Прочтение рассказа вызвало столько мыслей, неуловимых, странных, неупорядоченных, что даже не по себе. Главное ощущение – это удивление. Первое, что удивительно, что в столь ёмком произведении поднято множество столь глубоких вопросов! Может быть, благодаря его символической форме. Весь рассказ, мне кажется, - это символ. Нет отвлечений, прямое откровение. Сюжет мог развернуться в любое время, начиная со времён средневековья (если быть въедливым и вспомнить об упоминании школ и университетов) и заканчивая сегодняшним днём, вот прямо сегодняшним. И ещё, наверное, благодаря удивительному, эмоциональному и точному языку, которым я всякий раз не могу пресытиться, читая Достоевского (что-то похожее иногда возникает лишь при чтении Бальзака). Если уже переходить к содержанию, то удивило то, что описание жизни на «другой» земле до «грехопадения», у меня помимо прочих чувств, вызвало и чувство страха. Не знаю, почему. Может, боюсь обнаружить в себе, что я недостаточно верю в Бога? Описанием чего это вообще было? Жизни на земле до первородного греха? Рая? Невинной (детской) человеческой души, ещё чистой? Чувствую, что не только.. Мне часто кажется, что когда красоты слишком много, она становится уродливой. Мне кажется, что рая на земле быть не должно и быть не может. И путь к раю, к истине, должен проходить именно через преодоление себя и мучения, о которых говорилось в рассказе. Я думаю, что мы все рождаемся рабами самих себя, но всем нам дана возможность свободы. Поэтому цель нашей жизни – постоянно освобождаться. Мы станем настоящими людьми только тогда, когда выполнение нами долга станет проявлением нашей свободы.
Удивили следующие конкретные слова: «они не желали ничего и были спокойны, они не стремились к познанию жизни так, как мы стремимся сознать ее, потому что жизнь их была восполнена. Но знание их было глубже и высшее, чем у нашей науки; ибо наука наша ищет объяснить, что такое жизнь, сама стремится сознать ее, чтоб научить других жить; они же и без науки знали, как им жить, и это я понял, но я не мог понять их знания». Можно ли быть «спокойным», когда «жизнь восполнена»? Даже больше: счастливым (они ведь все счастливы были), когда знаешь РАЗ и НАВСЕГДА, «как жить»? Как вообще можно жить, когда в жизни всё есть? В рассказе, конечно, поднимается один из фундаментальных вопросов философии: каким образом можно познать объективную реальность, истину человеком, если он сам существо субъективное: мы помним, что одни считали, что через разум, другие – через чувства, третьи, что посредством воли, и т.д. Если очень сильно упрощать, то главный герой рассказа, как я думаю, олицетворял познание через разум, а эти счастливые жители – через чувство. И, возможно, дальнейшее решение главного героя жить новой полной жизнью и проповедовать, «идти, идти» – это можно назвать и актом доброй воли. Вызвало небольшое удивление и то, что, как я понимаю, герой рассказа ставил в основу «разврата» ложь (он же мыслил глобально), потом уж появилось сладострастие, потом ревность и т.д. Если пытаться строить какую-то «структуру» «всех грехов», то, как мне кажется, ложь не может выступать корнем греха, кого бы то ни было, так как ложь, в части лжи о себе перед другими, может возникнуть только тогда, когда человек хочет что-то скрыть, то есть он понимает, что сделал что-то плохое, соотнося с некой шкалой ценностей, и понимает, что виноват, если хочет скрыть это, - значит, «плохое», то есть некий грех, уже совершён. Ложь – это тоже грех, но не первичный, так мне кажется. Ещё мне кажется, что к человеку приходят подобные сны, изменяющие его жизнь, когда он внутренне созрел для морального очищения и чувствует силы для него. В этом смысле этот сон смешного человека мне напомнил сон Дмитрия Карамазова на сундуке в Мокром, к концу допроса, - героя того же Достоевского. Ещё одна аналогия между двумя этими героями в этих двух произведениях, которая пришла мне в голову, это мысль о том, что нужно не только жить, но и умирать, не будучи подлецом. Простите, пожалуйста, за непоследовательность и сумбурность в изложении.
Александр Геннадьевич, хочу Вас попросить, давайте говорить о Достоевском и дальше! Не будем этого бояться :)
|