей «Анимы», то есть положительного женского идеала. Но женщина (как, впрочем, и мужчина) не может быть, ни идеалом, ни «богиней», ни «воплощением мечты», поскольку… она человек и у каждой из ее черт характера есть противоположная сторона.

Если мы, не осознавая образ собственной «Тени», как писал К.Юнг: «залипнув в Персоне», проецируем свою «Тень» на другого человека, то формируем «образ врага». Именно на склонности людей проецировать свои собственные недостатки и страхи на кого-то другого, ловко играл Иосиф Сталин в 1937 году. Чаще всего, «враги», которые мерещатся нам на темных улицах – тоже образы нашей «Тени».

Мы можем проецировать свою «Самость» (искру Божью) на образ духовного лидера… Именно так возникают тоталитарные секты.

Противоположности в нашей душе компенсируют друг друга, создавая напряжение, способствующее духовному росту личности. Если человек сознательно игнорирует некоторую сферу своей жизни, например, сексуальность, то бессознательное, с помощью сновидений, напоминает о ней.

Процесс индивидуации – это поиск гармонической связи сознательной и бессознательной тенденции в человеческой душе. Эту связь осуществляют символы – как символы сновидений (в личной жизни человека), так и символы искусства (в жизни культуры).

И те и другие символы, человек должен учиться понимать – осознавать какую информацию они пытаются донести до его сознания. Функцию гармонической связи архетипических образов (символов) с повседневной реальностью, Карл Юнг назвал «трансцедентальной функцией».

Это и есть функцию аналитика в процессе его общения с клиентом. Для этой работы аналитик нуждается не только в рассказе клиента о своей жизни и ее проблемах, но и в том, что в аналитической психологии называется «иррациональным материалом». В первую очередь, это сновидения, а кроме них, продукты творчества или воображения человека, пришедшего на встречу с аналитиком и его реакция на произведения искусства.

Осознание связи двух равноправных начал, действующих в душе каждого человека, помогает «анализанту» (так правильно называется клиент в Аналитической психологии) осознать призвание или смысл собственной жизни и обрести чувство цельности, которое, порой кажется утраченным навсегда.

Подготовлено для сайта http://www.чувствопокоя.рф

Комментарии к записи (6)

  1. Инна #

    Да,превосходная! Спасибо! Действительно, сложный материал читается с большим интересом и вполне ясен. У доктора Данилина такой особый дар писать и говорить о сложном, высоком, тонком и трудноуловимом -понятно! Не принижая и примитивизируя при этом. А приподнимая, возвышая читателя и слушателя. Спасибо, спасибо (тысячу раз).

  2. Инна #

    Да,превосходная !Спасибо ! Действительно сложно, и в то же время понятно и в высшей степени интересно! У Доктора особый дар, писать и говорить о высоком, сложном, тонком и трудноуловимом ясно и понятно. При этом не упрощая и принижая, а как бы приподнимая, нуждающегося в этом читателя и слушателя. Спасибо, спасибо( тысячу раз).

  3. крыгл как тень #

    «Именно на склонности людей проецировать свои собственные недостатки и страхи на кого-то другого, ловко играл Иосиф Сталин в 1937 году. »
    Ой ли ?
    Сталин вообще то занимал центристскую позицию между Троцким с идеей мировой революции и каким нибудь бухариным
    Вот второй московский процесс 1937г гhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81
    На котором судили того ,кто организовал 1й московский процесс .Господина Ягоду.

    Так что революция пожирала сама себя ,как это было во Франции например .Только французы по моему ,не отказались ни от категории «Великая «революция.Ни от деятелей этой революции …

    Здесь как раз видна наша ментальность от европейской.
    Они и простили и пользуются своим прошлым ,а мы ругаем прошлое и предаём …
    И здесь как раз возникает вопрос европейцы ли мы ,если постоянно предаём прошлое..

    Теперь о Сталине .
    В даосском пантеоне есть варианты божества- людей которые сумели расскаяться в своей неправде.
    К Сталинскому раскаянию можно отнести его поведение во время войны,разрешение церкви например .
    Экономика созданная Сталиным ,по инерции работала ещё какое то время .Космос например именно Сталинский,а не Хрущёвский проект .
    Учитывая это а тк же много чего ещё,например кооперативы ,которые вводит Горбачёв ,спокойно существовали при Сталине https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C отменнёные Хрущёвым

    И тд и тп ..

    Сталин и серебряные нити .
    Давайте рассмотрим разницу между Сталинскими постройками и Хрущёвскими .
    Сталин создавал дворец,а последующие правители только жильё.
    Именно Сталин понимал «красивое»,и смысл его в жизни людей.

    Сталин и история.
    Очень похож революционный всплеск СССР на выход россии из под ига .
    Первые правители пониманли смысл ,последующие впадали в инерцию
    Например Пётр первый отказался от рыцарского английского чина ,но все правители после павла имели орден подвязки
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%BA%D0%B8#.D0.A0.D1.83.D1.81.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5_.D0.BA.D0.B0.D0.B2.D0.B0.D0.BB.D0.B5.D1.80.D1.8B_.D0.BE.D1.80.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B0

    И у Екатерины ,очевидно не было такого ордена ,может именно по этому это и называется золотым веком россии ,что мы не сильно ориентировались на запад …пытаясь строить своё,пусть и по подобию .

  4. крыгл-горшок #

    Всё таки жалко доктор что вы используя категорию противоположность ,ассоциируете её с китайской традицией,при всём к ней уважении.
    Значительно уместнее по моему .Относительно Юнга отследить универсальные законы развития по Гегелю и извините Энгельсу …
    Потому что есть сознание современности ,универсальность ,последовательность ведь универсальных законов философии три .

    Вот как например эта триада может действовать в технике изобретения .
    http://www.triz.natm.ru/base/base02_1.htm
    Анима и анимус это ведь противоположности .Объективно,а субъективно противоположностью является «тень»
    И понимая что эти законы универсальны ,мы ,наверное сможем прийти и к божественной троице .

    Вот интересно.
    Существует модель решения по Альтшуллеру.
    http://www.triz.natm.ru/instrum/40priem.htm

    Можно ли сделать те же типы решения противоречий для внутреннего мира ?
    «1. Принцип дробления:
    2. Принцип вынесения:
    3. Принцип местного качества: »
    И тд.

    Давайте подытожим .
    Интересна в Юнге перспектива
    Например закон противоположностей переходит в в закон качества .
    А противоречия по альтшуллеру переходят в ИКР (Идеальный конечный результат)

    Второе интересное
    Это проекция.Что является анимой-и анимусом в других областях .И может ли это работать .

    И третье обобщение .
    Попытка сделать троицу .Универсальную .Очевидно мистическую.

  5. Евгений Москалёв #

    Очень хорошая статья, большое спасибо! Сложный материал психологии К.Г. Юнга передан доступно.

  6. Никитка #

    Иванов Владимир Александрович?

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Серебряные нити»