Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 09 дек 2016, 06:50

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: "Принцесса Турандот" Карло Гоцци
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 09:53 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
Немного информации о Карло Гоцци и его пьесе “Турандот”

Карло Гоцци — итальянский драматург, вошедший в историю театра как создатель жанра фьябы — театральной сказки.
Он родился 13 декабря 1720 года в Венеции. Гоцци происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода. Его литературные способности обнаружились уже в детстве. Однако из-за необходимости искать средства к существованию он был вынужден в 16 лет поступить на военную службу к наместнику Далмации. Прослужив три года вернулся в Венеция и прожил там всю свою жизнь. Умер 4 апреля 1806 года.
Как литератор Гоцци представлял тип аристократа-дилетанта поэзии. Он гордился тем, что пишет для своего удовольствия и для прославления итальянского языка и литературы, а не для заработка подобно профессиональному драматургу Гольдони или журналисту нового типа, каким был его брат Гаспаро. Он не брал гонорара ни за свои стихи, ни за пьесы, которые писал для труппы Сакки, состоявшей под его литературным покровительством. Из-под его пера, по его собственному признанию, непрерывно изливались «потоки стихов и прозы». Гоцци писал лирические стихотворения, преимущественно модные в XVIII в. сонеты «на случай», героические и комические поэмы, стихотворные и прозаические сатиры, сказочные и бытовые комедии, трактаты, рассуждения и памфлеты в прозе, посвященные вопросам литературной теории и критики, оправданию своих сочинений и полемике с разнообразными противниками. Два прижизненных собрания сочинений далеко не исчерпывают всех его произведений, из которых мемуары вышли отдельным изданием, многие стихотворения разбросаны по сборникам того времени (так называемые Raccolti), а некоторые сатирические и полемические сочинения остались при жизни поэта ненапечатанными и до сих пор находятся в рукописи. Большинство этих произведений после смерти Гоцци не переиздавалось и в настоящее время забыто. То относительно немногое, что сохранило интерес, прямо или косвенно связано с борьбой Гоцци против Гольдони и буржуазного Просвещения.

25 января 1761 года в дни зимнего карнавала труппа актёров комедии, возглавляемая знаменитым комиком Антонио Сакки, представила венецианской публике с подмостков театра Сан Самуэле первую пьесу Карла Гоцци. Волшебство, буффонада масок, шутки, пародии, зрелищные эффекты этого сказочного спектакля привели зрителей в восторг. Замысел Гоцци объединить сказку и комедию масок в единый жанр полностью удался.
Этот жанр, в основе которого лежит сказочный материал, в котором причудливо смешиваются комическое и трагическое, получил название фьяба (fiabe teatrali). До нас фьяба «Любовь к трем апельсинам» дошла в форме «Разбора по воспоминанию», то есть, в сущности, это сценарий, сопровождаемый авторскими замечаниями об исполнении и реакции зрителей. Целиком Гоцци привёл лишь пародийно-сатирическую сцену, в которой он вывел Гольдони и Кьяри под видом мага Челио и феи Морганы.

Лучшей и наиболее известной фьябой Гоцци считается «Турандот», премьера которой состоялась 22 января 1762 года. Именно после постановки этой пьесы литературные соперники Гоцци навсегда покинули Венецию, а труппа Сакки смогла перебраься из театра Сан-Самуэле, в более вместительный и удобный театр Сант-Анджело. На сюжет «Турандот» написано не менее восьми опер, в том числе знаменитая опера Дж. Пуччини.

Информация с сайта… http://fantlab.ru/autor16350

Первое представление спектакля “Принцесса Турандот” по сказке Гоцци состоялось 28 февраля 1922 года в Третьей студии МХТ, впоследствии театр им. Вахтангова. Это был последний прижизненный спектакль известного режиссера. И он стал истинным шедевром театрального искусства.
«Принцесса Турандот» имела феноменальный успех. Присутствовавший на репетициях спектакля К. С. Станиславский передал умирающему Вахтангову, что «тот может заснуть победителем». По воспоминаниям очевидцев, на представлениях зрители забирались от восторга на спинки кресел.
Во второй постановке спектакля, восстановленной Рубеном Симоновым в 1963 году, в период «оттепели», роль принца Калафа исполнял Василий Лановой, а принцессы Турандот — Юлия Борисова (во втором составе — Виктор Зозулин и Марианна Вертинская). Маски — Николай Гриценко (Тарталья), Михаил Ульянов (Бригелла), Юрий Яковлев (Панталоне), Максим Греков (Труффальдино). Эта версия спектакля — единственная, которая была снята телевидением (в 1971 году) и выпущена на кассетах и DVD (в 2000-е годы).
В этой версии задача, воплощённая Вахтанговым в 1922 году, — рассказывать историю труппы, играющей спектакль, — не ставилась. Осталось два плана изображения: актеры играли не страсти своих героев, а ироническое отношение к ним. Абсолютная серьезность снималась и интермедиями масок, которые комментировали происходящее в подчёркнуто современном духе, что открывало широкие возможности для импровизации.

Информация из Википедии… http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1% ... 0%B2%D0%B0)

Именно эта вторая постановка, благодаря телевизионной версии 1971г., известна большинству из нас.
Вот здесь можно почитать пьесу… "Принцесса Турандот"
А здесь посмотреть спектакль… "Принцесса Турандот"

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 10:03 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Мы с Ириной, как то одновременно решили открыть тему))

Как я и предполагал, тема интереса не вызвала... Однако - это одна из самых популярных пьес мира и России... Спектакли идут на протяжении 85 лет отнюдь не случайно. Мне кажется, что помимо театральных достоинств. Пьеса Гоцци, как и старые сказки "о трех загадках", содержит архетип - основу формирования отношений любви между мужчиной и женщиной. Точнее говоря - значимые "роли", которые из века в век определяли возникновение таких отношений.

Как всегда - о чем эта сказка. Почему несколько веков люди смотрят спектакли с неослабевающим наслаждением?

Тема, собственно, "о мужчинах и женщинах" )). Идеально подходит на "иллюзорный" день календаря между двумя праздниками.

Евгения, спасибо за тему, но - с Вас звонок!!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 10:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
ТРИ ЗАГАДКИ ПРИНЦЕССЫ ТУРАНДОТ.

1-я загадка:

Вопрос:
Скажи мне, кто обходит неустанно
Все города, все замки, все селенья?
Кто вечный путь свершает безвозбранно
Средь криков торжества и пораженья?
Его лицо всем мило и желанно,
Он благодетель каждого творенья.
Равняться с ним казалося бы бредом.
Он здесь, и все же он тебе неведом,

Ответ:
Я буду счастлив, если остальные
Загадки ваши не трудней. Принцесса,
Кому ж не ясно, что обходит вечно
Все города, все земли, все селенья,
Что совершает безвозбранный путь
Средь криков пораженья и победы,
Что равного себе не терпит в мире
И здесь находится - простите - солнце?

2-я загадка:

Вопрос:
Есть дерево, где скрыта
Кончина человека;
Оно древней гранита
И молодо от века;
Красивый лист не вянет,
Он белый и узорный;
Но белизна обманет
Своей изнанкой черной.
Скажи, ты знаешь слово
Для дерева такого?

Ответ:
Не гневайтесь, надменная принцесса,
Но я загадку разрешу. Растенье
Древнейшее, но юное, где скрыта
Кончина человека, чьи листы
Белы снаружи и черны с изнанки.
То будет - с днями и ночами - год.

3-я загадка:

Вопрос:
Скажи мне, как зовется зверь прекрасный"
Четвероногий и крылатый, верный
В своей любви, но в ярости ужасный.
Он потрясает мир, высокомерный,
И торжествует. Мощными стопами
Он попирает океан безмерный,
А грудью и свирепыми когтями
Налег на землю. Вечного обилья
Почиет тень над мирными краями,
Где новый Феникс расширяет крылья.

Ответ:
(Обращаясь к зрительному залу.)
Ты, зверь четвероногий и крылатый,
Гроза вселенной, ты, что торжествуешь
Над морем и землей, даруя тень
Отрадную твоих безмерных крыльев
Стихии беспокойной и земле,
Возлюбленным сынам твоей державы,
О новый Феникс, зверь блаженный, ты -
Лев Адрии, во гневе справедливый,

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 10:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Чтоб не запутаться, разъясните такой вопрос. Я не знаю, как в первоисточнике, но существуют разные либретто на эту комедию Карло Гоцци, и в них разные загадки. Вышеприведённые загадки из либретто Карло Гольдони (Перевод М. Лозинского). В опере Джакомо Пуччини, где либретто Дж. Адами и Р. Симони звучат другие загадки:
"Что так сильно манит человека ночью, умирает утром, но вновь ярким видением возвращается на следующую ночь? — надменно вопрошает она Калафа. Надежда, что влечет к Турандот, — отвечает тот. И свитки мудрецов подтверждают — да, надежда. Верен и второй ответ юноши: то, что пылает подобно пламени, но не пламя — это огонь в крови человека, сгорающего от любви к Турандот. Остается третья загадка — последняя и самая трудная. Что подобно льду, но от огня замерзает? Долго молчит Калаф. Глубокое волнение охватывает императора и его свиту, Тимура и Лю, всех собравшихся. Слышатся слова ободрения и поддержки... Не сомневаясь в своем триумфе, Турандот уже готова торжествовать победу, но в последний момент любовь все же подсказывает юноше правильный ответ: это она сама, Турандот! И, счастливый, добавляет: но жар его страсти растопит лед ее сердца!"

В Вахтанговском спектакле, разумеется, другие загадки. Какой вариант будем разгадывать мы?

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 11:24 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
КС писал(а):
В Вахтанговском спектакле, разумеется, другие загадки. Какой вариант будем разгадывать мы?


Я думаю - из пьесы Карло Гоцци, который вы привели выше)).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 11:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
По загадкам. Наша соседка по дачи, которая работает переводчиком и редактором в одном из издательств, подарила моей дочке сборник сказок, в котором очень много было старинных загадок. Моя дочь очень любит их отгадывать, но иногда она очень переживала, потому что попадались замысловатые загадки. Я ей объясняла, что эти загадки придумывали мудрецы, поэтому предмет загадок был связан с вечным, а это вечное - Природа. Часто такие загадки о Солнце, Луне, временах года, явлениях Природы:снеге, дожде, грозе и пр. Ей после этого стало легче отгадывать их.

Разумеется каждое такое природное явление несёт и важную образную нагрузку. Поэтому попытаюсь подумать.
Но я не понимаю смысл ответа на третий вопрос:

Ответ:
(Обращаясь к зрительному залу.)
Ты, зверь четвероногий и крылатый,
Гроза вселенной, ты, что торжествуешь
Над морем и землей, даруя тень
Отрадную твоих безмерных крыльев
Стихии беспокойной и земле,
Возлюбленным сынам твоей державы,
О новый Феникс, зверь блаженный, ты -
Лев Адрии, во гневе справедливый,


Калаф имеет ввиду "человека"? Я не нашла, что означает "Лев Адрии".
Адрия - это город http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E4%F0%E8%FF

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 13:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02 мар 2010, 01:17
Сообщения: 2379
Селена, Александр Геннадьевич , Катя, Женя!
Спасибо за предложение, открытие, освещение темы.
Александр Геннадьевич, конечно же, это очередная важная тема .
Но души наши из жизни-то ведь не вываливаются, даже если нет видимости участия в "марафоне")..
Это же не "гонка"?
А процесс - идёт.

:smu:sche_nie:

_________________
Единого Дыхания связующая нить...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 13:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
КС писал(а):
Но я не понимаю смысл ответа на третий вопрос:

Ответ:
(Обращаясь к зрительному залу.)
Ты, зверь четвероногий и крылатый,
Гроза вселенной, ты, что торжествуешь
Над морем и землей, даруя тень
Отрадную твоих безмерных крыльев
Стихии беспокойной и земле,
Возлюбленным сынам твоей державы,
О новый Феникс, зверь блаженный, ты -
Лев Адрии, во гневе справедливый,


Калаф имеет ввиду "человека"? Я не нашла, что означает "Лев Адрии".

Адрия - это город http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E4%F0%E8%FF

....то, к чему ведут все все все ниточки.....закон мироздания.. Сфинкс.. Бог? :du_ma_et:
и человек его отражение.

в ответах на мейл.ру вот такой ответ :))
Адрия - город в Италии.
Вот такую интересную выдержку могу привести: "Проведя меня сквозь крепостную стену Котора, мой гид обвел рукой карликовую площадь и процитировал с эмфазой:
— “Вечного обилья почиет тень над мирными краями, где новый Феникс расширяет крылья”. Кто это?
— НАТО?
— Если верить Гоцци, вам бы отрубили голову. Это — загадка принцессы Турандот. Вот он — венецианский Лев Адрии.
Только тут я заметил над воротами дружелюбную дворнягу с застенчивой улыбкой. Присобаченные известкой крылья указывали на геральдическое происхождение зверя, мирно воплощавшего мечту просветителей".


Фото Котора http://mccuntz.livejournal.com/97408.html

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 14:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Там в оригинале "..Sei dell'Adria il Leon feroce.." sei - шесть львов Адрии (Венеции)....львы Венеции. Венеция впринципе.....

"Крылатый лев является символом Святого Марка евангелиста, а с XII века и символом Венецианской Республики. Изображение льва может носить несколько значений. Когда он держит лапу на раскрытой книге (Евангеле) - символ носителя мира. Если книга закрыта - лев идёт с войной. Обычно он возвышается рядом с морем, показывая, таким образом, военную силу Венеции. Когда же задние лапы льва находятся в воде, а передние на земле - символизирует Венецию как владычицу моря и суши.

Изображение

Исторически лев как символическое и священное животное со всеми его атрибутами не отмечен в качестве государственной инсигнии Венеции до XIII в., — крылатый лев еще не был водружен на одну из двух колонн на площади у Большого канала. Самым ранним считается изображение на мерном сосуде для зерна, хранящемся в государственном архиве Венеции, с надписью «мера зерновой палаты на Риальто 1263», на котором лев изображен присевшим на задние лапы, с нимбом, крыльями веером и с открытым евангелием в передних лапах, хотя существует также предположение, что изображение могло быть нанесено позднее времени изготовления. На знамя коммуны изображение льва еще помещено не было, тому подтверждением служит сообщение заслуживающего доверия хрониста Мартино да Канале, бывшего свидетелем того, как во время пасхального хода в 1267 г. перед дожем несли восемь знамен с изображением евангелиста Марка в человеческом облике. Достаточно определенно об использовании льва в качестве государственного символа можно говорить только с начала XIV в.

Историческая действительность наводит на предположение, что появление льва на знамени, одной из важнейших инсигнии, именно в этот период можно рассматривать как следствие соперничества с республикой св. Георгия. В пользу такого предположения свидетельствуют и изображения флагов с рубежа XIII—XIV вв. на пергаменных мореходных картах, предназначенных для плавания по Средиземноморскому и Черным морям. С этой точки зрения представляется апокрифическим и навеянным исторической реальностью времени изображение на мозаике капеллы св. Исидора в базилике св. Марка красного знамени с золотым львом, укрепленного на корме галеи, на которой прибыл на о. Хиос в 1122 г. дож Доменико Микьель, и даже в этом случае знамена с изображением льва были даны папой Александром III дожу Циани лишь через полвека после изображенного на мозаике события. Началом XIV в. датируется лев на дверях колокольни св. Аполлинария, лев в государственном архиве Венеции, львы на фасадах церквей в Истрии, монета дженольело, чеканенная при доже Франческо Дандоло, 1329—1339 гг., на которой лев изображен в левом повороте, стоящим на задних лапах и держащие в передних лапах бандьеру коммуны, примеры можно умножать.

Лев становится непременным и вездесущим символом Венеции и ее политического или экономического присутствия, от портала Арсенала до портала венецианского палаццо во Львове, вытеснившим изображения святого покровителя Венеции — «Венеция — львиный город», заметил проницательный русский путешественник".


Источник http://venezia.iatp.by/images/mark05.jpg

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 14:56 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 714
Откуда: Челябинская область
Danilin писал(а):
Спектакли идут на протяжении 85 лет отнюдь не случайно. Мне кажется, что помимо театральных достоинств. Пьеса Гоцци, как и старые сказки "о трех загадках", содержит архетип - основу формирования отношений любви между мужчиной и женщиной. Точнее говоря - значимые "роли", которые из века в век определяли возникновение таких отношений.

Как всегда - о чем эта сказка. Почему несколько веков люди смотрят спектакли с неослабевающим наслаждением?

Тема, собственно, "о мужчинах и женщинах" )). Идеально подходит на "иллюзорный" день календаря между двумя праздниками.

Евгения, спасибо за тему, но - с Вас звонок!!


Разумеется, я оставлю звуковое сообщение. Большое спасибо за открытие темы! :ro_za:

Да, наверное, действительно, это архетипическая сказка об отношениях между полами.
И я хочу сказать о другой подобной сказке. Это моя любимая сказка в сборнике Афанасьева, называется «Вещий сон». В общем, там много разных волшебных ситуаций накручено (этим она мне и нравится), но центральное место занимает история, когда царевич поехал свататься к царевне, которая вела себя вот точно так же, как Турандот – так же загадывала загадки, так же рубила головы. У этого царевича был слуга Иван, который смог в пути заполучить три волшебные вещи и спас царевича, отгадал за него все загадки. Там об этих загадках и их отгадывании говорится гораздо подробнее, чем у Гоцци. Может, загадки из такого же типа сказки Афанасьева помогут понять смысл загадок Турандот?
Прочитать сказку «Вещий сон» можно здесь:
http://narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru/skazka_99.htm

Была очень удивлена тем, что в youtube этого спектакля нет – только маленькие отрывочки. Если кто-то не может посмотреть целиком спектакль по ссылке Селены – вот есть такой фрагмент: это самое начало представления, но в нём хорошо чувствуется атмосфера всего спектакля.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 16:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2863
Откуда: Уфа
Лев как воплощение вселенского закона, состоявшаяся целостность творения(состоятельность)?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 19:59 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
С удовольствием пересмотрела вчера спектакль. С удовольствием прочитала сегодня пьесу. Пьесу в переводе М.Лозинского прочитала первый раз. Чуть другой текст, чем в спектакле, где использован перевод М.А.Осоргина. Комедия масок с каким-то глубоким, щемящим сердце своей подлинностью, внутренним, очень серьезным, смыслом.

Благородный принц Калаф, изгнанник, практически нищий, преследуемый врагами, скрывающий свое имя, никогда не влюблявшийся в реальных живых красавиц, вдруг, как и все несчастные принцы до него, влюбляется в портрет. Причем в спектакле настолько великолепно обыгран этот эпизод, что и смешно, и как-то невероятно подлинно. На портрете лишь схематично обозначен женский профиль.
Барах, послушай, теперь иль никогда.
Пора настала мне испытать судьбу.
К чему влачить такую жизнь.
Нет. Или одним ударом завоевать
Прекраснейшую в свете …

(смотрит на портрет принцессы, переворачивает его,… в зале смех…)
… и с нею трон
Или покончить разом
С презренной и ненавистной жизнью.

Безумие любви. Смешно, патетично и невероятно точно. Ну какая разница, что на портрете всего несколько линий, ну какая разница, что он вверх ногами,… Любовь или смерть, - с этим девизом Калаф проходит через весь спектакль. И это и смешно, и верно. Ну разве может жить душа без любви, без любви она ведь мертвая. Так что ее отсутствие, как ни крути, а действительно смерть.
Без Турандот я более, чем мертвый.
Пускай она натешится победой.


Турандот – гордая, умная, жестокая. Всем претендентам на ее сердце, руку и трон сложнейшие загадки. Не отгадали, пеняйте на себя. Рубят голову и на кол перед дворцом. Однако поток желающих неиссякаем. Что их влечет к жестокой гордячке? Похоже, за любовь принимается тщеславное желание овладеть умной красавицей вместе с ее троном. Ведь и Калаф начинает с этого ж,… завоевать Прекраснейшую в свете и с нею трон. И Турандот интуитивно это чувствует. Она пытается оградить свои чувства с помощью разума. Выдумывает хитрые загадки, которые, как она надеется, никто не сможет отгадать, и значит ее сердце не дрогнет навстречу очередному воздыхателю. Ну не пристало же принцессе любить мужчину, который глупее ее. Этого не допускает ее гордость. Однако еще до загадок и отгадок в сердце её входит любовь к Калафу.
Турандот
(в сторону, смущенно)
Чтоб он один из всех
В моей груди мог вызвать состраданье?
(С решимостью.)
Нет, я должна преодолеть себя.

Состраданье вошло в сердце. Начало любви, начало интереса к другому. Она боится сама себя, нового своего чувства. “Нет, я должна преодолеть себя”. Интересно, что она пытается преодолеть сострадание в угоду гордости и жестокости.

Итак, начинаются загадки. Разгадываем их в переводе Лозинского, как предложил Док.
Солнце, год, лев Адрии… - ответы, которые принц Калаф угадал. И эти ответы у меня сегодня выстроились вокруг зодиакального круга. Неудивительно конечно, тренинг по нему идет.

Солнце – внутренний центр Зодиака, совершенный человек, божественная идея человека.
Равняться с ним казалося бы бредом.
Он здесь, и все же он тебе неведом,

Неведомый каждому внутренний центр себя, божественное начало, солнечный свет.

Год – зодиакальный круг. Двенадцать знаков Зодиака, смешивающих, перемешивающих четыре первичных инстинкта-стихии в одной человеческой душе.
Оно древней гранита
И молодо от века;

Зодиакальный круг – одна из древнейших символьных систем, рассматривающих структуру человеческой души.

Лев Адрии – зодиакальный знак Лев – символ человеческого сознания или человеческого разума. С него начинается путь человеческой личности, в нем первом перемешиваются древнейшие стихии души.
Скажи мне, как зовется зверь прекрасный
Четвероногий и крылатый, верный
В своей любви, но в ярости ужасный.

Просто портрет Сфинкса с его знаменитой загадкой о человеке. Отгадавший загадку становился царем.

Однако Калафу, чтобы не повторить путь царя Эдипа, уже не достаточно только отгадать загадки. Отгадав их, он всего лишь доказывает принцессе, что равен ей. А всем окружающим, что может стать царем. Но для любви этого недостаточно. В ее основе сострадательное понимание. Вот через это испытание и проходит Калаф, да и Турандот тоже.

Новая загадка, теперь для Турандот: узнать имя благородного принца. Интриги, обман, ухищрения, подкуп, предательство,… все идет в дело. Две подруги-рабыни Турандот Зелима и Адельма, как две противоположные части души самой Турандот. Нежная, жалеющая, беспечная, больше чувствующая, чем думающая Зелима и ревнивая, решительная, столь же гордая Адельма. Благодаря им узнается имя, благодаря им душа Турандот раскрывается навстречу Калафу, благодаря им возникает любовь. Однако в финале Адельма изгоняется или отпускается на свободу. Ревность и зависть опасны для любви. А побеждает единство душ.
Калаф
Как можно мерить мерою расчета
Мою любовь, Барах? Ты не видал
Отчаянья и гнева Турандот,
Моей души единой, там, в Диване
.

Отчаяние и гнев любимой понимаются и чувствуются Калафом как свои собственные переживания. Ну разве может он доставлять любимой такие мучения, ведь и его душа при этом тоже страдает? Не может быть в любви расчета, не может… и безумие вырывается наружу в виде смешных карнавальных масок, в виде иронии и легкомыслия, в виде наигранности и гротеска, легкость и озорство импровизаций,… а как же иначе? Серьезность любовного безумия можно принять и понять только за карнавальной феерией масок.

P.S. Много еще чего интересного в этой пьесе, на что откликнулась душа. Однако и так опять слишком много букв написала.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 20:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Когда прозвучала ТЕМА, я почему-то думала,что в центре обсуждения будет не сюжет пьесы и даже не загадки, а ИМПРОВИЗАЦИОННЫЙ вахтанговский метод постановки спектакля. Апофеоз ТВОРЧЕСТВА, игривости, смелости, артистизма !
Такой спектакль - всегда проверка театральной труппы на подлинную театральность.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 20:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Справка

"Принцесса Турандот" с момента премьеры влюбила в себя публику настолько, что на вечеринках бесконечно звучал вальс из спектакля, молодежь опрыскивала себя духами "Принц Калаф".

Сама премьера "Турандот" в 1922 году была настолько громкой, с восторгами Станиславского, неистовыми криками радости актера Михаила Чехова, безумством зрителей, что на нее старалась попасть вся Москва.

А в 1930-е - 1940-е годы, когда сказочная стихия была изгнана из советского театра, а на сцене шли в основном политизированные спектакли, зрители часто вспоминали "Принцессу Турандот" как пример праздничной, фантазийной постановки, которая радовала и сердце, и ум.


В 1963 году спектакль Вахтангова восстановил его преемник, художественный руководитель театра Рубен Симонов. О том, как играли в "Принцессе Турандот" Юлия Борисова (Турандот), Василий Лановой (Калаф), Людмила Максакова (Адельма), Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Николай Гриценко (трио персонажей, воплощавших традиционные маски commedia dell’arte), можно судить по телеверсии 1971 года.

В спектакле сюжет сопровождался уморительными лирическими отступлениями - хохмами и розыгрышами актеров, которые острили по поводу современности.


В такой живой оправе, напоминавшей талантливый капустник, классика заиграла особенно ярко. Зрительницы еще долго копировали интонации Борисовой, красились "под Максакову", обожали Калафа - Ланового.

В начале 1990-х вышла новая версия "Принцессы Турандот" - с постперестроечными шутками. Со временем эта версия устарела. Спектакль мало-помалу превращался в обветшавшую музейную ценность. Театр пытался восстановить спектакль 1963 года, с теми же актерами, но удачи это не принесло.

Пять лет назад худсовет театра решил приостановить спектакль, чтобы он, по словам Василия Ланового, "почистил перышки". "Мы попробуем спектакль вернуть, но я еще не понимаю, как", - сказал тогда худрук театра Михаил Ульянов.

В этом году "Принцесса Турандот" стала историей.


ПОЧЕМУ СЕГОДНЯ НЕВОЗМОЖНО СТОЛЬ БУРНОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ВЕСЕЛЬЕ на основе интриги пьесы ПТ ? - вопрос "на засыпку". :ne_vi_del:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 27 фев 2012, 21:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2863
Откуда: Уфа
Потому что Generation П. Его ведь в закрытом показе кто-то тоже назвал капустником, в своём роде.
1963-71гг это ещё плоды и инерция оттепели.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 58 ]  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.047s | 16 Queries | GZIP : On ]