А может все же обойдемся без суровых приговоров по поводу мысленных упражнений...Уж кому как удается... Мне почему-то думается, что говорить с придыханием даже о гении есть унижение, пигмейство некое, если уж на то пошло... Мало у кого, и,возможно, даже у комментаторов Достоевского нет божественного права на непререкаемую истину, как и у самого Достоевского. Достоевский - идеолог и Достоевский - художник это разные ипостаси личности, не говоря уже о том, что в самом Достоевском жили и боролись десятки персонажей... Изрекаю сию тривиальность, как бы в напоминание о том, что и так все знают...)))
И Может кто-то внятно объяснит, хотя бы на первый случай, с какой это стати и для японцев, и для китайцев, и для индийцев, и для исламистов...Достоевский - свой и говорит о них...? А ведь у всех(вышеперечисленных) разные религии, разные менталитеты, разные представления о мире и судят о произведения Достоевского они, исходя их этих представлений, и несмотря на это он - свой для них... Так может дело не только и не столько в Христианстве, господа хорошие, может в чем-то другом...? И это другое невозможно понять, не понимая, не представляя многообразных карт реальности в умах тех, кто читал и читает Достоевского...
Писатель задает парадигму мышления о излагаемом событии... И каждый судит, исходя из своих представлений о мире, о себе, о своем окружении... И,что разве нельзя представить и по-другому ощущения и мысли от рассказа, которые будут говорить о том, что есть на данный момент этот рассказ для читающего его конкретного человека?
Да, пожалуйста))). Вот один из них. Вариант Возможного прочтения... Живет некое чмо, которому самому непонятно и неизвестно что ему надо на этом свете и для чего он здесь вообще, который приписывает всему миру нулевую температуру и решает от этого дела сбежать, и шиканув напоследок, отправиться на тот свет, приобретя для этого почему-то? дорогой револьвер... и это с пустыми карманами...На улице дяденьку с мировой тоской в глазах, тянут за штаны, как будто, принуждая остановиться и еще пожить на этом скучном для персонажа свете, чтобы помочь, хотя бы одному униженному и оскорбленному... Недовольный этим препятствием, он уходит в транс и почему-то? (а то раньше он не видел нищих и обездоленных, кричащих о помощи...), нафантазирует себе безгрешный и праведный мир в котором он, как истинное чмо, почему-то? оставляет свой гаденький след... Покайфовав в трансе, он, в трансе же, вдруг, неизвестно с какого перепугу раскаивается, прозревает и напялив на себя одежды пророка, призывает окружающих (не ведающих о том, что на него снизошло просветление) одуматься и зажить праведно, как сам никогда не жил, но вот привиделось ему, что так жить можно, а значит нужно...должно...необходимо... Его естественно поднимают на смех, как и большинство праведников, призывающих одуматься грешный мир и пойти стезей святости... Ну, не хотят почему-то люди прозревать и пойти стезей праведности...
Можно ведь и так дело представить, а можно, и как Вини... И это будет результатом интерпретаций конкретного сознания конкретного произведения, или не так?... И эта полупародийная интерпретация имеет такое же право на существование как и остальные... Мир есть интерпретация (что само по себе - есть интерпретация))) и может не стоит начинать войну из-за интерпретаций)))... Может как раз их многообразие как раз что-то и приоткрывает, не смотря на то, что они нам могут нас не устраивать по каким-либо причинам...
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|