В общем-то, да… Несколько непонятно было мне это объединение, сначала…
Сказку про Нильса больше помню по мультфильму. Да и то отдельными кусочками,… Нильс, гном, гусь Мартин, приключения, путешествия, постепенно возникающая и крепнувшая дружба между Нильсом и Мартином…
Ну а Гуси-лебеди… вроде бы только полетом на гусях и объединены с сюжетом про Нильса.
Но оказывается книга про Нильса это… увлекательное пособие по географии Швеции для младших школьников. Из Википедии…
Цитата:
Центральное произведение Сельмы Лагерлёф — сказочная книга «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» (швед. Nils Holgerssons underbara resa genom Sverige) (1906—1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, её географии и истории, легендах и культурных традициях.
Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой Кебнекайсе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Оосы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
Книга получила признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Уппсальского университета, в 1914 году стала членом Шведской академии.
В 1909 году писательнице была вручена Нобелевская премия по литературе «как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все её произведения».
А о чем тогда сказка Гуси-лебеди? Может быть о самом процессе познания?...
Полет мысли,… в одно ухо влетело, в другое вылетело… Почему что-то запоминается легко и просто, а что-то с трудом? Почему мысль появляется, ты ее осознаешь, и через миг ее нет? ну о чем я думала только что, что-то важное мелькнуло и… улетело? Не знаю, как у вас, у меня такое бывает частенько. Словно гуси-лебеди их крадут.
Где их искать? Ну да, там, внизу, внутри, в глубинных слоях памяти, подсознания, бессознательного… у нижнего мира, у бабы-Яги, древней богини, хозяйки подземного мира.
Вот здесь
http://ronkinv.narod.ru/gaga.htm статья-исследование о мифологических символах сказки Гуси-лебеди,… и не только о ней.
Цитата:
В мифологической символике образ гусей-лебедей прекрасно подходит для роли медиатора, связывающего казалось бы взаимоисключающие базисные символы любой мифологии: верхом и низом, летом и зимою и, как следствие, между мужским и женским, жизнью и смертью. (О медиаторах см. Леви-Стросс. 1985. с. 199 и след.)
Медиаторы-посредники между чем и чем в данном случае?... между братом и сестрой, мальчиком и девочкой, еще детским началом иррационального и рационального в человеке.
Когда мысль, знание становится нашим, когда оно понимается, подлинно понимается, а не слепо принимается? Думаю, только тогда, когда мысль прочувствована, а чувство осмыслено.
Девочка-чувство бежит за братом-мыслью. Гуси-лебеди уносят мысль в ее подлинные глубины. Именно там, у бабы-Яги, мальчик играет золотыми яблоками, символом вечной молодости и плодородной силы. Возможно, это отзвук библейского мифа о яблоке с дерева познания Добра и Зла. Но съесть яблоко уже нельзя. Оно золотое, оно стало символом.
Процесс познания гораздо сложнее, чем просто потребление информации.
Сначала одной на поиск. Девочка видит гусей-лебедей и бежит за ними. Затем найденную мысль-братца надо вновь сберечь от гусей-лебедей, спрятаться от них, укрыться.
Молочная река с кисельными берегами – первый рубеж. Первая пища для детского организма – молоко, пюре, кисели. Поела киселя девочка, набралась силы, укрыла речка своим берегом ее и брата от гусей. Создала опору, защиту, не дала похитить братца. Думаю, это первичный набор образно-символьной сказочно-мифологической информации.
Следующая на пути яблоня. Но плоды уже не райские, сладкие, прельщающие, а дикие кислые. Однако:
по плодам их узнаете их. И значит надо съесть вот это кислое яблоко, чтобы сберечь братца.
Ну а дальше печь. Сразу алхимический тигель всплыл в уме. Если предыдущий этап можно соотнести с анализом, то печь-тигель – это, несомненно, синтез. Чувство и мысль становятся единым целым, понимают друг друга, чувствуют друг друга.
И тогда повзрослевший человек возвращается домой, познавшим ту часть мира, куда он ходил за знаниями.
Вот как-то так увиделась мне связь этих сказок.
До сих пор помню детскую книжку “Занимательная математика” Перельмана Якова Исидоровича. Полет мысли и чувства был одновременный, любовь к математике возникла прочная и надолго.