Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1248
Страница 1 из 6

Автор:  Селена [ 13 авг 2012, 11:07 ]
Заголовок сообщения:  Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Итак, для начала немного информации…
… из Википедии…
Цитата:
Фрик — человек, отличающийся ярким, необычным, экстравагантным внешним видом и вызывающим (зачастую эпатажным) поведением, а также обладающий неординарным мировоззрением, которое является результатом отказа от социальных стереотипов. Чаще всего это подростки, но встречаются и великовозрастные фрики. Также фриками бывают люди творческих профессий — художники, поэты, фотографы, писатели и т. д.
Данное значение появилось у слова в 60-70-е годы, в контексте возникновения так называемой «фрик-субкультуры», «фрик-сцены» (англ. freak scene), объединившей политизированных пост-хиппи-пацифистов и далеких от политики любителей рок- и психоделической музыки. В этом смысле слово «фрик» может быть использовано и как оскорбление, и как похвала, в том числе и по отношению говорящего к самому себе. Также оно означает сильную привязанность, одержимость каким-либо определенным видом деятельности, например: «Он фанат чистоты» («He’s such a neat-freak», англ.) или «Ты одержим пением» («You’re a singing freak», англ.). Помимо этого «фриком» (freaky, англ., прилагательное, или freak, англ., существительное) могут называть человека, имевшего большое количество половых связей. В порнографии «фриками» называют особенно одержимых сексом индивидуумов, а также тех, для кого секс является смыслом всей жизни.
В прошлом слово «фрик» относилось к физически неполноценным, имеющим редкие экзотические заболевания или отличающимся необычным внешним видом людям, к таким, как участники «шоу уродцев» (sideshow, англ.): человек-скелет, человек-тату и т. п. В этом значении слово почти не используется и употребляется лишь в виде оскорбления или жаргонизма, в среде самих участников «шоу уродцев» (sideshow, англ.). В этом смысле «фриком» можно назвать того, кто не подпадает под типовые стандарты отклонений. К примеру, человек небольшого роста не будет классифицироваться как «фрик», если только его рост не ниже — 3 SDS (коэффициент стандартного отклонения); то же правило действует и для людей очень высокого роста. Такие «фрики» могут быть разделены на две группы: люди, родившиеся «фриками», и люди, ставшие «фриками» в процессе своего развития. Причиной появления «фриков» первой группы чаще всего являются генетические отклонения, в то же время «фриком» из второй группы является обычный человек, у которого, по его собственной воле или в силу стечения обстоятельств, произошли изменения во внешнем виде (например, вследствие вживления имплантатов).
По прежнему, слово «фрик» используют для определения генетических мутаций у растений или животных. В английском языке слово «фрик» также употребляется в качестве глагола или прилагательного, например, для описания приступов паники или неконтролируемого поведения вследствие употребления некоторых видов наркотических веществ (freaking, freaking out) или в качестве замены одного нецензурного слова другим (Oh my freaking God!).

http://alt-sector.net/2840-friki-freak- ... tinki.html
Цитата:
Субкультура Фрики (Freak) сформировалась в 20 веке, на территории Северной Америки. До сих пор ее последователи придерживаются одной главной идеи – выделяться среди толпы окружающих людей. Для этого они используют не только одежду, но и используют другое поведение и философию. Сам термин Фрик, произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек. Каждый последователь этого направления создает свой собственный образ и ни в коем случае не придерживается общественных стандартов.

… Сам термин Фрик, произошел от английского слова Freak, которое означает – странный человек
Субкультура странных людей. Что это такое?... Просто эпатаж, желание выделиться, быть замеченным, оказаться в центре внимания?... или же упорное и последовательное проявление и отстаивание собственной индивидуальности, стремление остаться верным себе не только внутренне, но и отвоевать и сохранить внешнюю независимость от социальных условностей и стандартов?
А ведь странные люди известны культуре давно. Это шуты при царской-королевской власти, это чудаки в обывательском обществе, это юродивые в религиозной среде. Фрики – это синтез всех этих странных людей или что-то новое, совершенно новое явление современной культуры?

Лисбет Саландер, героиня романа Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона», явный представитель фрик-культуры. Этот роман первая книга из трилогии «Миллениум» шведского писателя и журналиста Стига Ла́рссона.
Цитата:
Стиг Ларссон заключил договор на издание трёх романов о Микаэле Блумквисте, но не успел увидеть их в печати. В 2004 году, 9 ноября, он умер от обширного инфаркта в возрасте 50 лет, поднявшись на 7 этаж в свой офис пешком, из-за неработающего лифта. После его смерти в прессе муссировались слухи о том, что смерть писателя могла быть неслучайной, а при жизни он получал множество угроз от неонацистов[3]. Его издатель Ева Гедин отрицает это. Издатели и друзья признаются, что Ларссон был трудоголиком и заядлым курильщиком (выкуривал более 60 сигарет в день).

Все романы были экранизированы…
Цитата:
В 2009 году все три книги были экранизированы шведскими режиссёрами. В 2011 году на экраны вышла Голливудская экранизация первой книги Девушка с татуировкой дракона, режиссером которой стал Дэвид Финчер. Как заявляет компания Sony Pictures, она и дальше намерена снимать трилогию Стига Ларссона. В Sony уверены в коммерческой успешности «Миллениума», правда пока не сообщают, будут ли дальше сотрудничать с Финчером по данному проекту. Съемки «Девушки, которая играла с огнём» начнутся в конце 2012 года или начале 2013-го.

Можно прочитать книгу, можно найти и посмотреть фильм. Образ Лисбет Саландер очень интересен.
Давайте поговорим и об этой девушке с татуировкой дракона, и о странных людях, которых все больше становится не только в творческой среде, но и в обычной повседневной жизни современного общества.

Автор:  quagga [ 13 авг 2012, 15:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Фильм ничего себе, сюжет напоминает столь любимые мной "Секретные материалы", двое- мужчина и женщина разгадывают страшные тайны, помогая друг другу.
Понравилась героиня- Лисбет. Selfmadewomen, девушка со смутным (и страшным) прошлым, которое она скрывает, сумевшая утвердиться в жизни, заняться любимым делом- она талантливый хакер. Пережив насилие в детстве, сама она не сделала насилие своей профессией.
В связи с фильмом вспоминается такая информация о цирках уродов ("фрик-шоу"). Артистов для таких шоу делали из детей:
Но рассказы об изуродованных телах будут неполными, если не вспомнить жестоких китайцев, "моделирующих" любую форму. Например, чтобы вырастить карликов, трехлетних детей помещали в специальные фарфоровые вазы соответствующего размера и формы, открытые с обоих концов так, чтобы выступали только голова и стопы. На протяжении дня вазу держали вертикально, а на ночь клали на бок, чтобы дети могли спать. Долгие годы ребенок рос внутрь, вместо того чтобы тянуться вверх, и полости вазы заполнялись сжатым телом и выкрученными костями. Когда не оставалось сомнения, что тело его достигло требуемой формы, вазу разбивали, и получался готовый шут именно тех габаритов, которые заказывались.

Автор:  Эльмира [ 14 авг 2012, 11:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

В роли Лисбет Саландер актрисы Нуми Рапас (Швеция) и Руни Мара (США)
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение

ИзображениеИзображение
Интересно было бы узнать - кому какая "трактовка" Лисбет ближе?
Ведь они получились очень разные..несмотря на общую событийную канву (расхождение лишь в деталях)

Автор:  quagga [ 14 авг 2012, 12:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

После того, как я посмотрела шведский фильм, американская актриса кажется "ненастоящей" :du_ma_et:
В передаче о Джокере из фильма "Темный рыцарь", когда Александр Геннадьевич рассказывал, как Джокер постоянно лжет о своем прошлом- вначале он говорит, что рот ему порвал отец, потом- что он сам изуродовал себе лицо, чтобы доказать жене, что ему безразлично ее уродство, я вспомнила знаменитый роман Виктора Гюго "Человек, который смеется".
Благодаря этому роману Гюго, стало широко известным слово "компрачикос".
Компрачи́кос или компрапеке́ньос (от исп. comprachicos, букв. — «скупщики детей») — в Испании, Англии, Германии, Франции XIII—XVIII веков представляли собой организованные преступные сообщества, состоявшие в основном из контрабандистов, бродяг и нищих. У индейцев они были известны как «чейлас» — охотники за детьми. Компрачикосы вели торговлю детьми. Они покупали или похищали детей, а затем перепродавали, делая из них шутов, акробатов и т. п. Иногда (но не всегда!) они перед продажей по-своему детей «обрабатывали», намеренно уродуя, с целью сделать из них карликов, горбунов или пожизненных обладателей уродливых масок.
Позднее появились "цирки уродов" или фрик- шоу, артистами в которых служили люди с врожденными уродствами. Итак, шуты и уроды, люди, с детства знающие, что им никогда не быть королями, и использующие свои уродства, как дар, как талант, выставляя себя на потеху зрителям.
У Лисбет, как и у Джокера, тоже темное прошлое. И она ведет себя и выглядит, как типичный представитель культуры фриков.
Что случилось с ней, почему она стала такой- по фильму не очень ясно. У каждого свои есть тайны, уходящие корнями в детство. Не всегда это светлые тайны..
В прошлой же передаче прозвучала мысль Анны о том, что непредсказуемый Джокер- прямое следствие человеческого желания упорядочить свою жизнь, просчитать ее, как шахматный этюд, на много шагов вперед, учесть всевозможные неожиданности, построить неизменяемую схему жизни и тем самым обезопасить себя. Но, возможность полного крушения такой схемы даже от незначительной неправильности, неожиданности на пути ее строителя, прямо пропорционально ее жесткости.
Часто родители (любящие родители!) пытаются выстроить жизнь своего чада "по плану", поместить не взрослого еще человека в рамки, способные оградить его от любых неожиданностей. Жить надо правильно- тогда все получится! А дети пишут на стенах "мы- плохие дети", и изменяют свой облик по канонам фрик- культуры. Плохие, непослушные дети вырастают в грубых, вызывающее выглядящих молодых людей- таких, как Лисбет. Лисбет- фрик, но она не шут. Она нашла в себе королеву и стала ею!
А что же дети послушные? Дети, помещенные в рамки, и там оставшиеся? Не напоминает ли такой послушный ребенок, тех детей, которых намеренно уродовали детей в Китае, помещая ребенка в фарфоровую вазу? После того, как вазу разбивали, ребенок выходил оттуда уродом по размеру вазы и становился шутом.

Автор:  Селена [ 14 авг 2012, 15:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Я не очень люблю такие фильмы. Дискретность, отрывистые кадры,… факты, факты, факты,… они мобилизуют внимание и предельно концентрируют его на экранной информации. А вот чувства не успевают зацепиться и проникнуть в пространство кадра.

Детектив, расследование серийных убийств. Но… потерпевшие всего лишь лица на фотографиях, убийца – очень невнятный и расплывающийся образ. Они лишь фон, безыскусная рамка для двух главных героев, ведущих расследование: опального журналиста и девушки-хакера, признанной недееспособной.

Микаэль Блумквист после очередного скандала, вызванного его журналистским расследованием, уезжает от столичной суеты на остров, где начинает по просьбе известного шведского промышленника Хенрика Вангера расследовать трагедию сорокалетней давности, пропажу его племянницы Харриет. Со временем к расследованию подключается Лисбет Саландер, девушка с татуировкой дракона, признанная государством недееспособной и находящаяся под опекой сексуального насильника. Оба они оказываются на острове. Острове, на котором живут не очень далеко друг от друга люди, связанные кровным родством и общим семейным делом, но при этом одни члены этого большого семейства совсем не общаются с другими. Узы кровного родства и финансовые обязательства сцепляют чужих по духу людей в жесткий монолит, из которого нет возможности вырваться. Возможно в этом причина появления в их семье психической патологии, серийных насильников, отца и сына, Готфрида и Мартина.
В отличие от этой семьи Микаэль и Лисбет свободны и независимы. Микаэль в разводе. Его дочь-подросток иногда появляется, мило улыбаясь, недолго беседует с отцом и тут же исчезает. Проблем с любовницей тоже нет. Она всегда рядом. Помощница в работе и партнер по сексу. Похоже это все что их связывает. Особой близости, особых чувств не видно. Возможно в таком жанре они и не нужны.
Лисбет попадает в жесткие рамки опеки после того, как предыдущий опекун, перенеся инсульт, сам оказывается недееспособным. И вот здесь тесный социальный контакт чужих друг для друга людей оборачивается насилием. Нильс Бьюрман, новый опекун Лисбет, пользуясь свой властью, использует девушку как вещь, для удовлетворения своих сексуальных желаний. Мстя ему, Лисбет и из него делает фрика, нанеся ему на тело татуировку “Я САДИСТСКАЯ СВИНЬЯ, ПОДОНОК И НАСИЛЬНИК”.
Фрик – это естественная или искусственная человеческая непохожесть, вынесенная наружу.
Лисбет мешковатой темной одеждой, пирсингом, отводящим взгляд от ее нежной девичьей красоты, короткой взлохмаченной прической выносит наружу свою внутреннюю суть женщины-воина, амазонки, борющейся за свою независимость. Мартин и Нильс под респектабельной внешностью деловых людей и законопослушных граждан прячут нутро садистов-насильников.

Остров, как символ социума. Мы вынуждены жить рядом с родными, соседями, сослуживцами. Мы не всегда можем разъехаться в разные стороны, но мы всегда можем ограничить наше взаимное общение. Узкий мост соединяет остров и большую землю, вселенную, бесконечность. Мост, благодаря которому можно изолировать жителей острова, поставив на нем полицейский патруль, а можно соединить далеких людей с общими интересами. Этот мост соединяет в одном доме Микаэля и Лисбет. Их интересы совпали. Близость и доверие друг к другу помогает вести расследование и выручать из беды в трудную минуту. Интерес этот не финансовый, он больше и дальше денег. Это стремление к справедливости, стремление вытащить тайну наружу и написать на всех телах и лицах подлинную внутреннюю суть.
Лисбет – это импульс активности, самостоятельности, независимости. В ней нет полутонов, нюансов, оттенков, в ней только полюса, черное-белое, враг-друг, ноль-единица, как в компьютере. Она бинарна. Похоже ей чужды сомнения и жалость. Она - импульс, само действие, действие, следующее за внутренними желаниями, которые в данном случае либо желание мести, либо справедливости, либо сексуального расслабления. Секс для нее словно сброс накопившейся нерастраченной энергии. Она хочет любить, она выбирает рождественский подарок другу, но… все в мусорном баке. Выкинуть, чтобы забыть. С вещами такое возможно, только вот возможно ли такое с памятью чувств? А ведь именно там наша подлинная индивидуальность и непохожесть, именно там подлинная свобода и независимость. Внешняя демонстрация обществу своей независимости и непохожести через внешность, манеру поведения, радикальное мировоззрение – этот полицейский кордон на мосту между тобой и другими. Он пропускает только то, что соответствует его форме, все остальное туда и обратно провозиться тайно в закрытом багажнике, непознанное и неузнанное. Взламывая чужие пароли, интересуясь чужими тайнами, Лисбет тщательно прячет от себя свои.

Автор:  Eugenia [ 14 авг 2012, 15:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Эльмира писал(а):
В роли Лисбет Саландер актрисы Нуми Рапас (Швеция) и Руни Мара (США)
Интересно было бы узнать - кому какая "трактовка" Лисбет ближе?

Эльмира )), мне как-то вообще не очень близок этот персонаж… Но, так как я смотрела шведскую версию, то первый вариант мне кажется повыразительнее.
***
Хочется немного порассуждать о самом фильме и рассмотреть его в двух аспектах.
Аспект 1: Война полов.
Данный фильм сделан на очень популярную и очень обсуждаемую в Швеции тему равноправия женщин и мужчин. Это у них стало что-то вроде новой идеологии – видимо, по причине отсутствия других идеологий (идеология мультикультурности и толерантности уже приелась, идеология потребления – тем более). Но даже шведы далеко не всё могут объяснить. В современном мире у современных свободных женщин есть какая-то непрекращающаяся озлобленность против мужчин, которая часто плохо объяснима, причины её довольно трудно сформулировать. Скорее всего, причина в том, что женщина, хотя она и свободна, по-прежнему продолжает быть используемой мужчиной в качестве средства. Использование одного человека другим – это ведь далеко не всегда прямое издевательство или рабство. Использование может выглядеть очень респектабельно и быть очень цивилизованно обставленным. Женщины озлоблены на мужчин потому, что в том мире, в который они, женщины, наконец-то прорвались – в мире профессиональной деятельности, бизнеса и большой политики – уже нет ни больших целей, ни вообще какого-то иного смысла деятельности, кроме необходимости поддерживать уже существующий порядок вещей, а для этого нужна не творческая деятельность, а деятельность по готовым шаблонам. Женщина в современном мире используется в качестве поддержательницы существующего положения вещей, а как творческая личность она по-прежнему не нужна. К тому же с успехом продолжается использование женщины как вещи, которая должна обладать внешней красотой, а остальное – не важно. Всё это вызывает озлобленность женщин: они продолжают по-прежнему чувствовать себя средствами, вещами. Поэтому и становятся популярными такие фильмы, в которых женщин уж совсем явно используют и издеваются над ними, это своего рода попытка рационализировать эту злобу. И тут появляется вот такая девушка Лисбет, которая легко расправляется со всеми этими «мужиками-сволочами», а сама абсолютно лишена какой бы то ни было женственности – тут не только мужеподобная внешность, но и полное отсутствие эмоциональности, например, - одна только холодная реалистичность. Однако есть ещё одна причина, почему война полов не прекращается – она нужна Западу для создания хоть какой-то напряжённости в обществе. Именно поэтому данный фильм не показывает никаких путей к уменьшению этой взаимной озлобленности, а только купает зрителей в этой озлобленности. И именно поэтому в той же Швеции существует чуть ли не культ этого фильма.
Аспект 2: «Детективная» часть души.
Что такое детектив? И кто такой детектив? Когда-то в СН были целых две программы о детективах. Роль детектива – разбираться в хитросплетениях зла и тем самым снимать страх перед ним. Кто является детективом в фильме «Девушка с татуировкой дракона»? Поначалу это журналист Микаэль Блумквист – образованный, интеллигентный, доброжелательный… В шведской версии актёр чем-то похож на Андрея Миронова.
В современных западных фильмах довольно часто появляется такая ситуация: вызывают вот такого персонажа и поручают ему расследовать что-то очень запутанное. Он берётся, но у него мало что получается. А почему? Вспомним, что говорилось о сыщике в той программе СН: чтобы расследовать деяния зла, детектив должен сам иметь в своей природе что-то инфернальное, адское. Вот этого-то адского и не было поначалу в Микаэле Блумквисте, и не мог он толком ничего узнать, пока не появилась Лисбет с её информационными возможностями. Она и стала той инфернальной частью души, которую он в себе открыл, которая и позволила ему всё узнать.
Инфернальная часть души, то, что в современном западном мире практически подавлено… В Швеции принято улыбаться, быть вежливыми и доброжелательными. Примерно то же самое было в СССР во времена застоя. Ну, правда, у нас не улыбались… Но тем не менее, и там, и у нас было ощущение жизни в абсолютно знакомом и предсказуемого мире. У нас в то время была любопытная мода на то, чтобы вешать на стены своих квартир жуткие африканские маски – они и были символическим выражением этой инфернальной части души. Можно сказать, что Лисбет для шведов (да и для всего западного мира) – это вот такая «жуткая маска», которая «висит» на кино- и телеэкране, символизируя собой эту подавленную часть души.
И есть тут ещё одна важная функция Лисбет как сыщика. Образ сыщика, говорилось в той программе СН, стал необходим в культуре тогда, когда люди стали чувствовать себя неспособными самим разобраться со злом во всё усложняющемся мире. В наше время человек если где-то и чувствует себя беспомощным и потерянным – так это в бескрайнем мире информации. А Лисбет в этом мире легко разбирается. Поэтому её образ и оказался так нужен.

Автор:  Селена [ 14 авг 2012, 18:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Два обстоятельства особо привлекли внимание.

Лисбет Саландер – недееспособна и при этом она явно принадлежит к субкультуре фриков, странных людей, уродов, сумасшедших. Случайно или нет такое сочетание?
По отношению к людям, эпатирующим общество, переступающим общепринятые нормы, вроде бы определение недееспособности вполне применимо и даже кажется закономерным. Но... Лисбет вполне себе адекватна, она не только социально адаптирована, она еще при этом способна сама постоять за себя,… и случай в метро, и месть опекуну это доказывают. При этом она вполне грамотно оперирует всеми законами, условностями и правилами общества, которое не желает ее признавать, выталкивая из себя как самостоятельную единицу. Она очень своевременно пользуется моментом и снимает деньги со счетов миллиардера Веннерстрёма. Нет, конечно, все это преступление и это понятно. Но… отвечать за свои преступления способен по закону только дееспособный человек. В данном случае, по замыслу автора, Лисбет неподсудна общественному суду. Так кто же она Лисбет Саландер? Какую часть души олицетворяет?

Импульсивна, но малоэмоциональна, рациональна, но рациональность преступна, социально адаптивна и успешна, но подобная адаптивность не принимается обществом всерьез, отторгается. И как-то сразу вспоминается Фрейд. Подавленная часть человеческой души, извращенная, но не побежденная, взломав все коды и пароли, выходит наружу в виде импульсов мести или преступления. Однако вряд ли это связано с сексуальностью. У всех героев этой истории есть все возможности удовлетворять ее. Но если предположить, что сексуальность лишь частный случай творческой энергии вообще, то именно подавленное творчество будет обретать образ Лисбет Саландер. Не зря она бисексуальна, не зря она почти лишена пола. Она часть любой души и мужской, и женской. Она внутренняя свобода самовыражения, загнанная в прокрустово ложе социальных условностей и нашедшая выход только в одном, в протесте против них.
Вот такое имхастое имхо… :smu:sche_nie:

Автор:  Niка [ 14 авг 2012, 21:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Фильм режиссера Дэвида Финчера понравился мне больше, быть может, потому, что его я видела первым. Посмотрела второй раз – вывод тот же. В фильме ярче контрасты, одновременно веет и сказкой и отравляющем газом концлагеря.
И странность Лиcбет (о том, что она странная, мы узнаём раньше, чем видим ее в кадре) в фильме Дэвида Финчера очевиднее - с того самого момента как мы её увидели. Всё в мелочах, - например, обратили внимание, войдя в кабинет босса, она присела боком на самом дальнем расстоянии из возможных – в нескольких метрах от него и заказчика и разговаривала с ними глядя потупившись вниз, лишь в момент «пикантный» она повернула голову и посмотрела на них. И совсем иначе выглядит этот эпизод в фильме шведском...
Её не воспринимают в коллективе – так отрекомендовывает её босс, - вероятно, думаю я, в главном из-за успешности (завидуют) и пронырливости с оттенком «бросаю вызов», без которой в журналистике, на мой взгляд, не обойтись.
Она берется только за интересную работу и в ней она трудоголик. У неё светлая голова, великолепная память, чуткое сердце. Вопреки всем татуировкам – скромность. Возможно, все настоящие воины скромны.

Еще интересно, что Лисбет легко перевоплощается в «леди» и смотрится в этой роли органично, - в общем, она актриса. Сообразительна, играет в шахматы, оперативна - в духе времени. Ей свойственна чувственность - она ухаживает за первым опекуном, навещает маму (в швед.фильме), проявляет к ней искреннюю нежность- и тут мы узнаем её «темное» прошлое.
Она мне нравится – с ней можно идти в разведку. Рану заштопает. В беде не бросит и за грехи простит.

Автор:  quagga [ 15 авг 2012, 10:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Niка писал(а):

И странность Лиcбет (о том, что она странная, мы узнаём раньше, чем видим ее в кадре) в фильме Дэвида Финчера очевиднее - с того самого момента как мы её увидели.

Селена писал(а):
Два обстоятельства особо привлекли внимание.

Лисбет Саландер – недееспособна и при этом она явно принадлежит к субкультуре фриков, странных людей, уродов, сумасшедших. Случайно или нет такое сочетание?
По отношению к людям, эпатирующим общество, переступающим общепринятые нормы, вроде бы определение недееспособности вполне применимо и даже кажется закономерным. Но... Лисбет вполне себе адекватна, она не только социально адаптирована, она еще при этом способна сама постоять за себя,… и случай в метро, и месть опекуну это доказывают. При этом она вполне грамотно оперирует всеми законами, условностями и правилами общества, которое не желает ее признавать, выталкивая из себя как самостоятельную единицу.

Я тоже обратила на этот момент внимание- а в чем, собственно говоря, странность Лисбет? Если бы сама она ее (свою странность) не декларировала, не выставляла напоказ, и если бы в фильме сначала не появляется мнение о девушке (что она странная), а потом- сама девушка, то она казалась бы не страннее других киногероев в других фильмах и в этом тоже. Садист-опекун- он что, нормальный, не странный? А семья Вангеров? Но эти персонажи скрывают свои странности, а Лисбет- наоборот, утрирует.
Зачем? Возможно, она себя так чувствует, как урода, хотя другим это не заметно и именно заявление "Я- странная, и не боюсь этого!" позволяет ей адаптироваться в обществе. Дальше, она не останавливается в своей странности, не замыкается в ее круге- а ищет и находит пути реализации себя, как королевы.
Получился, похоже, программный манифест фриков.. :du_ma_et:

Автор:  Селена [ 15 авг 2012, 11:46 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

quagga писал(а):
а в чем, собственно говоря, странность Лисбет?

Лисбет не странная, она интересная. Она интересна и в образе дикой амазонки, и в образе холодной красавицы-блондинки. В отличие от семьи Вангеров и ее садиста-опекуна она сознательно привлекает к себе внимание своим внешним видом и манерой поведения. Насилие по отношению к ней и в метро, и адвоката тоже ведь следствие этого интереса. Она интересна и Микаэлю и как специалист-детектив, и как женщина. Она всем запомнилась и в образе преступной блондинки. Почему у Лисбет так сильно желание выделиться из толпы, привлечь к себе ее внимание? Только ли это следствие того, что общество сочло ее недееспособной? Или же страх общества перед ней, попытка ограничить ее самостоятельность есть следствие ее желания быть в центре внимания любым путем?

Автор:  quagga [ 15 авг 2012, 12:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Все- таки есть разница между "артистом обыкновенным", человеком, чувствующим в себе волю, во-первых, к перевоплощению, во-вторых, к перевоплощению прилюдному, на арене или сцене, и артистом фрик-шоу, артистом поневоле, в силу своей неполноценности.
Мне не показалось, что Лисбет стремиться быть в центре внимания. Она могла бы тогда стать актрисой? Но она стала хакером, человеком, профессионализм которого заключается в способности не оставлять даже следов свое деятельности, не то что стремящемся сделать свою деятельность предметом всеобщего внимания.

Автор:  Селена [ 15 авг 2012, 12:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Не знаю, Юль, может быть. Но я бы непременно выхватила из толпы взглядом именно Лисбет, а не, скажем, дочку Микаэля, которая вполне обычный и привычный подросток. Остальные женщины фильма так же вполне вписываются в городскую толпу, не особо выделяясь на ее фоне. А Лисбет для меня лично была бы заметна. Точно так же изо всех женских героинь фильма я ее тоже особняком поставила. Она мне интересна. За ней хочется наблюдать в кадре. Остальные привычны, стандартны.
Но при этом внимание это созданное… Одежда, пирсинг, макияж, выражение глаз и даже походка были легко изменены, когда Лисбет понадобилось провести финансовую аферу. Она вполне комфортно чувствовала себя и в образе респектабельной светской дамы. Но даже и здесь стильная блондинка оказалась в центре внимания деловой финансовой толпы.
Фриком поневоле она делает своего адвоката-насильника. Она же сама фрик сознательный, так мне кажется. А вот для чего ей это нужно мне не очень ясно.

Автор:  Эльмира [ 15 авг 2012, 20:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Спасибо ВСЕМ, кто ответил на мой вопрос о предпочтении шведской /американской версии.
А у меня в ответе на этот вопрос - сплошная эклектика, что-то больше понравилось у американцев, что-то у шведов, хотя я тоже не поклонница таких фильмов.
Вообще - это жанровое кино и по его законам зрителя нужно хорошенько напугать..
Страх - орудие власти, поэтому любви в фильме нет... а есть её небольшие следы: симпатия Лисбет к Микаэлю в американской версии ..и симпатия Микаэля к Лисбет у шведов...
Селена писал(а):
стильная блондинка оказалась в центре внимания деловой финансовой толпы.

по-моему, только потому, что она умыкнула из-под носа деловой общественности "осень-осень много денег".. и потому что вокруг банков есть камеры наблюдения...
Может, стоит поговорить какую информацию сообщала людям своим внешним видом Лисбет до этого в образе фрика? Кто как её расшифровал?
Шведская актриса Нуми Рапас, по-моему, подчёркивает андрогинность своего персонажа.Лицо героини сосредоточенное,максимально закрытое от посторонних любопытных взглядов, суровое, взгляд агрессивный... Один глаз закрыт чёлкой. Взгляд исподлобья тоже частично скрывает лицо, уменьшая его в размере.
Изображение
На фото видны 5 серёжек в правом ухе, правой ноздре и между ноздрями, чёрный шарф скрывает "ошейник" с шипами, имитирующими пули.
На Нуми Рапас чёрная кожаная куртка с молниями застёжками в стиле унисекс.
Предположу, что серьги справа - это акценты, которые хочет расставить героиня, стимулируя работу левого полушария. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, аналитику - то есть то, что необходимо Лисбет в её профессиональной деятельности..
(здесь всё же не могу удержаться от иронии, потому что понимаю, какую работу по сценарию фильма проворачивает девушка, заменяя собой целый финансово-аналитический отдел)
Чёрный шарф закрывает шею, а торчащие наружу шипы-пули как бы говорят: "Меня голыми руками не возьмёшь"... то есть говорит о готовности девушки к отпору.
(Именно поэтому у меня в голове недоумённый вопрос: неужели адвокат -насильник не понимал - с кем он имеет дело? Или он совсем одурел и потерял чувство самосохранения? Или он считал, что его подопечная не "фрик"? Короче ... думаю, здесь какая-то нелогичность по сценарию)
Вот американская актриса Руни Мара несёт в мир другой посыл.
У неё взгляд женщины более слабой,испуганной, глаза её смотрят не прямо, а куда-то в сторону, вбок. Оригинальные чёрные серьги в ушах говорят о стремлении девушки нравиться,пирсинг правой стороны лба и брови - об акценте на работу левого полушария..НО пирсинг левой ноздри и между ноздрями - об акценте и на эмоциональную сферу, а вот серьгу в правую нижнюю губу американская Лисбет вставила после сцены насилия, ..
На шее у Руни Мары - цепь с крупными кольцами, на которой висит бритва, чем девушка подчёркивает своё зависимое положение, и, может, склонность к суициду, агрессии..
Мешковатые штаны Руни Мары подчёркивают стремление к бесполости ( в отличии от андрогинной шведской Лисбет)
Изображение
Разбросанный тут и там пирсинг по лицу американской актрисы говорит о хаотических внутренних течениях..
Подытоживая: поверить, что эта девушка - финансовый гений и воротила, ещё сложнее ...но, может, такова и была отчасти задумка Финчера, который своим фильмом решил отчасти успокоить мужчин: "Всё под контролем, парни! Кого Вы испугались? Девушки-фрика? И о каком матриархате Вы говорите после шведского фильма?"
***
вот разговор о фриках и моде на них:
http://starland.ru/moda-na-frikov

Автор:  Бегущая по волнам [ 15 авг 2012, 20:13 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Меня заинтриговало обсуждение в теме и разнообразие мнений. И подвигло посмотреть этот фильм, тем более, что рейтинг 9,24 из 10.
Начала со шведского варианта (так получилось) и посмотрела первую часть пока.
По свежему впечатлению немного напишу о своём восприятии.

В теме удивлялись - почему Лисбет называют странной. И что кроме того, что о ней так говорит в самом начале начальник на работе, вроде ничего странного в её поведении нет.

Прежде чем отметить странности её поведения, скажу, что она мне понравилась.
Теперь о странностях.
Первая странность - поведение с клиентом-заказчиком, мягко говоря - вызывающее. Она отличный работник, фирма занимается не вполне легальным бизнесом, клиенты сами часто не вполне лояльные граждане.. вероятно поэтому такое поведение не встречает у руководства фирмы нареканий. Но согласитесь - поведение не вполне адекватное.

Далее. Она может постоять за себя. Но способы столь же криминальные, как и у тех, кто проявляет насилие и агрессию по отношению к ней. Человек в общем мало предсказуемый. И как следствие, может быть опасным для окружающих. "Переклинит", как говорит одна моя знакомая - и привет.

В первой части шведского варианта я не увидела никакого особого стремления у Лисбет быть в центре внимания. Вполне нормальная девушка, если не учитывать приверженность к некой молодёжной субкультуте.

Буду смотреть дальше.

Несколько слов хочется сказать про хвалёную шведскую демократию.
Институт опекунства во всей своей красе. Никаких прав у человека подвергающегося насилию да ещё в особо изощренной форме..

P.S. Мне такие фильмы нравятся (имею в виду расследование, а не насилие).. Правда первая часть шведского варианта показалась затянутой, и "психологизма" недостаточно для оправдания такой затянутости. Предполагаю, что американский вариант будет более динамичен.

Да... хотелось ещё сказать, что все эти новомодные англицизмы - например - "фрик" вызывают у меня недоумение...
Читаешь название темы - и вообще непонятно что это и о чём. начинать надо с того, что смотреть в гугле определения всех этих словечек. :ne_vi_del: Вообще впервые это слово слышу и вижу.. неужели нельзя по-русски говорить?!

И Лисбет живет себе и работает, никого не трогает, и на работе - лучший сотрудник.. (если правильно поняла). Ну несколько эпатажный вид ... чего по молодости лет не бывает.. ну вот надо ярлычёк повесить - фрик.

Автор:  Anna Serediná [ 15 авг 2012, 21:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Об образе Лисбет Саландер и Фрик-субкультуре

Что привлекло мое внимание в Лизбет Саландер:
Первое, она не жалеет себя, не пережевывает обиды и оскорбления. И никому о них не рассказывает. Не зацикливается на них, игнорирует, и если проблема не окончена, просто решает ее. Будто, то, что было – БЫЛО, и сейчас этого нет.
Второе, у нее напрочь отсутствует забота о собственной важности. Как будто у нее нет собственного Я, но и в то же время она его не подменяет чьим-либо мнением. Будто она уяснила, что мир – вот такой. Просто форма, в которой она должна существовать. И она в него вписывается ровно на столько, на сколько необходимо ее физиологическим потребностям. Он для нее ни хорош, ни плох, просто есть и все.
Такое ощущение, будто она все свои действия нащупывает. Проверяя на Верность или Неверность. Не опираясь на свои личные предпочтения и желания.
Третье, она любит не проваливаясь в любовь. Умом она ее отрицает, не осознает, но любит.
Получается такой человек, которому не важны признаки престижа, который не мучается принимая решение, и знает, что это решение верное, а от этого и смел в своих действия. Вот такой с виду страшненький, ужасненький, не Аполлон и не Афродита, но на самом деле – самый настоящий Герой….или просто человек по своей сути.
Вид Лизбет вызывает неприятие, а мы, каждый из нас чувствует себя вот таким гадким утенком, пусть даже и одежда на нас обычная. Она не бравирует своей внешностью, не стесняется, а живет, ведомая своей совестью. Без страха сделать неверный шаг. Вот так и мы хотим. Не обращать внимания на свою нетаковость, а просто жить.
Возможно ее личные переживания, те которыми она ни с кем не делилась, стали своего рода, атомным взрывом в бункере. Который да, покорежил само строение, но внутри спалил, очистил сосуд от всего наносного и бессмысленного.

Страница 1 из 6 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/