Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 02 дек 2016, 22:53

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 65 ]  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2012, 10:18 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Великий швед Ингмар Бергман писал: "Тарковский для меня самый великий, ибо он принес в кино новый, особый язык, который позволяет ему схватывать жизнь как сновидение".
“Мы с Тарковским росли под знаком отрицания много¬го из того, что было в кинематографе. Нам казалось, что мы знаем, как делать настоящее кино. Главная правда — в фактуре, чтобы было видно, что все подлинное — камень, песок, пот, трещины в стене. Не должно быть грима, штукатурки, скрывающей живую фактуру кожи. Костюмы должны быть неглаженые, нестиранные. Мы не признавали голливудскую или, что было для нас то же, сталинскую эстетику. Ощущение было, что мир лежит у наших ног, нет преград, которые нам не под силу одолеть”.
… рассказывал Андрей Кончаловский.
Передать жизнь как сновидение возможно только тогда, когда в кадре все подлинное.

"Ностальгия",... фильм почти без цвета, вернее без света. Цвета там есть, а вот света очень мало, особенно в первой части фильма.
Хочу привести отрывки из интервью Андрея Тарковского перед показом его фильма на международном кинофестивале в Каннах "Мрачные цвета ностальгии". Целиком интервью можно прочитать здесь…
http://tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Monde01.html
...
— В двух словах, я хотел рассказать, что такое «ностальгия», ведь это слово я понимаю в том смысле, в каком оно употребляется по-русски, — это смертельная болезнь. Я хотел показать типично русские, по Достоевскому, психологические ее черты. Слово это по-русски трудно для перевода. Это может быть сострадание, но только сильнее по смыслу, это страстное отождествление себя с другим страдающим человеком.
— С кем именно?
— В принципе речь идет о любом человеке, о взаимоотношениях меж людьми, но, разумеется, чувство сострадания становится тем сильнее, чем ближе тебе человек.
— Но кто страдает в вашем фильме и отчего?
— У меня три героя: русский путешественник, поэт, его переводчица и один итальянец, которого они встречают в итальянской провинции. Фильм говорит о сострадании, которое русский испытывает к итальянцу.
— Выходит, итальянец страдает больше, чем русский?
— Я думаю, да. Но я не хотел бы вдаваться в подробности, это значило бы внедряться в сюжет фильма, пусть этим займутся зрители. Впрочем, сюжет для меня особой роли не играет, ибо фильм на нем не основывается, он выткан из другой материи. Впервые в моей практике я ощутил, насколько фильм сам по себе может быть выражением психологических состояний автора. Главный герой воплощает собой роль alter ego автора.

— Вы берете на себя право говорить от имени человека вообще?
— Вообще-то человек имеет свойство говорить о других, как о самом себе, думать прежде о других, чем о себе, как в положительном смысле, так и в отрицательном. Человек ведь достаточно равнодушен к тому, что составляет его собственную судьбу. Эгоизм это не есть любовь к себе, это нечто прямо противоположное. Все зависит от того, что для человека является точкой отсчета смысла его жизни. Если мы полагаем, что человек самому себе не принадлежит, то эгоизм не может быть выражением любви к самому себе. Думать о себе начинаешь довольно поздно. Но рано или поздно приходится это осознавать.
— И что ему в этом мешает?
— Как раз-то необходимость преследовать материальные интересы в этой материальной жизни. Далеко не все осознают, что в их распоряжении есть еще и жизнь духовная.
— А как она проявилась или подтвердилась у Вас?
— Я не уверен, что уже достиг осознания духовного бытия, но некоторые ростки этого во мне имеются, и у меня такое ощущение, что они прорастают сами по себе. Порой я ощущаю, что кто-то берет меня за руку и ведет меня.

— Корень ситуации не в этом. Я не верю, что различия материального свойства между условиями жизни в разных странах имеют такое уж влияние на человеческую индивидуальность. Теперь же, еще больше, чем раньше, мы не придаем значения развитию души. Наоборот, такое впечатление, что мы пытаемся принизить, ее значимость. Мы увязли в делах материальных, как муха в меду. И нам там удобно. А хорош ли прогресс сам по себе? Если сравнить число жертв инквизиции с количеством жертв в концлагерях, то инквизиция покажется Золотым веком. Самая большая нелепость нашего времени, это когда какой-то группке приходит на ум, что, объединившись в кружок скверного духовного пошиба, она сможет осчастливить остальное человечество. И снова одни люди намереваются спасать других. Но для того, чтобы спасать других, надо прежде всего спасти себя самого. Надо обладать духовной силой. Без нее помощь превращается в насилие, в навязывание. Если бы каждый из нас мог спасти себя самого, не было бы нужды спасать других. Мы обожаем учить других, но когда речь идет о нас самих, мы прощаем, себе самые тяжкие грехи.
...

Давно не пересматривала этот фильм. Он для меня один из самых сложных в творчестве Тарковского. Вчера нашла время, пересмотрела. Свои впечатления напишу попозже.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2012, 12:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10689
Откуда: Москва
.

Сильный фильм. Чудный!
Талантливый повествователь А.Тарковский - Мастер образов!. - и философ.
(с экрана передаётся и ощущение боли за боль соотечественников и сопутствующая ей красота природы.)
....
"Ностальгiя, греч., отъ nosteo, возвращаться, и algos, боль.
Тоска по родинЪ; болЪзнь у людей, находящихся вдали отъ отчизны."
(с)
словарь 1907 г.изд.
Свернуть


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2012, 18:21 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Есть документальный фильм Донателлы Бальиво, который называется
«Andrey Tarkovskiy in Nostalghia» / «Андрей Тарковский снимает "Ностальгию"».
http://www.tarkovskiy.su/kino/innostalgia.html
Документальный фильм даёт шанс немного побыть на съёмочной площадке, увидеть, как работает Маэстро, услышать интервью снимавшихся у него актёров ...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2012, 19:56 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Вот чето остыл я к нему, особо после того как почитал у Лема как упорно Тарковский (самоцензура) Солярис, да и со Сталкером как бы не все ладно...хоть и авторский сценарий, но Пикник на обочине о другом.(помню свой дикий восторг от него при первом прочтении) "Тарковский сказал Стругацким, вы мне "этого бандита (Рэдрика)" из сценария только уберите. Они долго-долго переписывали сценарий, пока "гению" не понравилось ."
Да, режиссер он был... Актеры для него всегда были марионетками его хениальных замыслов. Как актер я ненавижу подобных субъектов. Я не касаюсь здесь его метафизического гения. Высокомерен был господин, хотя говорят в жизни мог и в народ пойти, вплоть до отделении милиции)))
Мне больше стала нравиться гротескная метафизичность того же С.Лема, чем ну очень сурьезная метафизичность Тарковского. Лем хоть какую то надежду оставляет при всем своем очень глубоко спрятанном пессимизме о будущем человека и человечества.
Нашел мысль. Пота от усилий понять мир многовато,на мой взгляд.

Кротов
Тарковский совсем даже не плохой режисер, некоторые фильмы у него прямо скажем гениальными вышли. Что касается Соляриса, то лично мне он очень понравился, да и жена у Бондарчука очень даже... Ну а последнии фильмы в расчет брать не стоит... болел человек сильно...умирал. Я спросил однажды у Янковского: "Что вы вообще-то хотели сказать в Ностальгии?" А он так поржал от души и ответил, что дескать бухали, отдыхали, а попутно что-то такое снимали...на память..
.
http://kino.oper.ru/news/read.php?t=1051600912#comments

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 08 апр 2012, 21:26, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2012, 20:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Что ещё за жена Бондарчука, где? Он сам-то трезвый?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2012, 21:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
У Тарковского больше всего люблю Сталкера, потом Солярис. Андрея Рублёва, думаю, можно смотреть как докуметальный(начиная с костюмов и заканчивая нравами). На последнего не мешало бы обратить вниамние апологетам "святой" допетровской Руси.
Ностальгию смотрел чуть ли не в 80х, не особо был искушён. Посмотрю ли сейчас ещё раз? Не знаю, может и нет.
Последним, недавним открытием было то, что в Сталкере Тарковский заявлен как и, в том числе, художник. Да, эстетика, точнее сказать, антиэстетика фильма безупречна. Впрочем, по моим дилетантским представлениям, так и должно быть - режиссёру картины быть главным художником.
Ещё, конечно, и дар собирать таких же даровитых - Рерберг, Артемьев, Солоницин, Кайдановский и др.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 08 апр 2012, 23:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Посмотрел Ностальгию А.Тарковского
Какая невообразимая смесь морализаторства, дидактики, аллегорий, символов, метафор при картинке,напоминающей английскую пейзажную живопись с налетом итальянской и перепевом Зеркала,Сталкера
Ну и че?
Это для кого снималось? Для себя любимого, чтоб в собственных заморочках разобраться или мне, несчастному недоумку ченить метафизичное впарить?
Ну убедил ты меня в непознаваемости твоего гения и че?
Прям огонь Прометея)))

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 06:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Иван Журавский писал(а):
Посмотрел Ностальгию А.Тарковского
Какая невообразимая смесь морализаторства, дидактики, аллегорий, символов, метафор при картинке,напоминающей английскую пейзажную живопись с налетом итальянской и перепевом Зеркала,Сталкера
Ну и че?
Это для кого снималось? Для себя любимого, чтоб в собственных заморочках разобраться или мне, несчастному недоумку ченить метафизичное впарить?
Ну убедил ты меня в непознаваемости твоего гения и че?
Прям огонь Прометея)))

Мне тоже Тарковского смотреть как-то.. неудобно, странно.. Это что- фильм!? Где сюжет, где драма, где интрига? Топтание на одном месте.
Я думаю, что просмотр его фильмов предполагает труд, усилие, вроде как при прослушивании классической музыки- прежде чем поймаешь в музыке что-то знакомое, родное, надо потрудиться. А потом открывается дверца, откуда нахлынет поток. Популярная музыка сразу ведет за собой, от нее "тащишься"..
Вчера досмотрела до того места, где герой, лежа на кровати, гладит собаку. (У Тарковского и в "Солярисе" тоже есть собака.) И тут на меня "нахлынуло": дверь в ванную, через которую видно круглое зеркало находится на одной плоскости (в одной стене), с окном, за которым дождь. Так бывает в жизни- вдруг кажется, что за стеной комнаты может случиться все, что угодно, а не только то, что там есть на самом деле.
Сновидение. Не наяву, не во сне, а на экране. Не мое сновидение, а сновидение другого человека. Скучновато, потому что не мое, я не понимаю всех символов чужого сновидения. Найти в нем ключевые символы, общие для всех людей- трудоемкое занятие..
И зачем?

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 08:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 10:27
Сообщения: 560
Откуда: Йошкар-Ола
Посмотрел «Ностальгию» Тарковского…
Можно как из тюбика пасту начать выдавливать из себя мнения о фильме. Полагаю, тьма киноведов сделала это много раз, интереснее и глубже. Сравню Тарковского с Тарковским. «Иваново детство», «Андрей Рублёв», «Солярис» - замечательны. «Пикник на обочине» и «Отель «У погибшего альпиниста» - ужасны.
Этот фильм … что этот фильм … Он вне моей оценки. Вот сейчас будто во мне открылась невидимая дверь и будто чистый поток уносит невидимую пыль и гарь из меня.
Всё же, по порядку. Вчера посмотрел первые 50 минут. И ничего. Ничего не происходило. Вот разве что вспомнил, как когда-то давно впечатлил художественный журнал с фотографиями. Чёрно-белый, с подзаголовком «Предметный мир». Фотографии – натюрморты, интерьеры, пейзажи. Наверное, из кадров фильма можно сделать много - много таких журналов.
Подумал, (вчера же) в чём идея таких бесцветных снимков? – Сквозь них проступает вечность.
Эти 50 минут я привыкал к ней – мысль: «Зря потратил время» - была, а сожаления (как бывает, не удержусь, уставлюсь в ящик) – не было.
Это я – сейчас такой умный, когда смотрел – ничего не думал. Ставил фильм на паузу и отбегал посмотреть баню, что топил, налить чаю. В очередном таком отбегании – подумал: «Понятно, почему АГ нравится этот фильм. Это тест Роршаха для тех, кто знает, что такое тест Роршаха».
Сносит крышу всем, хороший инструмент для её ремонта всегда к месту. Опять же – ну – тест Роршаха, ну и что? И неужели не надо отвечать?
Еще в начале, подумал – серный бассейн с переговаривающимися головами похож на образ из Дантова Ада. И фраза о желающих жить вечно.
Другой раз – подумал – фильм наполнен людьми, которые ничего или почти ничего (главные герои) не делают. Они похожи на вещи и при этом – люди. Это те самые вещи в себе, о которых говорит Кант (я прочёл у Мамардашвили), вещи у которых есть внутренний мир, Внутренняя Вселенная.
Речь Сумашедшего ещё раз послушаю …
Эпизод Писателя со свечой я видел в Кинопанораме – давно, давно. Был полностью уверен, что ему выстрелили в спину.
Тарковский нашёл такое направление взгляда, с которого всё материальное и временнОе сходится в точку – [вечность + бесконечность] и открывается вид на внутреннее пространство, в котором тоже происходит наше Бытие.
Или не открывается, и Бытие всё же происходит. Уже – во Тьме.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 10:15 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
quagga писал(а):
Сновидение. Не наяву, не во сне, а на экране. Не мое сновидение, а сновидение другого человека. Скучновато, потому что не мое, я не понимаю всех символов чужого сновидения. Найти в нем ключевые символы, общие для всех людей- трудоемкое занятие..
И зачем?

Да, сон. Творчество Тарковского - это жизнь, увиденная не как событие, а как сновидение. Надо ли всматриваться в чужие сны и так ли они чужие? А много ли мы помним снов своих? Каждый вечер даю себе задание: запомнит приснившийся сон, но проснувшись, вспоминаю не все. А то, что помню, зачастую отрывочно и нечетко. Однако сны – это бытие души. Задумываемся ли мы и осознаем ли мы это самое бытие?

Тарковский настаивает, что его творчество не символично, оно метафорично.
"— Но что в Ваших фильмах от реального, что от ирреального, а что от Вас самого?
— Создать ирреальное невозможно. Все реально и, к сожалению, нам не дано отрешиться от реального. Самовыражение возможно лишь через отношение к миру сущему, используй ты для этого поэтическую палитру или сугубо описательную. Я же предпочитаю выражать себя метафорически. Настаивая именно на метафоричности, а не на символизме. Символ заключает в себе определенный смысл, интеллектуальную формулу, в то время как метафора — это образ. Она есть образ, обладающий теми же чертами, что и мир, который она выражает. В отличие от символа, у нее нет определенного смысла. Нельзя говорить о мире, который воистину бесконечен, используя ограниченные и конечные приемы сами по себе. Можно анализировать формулу, то есть символ как таковой, но метафора — это как бы бытие, заключенное в себе самом, некая монада. Коснись ее, она тут же рассыпается".

http://tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Monde01.html

Метафоры Тарковского мне близки. Вода, города, полупустые залы снятся часто. Тихий медленный дождь, как в его фильмах, и туман люблю как-то особенно. В такое время очень хорошо думается и чувствуется. Однако “Ностальгия” – это не просто метафора бытия души, это метафора ее смертельной болезни.

Мрачные цвета,... в фильме нет ярких красок и местами очень мало света,… поздний туманный вечер, сумрачные своды храма, туманный пар сероводородного бассейна ранним утром, полутемные коридоры гостиницы, полутемные номера, разрушающие полутемные залы старинного дома… И медленно, как во сне, камера двигается с предмета на предмет и вдруг наезжает на героев, до этого оставленных в другом месте предметного мира. Иногда кадр сменяется непоследовательно, чем-то неожиданным, вернее неожидаемым. Но это не удивляет, это действительно как пространство сна.
Главных героев трое: русский писатель Андрей Горчаков, собирающий в Италии материал о русском крепостном композиторе Сосновском, его переводчица Эуджения и местный сумасшедший Доменико. В начале фильма Горчаков говорит, чтобы понимать друг друга, нужно разрушить государственные границы, в конце Даменико призывает немногочисленных слушателей к объединению. Между этими событиями небольшие диалоги главных героев друг с другом и большие паузы между ними. И постоянно падают капли,… одна, две,… две капли, упав рядом, образуют одну большую, а не две маленькие.
Так что есть такое наши души? Что же есть понимание, которого так жаждут герои фильма, да и каждый из нас наверняка? Что есть сочувствие, о котором у нас здесь говорено-переговорено? Отсутствие границ? Но когда такое возможно и возможно ли?
Всем мешают границы внешние. Государственные, языковые, телесные. Сгорает на костре книга стихов Арсения Тарковского, переведенных на итальянский. Сжигает себя Доменико. Эуджения отрекается от любви в пользу богатого и успешного. Андрей Горчаков умирает, выполнив просьбу Доменико. Заключительные кадры, русский пейзаж, притчевая лужа, собака Доменико, Горчаков внутри полуразрушенного католического собора. “Мы должны во все стороны растягивать наши души, словно это полотно, растягиваемое до бесконечности”.
“Ну почему я должен об этом думать, мало мне своих забот?”… “О, Боже мой, зачем, зачем я это сделал?” Мысли Горчакова и Доменико перепутываются в одной душе. Две капли слившись, стали одной большой каплей. Душа растянулась до бесконечности. Из зеркала на Андрея смотрит Доменико. Однако этого мало. Надо чтобы мечта одного стала делом другого. Пройти бассейн от одного конца до другого с зажженной свечой, чтобы спасти все человечество. Один в это верит. Другой под молчаливыми взглядами любопытных с третьей попытки осуществляет его мечту. Не потому что в нее верит, а потому что почувствовал силу желания другого,… силу желания, которую обещал воплотить. Свеча тухнет, сердце останавливается. Три попытки, чтобы сохранить свет свечи. Последняя удалась. Последние силы на то, чтобы закрепить свечу на краю бассейна. Руки падают, жизнь окончена, свеча горит, глаза женщины, смотрящей на нее.
“Но для того, чтобы спасать других, надо прежде всего спасти себя самого”.
Спасти, расширив свою душу до души другого. Границы разрушить можно только внутри.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 11:11 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
вот ещё о причинах любви Тарковского к метафорам
Цитата:
Невозможно создать нечто несуществующее. Всё есть реальность, и мы, к сожалению, не можем от нее оторваться, отмахнуться. Мы можем выражать себя лишь посредством реально существующего мира — всё равно как: при помощи поэтических образов или через описательность. Что касается меня, я выбрал метафоричность. Я акцентирую — именно метафоричность, а не символику. В символе всегда заключен определенный смысл, это — интеллектуальная форма, в то время как метафора — это образ. И этот образ наделен теми же самыми характерными чертами, что и мир, который он представляет. В отличие от символа, метафора не несет в себе определенного значения.

именно это последнее обстоятельство и помогает Тарковскому подключить своего зрителя не только к сопереживанию, но и к СОтворчеству. (как картины Нади Рушевой, Лады Вдовиной, музыка Валентины Скворцовой (хотя, у меня, если честно, не получается пока сотворчествовать с Валентиной), передачи Александра Геннадиевича
я "Ностальгию"смотрела тоже в 2 приёма, и эти «приёмы» были тоже с перерывами, как у Сергея. Очень уж депрессивный фильм. Видимо, А.Т. уже чувствовал неизбежность своего исхода, и его Ностальгия - не только болезненная тоска по Родине, далёким родным, тоска по Идеалу, как писали в разных рецензиях, «тоска по оставленному пространству времени», как признался Тарковский в одном из интервью, ( вот здесь: http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Bachmann.html)
это ещё смертельная тоска по всему живому, что его душа скорооставит Здесь, воспарив Туда, и одновременно - тоска ныне живущего по Тому, Другому миру..и.. невозможность их совместить… Вот, скорее всего, какие МИРЫ хотел совместить между собой Тарковский!
Ни в одной рецензии на фильмы Тарковского пока не встретила развёрнутого анализа женских образов картины…
Нашла в инете, правда, довольно большую рецензию на фильмы Тарковского
http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/text_0220.shtml
и там довольно много говорится о важности темы Художника и темы Творчества в художественном мире Тарковского.
А вот женские образы всё же обойдены… тем интереснее...
Итак...
Красивая златовласая переводчица Эуджения (Евгения) сопровождает путешествующего русского писателя Андрея Горчакова. Андрей настолько поглощён своими внутренними странствиями, что почти не отзывается на внешние передвижения... Он даже не посещает Храм Богородицы, к которому ехал вместе с Евгенией...
А там, между прочим, совершается красивейший ритуальный молебен перед статуей Богородицы.Молодая женщина просит Богородицу дать возможность стать ей матерью, и, распахивая плащ Богородицы, выпускает из него живых птиц... Завораживающий эпизод, по-моему!
НО... Переводчица остаётся "глуха" к молебнам этих женщин...
"Помните, что сказал ОН - Ей: Ты не то, что ты есть" - напоминает Эуджении Доменико, вспоминая слова Господа Екатерине.
Эуджения, как и основной герой Андрей Горчаков, зависает МЕЖДУ мирами...
У Эуджении это пустота межязыковая (между итальянским и русским)... она НЕ Творец, она сама не пишет, только переводит, она даже ребёнка не хочет, как обычные женщины...
Андрею Горчакову снится беременная жена... Думается, это тоска не только по родным людям, но и по собственному творчеству...
Так вот к Героине "Ностальгии".. Эуджения чувствует смутно какую-то тоску вблизи Андрея, и принимает её за любовь... Но она не любит Андрея! Она его не слушает и не слышит, он её раздражает своим бездействием, своей непонятостью, она его хочет расшевелить, вовлечь во внешний мир, а ему этого НЕ надо... или, не надо с Ней..
но, скорее всего, не надо уже ни с одной из живущих женщин, потому что и его герой уже смутно предчувствует свою смерть...
А тоску Эуджения чувствует, потому что живёт в "пустоте" - ни там, ни сям.. Но эта пустота другая, не такая, как Андрея Горчакова... наверное, поэтому, он - Писатель, а она - всего лишь переводчица.. Но... забавная деталь!
Даже она - переводчица, читает стихи не в подлиннике, а в переводе, за что её и упрекает Андрей!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 11:48 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
Селена, моё Вам глубокое почтение. Скажите, в чем Ваше понимание понятия метафора отличается от понимания Тарковского? По-вашему у метафоры нет смысла? Из вашего поста мне это непонятно. То, что думает Тарковский, и то, что думаете Вы, слито в тексте поста воедино.
Из Википедии:
“Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый смысл… Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её” :-):


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 12:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Селена писал(а):
Хочу привести отрывки из интервью Андрея Тарковского перед показом его фильма на международном кинофестивале в Каннах "Мрачные цвета ностальгии". Целиком интервью можно прочитать здесь… http://tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Monde01.html
...
— В двух словах, я хотел рассказать, что такое «ностальгия», ведь это слово я понимаю в том смысле, в каком оно употребляется по-русски, — это смертельная болезнь. Я хотел показать типично русские, по Достоевскому, психологические ее черты. Слово это по-русски трудно для перевода. Это может быть сострадание, но только сильнее по смыслу, это страстное отождествление себя с другим страдающим человеком.

"Ностальгия"- "страстное отождествление себя с другим страдающим человеком".
Может быть, это и есть "жалость"?..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 12:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 сен 2010, 16:22
Сообщения: 10689
Откуда: Москва
quagga писал(а):
"Ностальгия"- "страстное отождествление себя с другим страдающим человеком".
Может быть, это и есть "жалость"?..

Не, ну, чего придумывать-накручивать-то лишнее на термин-то ?!
Ещё разок зрим в корни (слов):
sLOGOSemya писал(а):
"Ностальгiя, греч., отъ nosteo, возвращаться, и algos, боль.
Тоска по родинЪ; болЪзнь у людей, находящихся вдали отъ отчизны."
(с)
словарь 1907 г.изд. - viewtopic.php?p=57551#p57551

Тихая боль.
Не кричащая наружу, а только внутри.

.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 апр 2012, 12:24 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Для Тарковского "ностальгия" была не очень словарной по своему значению. Это есть во множестве его интервью..
и в разных интервью трактовка названия фильма несколько разнится, что говорит о бОльшей наполненности этого слова для художника, чем это общераспространено ( писатели и творческие люди расширяют обычно границы значений слов):
Цитата:
А.Тарковский: Я убежден, что «время» само по себе не является объективной категорией, так как оно не может существовать без восприятия его человеком. Любые научные открытия всегда имеют свое заключение. Мы живем не «мгновенье». «Мгновенье» так кратко, так близко к нулевой точке, хотя и не является нулем, что у нас просто нет возможности понять это. Единственный способ пережить мгновенье, это когда мы падаем в пропасть: мы находимся в состоянии между мгновеньем (жизни) и будущим (конца).
Вот поэтому ностальгия — это не одно и то же, что тоска по прошедшему времени. Ностальгия — это тоска по пространству времени, которое прошло напрасно, потому что мы не смогли рассчитывать на свои духовные силы, привести их в порядок и выполнить свой долг.

http://www.tarkovskiy.su/texty/Tarkovskiy/Bachmann.html
***
Немного ещё добавлю к своему не очень последовательному словоизлиянию в предыдущем посте:
В фильме звучат стихи Арсения Тарковского - отца кинорежиссёра...И по нему, чувствуется, тоже всю жизнь тосковала душа автора "Ностальгии", ведь Арсений Тарковский покинул семью, когда Андрею исполнилось только 3 года... Но его замечательная мать не только одна вырастила 2 детей - Андрея и Марину, но и растила их в великой любви к их отцу!
Так что в "Ностальгии" есть ещё и тема Тоски по Отцу...
(из биографии Андрея Тарковского известно, что Отец и Сын в зрелом возрасте общались и поддерживали друг друга)..
В творчестве Сына часто возникает образ Человека и Собаки, как многие в своих рецензиях на разных сайтах отмечали до меня (а собака в коллективном бессознательном - метафора надёжного и преданного друга.)..
В Творчестве отца (Арсения Тарковского) есть такое стихотворение. (Мне во всяком случае оно кажется близким ассоциативно):
Цитата:
Мы крепко связаны разладом,
Столетья нас не развели.
Я волхв, ты волк, мы где-то рядом
В текучем словаре земли.

Держась бок о бок, как слепые,
Руководимые судьбой,
В бессмертном словаре России
Мы оба смертники с тобой.
У русской песни есть обычай
По капле брать у крови в долг
И стать твоей ночной добычей.
На то и волхв, на то и волк.
Снег, как на бойне, пахнет сладко,
И ни звезды над степью нет.
Да и тебе, старик, свинчаткой
Ещё перешибут хребет.

В заключительных кадрах фильма угасающее сознание умирающего Андрея Горчакова соединяет всё, что ему дорого:детей, русский дом, "лужу" (ирония над собственным источником вдохновения?), итальянские колонны (А.Т. полюбил Италию и по ней тоже, чувствуется, ностальгировал (как видно из интервью, ссылку на которое бросала Селена), верного пса Доменико (или своего?)...
Дикий свободный волк из творчества отца становится верным надёжным другом в творчестве сына...мне кажется, это говорящая метаморфоза...
***
Ещё одна важная деталь: Доменико, на мой взгляд, театрально обставляет свою смерть, он становится живым факелом в Риме, но перед этим просит включить музыку, и магнитофон включается, но не сразу... (фарс)
Одновременно в этим (в параллельном пространстве - небольшом городке) Горчаков не привлекая к своему поступку излишнего внимания, проносит горящую свечу по высохшему (вот тоже, по-моему, важная деталь! бассейну - метафора высохшего вдохновения ... или "воплощения чужого желания" (как предположила Селена)?)... так вот... пронеся горящую свечу (которая является метафорой внутреннего огонька души, горения, творчества), замирает от сердечного приступа...и в конце его пути звучит в фильме церковный хоралл...
Доменико и Горчаков связаны друг с другом внутренним важным смыслом... но об есть и в работе, на которую я давала ссылку
http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/text_0220.shtml

Ностальгия - это тоска по всему, что дорого, это такая форма Любви (по Андрею Тарковскому...так почувствовалось)
Так что несмотря на депрессивность, в фильме есть Свет - это свет Любви..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 65 ]  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.048s | 16 Queries | GZIP : On ]