Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Андрей Тарковский. Ностальгия.
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1168
Страница 3 из 5

Автор:  Werpeja [ 10 апр 2012, 17:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Djuley писал(а):
Горчаков несёт свечу Доминико как свою, достигнуто понимание общечеловеческого.


да. нужно согласится) выходит так по сюжету, между ними достигнуто понимание.

хотя я словам Доминико о любви людей друг к другу и о понимании не поверила. не убедило. мучительно не понимаю почему. не увидела я любви к людям ни у одного героя. и блаженный как будто только образ блаженного, его обобщенная зарисовка. не от личности слова были сказаны.

Автор:  Иван Журавский [ 10 апр 2012, 18:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

И все-таки.
Почему Кротов спросил Янковского "О чем же все-таки Ностальгия"? Че сказать то хотели? И почему ушел от ответа Янковский и почему Кротова не удивил его потешный ответ.?
Они, оба, что глупее всех принявших участие в данном обсуждении фильма? Как-то я в сомнении.)))

Djuley
Есть в сети первый вариант сценария Сталкера, (называется Машина желаний"), который был отснят на дорогущей государственной пленке страны, зажимающей гения. Пленка таинственным образом вся ушла в брак и обиженный властью гений, на те же государственные деньги, отснял уже другой "Сталкер"

Автор:  Djuley [ 10 апр 2012, 18:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Werpeja, как-то фильм для меня не распологал к деталям, больше настрой был на общую картину.
Фильм о разорванности, - русский художник не может быть никем в заграницах, а в России он просто погибает. Разорванность границами, не только межгосударственными, но и между личным и вселенским, земным и небесным.
Иван, да полно тебе. Ну развлекался твой автор после третьей. Что ещё за Кротов? Я знаю только одного, который Кккротов.
Знал я эту историю с плёнкой и сценариями. А персонаж писателя, похоже, был "телепортирован" Стругацкими из Гадких Лебедей или из Хромой Судьбы. Вот только лень сейчас уточнять, когда они были написаны, до или после Пикника.

Автор:  Эльмира [ 10 апр 2012, 19:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Из документального фильма Донателлы Бальивы о съёмках "Ностальгии"
http://www.tarkovskiy.su/kino/innostalgia.html
интервью с актёром Эрландом Юсефсон (играющим Доменико):
"Да... я прочёл сценарий заранее, и он показался мне чрезвычайно интересным. Эта роль даёт актёру массу возможностей. Не знаю, смогу ли я выполнить всё, но я попытаюсь, потому что это очень вдохновляющая работа. Пожалуй, я никогда не делал ещё ничего подобного. Тарковский – выдающийся и очень интересный режиссёр. Он работает совсем не так, как я привык, и это захватывает, хочется проверить свои силы. Очень часто в ходе игры актёр пытается раскрыть внутреннюю жизнь персонажа, а Тарковский – наоборот: он учит тебя очень многому о твоём персонаже, но потом – во время съёмки ты должен быть чуть более закрытым, сохранить тайну, чтобы дать зрителю возможность проявить фантазию и самостоятельно понять – что же творится внутри героя? Это, конечно, моё мнение, и, соответственно, я пытаюсь скрыть внутреннюю жизнь своего персонажа не каким-то искусственным образом, а так, как мы это делаем в обычной жизни, как правило, мы скрываем свои чувства. Это довольно трудно описать, но такой способ игры слегка отличается от того, к которому я привык, тем более интересно его попробовать. Например, даже когда камера далеко, ты должен играть, как будто это крупный план. Это непривычно, потому что обычно когда камера далеко, можно особенно не следить за выражением лица, а здесь надо всегда играть, как будто это крупный план»
О самосожжении Доменико - он же: "Это эпизод с человеком, которого все считают дурачком. А он не дурачок, потому что он знает некую Истину о мире и о положении дел в нём, и она причиняет ему боль, и он сжигает себя заживо, как бы в доказательство.Но это нелегко, потому что это весьма непростая задача – совершить самосожжение и в то же время сделать так, чтоб это выглядело достоверно".
***
Чем больше читаю разных мнений, тем больше погружаюсь в текучие метафоры Тарковского, и внутренние пейзажи Андрея Горчакова предстают глазами разных людей ... Разные голоса, шёпоты, проявляют разные значения расплывающихся в тумане образов...
и это тоже - волшебство Андрея Тарковского...
Совсем было забыла - как много свечей было в начале фильма! В храме Мадонны дель Парто...(и это - преклонение режиссёра перед образом Богоматери, покровительствующей всем матерям... перед образом своей Матери (Марии Ивановны Вишняковой), которой он посвятил фильм...
В конце фильма остаётся одна, гаснущая,трепещущая свеча , переданная безумным Доменико Горчакову, зажжённая и пронесённая им, как во время Крестного хода ....
Можно назвать звуковые образы, становящиеся Метафорами: режущий звук пилы, сопровождающий Андрея Горчакова в итальянских странствиях и... тихий протяжный напев русской песни, когда он вспоминает родную деревню...
а вот эту метафору опознала не я, но её на сайте ещё пока не назвали: во время сцены самосожжения Доменико звучит "Ода к радости" Бетховена, а в финальной сцене Горчакова со свечой - "Реквием" Верди....
Возникают и кочующие из фильма в фильм у Тарковского образы, например, льющейся воды, которая то стекает в виде дождя через дырявую крышу в дом, то скукоживается грязной лужей посреди дороги, то растекается чистым прозрачным ручьём, который промывает и оглаживает встреченные на пути камешки,ласково журча им что-то, то вода хулигански затапливает развалины дома и заставляет его жителей надевать резиновые сапоги и "ходить по водам")))....
белый туман,лунный свет, воскрешающие родные пейзажи, силуэт белого коня из детства,собаки, облик родного дома, любимых людей - матери, жены, детей ...
образы животныхтоже в фильме могут перетекать в другую форму: белый конь из родной деревни становится в Италии бронзовым, на его крупе Доменико произносит свою "Нагорную проповедь" и поджигает себя...
Горчит фамилия Горчакова, передавая вкус его чувств вне Родины и любимых людей..
Доменико - где-то прочитала, сейчас не могу найти, чтоб проверить - переводится как Господь (?)
Слова Горчакова: запоминаются те чувства, которые не выражены - и это тоже, видимо, - метафора ко всему творчеству Тарковского... к его изобразительным приёмам и образам ...

Автор:  sLOGOSemya [ 10 апр 2012, 19:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

.

Не, ну, почему (и к чему) "ностальгия"-то после всех наших размышлений-то на эту тему?
Не поньму слегка. :nez-nayu:
Понятно, как бы, что "ностальгия" и как "воспоминание о прошлом" воспринимать вероятно тут.
И всё же ... "тоска по родине" ... переводится ...вроде как :ti_pa: А ?

.

Автор:  Werpeja [ 10 апр 2012, 19:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Djuley, ну да. "здесь я не нужна, там я невозможна"(М. Цветаева)
ох, не понимаю я этих "погибаний" по родине. впрочем, я и не знаю каково быть выгнанным из своей страны. а фильм понравился, правда. я как всегда ищу чего-то про себя и для себя. эгоцентризм, наверное. ну, я надеюсь, поправимо)
жизни героев фильма не стали для меня чем-то особенным. ну может и не надо. пусть будут теми, кем являются в сюжете. а зрители пусть смотрят, размышляют, делают нужные для себя выводы..и я вместе с ними)

Автор:  Эльмира [ 10 апр 2012, 19:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

sLOGOSemya писал(а):
.Не, ну, почему (и к чему) "ностальгия"-то после всех наших размышлений-то на эту тему?
Не поньму слегка. :nez-nayu:
Понятно, как бы, что "ностальгия" и как "воспоминание о прошлом" воспринимать вероятно тут.
И всё же ... "тоска по родине" ... переводится ...вроде как :ti_pa: А ?

Родину ведь можно чувствовать не только, как географическое место рождения, но и как людей, которых любишь, всё, к чему привязан на Земле: родные песни, язык, стихи, фильмы, собственное Творчество,тоска и стремление к Запредельному, Неземному, словом, - всё, что населяет пространство твоей души и памяти...
(Образ стекающей с потолка воды для меня ассоциируется в том числе и с памятью, хранящей дорогие образы..но и ещё с чем-то важным, чистым, высоким, что связывает два мира - Землю и Небо.. ну и мн. других ассоциаций может быть ещё, наверное)

Автор:  Людмила [ 10 апр 2012, 20:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Эх. Сорвался мой ОГРОМНЫЙ ПОСТ. Значит, не судьба. А - жалко. Переписать (передумать) не возьмусь. Сорри.
Сорвался,когда пошла на ГУГЛ за цветаевским стихотворнием. Значит,так тому и быть. МЦ - важнее.
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где — совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно;
И, может быть, всего равнее —

Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё — равно, и всё — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина ...

1934

Автор:  Werpeja [ 10 апр 2012, 20:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

боюсь показаться смешной,но напишу: мне очень нравится текст песни из мультфильма "смешарики"

"Ниточка"

Далеко,
Там за облаком,
Там за облаком,
Твой остался дом.
Тянется ниточка из окна твоего.
В доме том,
Не погашен свет,
Не погашен свет,
Но тебя там нет.
Тянется ниточка из окна твоего.
Чтобы ты,
Посреди дорог,
Не пропал совсем,
И вернутся смог.
Тянется ниточка,
Тонкая ниточка из окна твоего.

ностальгия по дому души)

Автор:  Людмила [ 10 апр 2012, 20:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Андрей Вознесенский.
НОСТАЛЬГИЯ ПО НАСТОЯЩЕМУ
Я не знаю, как остальные,
но я чувствую жесточайшую
не по прошлому ностальгию —
ностальгию по настоящему.

Будто послушник хочет к господу,
ну а доступ лишь к настоятелю —
так и я умоляю доступа
без посредников к настоящему.

Будто сделал я что-то чуждое,
или даже не я — другие.
Упаду на поляну — чувствую
по живой земле ностальгию.

Нас с тобой никто не расколет.
Но когда тебя обнимаю —
обнимаю с такой тоскою,
будто кто-то тебя отнимает.

Одиночества не искупит
в сад распахнутая столярка.
Я тоскую не по искусству,
задыхаюсь по настоящему.

Когда слышу тирады подленькие
оступившегося товарища,
я ищу не подобья — подлинника,
по нему грущу, настоящему.

Все из пластика, даже рубища.
Надоело жить очерково.
Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка...

И когда мне хохочет в рожу
идиотствующая мафия,
говорю: «Идиоты — в прошлом.
В настоящем рост понимания».

Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь — пойдет настоящая.

Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану.

Автор:  Djuley [ 10 апр 2012, 20:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

А как прочитывать у Вознесенского настоящее, как по сю тутошное или настоящее как подлинное?

А вот для меня мой дом, моя уфимская квартира как тюрьма, могила, почти до ненависти и на данный момент разговоры о семейных узах почти как враждебная идеалогия, уголовный кодекс. Злюка стал.

Автор:  Людмила [ 10 апр 2012, 22:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

У Вознесенского , Медвежонок, ностальгия по... честности, по-моему. По отсутствию двойных стандартов.
Да, Ивае, как-то ты перебираешь с иронизированием по поводу советского непризнанного гения , жившего и творившего якобы за государственный счет. Удалось снять семь фильмов. Причем, такими,за которые ни перед людьми,ни перед собой не стыдно. Редкая удача. Время свое он обогнал. Но потом время (историческое в России) и с ним сыграло злую шутку. Тогда до Тарковского недотягивались, сегодня не тянут его вовсе. Не нуждаются даже в нем.Как-то ТАК ощутила его юбилей, отозвавшийся,впрочем,внутренней истерикой - тоской "по настоящему" . НАСТОЯЩЕЙ жизни в искусстве. Как бы громко это ни звучала. Абсолютные требования к себе как художнику.
ПОСТ свой повторять не стану - не смогу. Тарковский энергозатратен. Хоть смотри его, хоть пиши о нем. ДЕТАЛЕЙ много. Но, Крестник, прав : главная ОБЩАЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КАРТИНА, модель бытия. Она у него включала и нравственность - добро, что сегодня многим - "не комильфо".
Олег Янковский все-таки не его актер. Его - Солоницын, Кайдановский, Бурляев. Я была,помнится,на встрече с О. Янковским в Питере. Он , смеша зал, рассказывал ,как снимался у Тарковского. НИЧЕГО не понимал. А.А. Т. требовал только "держать в кадре состояние",а какое-не говорил. Изводил дублями _ "Олег,ты потерял состояние!" Янковский недоумевал - какое ???? И делал "умное лицо" - не более,не менее... Зал смеялся. Мне было как-то обидно. За Тарковского. А Янковский - актерский гений. Его удел и предел (совершенства) - приТВОРЯТЬСЯ, обманывать. Тарковский - ЧИСТАЯ РЕЖИССУРА. Видение кадра. Монтаж. Картинка. Звук. Фильмы - сны.
СТАЛКЕР и СОЛЯРИС разделены МНОГИМИ. Это своего рода ШКОЛА. А НОСТАЛЬГИЯ и ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ сняты для СЕБЯ и о СЕБЕ. Разгул субъективизма ! Но... ИМЕЛ ПРАВО. Выплескивал СВОЮ боль, СВОЙ смысл, СВОЮ тоску...Фильм до сих пор,на мой взгляд, не стал ОБЩИМ. Сегодня утрачен к тому же МАСШТАБ личности, способной к сосредоточенному познанию себя и своих отношений с Родиной.
Пересматривать не смогу. Вернула себе НОСТАЛЬГИЮ в фотографиях и цитатах.

http://cinemotions.blogspot.com/2006/12/1983.html

Автор:  Djuley [ 10 апр 2012, 22:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

По моему Янковский слишком универсален для(под) Тарковского. А Солоницин достаточно для него специфичен.
Я тоже подумал, что Ностальгия это больше его своё, чем общее. Точнее сказать - к объективному через своё частное.

Автор:  NatalyaS [ 10 апр 2012, 23:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

Когда мне было 4 года, мама привела меня на спектакль «Синяя птица». Через некоторое время после начала действия я спросила её: «А почему там всё время ночь и ночь? Когда уже будет день?» :-): (правда, я этого сама не помню, это мне как-то мама рассказывала, когда нам на глаза попались пожелтевшие билетики). Так вот, одно из окутывающих ощущений, оставшихся после фильма «Ностальгия», - это какое-то похожее ощущение: нахождения во тьме. Причём нахождение мучительное, с постоянной ноющей головной болью, с внутренней тревогой и бессилием - в непрерывной тьме, мгле, тумане, растерянности, в маскараде чужого бытия, из которого постоянно хочется вынырнуть на свет и на чистый воздух. Как смоговым летом 2010 года. Давление тучности, серости, «черно-белости», непогоды «как отзвуки душевной непогоды» ощущается на протяжении почти всего фильма. Кто из русских героев, занесённых в чужую сторону, доволен жизнью? Только к концу его, когда герой Олега Янковского «ходит по воде», появляются краски (мне так почувствовалось) – зелень и какая-то чистота; и появляется девочка Анжелика, которая «довольна жизнью».

Конечно, и крепостной музыкант Сосновский, и Горчаков с душевной, сердечной болью (для Горчакова - и в прямом смысле) скучали по своей Родине - стране, где родились, и по родным просторам, родной земле, родным полям, родному воздуху, родному солнцу, родному ветру, и по родным людям, близким, даже по своим наставникам-хозяевам, наверное. А также, может быть, и по тому самому «своему месту», о котором мы говорили в передаче о стойкости, - месту, где нельзя не быть, где и становишься самим собой, куда возвращаешься, где живёшь, где светишься. Ведь недаром крепостной музыкант почувствовал страх в своём сне, когда он пошевелился: может быть, именно потому, что таким образом он изменил своей роли.

Герои на чужбине ищут свою родину. А она, выраженная в Боге, как будто и не совсем далека, - она стучится, она протягивает руки, - так я поняла образ лестницы, уходящей из-под арки, образ, также сопровождающий весь фильм. Только в к концу, в сцене с проповедью Доминико на коне, как мне на мгновение показалось, лестница и арка поменялись местами… Только… только, быть может, в том-то всё и дело, что без покидания дома, и без странствий, без работы духа, без поиска, без напряжения, без размышлений – вернуться домой невозможно? Ведь в одной из сцен переводчица Евгения пыталась взбежать по лестнице из под арки с низкого старта, но – как-то невнятно она взбиралась по ней и упала. Наверное, была ещё не готова прорваться в царство Божье?

С другой стороны, фильм, как я пока понимаю, прежде всего и о единстве всех и всего – того состояния апостольского единства до дня Святой Троицы: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушны вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнился весь дом… И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1-4) – хоть и боюсь в своём земном неведении дерзать на это сравнение. Может быть, потому и искусство непереводимо, и границ государственных быть не должно, и 1+1 =1 (из двух капель получается одна). Также в самом начале фильма звучат, как мне кажется, столь важные, может быть, главные слова: "Зачем мне вся эта ваша красота, Мне одному?" (цитата не точная). Может быть, когда-нибудь всем нам нужно вновь обрести Светлое Единство?

Вообще фильм, как сон, почувствовался во многом противоречивым. Это чувство осталось, а доказательств ему вспомнить не могу… Только это: в фильме применяется, кажется, две методологии: и метафизика (как «недвижность», неизменяемость, постоянство), и диалектика: в частности, ведь и пальто, давно висящее в шкафу, захотелось надеть, и в то же время не видится необходимости менять крепкие ботинки. Также и в удивительнейших, долгих кадрах с почти немыми сценами мне ощутилось это сосуществование, эти переходные, неустойчивые состояния: ведь ни в одной из сцен, кажется, нет полного замирания: кто-то или что-то чуть заметно, но движется: человек или стелящийся по земле туман. И совершенно непонятно, что в этих сценах: покой, или вопрошение, или безысходность, или отправная точка на пути домой? Может быть, это те же лестницы с арками…

Доминико, конечно, не сумасшедший, а скорее юродивый – «гениальный шут».
Горчаков понимает его. Как, наверное, в итоге понимает и крепостного музыканта Сосновского. Они все умирают после некоего прозрения. К сожалению, именно смерть физическая, наверное, символизирует в фильме переход к Божьему Царству, - Родине человечества, которое пока, наверное, невозможно восстановить на Земле…

Автор:  Djuley [ 11 апр 2012, 08:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Андрей Тарковский. Ностальгия.

А вот у меня работы Тарковского не ассоциируются со снами. Это у Феллини фильмы-сны, но я не поклонник этого режиссера или не понимаю(на всидку, на прямую) его. Вообще, не воспринимаю чистую абстракцию. Антониони, да, это моё кино.
Думаю, Тарковский достаточно конкретен, что бы его картины не были снами.

Страница 3 из 5 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/