Я ещё подумала, что, возможно, человек (подросток, молодой человек) решается на самоубийство не только тогда, когда, как ему кажется, не любят его, но и когда ему, как ему представляется, некого любить, или когда он любить ещё не умеет, или когда наступает такое состояние души, в которой любовь к себе становится более значимой, чем любовь к другим. Скорее это относится к случаю продуманного, а не спонтанного, импульсивного решения расстаться с жизнью, когда человек сам себе предоставляет время хорошенько подумать над своими чувствами, но уязвленное самолюбие всё же берёт верх.
Взаимная любовь между детьми и родителями – она существует на уровне инстинкта, появляется автоматически? Именно любовь как цельное чувство, а не, в частности, необходимость в проявлении и получении заботы?... Я всегда твердо была уверена, что да, любовь между родителями и детьми естественна, её только нужно учиться чувствовать и проявлять. И потому случаи нелюбви (или равнодушия) родителей (особенно матерей, отцы – они вообще особый народ), наблюдаемый со стороны, всегда вызывали недоумение, побуждали думать, что это какое-то нелепое и дикое временное заблуждение, дань эгоизму, ошибка природы, что-то неестественное, мерзкое.
Но не менее важным, мне кажется, является вопрос о любви детей к родителям. Проявление такой нелюбви, как мне думается, это не менее тревожный знак. Не заминается ли она, не уходит ли эта любовь куда-то из душ детей? А уважение к родителям?
Отвлекусь от темы, наверное, но задам давно интересующий меня вопрос: даже такое явление, что раньше было принято, чтобы дети любого возраста называли своих родителей на Вы, а с определённых времён не то что дети и не то что родителей, а малыши, только говорить научившиеся, называют даже бабушек и дедушек (своих и чужих) на ты, - это о чём-то говорит? Или это просто «такое время»?
..Вот если бы подросток мог представить, почувствовать, во всех деталях, что будет потом, после самоубийства: своё мёртвое тело, убивающихся родителей, пусть даже как они «пожалеют, что он умер и они не обращали на него внимание, не любили, не ценили, не признавали в нём человека» (и через это представление, возможно, отчасти найдёт свой выход накопившаяся отрицательная энергия), - и обязательно представить, что будет дальше...Что будет с родителями, как они будут потом жить? И даже – что же они будут делать без него – ведь с этим вопросом, возможно, и придёт понимание подростком своей значимости для них – как они будут жить без его к ним любви? Если подросток относится к родителям не с требованием любви, а с любовью, то эти вопросы, возможно, его смогут остановить в совершении страшного шага. Хотя, конечно, ещё не взрослому человеку такие вопросы себе задавать сложно, тем более в таком отчаянном для него состоянии.., но всё же..
И это касается не только любви к родителям. Но и к друзьям, к сверстникам, учителям, домашним животным… Возможно ли такое, чтобы человек мог не любить совсем никого? Может ли человек жить, не любя ни единого существа на свете?
Навык любить – его нужно прививать ребёнку с самых-самых ранних лет (но не требовать любовь).. Может, это главное? Или хотя бы прививать навык неравнодушия… Вот Смешного человека спасла от самоубийства девочка, которую ему просто стало жаль. Проявилась ещё не любовь, но уже неравнодушие. У Достоевского, кстати, так много героев из разных произведений собирались покончить с собой, причём героев не старых. И Раскольников (особенно помнится этот момент из советского фильма, как Г. Тараторкин стоял на мосту и смотрел вниз), и Митя Карамазов, и Кириллов (сейчас читаю "Бесы", и этот персонаж пока живой, но где-то здесь sLOGOSemya написал, что этот товарищ (как мне пока кажется, отчасти прообраз Смешного человека) - всё же покончит с собой).
Последний раз редактировалось NatalyaS 23 фев 2012, 20:01, всего редактировалось 1 раз.
|