Почему-то у меня вместо ответов на уже заданные вопросы по этой теме появляются только новые вопросы))
Что внутри нас, собственно, обманывается при наблюдении нами фокуса? И интересно, а маленькие посетители цирка – дети, – всегда ли понимают, что фокусы – это обман?
Или всё же есть такие дети, что верят в возможность невероятного происходящего?
Быть может, и среди взрослых людей есть те, что верят, или не хотят не верить? Можно предположить, что они приходят в цирк затем, чтобы вспомнить о том, во что когда-то верили: что в жизни возможно если не всё, то достаточно многое, и что возможное в невозможное зачастую превращаем мы сами, особенно когда не верим в самих себя, и наоборот, сделать казалось бы невозможное возможным – также в наших силах. Тут главное не утонуть в иллюзиях, не имеющих под собой никаких оснований.
При исполнении фокусов от глаз зрителя часто что-либо скрывается (скажем, действия участников в темноте). Это сокрытое в темноте действо, наверное, можно назвать "обычной реальностью", тем, что происходит «на самом деле», что привычно и не способно удивить в повседневной жизни. Но только в данном случае все эти действия всегда имеют определённую цель. А внимание зрителя прежде всего привлекается к некой видимости убеждения в возможности чуда, видимости приукрашенной, яркой, затрагивающей эмоции. Вероятно, людям иногда хочется пережить пусть видимость, но чего-то значимого для них, неожиданного и способного стать возможным.
Порою мы говорим: «вот в чём фокус-то», или «вот что главное», или «вот в чём собака зарыта». «Собака» (существо, суть) – есть, но она – зарыта
Возможно, люди также приходят в цирк ради того, чтобы понять, где «зарыта собака», в том числе, если хватит сил, честности и смелости, - в собственных душах, как корень собственных проблем, неудач и несбывшихся надежд.
Ведь это – тоже своего рода раз-облачение…
Или всё наоборот
Похоже, фокус - это в любом случае некая неожиданная, неоднозначная замена, перевёртыш, вызов, загадка, даже почти игра, почти шутка (порой и жестокая), охватывающая такие категории, как содержание и форма, возможность и невозможность, реальность и нереальность, разум и чувства, вера и скептицизм, предубеждение и доверие (наивно-открытое).