Ну, не смотря на мнения некоторых господ, полагающих, что люди, знающие где и в каком месте в тех или иных книгах находятся варианты ответов на те или иные возникающие вопросы, - являются дилетантами (?), я все же приведу цитату, которая несравненно углубляет представление , о том, что такое истинный мастер и профессионал и из которой, даже не видя этого в тексте, можно уяснить для себя, что в таком случае можно понимать под дилетантизмом.
"Представьте себе тело, имеющее много степеней свободы (как выражаются физики), например, движение руки, в которой (как в движущемся органе) не возникает никакого побуждения, приводящего к такому его положению, которое целиком не порождалось бы собранным движением самой руки, то есть намерением - полностью свободные движения руки, в которые не вторгаются никакие спонтанные самопроизвольные действия (способные вызвать неконтролируемые позиции руки). И допустим, что эта рука держит саблю...
(Идея о том, что свободный человек не делает ошибок, совершенно независимо от греков существовала, как вы знаете, и в восточной философии, стоящей за некоторыми видами физических упражнений (каратэ, дзюдо и т.д.) - мастера дзюдо и каратэ утверждают, что один человек способен победить двадцать.)
Допустим, напало двадцать человек - один против двадцати, то есть имеются двадцать одна сабля, и они могут занимать энное количество положений в пространстве, пересекаясь и пр. Так вот, если теперь представить себе взмахи сабель (поэтому я и сказал, что рука держит саблю) и расчертить их определенную диаграмму, - то естественно, что существует такое единственное положение, в котором может быть произведено единственное движение, способное парировать удары всех двадцати сабель. Следовательно, мастером можно назвать того, кто, не рассуждая, приостановил действие всех спонтанно вторгающихся факторов и прочертил своей рукой одну единственную необходимую траекторию. Это так называемое адекватное безошибочное действие.
Оно и есть то, что называется бытием, то есть - образ полностью собравшего себя, которое все свои части держит и пребывает над потоком времени и потоком действий и сцеплений действий, как бы простершись над этим потоком. И если есть такое пребывание и простирание, то и сама жизнь (или поток) организуется иначе.
Наша жизнь, разумеется, никогда не может быть полностью бытием, но она может быть жизнью, проживаемой в свете бытия.
Человек в каратэ свободен от тех положений тела, которые возникают сами по себе, не имея источника в собравшемся целом.
Это и есть область свободы, область неделимого, в котором нет заблуждения и истины. Истины нет просто потому, что такое проявление целого не есть продукт рассуждения. Ведь не актом же мысли, который протекает во времени, борец в пылу борьбы нашел ту единственную траек-торию сабли и положение своего тела, при которых парируются удары всех двадцати сабель. Или оно есть - это неделимое - или его нет.
Вот вокруг каких явлений (если это можно назвать явлениями) - на ощупь, и в то же время последовательно выполняя задачи мышления, ходит греческая мысль. И оказывается - не только греческая. Это давние продукты и восточного умозрения.
" М.Мамардашвили Лекции по античной философии (стр. 67-68)
_________________ "Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем
|