Вместе с названием темы обозначены два вопроса:
Что такое "оптимальное воспитание"?
Что считают главным родители в воспитании школьника?Честно говоря, чем больше думаю, что же такое вообще воспитание, тем меньше понимаю, что такое воспитание оптимальное.
В общем-то воспитание и обучение вещи разные. Думаю, что в основном все с этим согласятся. Можно хорошо учиться, много знать, стать блестящим профессионалом и не быть при этом воспитанным. Можно быть примерным и воспитанным и оставаться профаном и дилетантом во всех областях жизни, включая собственную профессию.
На вопрос: кто такой воспитанный человек? наверное большинство сразу невольно вспомнит начало горинского монолога:
«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…» Так Чехов сказал… Ну и так далее, по тексту.
Да, хорошим манерам поведения в обществе тоже учатся. Однако можно и соус на скатерть не лить, и не замечать, что его пролил другой, но достаточно ли этого, чтобы считаться воспитанным?
Так что же такое на самом деле воспитание?... и тем более оптимальное?...
Думаю, что воспитание никакого отношения к технологиям не имеет. Оптимизировать можно только технологические процессы. Т.е. именно процесс обучения можно оптимизировать, в том числе и процесс обучения поведения человека в обществе.
Из Википедии..
Цитата:
Оптимальное (от лат. optimus — наилучшее) решение — решение, которое по тем или другим признакам предпочтительнее других.[1]
В технике оптимальный (вариант, решение, выбор и т. д.) — наилучший (вариант, решение, выбор, …) среди допустимых при наличии правила предпочтения одного другому.[2] Такое правило называется критерием оптимальности, а мерой предпочтения будут служить показатели качества. Можно говорить об оптимальном варианте только при удовлетворении двух условий:
1. наличия хотя бы одного критерия,
2. наличия не менее двух сравниваемых вариантов (необходимость осуществления выбора).
Каждый выбор лучшего варианта конкретен, поскольку производится на соответствие определённым критериям. Следовательно, говоря об оптимальном варианте, всегда нужно указывать эти критерии (то есть «оптимальный по …»). И то, что может быть оптимальным при одном критерии, не обязательно будет таковым при другом. Например, сцена, «оптимальная по площади», не обязательно будет «оптимальной по акустике».
Оптимальное решение является результатом одного из видов выбора (критериального выбора). Изучением проблем, связанных с выбором оптимальных решений, занимаются теория исследования операций и теория принятия решений.
Итак, оптимизация – это непременно наличие критерия, относительно которого и разрабатываются разные методы его достижения, из которых затем можно выбрать оптимальный.
Значит, пока мы не определимся с критериями воспитанного человека, мы не сможем и оптимального воспитания отыскать. Только вот есть ли они, эти самые критерии? Когда можно не замечать несоответствие общественным нормам, а когда не замечать нельзя? Когда нужно держать себя в рамках приличия, а когда можно эти самые рамки нарушить? Все это чувствуется скорей интуитивно. Нельзя подобрать технологические процессы на все случаи жизни. Ну невозможно жизнь, всю целиком, запихнуть в прокрустово ложе культурных и этических норм и законов. Значит воспитанный человек – это человек, имеющий этическое чутье или этический вкус.
Возможно восПИТАНИЕ не зря связано с “питанием”, и значит со вкусом. Вкус можно развить только пробуя различные вкусы, запоминая их и сравнивая. Этический вкус можно развить только осознавая и осмысливая различные сюжеты взаимодействия человека с обществом.
Что может в таких случаях сделать взрослый по отношению к ребенку? Обсуждать,… не осуждать, а только обсуждать вместе с ним его манеру и методы взаимодействия с другими людьми, выслушивая прежде всего его самого и пытаясь понять причины его поведения. Хотя для подобных обсуждений тоже нужен навык. Возможно в развитии этого навыка у взрослых и заключается оптимальное воспитание детей.