тренинг 6
Что будет, если шарик жизненной энергии решит продвинуться выше? Вот тогда перед нами на втором этаже существования личности окажется загадочный кристалл второй чакры – это второй лотос под названием Свадхистана. Это санскритское слово переводится как особая обитель. Традиция располагает этот лотос или этот кристалл на уровне гениталий, половых органов человека. Это самый яркий лотос в системе кристаллов Тантры. Он ярко красного цвета, с шестью лепестками, на который написаны слоги Пам-Пхам-Мам-Ям-Рам-Лам. Стихией этого центра является вода и поэтому это лотос страсти, лотос переменчивости, лотос секса. Ночной желтый полумесяц вписан в структуру его изображения, под этим месяцем плывет Макара – мифологическое чудовище. Морское чудовище как бы поддерживает на своей спине в традиционной картинке слог воды, слог «вам».
Чуть выше, над слогом, изображен Вишна, облаченный в желтое или золотое и держащий в руке аркан или лассо, что означает людей, которые пытаются ловить людей своей чувственностью и обаянием. Наверное, как понятно из самой картинки, когда энергия бессмертия начинает действовать на этом уровне, человек весь смысл своей жизни начинает сводить к сексу. Сексуальные побуждения сквозят во всех мыслях и действиях и сами эти мысли и действия превращаются либо в способ удовлетворения половой потребности, либо в то, что Зигмунд Фрейд называл сублимацией - переводом невостребованного сексуального порыва в какое-либо другое действие. Кроме того, все увиденное или услышанное навязчиво истолковывается как символ сексуальных мотивов.
Это чрезвычайно «фрейдовский» лотос, потому что психическая энергия, энергия бессмертия приобретает здесь характер фрейдовского либидо. Человек даже религиозные обряды, мифы, божеств понимает и принимает с сексуальной, чувственной точки зрения. Разумеется, число мифов и ритуалов, обряды плодородия, свадебные обряды, оргиастические праздники, действительно обращены именно к этому кристаллу и фрейдиский подход, в этой связи, тоже нельзя считать чем-то неприемлемым. Проблема в том, что этот поход описывает людей, вся жизнь которых ограничена кристаллом второй чакры, особой обители сексуальных чувств и энергии. Согласно тантрической традиции сексуальность вовсе не является единственной двигательной силой в жизни. Более этого, любая патологическая задержка на этом уровне приводит к ужасным последствиям. Когда застрявший на нем человек может думать только о сексе или все окружающее напоминает ему только о существовании интимных отношений. Вопрос заключается в том, можно ли надеяться на какие-нибудь изменения, если, когда ты приходишь к врачу сексопатологу, он напоминает тебе о том же самом, то есть утверждает, что весь смысл твоей жизненной энергии сводится к чему-то одному.
В европейской терминологии характер, который соответствует кристаллу второй чакры, получил название истерического характера, точнее говоря терминов, использовалось много: истерически, демонстративный, театральный, даже гисторианический. Интересно, что древнее представление об истерии удивительно близко соответствует картинке и положению чакры. По-гречески, гистра значит еще и матка.
Гиппократ считал, что матка у женщины способна путешествовать по телу, перемещаться в различные органы и ткани, тем самым, вызывая их болезни, необъяснимые клинически, но мучащие человека, в первую очередь женщин. В той же античности этот характер получил название гистрионического, поскольку слово гистроник обозначало актера или актерств, в силу того, что та же матка, пробираясь в голову могла делать человека каким-то абсолютно другим.
Классический портрет истерика, в русской литературе, дал М. Ю. Лермонтов, который описывал Грушницкого в «Герое нашего времени».
«Он только год в службе носит по особому роду солдатства толстую солдатскую шинель. Он закидывает голову назад, когда говорит и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правую непрерывно опирается на костыль, хотя нога у него не болит. Говорит он скоро и вычурно. Он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенное чувство и исключительное страдание. Производить эффект - их наслаждение. Они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. У него было страсть декламировать. Он закидывал вас словами.
Он не знает людей и их слабых струн, потому что всю жизнь занимался самим собой. Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других, что он существо не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданием, что сам почти в этом уверился. Накануне отъезда из деревни он говорил мрачно какой-то соседке, что едет не так просто служить, но ищет смерти, потому что, - тут он, верно, закрыл глаза рукой и продолжал так, - нет! Ты не должна этого знать, Ваша чистая душа содрогнется! Да и к чему это!? Что я для Вас!? Поймете ли вы меня!?» и т.д.
«За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты, неимоверной величины, были загнуты к верху виде крылышек Амура. Он смутился, покраснел, потом принужденно захохотал». Какие выводы можно сделать из описания данного Лермонтовым? Конечно, люди, жизнь, которых определяется кристаллом второй чакры, являются эгоцентриками. Главная их задача в жизни – это любой ценой находится в центре внимания. Это желание делает так, что человек ради его удовлетворения становиться мало разборчив в средствах, он будет стремиться, как бы выставить себя, постоянно создавая себе сцену и выходя на нее. Эту особенность, наверное, древние греки и называли актерской или гистрионной.
Как ведут себя такие люди? Что такое выйти на сцену, которую ты сам себе построил? Можно, например, действовать резко и неожиданно для окружающих: споткнуться, уронить стакан в компании. Такие люди постоянно нарушают шаблоны, ему протягивают руку, а он нарочно прячет ее в карман; его публично награждают, а он при всех отдает свой подарок уборщице. Все время говорить, говорить не умолкая, не давая говорить другим. Комментировать происходящее, стараясь заполнить все пространство собой. Играть контрастами – все время говорить про тяжелую жизнь и показывать, как героически ты ее переносишь. Можно завести серенькую подружку или друга и таким образом обеспечить для себя контраст. Плести непрерывную интригу, чтобы ты всегда находился в центре событий и не давал никому остаться безучастным. Естественно, можно болеть. Болеть и жаловаться на жизнь – надежный, старинный, испытанный способ, т.к. окружающие люди склонны уделять больше внимания больному человеку, к тому, кто в беде.
Конечно, просто эксцентрической поведение: голубые волосы, мини юбка при явке на лекцию с опозданием - все забывают о лекторе и смотрят на вновь пришедшего студента. Можно использовать и придумывать богатые и хитрые истории про себя, можно совершить подвиг, как реальный, так и самим поставленный, придуманный. Чаще всего такие спектакли ставятся для завоевания любимой девушки. И многое, многое другое.
Обратите внимание, когда мы с вами описываем этот характер, мы как будто все время говорим только об его отрицательных качествах. Вместе с тем разве поза и показ себя бывает только отрицательной? Что дурного сделал Грушницкий в «Герое нашего времени»? Да, он позволил втянуть себя в заговор, но он раскаялся в сцене дуэли! Он, действительно стрелял в безоружного Печорина, но он и сам выдержал его выстрел! И ведь, именно Печорин убил безоружного Грушницкого, а не наоборот. Да, действительно, чувства Грушницкого по отношению к княжне Мэри вычурные в своих внешних проявлениях. Но, обратите внимание, в отличие от козней Печорина, намерения Грушницкого совершенно безобидны. В отличие от Печорина, он вовсе не замучил Бэлу и не нарушал покоя честных контрабандистов. Истерические люди способны на действительный подвиг. Да, им хочется, чтобы к ним было приковано внимание, но, в конце концов, какая разница реально спасенному человеку, спасая его, позирует его герой или нет?
Самая главная особенность людей, ограниченных кристаллом первой чакры, является яркость и актерство, они начинают использовать совершенно другие цвета по сравнению с теми, которые нравились человеку первой чакры - истерический триколлор с сочетанием белого, черного и красного цветов. Вот еще один типичный пример истерического героя – поэзия Игоря Северянина.
Снова маки в полях лиловеют, Над опаловой влагой реки, И вымендаленные лилеют, Абрикосовые ветерки. Ты проходишь мареющим полем Фиолетовым и голубым, К истомленным усладам и болям Одинаково близким своим. На злотисто-ризедной головке Пыльно-красный, кумачный платок. Розовеют лиловые маки, Золотеет струистый опал И луна разжигает свой факел, Отравив зацветающий бал. Смысла уловить практически невозможно, но очень ярко и необыкновенно красиво. В текстах Северянина появляется классический, истерический триколлор, обозначающий жизнь, смерть и секс – белый, черный, красный.
Я полюбил ее зимою И розы сеял на снегу, Под чернолесья бахромою, На опустелом берегу.
Надо сказать, что традиция триколлора, имеет свое начало в Средневековье, поскольку эти три цвета так ярко появляющихся в творчестве истерических личностей, в культуре означают страсть, жизнь и смерть и жизнь и смерть, которые сочетаются в страсти.
Мы уже говорили, что человек, главные ограничения которого определяются кристаллом первой чакры, будет испытывать проблемы с кишечником, поскольку еще Фрейд находил внутреннюю причину формирования этого кристалла в фиксации человеческого внимания на ранней стадии развития, когда ребенок пытается задерживать стул. А вот истерический характер корениться в районе уретры. И если с характером обсессивным, характером первой чакры, связана задержка стула, то с истерическим, наоборот, связано недержание мочи. Моча - это жидкость и поэтому в кристалле или лотосе чакры очень много символов воды. В структуре такой личности существует разрешение струиться и меняться. Разрешение струится, по словам Гарольда Блюма, может видоизменяться в истерическую слезливость, постоянный легкий и обильный плач.
В одну реку невозможно войти дважды, во все то, что струится, невозможно войти дважды и поэтому настоящий истерик очень легко забывает. У него необычайно сильна, как это определил однажды Лингренд, способность к вытеснению. Действительно, человек должен научиться забывать или вытеснять свои собственные ошибки, иначе яркое актерское поведение неминуемо наткнется на самокритику. Традиции, сдерживающие моменты обстановки, социальные правила среды, сделало бы яркую, индивидуальную актерскую позицию совершенно невозможной, но благодаря вытеснению, все то, что мешает для привлечения внимания к этому человеку, из сознания изгоняется. Вытеснение делает психику водной, весь лотос, весь кристалл наполнен на рисунке изменчивой водой. Вытеснение помогает не думать о чем-то неприятном, не замечать одно и замечать другое, верить, игнорируя правду, в то, что в данный момент хочется верить.
Еще один литературный персонаж, замечательная чеховская героиня Ольга, из рассказа «Попрыгунья»: «Она радостно возбуждена, но все складывается у нее ярко, преоригинально, во вкусе французских экспрессионистов. Рощи, пенье птиц, солнечные пятна на траве, но вот беда, но вот так ей не хватает для полноты картины розового платья! И она посылает приехавшего голодного, усталого мужа за этим платьем, охваченная этим горячим желанием и вытесняя все остальное».
И муж едет и, наверняка, любит ее за эту яркость. И в том же рассказе есть изумительное описание вытеснения. Она зачарована страстью художника и красотой Волги. Ее душа сужается только до происходящего в данный момент и память о муже, о его работе, усталости как дым улетучиваются из ее сознания.
«Что Дымов? почему Дымов?! Какое мне дело до Дымова?! Волга, луна, красота, моя любовь, мой восторг!.. А ни какого нет Дымова,- и традиционное,- Ах! Я ничего не знаю!»
Но куда же может деться культура без этой истерической подвижности психики? Ведь они обеспечивают способностью к яркому, подвижному воображению и фантазии с потерей границ между фантазией и реальностью. И разве можно прожить жизнь без черт этой чакры, ведь въедливый анализ, самокритика полезен, но полезен до той черты, за которой он начинает съедать самого человека, возвращая его воздушный шарик к положению первой чакры или не отпуская его оттуда.
Вся беда не в особенностях характера. Главная человеческая проблема в том, что сама цивилизация не создала никаких условий, для того чтобы человеческий шарик поднимался выше… или почти не создала.
Человечество знает лишь два типа культуры – культуру первой чакры и культуру второй чакры. Культуру обсессивную и культуру истерическую. Мы уже говорили, о том, что советская культура создавала человека первой чакры – тихого, невзрачного, стеснительного, совестливого, во всем виноватого, а самое главное, послушного, одетого в серые тона и во всем согласного с мнением коллектива – так проще.
Но культура начала 20 века, так называемый Серебряный век, вместе с Блоком и Северяниным, вместе с множеством разноцветных поэтов, с ярким театром и авангардом, была культурой истерической и поэтому советскую культуру можно рассматривать как реакцию на предшествующий истерический период. Главная особенность человека второй чакры – это некоторая театральность, а вот советская театральная система, система Станиславского, была анти-театральной по самой своей сути, это был театр, который был максимально лишен своей зрелищной, яркой, красочной стороны. Это был театр виноватых, невзрачных, совестливых, послушных невротиков. Может быть, мы с вами и были когда-то именно такими зрителями? Может быть, истерик в принципе буржуазен? В принципе, вся буржуазная культура личности, которым мы поклоняемся в этой культуре, помещаются целиком и полностью в характеристику кристалла второй чакры. Вся реклама, весь шоу-бизнес, все те люди интервью, с которыми мы бесконечно слушаем по радио или смотрим по телевизору. Вся сегодняшняя культура преклоняется перед актером, человеком, которому в неком идеале, максимуме, в общем-то, нечего и сказать, потому что основная его задача менять маски, меняться, быть человеком воды, а не иметь своей собственной, единой, цельной, мировоззренческой точки зрения. Но ведь это образ, которому мы сегодня преклоняемся, главный представитель маскультуры: актер, певец, делец из шоу-бизнеса. Культура первой чакры сменяется культурой второй, потом… снова первой, снова второй. Серость и замкнутость является реакцией на яркость, а яркость, наоборот, появляется тогда, когда человеку надоедает серость и замкнутость. В серости и замкнутости секс постыден и скрыт и если значим, то там, под серыми бушлатами, тайно, болезненно. Секс во второй чакре слишком явен, его слишком много, он является объектом актерства и, поэтому, как ни странно, становится менее значимым, выставленным на показ. А энергия, которая, как кажется, истерическому человеку способна привести его к бессмертию – эта энергия кричит: «Запомните меня! Чем больше я себя покажу, продемонстрирую, тем больше меня запомнят, тем бессмертнее я стану!»
Так существует в культуре, но правильный ли это путь подъема шарика вверх и есть ли другой?
Тренинг №1 Тренинг №2 Тренинг №3 Тренинг №4 Тренинг №5 Тренинг №Что произойдет, если та самая змея, дракон, которых вы, возможно, видели во время наших упражнений или воздушный шарик поднимется выше и стеснительный человек, который сам себе создает трудности и сам же их пытается преодолевать, человек, который окружает себя предметами, ритуалами и гаданиями, решит измениться, попробует измениться так, как это диктует наше общество, тот мир, в котором мы живем?
Человечество умудрилось построить культуру только двух чакр - первой и второй: одной расположенной в области анального отверстия, а второй - в области половых органов. Наши цивилизации делятся на сексуальные и анальные. Хотя может быть, все это знак человеческого детства, потому что те особенности существования кристалла личности, о котором мы говорили в предыдущих тренингах, мы называем инфантильными.
Что медицина понимает под инфантильным или инфантильно - ювинильным состоянием человеческой личности? Во-первых, в детстве мы чувствуем мир ярко и красочно, мы очаровываемся красочным, ярким, блестящим и переливающимся, как людоеды племени Мумба-Юмба. Такие чувства можно сравнить с бенгальскими огнями, которые быстро вспыхивают ярким пламенем и так же стремительно гаснут. В душевной жизни ребенка преобладают впечатления, образы, а не структурированная, аналитическая мысль. Ребенок, инфантильная личность, которая живет моментом, и даже если задумывается о жизни, то планы эти иллюзорны и скорее связаны с попыткой внести ограничения в свою жизнь. Конечно, в детстве воображение и фантазия работает чрезвычайно ярко. Более того, яркость бывает настолько интенсивной, что он начинает верить в нее как в действительность. Точно также чувствует себя инфантильная личность. У ребенка нет еще прочного внутреннего стержня, нет устоявшегося мировоззрения, нет устоявшихся принципов и ребенок заменяет эти принципы, взглядами и убеждениями своих родителей.
Ребенок склонен заражаться интересом к тому или другому, он очень внушаем, как говорим мы. Точно такой же является инфантильная личность. Ребенок хочет быть в центре внимания, он просит, чтобы кто-то посмотрел, как у него получается, то чем он занимается. Или, наоборот, обижается, уходит в себя, делает все, что бы мы обратили на него внимание. Так же чувствует инфантильная личность.
Вместе с тем ребенок иногда слегка кажется нам холодноватым душевно. Он еще не способен глубоко входить в проблемы близких. Он слишком поглощен собой, своими интересами, переживаниями. Он часто не задумывается о состоянии своих родителей, об их болезнях.
Ребенок крайне деятелен. И ребенок, и подросток не могут находиться долго в бездействии. Их увлечения часто шумные и подвижные. Но если нет кнута и пряника, то ребенок легко и быстро бросает свое занятие и начинает переключаться на что-нибудь другое. Напряженная, волевая самостоятельность, напряженность в достижении своей цели, свойственна как большинству детей, так и большинству инфантильных взрослых.
И, конечно, ребенок мыслит субъективно, все его оценки существуют в некотором ключе плохого или хорошего отношения к человеку, меняется отношение и меняется мнение. Особенно легко это мнение меняется под влиянием других.
Если вы задумаетесь, то увидите, что это характерные черты подавляющего большинства героев современной культуры и современного киноэкрана. Наши цивилизации инфантильны. Весь вопрос заключается в том, хотим ли мы бороться с этим самым инфантилизмом. Проявить себя поярче и побыстрее забыть – вот способ достижения бессмертия.
Однако мы с вами ничего не можем забыть. Процессы забывания и вытеснения – эти процессы разные. Особенности людей второй чакры сосредоточены на ярких способах добиться внимания противоположного пола, и заключаются в том, что нанесенные человеку обиды, психические травмы не забываются, а вытесняются и видоизменяются, в медицине говорят – конвертируются. Отсюда происходит название конверсионная истерия или конверсионные симптомы. Обиды, травмы, оскорбления вытесняются в некое подобие соматического симптома, например, в паралич или порез самых разных частей тела, в невозможность говорить – онемение, в слепоту или глухоту, которые также внезапно появляются, как и уходит, в застывание всего тела, в различные тики, заикание, головные боли, приступы рыданий, анестезию кожных покровов, хроническую рвоту, пищеспазм, даже, не в столь редкую, психическую или истерическую беременность (гистр (матка) способна путешествовать по всему телу, оставляя за собой симптомы, которые являются вытесненными из тела воспоминаниями). Энергия мысли воплотится в теле в форме симптома. Место образование симптома, его своеобразие, как бы сохраняет память о той травме, которая когда-то была получена. Зигмунд Фрейд вместе с Йозефом Блеером в 1895 г. написали книжку, которая называется «Очерки по истерии» и вот что они пишут про пациентку, у которой была невралгия лицевого нерва:
«Пытаясь погрузиться в травмирующую сцену, – пишет Фрейд, - пациентка погрузилась в далекое прошлое, во времена серьезных душевных переживаний, вызванных сложными отношениями с мужем, и рассказала об одном разговоре с ним, о замечании, которое она восприняла как страшную обиду, при чем, она вдруг схватилась рукой за щеку и закричала так громко, будто от боли, что это все равно, что удар по лицу, при этом боль закончилась, и приступ невралгии завершился».
Посмотрите, боль, при чем серьезная боль. Наверное, многие знают, что такое невралгия лицевого нерва. Здесь боль выступила в качестве сна, боль оказалась символической, ощущение удара по лицу превратилась в невралгию тройничного нерва.
Заслугой Блеера и Фрейда было то, что они поняли, что при этом пациентка вовсе не притворялась, что симптом, возникший таким образом, эта как бы эмблема, символ, смысл которого состоит все в том же привлечении внимания. Человек не может высказать своего страдания, но формирует симптом, смысл которого заключается в том, что бы обратить внимание окружающих на то, что его мучает.
Томас Сас в 70-х гг. прошлого века писал, что истерический симптом это некое сообщение, послание на иконическом или символическом языке, направленное от невротика близкому человеку или врачу послание, которое содержит сигнал о помощи. Так, например, если человек не может стоять и ходит, а причины для этого никакой нет (в клинике это называется астазией и абазией), это является сообщением «Я ничего не могу сделать сам, помоги мне!», - как будто кричит человек, демонстрирующий, что он не может стоять и ходить.
Ну, конечно, подобные послания часто встречаются и вне клинического контекста. Например, когда обиженный подросток не разговаривает с родителями, то у него имеет место нечто вроде афонии, неспособности к разговору, этим он хочет сказать: «Обратите на меня внимание, загляните в мой мир, отнеситесь ко мне серьезно!».
Примерно с тем же самым, мы сталкиваемся в случае политических или тюремных голодовок, когда нечто подобное истерическому неприятию пищи, является прямым сообщением, как сейчас модно говорить, мессенджером протеста и привлечения внимания.
В этом смысле задача врача заключается в том, чтобы расшифровать сообщение, перевести в нормальную, разговорную речь. Однако, подавляющее число врачей, я, конечно, имею в виду не всех своих коллег, разговаривать не очень-то желают. Пациент, как правило, играет роль объекта воздействия, чего-то вроде ботинка, которым нужно приколотить гвоздь, а вот врач решает куда именно и как этот гвоздь забить. Врач назначает, а больной пассивно принимает, при том никто из нас докторов не спрашивает о желаниях и страхах пациентов, мы ведь все привыкли в поликлинике, в больнице - чем тяжелее отделение, тем это заметнее - ты никто, твое дело молча выполнять то, что положено, твое дело не капризничать, не жаловаться и не досаждать доктору своими занудными вопросами и просьбами. «Ну, как мы себя чувствуем?» – и, не дождавшись ответа, даже самый лучший доктор диктует свои назначения сестре и бежит дальше. Внутренний потенциал личности, ее желание выздороветь, сообщение, которое на самом деле есть внутри любой боли, внутри самых серьезных болезней, конечно, остаются невостребованными. Хотя, если вы спросите у того же доктора дома или пригласите в ресторан поговорить, он вам тоже расскажет, что 80% телесных недугов возникает как ответ на проблемы психологического свойства, а любая физическая болезнь, в свою очередь, обязательно оставляет свой след в психике. Но все это остается системой интеллектуальных разговоров с самим собой. А вот в реальной жизни пациенту приходится самому задумываться о том, какие же болезни организует наша психология, какие сообщения мы ими хотим передать. Или, может быть, следует перевести эти сигналы на нормальный человеческий язык и просто сказать своим занятым близким, многие из них, в отличие от врачей, способны нас понять.
Желание вытеснить, спрятать от самого себя проблему, вместо того, чтобы попробовать ее понять, чрезвычайно обманчивы и разнообразны, но главная особенность всех симптомов – это всепоглощающая фиксация внимания на своих болезнях. Так, например, чаще всего и, незаметнее всего, у людей второй чакры случаются сексуальные расстройства, и эти расстройства связаны с человеческой способностью намертво фиксировать внимание на своих половых органах, в первую очередь, это, конечно, касается мужского пола.
Мужская психика - психика человека второй чакры, которая все свои жизненные проявлении, в конечном итоге, сводит к успеху у женщин. Сами подумайте, для чего еще нужно быть ярким? Мужчинам же скучно в чисто мужской компании. Какой интерес распушать хвосты и «выпендриваться» друг перед другом? Даже мужская любовь к футболу носит сексуальный смысл. Мы хотим обладать всеми женщинами мира, но просто устали, не в состоянии этого делать. Поэтому малейшие проблемы, связанные с половыми органами, поразительно легко формируют представление о неизбежном или уже наступившем половом бессилии. Этот призрак накладывает явственный отпечаток на все человеческие проявления, на все действия человека, который угнетен страшным призраком импотенции. Чем больше сводит человек смысл своей жизни к своей мужской функции, тем легче, возникает страх импотенции. В итоге, единственное, что он считает мужественным, он не может обнаружить из-за приличий. Иногда, одного лишь указания, увиденного в рекламе по телевизору или одного неосторожного слова, сказанного врачом, достаточно для проявления страха об импотенции и обусловленного им полового бессилия. Небрежное замечание уролога при осмотре «Неважная у вас простата!» или недобрая реплика жены «Так ты скоро импотентом станешь!», обуславливают иногда развитее импотенции, из которой иногда человек не может выйти годами.
Нельзя не упомянуть об утрате мужества и доверия к самому себе у лиц, которые начитались псевдонаучной или научно-популярной литературы, о вредоносном последствии онанизма или венерических заболеваний. Массовые распространения сведений о вреде мастурбации не столько предостерегают от этой привычке, сколько содействуют развитию мнительности и ощущению возможной половой слабости. Стремление сгущать краски при описании последствий действительно страшных венерических заболеваний, способствуют развитию панической боязни ВИЧ инфекции или сифилиса у людей, весь смысл жизни которых сосредоточен в кристалле, вокруг половых органов. Как только на экране появляется реклама, связанная с профилактикой венерических заболеваний, так сразу врачи-сексопатологи чувствуют обратный эффект в виде резко возросшего числа людей озабоченных, неуверенных в своих собственных силах или откровенно боящихся половой близости. Еще Жан-Жак Руссо отмечал, что направление внимания на болезнь или фиксация внимания на болезни превращает медицину в искусство познавать опасности и страшиться их и, в конечном итоге, приводящее к полной неподвижности, все той же неподвижности половых органов.
И самая главная беда этого всепоглощающего самонаблюдения с фиксацией малейших ощущений в беспокоящей области, бесконечное копание в прошлом в поисках материальных причин своих половых страхов или полового бессилия, определяется полным сосредоточением на функции своих половых органов. Такие пациенты не могут думать ни о чем другом, а если и могут, то лишь через призму собственных ощущений.
И с такими же психологическими механизмами и концентрацией на половых органах, связан невроз ожидания, боязнь неудачи, обуславливающая большую часть случаев психической импотенции. Неодолимый страх неудачи при первом сближении, связанный, так или иначе, с чувством вины, становится причиной все большего и большего морального угнетения, хотя ни к венерическим болезням, ни к каким-либо органическим дефектам, ни даже простатитам, никакие половые неудачи у мужчин связать не удается. Чаще всего это связано с все той же концентрацией внимания на проблеме. Разве вам не знаком крик души: «Какой я человек!? Я евнух, я евнух без половых органов! Я совершенно бесцельное существо! Ум мой, наверное, будет все более и более слабеть! Я стану толстым и мясистым, я превращусь в устрицу, противную устрицу!» - привожу вам цитату из отчета больного конца 19 века. Именно концентрация внимания на половых органах, помните у Золя в «Докторе Паскале», заставляет теряться в присутствии женщин даже зрелого мужчину, как пугливого юнца, которого лишает речи страстное желание. Эмоциональное состояние при половой потребности и неуверенности в стремени к определенной женщине, переживание напряженности, неги восторга и ожидания, надежды и эстетического наслаждения, создающее в организме состояние внутренней готовности, неизбежно превращаются в чувство страдания при невозможности его реализации и переходит в разряд отрицательных эмоций, но происходит это только в том случае, если мы не умеем ценить само эстетическое наслаждение и если наше внимание сконцентрировано на тех же половых органах. И еще более значимо, с точки зрения фиксации внимания на своих переживаниях, сексуальные проблемы выглядят у женщин. Ведь женщина вообще чрезвычайно зависима от не имеющих прямого отношения к половым органам, факторов. Ее сексуальное удовлетворение необычайно зависимо от всевозможных отвлекающих внимание и расхолаживающих эмоций. Неожиданный телефонный звонок, скрип кровати, спящий ребенок, человек за стеной, который может услышать или войти в комнату, любые негативные эмоции, связанные с переутомлением, неприятностями, оказываются причиной половой неудовлетворенности у женщин и, в конечном счете, их сексуальным чувством неполноценности. Мужчина способен довести половой акт до оргазма и с не нравящейся ему женщиной, а вот у женщины, которой не симпатичен или тем более антипатичен мужчина, оргазм не возникнет. Как утверждают сексопатологи, для получения оргазма, женщина должна видеть в мужчине если не героя, то, по крайней мере, человека, к которому она испытывает уважение. Именно отсутствие некоего автоматизированного оргазма обуславливает столь значительное число, по данным наших авторов от 40 до 50 %, женщин, которые оргазма вообще не испытывают. Однако к тому, что женщины называют фригидностью или половой холодностью, чаще всего приводят не никакие-нибудь гормональные нарушения, которые так любят искать доктора-специалисты, в ее основу ложатся воспоминания и вытеснения. Это может быть потеря ребенка, матери, мужа, укоры совести по поводу какого-нибудь поступка в прошлом, постоянная эмоциональная напряженность при попытке скрыть что-то от мужа, ощущение недостаточной прочности семьи, тревога за собственное будущее и благополучие близких. За сексуальной неполноценностью скрывается часто страх: перед первой брачной ночью и ответственности хозяйки дома после замужества, страх бесплодия или, значительно чаще, страх беременности или аборта, боязнь быть покинутой или скомпрометированной (так называемый страх дурной славы). Болезненную метаморфозу сексуального восприятия очень часто обуславливает канцерофобия – страх рака. Он констатирован у 52% женщин, которые консультировались у гинекологов.
Любой фактор, который вызывает тревогу или депрессию, обозначает выпадение наиболее важного для женщины психологического компонента интимной близости. Все большая отчужденность от близких, утрата теплого отношения к мужу, нескрываемое раздражение в адрес окружающих, в связи с нарастающим ощущением трудности бытия, чрезмерность бытовых и служебных нагрузок делают сексуальные нарушения женщин прямо противоположными по сравнению с мужской реакцией. Мужчина слишком сконцентрирован на своих половых органах, а женщина никак не может найти возможность концентрироваться на собственном удовольствие, никак не может встретиться с этой своей истерией, потому что мужчины никак не могут помочь ей убрать ту систему посторонних напряжений, ответственности, боли и переживаний, которая так нужна для того, чтобы женщина снова стала "истерикой" нашей мечты. Ведь это мы - мужчины, для доказательства своей мужественности, не помогаем нашим женщинам избавиться от ответственности и груза депрессий, которые висят на них, а доказываем свою мужественность страстью к стриптизу или проституткам - и все это, мы никак не считаем концентрацией внимания на собственных половых органах. Тренинг №1 Тренинг №2 Тренинг №3 Тренинг №4 Тренинг №5 Тренинг №6 Тренинг №7
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|