Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 10 дек 2016, 05:58

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 36 ]  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 мар 2012, 10:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Афалина писал(а):
Среда, 14 марта

Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"


__________________________
Телефон прямого эфира "РР"
и автоответчика программы
"Серебряные нити"

(среда, пятница 20:00-22:00ч мск)
8 (495) 956-15-14

..Мир может перевернуться, но старый Хабуг, хозяин Большого Дома, так и будет сидеть на своем муле. А когда чегемца Чунку, привезшего на рынок орехи, спросят городские, равнинные жители, откуда он, Чунка скромно ответит "Мы из верхних!"
Эх, время, в котором стоим! Старики стареют, сын Хабуга Сандро спускается жить вниз, в город и зарабатывает на пропитание танцами. И некому скоро уже будет пахать, сеять и собирать урожай?
("Эх, время, в котором стоим", -- вообще любят говорить чегемцы по
всякому поводу, и выражение это, в зависимости от того, как его произносить,
имеет множество оттенков, выражающих разную степень безнадежности. При всех
оттенках само время неизменно рассматривается, вернее сказать, ощущается,
как стихия текучая, но не подвластная нам, и не в нашей воле войти в него
или выйти, мы можем в нем, как в потоке, стоять и ждать -- то ли поток
усилится и покроет нас с головой, то ли вдруг исчезнет под подошвами ног.)

Земля уйдет из под ног, если люди перестанут пахать и сеять. Кривобокие души и кривобокие идеи покажутся людям единственно прямыми. Может быть, и бедняга Пизанская башня, в сущности, правильно стояла, а это наша земля, на которой воцарился "кумхоз", наша земля со всеми нашими земными делами под ней скособочилась?!
Я думаю, существует болезнь века, которую еще не открыли психиатры и
которую я сейчас открыл и даю ей название -- комплекс Пизанской башни. Прошу
зафиксировать приоритет советской науки в этом вопросе.
Современный человек чувствует неустойчивость всего, что делается вокруг
него. У него такое ощущение, что все должно рухнуть и все почему-то
держится. Окружающая жизнь гнетет его двойным гнетом, то есть и тем, что все
должно рухнуть, и тем, что все все еще держится.
И вот человек с этим пизанским комплексом, встречаясь с Кемалом,
чувствует, что в этом мире, оказывается, еще есть явления и люди, прочные,
крепкие, надежные.

Чегемцы ( один из них- парень, который видит во сне то, что бессловесный мул старого Хабуга мысленно расказывает ангелам- сам Фазиль Искандер!) позволяют мировой оси оставаться в ее изначальном положении, сохраняя в себе исключительную устойчивость, прочность, хорошо налаженную центровку "верхних", горцев, людей, которых даже поток времени не может захлестнуть с головой! Уезжая из дома верхом на муле, Хабуг не забудет проследить, чтобы дверь кухни, по абхазским обычаям, всегда оставалась открытой, на случай нечаянных гостей, а Колчерукий, умирая, все-таки выиграет спор со своим давним другом и соперником Мустафой, докажет, что лучше знает лошадей, попросив Мустафу на коне перепрыгнуть через свой гроб!
Когда я перечитываю Фазиля Искандера, я думаю: "Стоит где-то на земле село Чегем. Существует где-то вечно-вертикальная ось мира! И этот гироскоп проходит через меня, а не через Пизанскую башню.."

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 мар 2012, 13:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Я начала читать, какой-то сплошной сюрреализм. Я в подростковом возрасте ездила в Абхазию в пионерский лагерь. Ощущение идентичное. Я помню, когда родители меня провожали на вокзал, дверями в электричке мне прищемило голову, у меня было предчувствие, что это знак-предупреждение. Говорят, что Россию умом не понять, вот чего не понять умом, так это Абхазию. Всё там было как-то не по человечески, такое впечатление, что люди там живут не головой, а какими-то инстинктами. Адаптироваться было очень трудно. "Первобытные" инстинкты аборигенов поражали своей дикостью. В-общем, я как оттуда приехала, долго и тяжело болела, моя голова не справилась с тем "национальным колоритом".

Читать трудно, но интересно, потому что есть моменты, где читаешь про себя. Например, про вечно испуганную секретаршу редакции. Я начинала свою трудовую деятельность в редакции и тоже с секретарши, у меня тоже был вечно испуганный вид. Хотя это было связанно не с начальником, а с атмосферой в семье, где отцом культивировался страх:

"Кстати, все мои сложности с Автандилом
Автандиловичем начались с этой несчастной секретарши. Я заметил, что этот ее
страх лично им культивируется и поддерживается. Казалось бы, для чего ему
унижать меня, для чего ему этот постоянный страх секретарши, которая и без
страха ему преданно служит, да и он без нее не может обойтись и перетащил ее
со своей предыдущей работы?
Просто, я думаю, что людям, не по праву, не по способностям занимающим
положение начальника, все это надо не только для своего внутреннего
самоутверждения, но и для утверждения реальности происходящей вокруг жизни.
Человек, который годами руководит людьми, пишущими статьи, одни из этих
статей бракуя, другие восхваляя, при этом сам не умея написать ни те статьи,
которые он бракует, ни даже те, которые он восхваляет, и при этом он знает,
что все знают о том, что он этого не умеет, человек этот не может время от
времени не усомниться в реальности происходящего вокруг.
Да не разыгрывают ли меня все эти люди, делая вид, что слушают меня,
подчиняются мне, да не происходит ли вокруг меня грандиозная насмешка? Ах,
так! Сейчас вызовем сотрудника X, кажется, у него какое-то ехидство
скрывается в глазах.
Нажимается кнопка. Вбегает секретарша и съеживается под холодеющим
взглядом Автандила Автандиловича. Нет, не смеются надо мной, думает он,
немного успокаиваясь, так страх невозможно сыграть".

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 02:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
На ресурсе программы Однако http://www.odnako.org/ в одной из статей поднималась тема о том, что в настоящий момент получила свое зримое (уличное) проявление ныне складывающаяся ЭСТЕТИКА И ЭТИКА Сетевых ХОМЯЧКОВ, особенно в Москве и Питере. И высказывалось тревога по поводу: в результате чего и как это случилось. И проявлялась озабоченность по поводу того, что если мы не найдем способов с этим как-то разобраться, то у России не будет будущего.
Мне подумалось, каким же все таки еще незаметным ручейком выглядит СН в свете этого мнения, хотя казалось бы уж эта передача все делает для пробуждения человеческого в человеке, для пробуждения духа Сандро из Чегема
Сандро как человеческий тип вымывается из культуры. Почему и как это произошло, что его кавказские (пусть и не абхазские) соплеменники с оружием в руках шастают по горам и убивают своих

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 08:34 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 715
Откуда: Челябинская область
Есть у меня материал по теме. У меня сохранилась аудиозапись одной из передач «Радио России» из цикла «Избранное». Это был цикл, посвящённый 20-летию РР (некоторые программы этого цикла есть на сайте РР, но этой нет), и там рассказывалось о разных программах в истории РР. В той записи, которая у меня сохранилась, приведён фрагмент программы для школьников 1991 года – и этим фрагментом была обстоятельная беседа с самим Фазилем Искандером. Была там речь и про «Сандро из Чегема», и про юмор, и вообще про жизнь. Эту запись я привожу здесь в двух файлах (в один всё интервью не поместилось). Кому интересно – послушайте. Только там не сразу сама беседа идёт – там сначала вступительное слово про «Радио России».



...И ПОЗДРАВЛЯЮ АЛЕКСАНДРА ГЕННАДЬЕВИЧА С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! @->-- @->-- @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 09:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
Иван, если будут играть в аппаратные игры аля "тандем", а не заниматься тем, как приструнить (ворон, ворону .....) чинушь-бандюков то, дальше будут иметь дело уже не с белыми бантиками хомячков, а с арматуринами тех самых рабочих с уралвагон.завода.
Вот ещё один "замёрз" в реанимации после избиения и изнасилования бутылкой из под шампанского в ментовке.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 16:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
Почитал в начале совсем чуток. Вроде написано здорово, воображение эдак навязчиво добавляет в окончания кавказский акцент. Но, похоже, безконечное чтение анекдотов, хоть и филосовских, не для меня, утомительно, или не для меня на данный момент. Наверное не хочу сейчас быть кыло деревенской оси мира, наверное больше желание вращаться вокруг оси. А может и оторваться от неё, а может я её не нахожу, а может и не имею желания искать?


Последний раз редактировалось Djuley 12 мар 2012, 16:29, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 16:24 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Здесь послушать можно
http://abook.fm/audio/Юмор/Сандро%20из%20Чегема

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 16:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Djuley
http://expert.ru/dossier/story/125988/
если прочитаешь, то может не будешь так скоропалителен в своих оценках
http://www.youtube.com/watch?v=_bhzkWxT ... r_embedded
Я говорю о том, что такой культурный герой, как Сандро презирается частью нашей так называемой интеллигенции ("мухи"," быдло",анчоусы")и разбираться бы надо в том почему это происходит и чем это грозит России, а не в политических перепетиях, тем более не имея полной картины происходящего, как видно из твоей реплики.
Трехмесячная встряска показала резкое различие между определенной тусовкой и народом (анчоусами - перл Латыниной) Сандро и хипстерами, геями, демократическими журналистами,грантовыми правозащитниками, сетевыми хомячками Навального. Мы куда идем? К народности Сандро или к Чириковским воплям с призывами к СЩА навести порядок в России. К Патриотизму или к американским флагам на улицах России. Хотел бы я посмотреть на американца возлюбившего российский флаг. А все ведь идет к тому в России, если почитать нашу так называемую либеральную прессу. Нет там места Сандро. Его человечности, мудрости, патриотизма к своей стране
Вот один из ответов почему Сандро уже не котируется
http://www.odnako.org/blogs/show_16351/

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 17:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
Иван, ты всё про пену. Впрочем, и я, может быть, про пену.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 18:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Солидарна, Крестник. Мне тоже нынче не идет ИСКАНДЕР. И раньше - не очень.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 19:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2864
Откуда: Уфа
Крёстная, наверное дело в формах, не тот интерфейс, понимаешь, по нынешним временам, не те ритмы. Пелевин, может, коммуникативней будет с современностью.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 мар 2012, 20:16 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Да, именно. Но в разделе "Вопросы - ответы" с А. Г. Данилиным прочла вчера переписку о Пелевине. О его последнем романе " S.N.U.F.F". А.Г. Д. признавался,что его "тошнит" от последних романов ВП.
Автор вопроса о Пелевине бранил писателя за то,что тот перестал давать вектор и указывать читателю перспективу духовного движения и развития. Мне-то СНАФФ (сорри,лень переходить на латиницу) нравится. И перспективу-то как раз не так уж закрывает...На МОЙ взгляд. А Искандер прекрасно воплощал ПОСЛЕВОЕННОЕ СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ, когда жили дворами и коммунальными квартирами. И дружили. И радовались ЖИЗНИ. Солнечность исходила из самого бытия. Есть фильм "Отец солдата". Про отца - грузина,который ищет на фронте своего сына. А сын, Герой Советского Союза погибает накануне Победы. Трагедия,но...светлая. Именно оптимистическая. Оптимизма сегодня нам всем не хватает. А для пессимизма мы,признаться честно, не шибко просвещены в большой ФИЛОСОФИИ.
Но что-то я не туда...Абхазия. Грустное место нынче. Обезьянки. Павлины. Мрачноватые люди. Очень красивые юноши...ПРИРОДА. Горы. Солнце. Так и хочется повторить А.П. Ч. "И какая же рядом с ними ( деревьями) должна быть прекрасная жизнь".
А ПЕЛЕВИН правдив. ЗНАЕТ он нынешнюю реальность. И...страдает,по-моему. Но кроме очередной ПОНЮШКИ *в том или ином виде) нам уже мало,что "вставляет" настроение . Нда )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 мар 2012, 10:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Иван Журавский писал(а):
Я говорю о том, что такой культурный герой, как Сандро презирается частью нашей так называемой интеллигенции ("мухи"," быдло",анчоусы")и разбираться бы надо в том почему это происходит и чем это грозит России, а не в политических перепетиях, тем более не имея полной картины происходящего, как видно из твоей реплики.

Но Сандро- не герой! :du_ma_et:
Дядя Сандро (он действительно дядя Фазилю Искандеру, или уж так здорово написано, что я верю в их родство)- сквозной персонаж, помогающий Искандеру рассказывать истории из жизни своих земляков. Я не слишком сильна в литературоведении, Катя тут писала, что роман- сплошной сюрреализм, не знаю, но роман действительно странноватый. Без главных героев. Буйвол Широколобый- такой же герой, как Сандро Чегемба, или бригадир Кязым. В начале предисловия Фазиль Искандер пишет, что "Сандро из Чегема"- пародия на плутовской роман. Искандер привлекает своих земляков (наверное, дядя Сандро ему просто по- человечески симпатичен, но и достается ему от Фазиля, пожалуй, больше других персонажей!) в роман, чтобы они на разные голоса рассказали "историю рода":
История рода, история села Чегем, история Абхазии и весь остальной мир,
как он видится с чегемских высот, -- вот канва замысла.
Мне кажется, первый промельк его я ощутил в детстве. В жаркий летний
день я лежал на бычьей шкуре в тени яблони. Время от времени под порывами
ветерка созревшие яблоки слетали с дерева и шлепались на траву.

Роман таким получился, потому что Искандера грела его любовь к отчему дому, к родному очагу, к детству. (Если быть точными- Искандер не абхаз. Он иранец. Но детство его прошло в Чегеме. У него есть еще одна вещь "Детство Чика", где под именем Чика он выставляет свое детство..)
Однажды мы сидели с сестрой на склоне горы и смотрели на склон горы напротив нас. "Видишь то кривое дерево? Если бы я не знала, что нахожусь на Урале, то я бы подумала, что это шелковица. И мы с тобой в Абхазии. Ты еще не читала "Сандро из Чегема"?"- сказала мне сестра.
Дело было в родном городе нашей матери- Златоусте..
А дядя Сандро знаменит тем, что "выбился в присматривающие" через знаменитый абхазский ансамбль песни и пляски под руководством Платона Панцулая. Танцевал перед самим Большеусым! И в танце победил лучшего (до него) танцора Пата Патарая. Мозоли у дяди Сандро не руках (и даже не ногах), у него мозоль на шее сзади, потому что он всю жизнь запрокидывает голову, выпивая литровый рог вина, будучи первым тамадой во всей Абхазии.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 мар 2012, 11:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
Иван Журавский писал(а):
Хотел бы я посмотреть на американца возлюбившего российский флаг. /

А, пожальста. Можно без портретиков. Желающие могут поискать...
Америка, тысяча восемьсот шестьдесят четвертого год, где в двух портах стоят на якоре боевые корабли под российскими Андреевскими флагами
1863–1864 гг. две русских эскадры около девяти месяцев базировались в Сан-Франциско и Нью-Йорке, прикрывая эти города от возможного нападения английского и французского флотов. - Русские эскадры под командой контр-адмиралов Лесовского и Попова
Джеймс Блейн, конгрессмен с сорокалетним стажем: «В то время, среди великих держав мира, только одна проявляла активную дружбу к нам»,
Историк Дж. Стимпсорн: «Считалось общепризнанным, что русские находятся в США затем, чтобы англичане и французы держали руки прочь от США в то время, как Штаты сражаются за свое существование».

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Ф.А. Искандер "Сандро из Чегема"
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 мар 2012, 13:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
“Сандро из Чегема”. 32 небольших провести или больших рассказа, связанных между собой кровным родством большого чегемского рода. Большой Дом на вершине холма - невидимый центр всех рассказов этого цикла, патриархальный центр, основанный старым Хабугом. Древние, как мир, законы чести, благородства, справедливости, нравственной чистоты надо было все время подтверждать трудом, силой и отчаянной смелостью. Кровь, как рубиновое вино Изабелла, бурлит и играет в жилах, ищет выхода своей бурлящей энергии в дерзких и наглых выходках, делах, поступках. Украсть девушку, оскорбить князя, гордо говорить с принцем, дерзко отзываться о власти… все это как необходимые условия самоопределения, самоутверждения, самоидентификации. В патриархальной культуре индивидуальность складывается из оценочных характеристик членов рода, авторитет старших велик необыкновенно.

Дядя Сандро приглашает своего отца посмотреть дом, который ему продает горсовет. Старый Хабуг без особого желания едет в Мухус. Ему не нравится новая власть. Не нравится и то, что сын зарабатывает на жизнь, танцуя в ансамбле. Он уверен, что сын будет просить денег на покупку дома и поэтому едет, чтобы хозяйским взглядом оценить такую важную покупку. Однако все оказывается гораздо сложнее. Сандро что-то беспокоит, что-то, что чувствует мул Хабуга, но пока еще не чувствует сам старик. Ему нравится новый дом и он начинает расспрашивать: где его прежние хозяева. Хозяева репрессированы новой властью, дом продает горсовет, задешево. Продает Сандро, как лучшему танцору национального ансамбля.
-- Сын мой, -- начал он тихим и страшным голосом, -- раньше, если
кровник убивал своего врага, он, не тронув и пуговицы на его одежде,
доставлял труп к его дому, клал его на землю и кричал его домашним, чтобы
они взяли своего мертвеца в чистом виде, не оскверненным прикосновением
животного. Вот как было. Эти же убивают безвинных людей, и, содрав с них
одежду, по дешевке продают ее своим холуям. Можешь покупать этот дом, но --
ни я в него ни ногой, ни ты никогда не переступишь порога моего дома!
С этими словами мой старик подошел ко мне, вдвинул мне в рот удила с
такой силой, что чуть зубы мне не выбил (я при чем?!), сгреб девчушку с
седла, чтобы сесть на меня и уехать из города.

Нравственное чутье старого Хабуга велико. Кровная месть - справедливый закон патриархальной жизни, однако, убийство ради грабежа – это оскорбление и осквернение все тех же древних родовых законов. За то, что его сын готов переступить через них, он предупреждает, что выгонит его из своего дома и из своей души.
-- Отец! -- закричал он. -- Не горячись, прошу тебя! Я ведь для этого
тебя и вызвал, чтобы посоветоваться. Я и сам чувствовал, что тут что-то
нечисто. Что я, две тысячи рублей не мог достать? Мне бы друзья одолжили!

Дядя Сандро все еще хранит в себе верность законам рода. Однако и к новой жизни он приспосабливается с невероятной быстротой, благодаря легкой изящной и очень своевременной иронии. Он умеет и к себе относится с юмором, и сложную ситуацию разрядить шуткой. Он тамада на свадебных пирах, дружеских застольях, поминальных трапезах. Он нужен другим в самые важные моменты их жизни. И он умеет достойно эти самые моменты организовать. Наверное этого нам всем нам сейчас катастрофически не хватает. И думается мне, что именно это и есть связующая основа патриархальной родовой нравственности.
Однако патриархальное родовое устройство распадается. Нет уже прежнего Большого Дома. Из горного Чегема многие уехали или умерли. Еще сохранилась лестница, но…
-- Глупость подымается по нашим ступеням, -- тихо сказал мне дядя
Сандро, кивая на лестницу.


Все уходит, эндурцы медленно завоевывают абхазцев, впрочем не только их. Эта выдуманная нация, по-моему, совершенно замечательная притчевая идея Фазиля Абдуловича. В одном из интервью он сказал…
"И теперь (только заткните кляпом рот психопату-психоаналитику) я скажу: эндурцами могут быть представители любой нации. Эндурцы – это и наш предрассудок (чужие), и образ дурной цивилизации, делающий нас чужими самим себе. Однажды мы можем проснуться, а кругом одни эндурцы, из чего не следует, что мы не должны просыпаться, а следует, что просыпаться надо вовремя. Впрочем, поиски и выявление эндурцев и есть первый признак самих эндурцев. Позднейший лозунг «Эндурское – значит отлично!» – ко мне никакого отношения не имеет."
Эндурцы – дурная часть нас самих, все время пытающаяся встать у власти, малярийным туманом поднимающаяся из гиблой долины к верховьям горного холма. И очень часто это нашим внутренним эндурцам удается. Вообще о них можно говорить долго и основательно. Их напрямую в романе нет, но они упоминаются практически во всех главах романа. По этим косвенным упоминаниям можно построить психологический портрет этой нации, который на деле окажется архетипом Тени в человеческой душе. И искандеровский юмор помогает ее легализовать и рассмотреть. Смешная она уже не страшна и не опасна. Думаю в этом великая сила его творчества
-- Но иногда мне кажется, -- сказал Кязым, как бы смягчившись после
пения, -- что я тоже эндурец.
-- Почему? -- сочувственно спросил у него Бахут.
-- Потому что не у кого спросить, -- сказал Кязым, -- эндурец я или
нет. Кругом одни эндурцы, а они правду тебе никогда не скажут. А чтобы
узнать, превратился я в эндурца или нет, нужен хотя бы еще один неэндурец,
который скажет тебе правду. Но второго неэндурца нет, потому я иногда думаю,
что я тоже стал эндурцем.


Вот так. Все мы одновременно эти самые эндурцы и неэндурцы, смотрим на себя глазами других, через призму великих романов. Что затронуло душу?... что заставило смеяться?... что вызвало отвращение, недоумением, неприязнь?... что тоской сжало сердце?... что нежностью обволокло душу?... мимо чего прошла равнодушно?... почему не задумалась?... не остановилась?... Где осталась высокая свобода Духа Большого Дома?... и где скопился малярийный туман эндурской долины? Отвечая на эти вопросы, и отыскиваю эндурскую и неэндурскую часть себя самой.

И еще… из тех роликов, которые выложила Евгения, запомнилось следующее…
Юмор в прозе – это след, который оставляет человек, заглянувший в пропасть и отползающий обратно. Ф.Искандер.
Юмор – это часть божественного взгляда на себя. А.Мень.

Рассмотреть пропасть в своей душе и не упасть туда и помогает творчество Фазиля Искандера.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 36 ]  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.044s | 19 Queries | GZIP : On ]