Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 09 дек 2016, 22:23

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 149 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 00:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1152
Эту книгу уже как-то обсуждали в радиопередаче "Судьбы книг" на "Радио России",
кому интересно вот ссылка:
http://www.moskva.fm/stations/FM_91.6/p ... 5-08_18:20

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 01:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
И. В. Гёте
Страдания юного Вертера
1774
Краткое содержание романа.
Читается за 5–10 мин.
Оригинал — за 90−120 мин.

Именно этот жанр, характерный для литературы XVIII в., выбирает Гете для своего произведения, действие же происходит в одном из небольших немецких городков в конце XVIII в. Роман состоит из двух частей — это письма самого Вертера и дополнения к ним под заголовком «От издателя к читателю». Письма Вертера адресованы его другу Вильгельму, в них автор стремится не столько описать события жизни, сколько передать свои чувства, которые вызывает у него окружающий мир.

Вертер, молодой человек из небогатой семьи, образованный, склонный к живописи и поэзии, поселяется в небольшом городке, чтобы побыть в одиночестве. Он наслаждается природой, общается с простыми людьми, читает своего любимого Гомера, рисует. На загородном балу молодежи он знакомится с Шарлоттой С. и влюбляется в нее без памяти. Лотта, так зовут девушку близкие знакомые, — старшая дочь княжеского амтмана, всего в их семье девять детей. Мать у них умерла, и Шарлотта, несмотря на свою молодость, сумела заменить её своим братьям и сестрам. Она не только внешне привлекательна, но и обладает самостоятельностью суждений. Уже в первый день знакомства у Вертера с Лоттой обнаруживается совпадение вкусов, они легко понимают друг друга.

С этого времени молодой человек ежедневно проводит большую часть времени в доме амтмана, который находится в часе ходьбы от города. Вместе с Лоттой он посещает больного пастора, ездит ухаживать за больной дамой в городе. Каждая минута, проведенная вблизи нее, доставляет Вертеру наслаждение. Но любовь юноши с самого начала обречена на страдания, потому что у Лотты есть жених, Альберт, который поехал устраиваться на солидную должность.

Приезжает Альберт, и, хотя он относится к Вертеру приветливо и деликатно скрывает проявления своего чувства к Лотте, влюбленный юноша ревнует её к нему. Альберт сдержан, разумен, он считает Вертера человеком незаурядным и прощает ему его беспокойный нрав. Вертеру же тяжело присутствие третьего лица при свиданиях с Шарлоттой, он впадает то в безудержное веселье, то в мрачные настроения.

Однажды, чтобы немного отвлечься, Вертер собирается верхом в горы и просит у Альберта одолжить ему в дорогу пистолеты. Альберт соглашается, но предупреждает, что они не заряжены. Вертер берет один пистолет и прикладывает ко лбу. Эта безобидная шутка переходит в серьезный спор между молодыми людьми о человеке, его страстях и разуме. Вертер рассказывает историю о девушке, покинутой возлюбленным и бросившейся в реку, так как без него жизнь для нее потеряла всякий смысл. Альберт считает этот поступок «глупым», он осуждает человека, который, увлекаемый страстями, теряет способность рассуждать. Вертеру, напротив, претит излишняя разумность.

На день рождения Вертер получает в подарок от Альберта сверток: в нем бант с платья Лотты, в котором он увидел её впервые. Молодой человек страдает, он понимает, что ему необходимо заняться делом, уехать, но все время откладывает момент расставания. Накануне отъезда он приходит к Лотте. Они идут в их любимую беседку в саду. Вертер ничего не говорит о предстоящей разлуке, но девушка, словно предчувствуя её, заводит разговор о смерти и о том, что последует за этим. Она вспоминает свою мать, последние минуты перед расставанием с ней. Взволнованный её рассказом Вертер тем не менее находит в себе силы покинуть Лотту.

Молодой человек уезжает в другой город, он становится чиновником при посланнике. Посланник придирчив, педантичен и глуп, но Вертер подружился с графом фон К. и старается в беседах с ним скрасить свое одиночество. В этом городке, как оказывается, очень сильны сословные предрассудки, и молодому человеку то и дело указывают на его происхождение.

Вертер знакомится с девицей Б. , которая ему отдаленно напоминает несравненную Шарлотту. С ней он часто беседует о своей прежней жизни, в том числе рассказывает ей и о Лотте. Окружающее общество досаждает Вертеру, и его отношения с посланником делаются все хуже. Дело кончается тем, что посланник жалуется на него министру, тот же, как человек деликатный, пишет юноше письмо, в котором выговаривает ему за чрезмерную обидчивость и пытается направить его сумасбродные идеи в то русло, где они найдут себе верное применение.

Вертер на время примиряется со своим положением, но тут происходит «неприятность», которая заставляет его покинуть службу и город. Он был с визитом у графа фон К., засиделся, в это время начали съезжаться гости. В городке же этом не принято было, чтобы в дворянском обществе появлялся человек низкого сословия. Вертер не сразу сообразил, что происходит, к тому же, увидев знакомую девицу Б. , он разговорился с ней, и только когда все стали коситься на него, а его собеседница с трудом могла поддержать беседу, молодой человек поспешно удалился. На следующий же день по всему городу пошли сплетни, что граф фон К. выгнал Вертера из своего дома. Не желая ждать, когда его попросят покинуть службу, юноша подает прошение об отставке и уезжает.

Сначала Вертер едет в родные места и предается сладостным воспоминаниям детства, потом принимает приглашение князя и едет в его владения, но здесь он чувствует себя не на месте. Наконец, не в силах более переносить разлуку, он возвращается в город, где живет Шарлотта. За это время она стала женой Альберта. Молодые люди счастливы. Появление Вертера вносит разлад в их семейную жизнь. Лотта сочувствует влюбленному юноше, но и она не в силах видеть его муки. Вертер же мечется, он часто мечтает заснуть и уже больше не просыпаться, или ему хочется совершить грех, а потом искупить его.

Однажды, гуляя по окрестностям городка, Вертер встречает сумасшедшего Генриха, собирающего букет цветов для любимой. Позднее он узнает, что Генрих был писцом у отца Лотты, влюбился в девушку, и любовь свела его с ума. Вертер чувствует, что образ Лотты преследует его и у него не хватает сил положить конец страданиям. На этом письма молодого человека обрываются, и о его дальнейшей судьбе мы узнаем уже от издателя.

Любовь к Лотте делает Вертера невыносимым для окружающих. С другой стороны, постепенно в душе молодого человека все более укрепляется решение покинуть мир, ибо просто уйти от возлюбленной он не в силах. Однажды он застает Лотту, перебирающую подарки родным накануне Рождества. Она обращается к нему с просьбой прийти к ним в следующий раз не раньше сочельника. Для Вертера это означает, что его лишают последней радости в жизни. Тем не менее на следующий день он все же отправляется к Шарлотте, вместе они читают отрывок из перевода Вертера песен Оссиана. В порыве неясных чувств юноша теряет контроль над собой и приближается к Лотте, за что та просит его покинуть её.

Вернувшись домой, Вертер приводит в порядок свои дела, пишет прощальное письмо своей возлюбленной, отсылает слугу с запиской к Альберту за пистолетами. Ровно в полночь в комнате Вертера раздается выстрел. Утром слуга находит молодого человека, ещё дышащего, на полу, приходит лекарь, но уже поздно. Альберт и Лотта тяжело переживают смерть Вертера. Хоронят его недалеко от города, на том месте, которое он выбрал для себя сам

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 01:47 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Синдром Вертера
http://www.inha.ru/article/kompleksy-ot ... o-vertera/

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 08:30 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Эх.
Борис Пастернак.
Рояль дрожащий пену с губ оближет.
Тебя сорвёт, подкосит этот бред,
Ты скажешь: - милый! - Нет, - вскричу я, - нет!
При музыке?! - Но можно ли быть ближе,

Чем в полутьме, аккорды, как дневник,
Меча в камин комплектами, погодно?
О пониманье дивное, кивни,
Кивни, и изумишься! - ты свободна.

Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 20:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Вертер видит единственный способ СОХРАНИТЬ уважение к себе и своим чувствам, свое достоинство в том, чтобы уйти навсегда. С реальностью - несовместим. Человек с нервами,но без кожи.


Последний раз редактировалось Людмила 07 сен 2012, 22:48, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 21:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4322
Мне думается, что именно юным сердцам, свойственна подобная "одержимость" в любви.
В этом возрасте обострённость чувств, заложена самой природой.
Слышно только, то, что идёт от сердца, но не от разума.
Любовь и смерть, вот, две самые значимые Вещи, в жизни влюблённого и страдающего человека.

"Мне так много дано, но чувство к ней поглощает всё; мне так много дано, но без неё нет для меня ничего на свете."
Иоганн Вольфганг Гёте.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 23:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Что делает Вертеров Вертерами?. Неудачные гены? Желание непременно получить в собственное владение красивую игрушку? Растрепанность чувств или наоборот их изысканная тонкость? Неумение уживаться ни с собой, ни с людьми? Зачарованность своими эмоциями? Излишнее самокопание в себе?

"И в сердце растрава, и дождик с утра. Откуда бы, право такая хандра? О, дождик желанный, твой шорох предлог: душе бесталанной всплакнуть под шумок. Хандра ниоткуда на то и хандра, что ни от худа, ни от добра. " П.Верлен


СПОР МЕЖДУ ВИЙОНОМ И ЕГО ДУШОЙ

– Кто это? – Я. – Не понимаю, кто ты?
– Твоя душа. Я не могла стерпеть.
Подумай над собою. – Неохота.
– Взгляни, подобно псу, – где хлеб, где плеть,
Не можешь ты ни жить, ни умереть.
– А отчего? – Тебя безумье охватило.
– Что хочешь ты? – Найди былые силы.
Опомнись, изменись. – Я изменюсь.
– Когда? – Когда-нибудь. – Коль так, мой милый,
Я промолчу. – А я, я обойдусь.

– Тебе уж тридцать лет. – Мне не до счета.
– А что ты сделал? Будь умнее впредь.
Познай! – Познал я все, и оттого-то
Я ничего не знаю. Ты заметь,
Что нелегко отпетому запеть.
– Душа твоя тебя предупредила.
Но кто тебя спасет? Ответь. – Могила.
Когда умру, пожалуй, примирюсь.
– Поторопись. – Ты зря ко мне спешила.
– Я промолчу. – А я, я обойдусь.

– Мне страшно за тебя. – Оставь свои заботы.
– Ты – господин себе. – Куда себя мне деть?
– Вся жизнь – твоя. – Ни четверти, ни сотой.
– Ты в силах изменить. – Есть воск и медь.
– Взлететь ты можешь. – Нет, могу истлеть.
– Ты лучше, чем ты есть. – Оставь кадило.
– Взгляни на небеса? – Зачем? Я отвернусь.
– Ученье есть. – Но ты не научила.
– Я промолчу. – А я, я обойдусь.

Ты хочешь жить? – Не знаю. Это было.
– Опомнись! – Я не жду, не помню, не боюсь.
– Ты можешь все. – Мне все давно постыло.
– Я промолчу. – А я, я обойдусь.
Перевод И.ЭренбургИзображение

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 09:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
Не понимаю я ТАКОГО решения ТАКОЙ проблемы. Поэтому буду ждать передачи.
Тем более, что на любого Дюрера у нас найдётся "АнтиДюрер"
Изображение

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 09:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
Это Фоменко "Диалог с Дюрером"

А к "Спору" - монолог из "Встречи"
"...тоже приходится … тухлятину жрать со всеми грызясь и на всех щерясь. Только легче падалину вонючую трепать, захлёбываясь голодной слюной и злобой на весь свет, чем хлеб из хозяйских рук вкушать… В благодарность полируя пузом паркет и хвостом молотя от счастья сапог хозяйский лизнуть. Мясу парному из золотой миски – та же цена. За жалованную жратву с хозяйских рук платить надо… собой, служить и отрабатывать. Покорностью рабской, ошейником с намордником. За хлеб, да и мясцо, честь и плеть – рвать того, на кого укажут, и задом вилять, кому прикажут. Ныне и присно. Во всю отмеренную длину цепи. Пока можешь. Нет – та же пуля. Торжественным ружейным залпом под скорбные некрологи с возложением почётного ошейника и парадного намордника на могильную плиту с надписью «От благодарного хозяина за преданность и верную службу». Я же сам, как-нибудь. Давлю сам и сам сдохну. Не по команде и не по соизволению … в прыжке или на бегу, ткнув мордой землю … И не станет меня … дождём омоет, червяки и собачьё бродячее приберут… И никогда, слышишь, мою могилку ни хозяйские ошейники, ни веночки от благодетелей не потревожат…. "

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 11:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 фев 2010, 13:25
Сообщения: 2145
Откуда: Москва
Эх, эта чувствительность!
"Страдания юного Вертера" - просто ода ей...

Бесценный дар или неистовое страдание?? Как чудесно «видеть сердцем». Чувствовать всю палитру бликов Вселенной, вдыхая красоту и каждой клеточкой непрестанно чувствуя, «КАК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР»! И какую невыносимую боль доставляют переживания, как ранят в самое сердце, как остра тогда грубость, чёрствость, искусственность окружающей действительности... Одно неминуемо сопровождает другое - если чувствуешь близко, то чувствуешь так всё: и боль, и радость. И чем истончённее "мембрана восприимчивости", тем больнее каждое касание.
Быть может это неизбежная, неумолимая цена восприимчивости?

Дилемма, напоминающая сюжет «Русалочки» Г.Х Андерсена и её сделки с ведьмой: на что вынуждена согласиться Русалочка, дабы стать человеком.
«...Перед дворцом был большой сад, в нем росли огненно-красные и темно-синие деревья, плоды их сверкали золотом, цветы - горячим огнем, а стебли и листья непрестанно колыхались. Земля была сплошь мелкий песок, только голубоватый, как серное пламя...
День-деньской играли принцессы во дворце, в просторных палатах, где из стен росли живые цветы. Раскрывались большие янтарные окна, и внутрь вплывали рыбы, совсем как у нас ласточки влетают в дом, когда окна стоят настежь, только рыбы подплывали прямо к маленьким принцессам, брали из их рук еду и позволяли себя гладить. У каждой принцессы было в саду свое местечко, здесь они могли копать и сажать что угодно...

... - Знаю, знаю, зачем ты пришла! - сказала русалочке морская ведьма. - Глупости ты затеваешь, ну да я все-таки помогу тебе - на твою же беду, моя красавица! Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него две подпорки, чтобы ходить, как люди... Я изготовлю тебе питье, ты возьмешь его, поплывешь с ним к берегу еще до восхода солнца, сядешь там и выпьешь все до капли; тогда твой хвост раздвоится и превратится в пару стройных, как сказали бы люди, ножек. Но тебе будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом. Зато все, кто тебя увидит, скажут, что такой прелестной девушки они ещё не встречали! Ты сохранишь свою плавную походку - ни одна танцовщица не сравнится с тобой, но помни: ты будешь ступать как по острым ножам, и твои ноги будут кровоточить. Вытерпишь все это? Тогда я помогу тебе...
»

Вертер прибывает в созерцании и восхищении прекрасным — сад, «райский уголок души». Юношество во многом возраст идеализации, мечтаний о будущем и трепетного предвосхищения любых возможностей. Гёте не зря выносит юность во главу произведения. Это переход между волшебством детства, подростковой амбициозностью к подлинному взрослению. Прощание с внутренним ребёнком и становление иного в себе человека. Но если детство и подростковый период — уже свершившееся, то будущее — единая возможность с бесконечным вариантом содержаний. Питомник мечтаний!
Для юной души, жизнь - это будущее, где всё ещё впереди.

В героях Гёте, как мне кажется, 3 тенденции и отражены:
Вертер — гармония, тонкое идеализированное мироощущение, близкое к чувству прекрасного. Чувствительность. Чистота и непосредственность ребёнка. Когда ещё интересно быть наедине с собой, и ещё нормально увлечься беседой с «внутренним двойником», когда одиночество - не скука, а упоительное время уединённости. Источник надежд, вдохновения относительно будущего.
«...А вообще живется мне здесь отлично. Одиночество - превосходное
лекарство для моей души в этом райском краю, и юная пора года щедро
согревает мое сердце, которому часто бывает холодно в нашем мире. Каждое
дерево, каждый куст распускаются пышным цветом, и хочется быть майским
жуком, чтобы плавать в море благоуханий и насыщаться ими.
Многим уже казалось, что человеческая жизнь - только сон, меня тоже не
покидает это чувство. Я теряю дар речи, Вильгельм, когда наблюдаю, какими
тесными пределами ограничены творческие и познавательные силы человека,
когда вижу, что всякая деятельность сводится к удовлетворению потребностей,
в свою очередь имеющих только одну цель - продлить наше жалкое
существование, а успокоенность в иных научных вопросах - всего лишь
бессильное смирение фантазеров, которые расписывают стены своей темницы
яркими фигурами и привлекательными видами. Я ухожу в себя и открываю целый
мир! Но тоже скорее в предчувствиях и смутных вожделениях, чем в живых,
полнокровных образах. И все тогда мутится перед моим взором, и я живу, точно
во сне улыбаясь миру.
Все ученейшие школьные и домашние учителя согласны в том, что дети не
знают, почему они хотят чего-нибудь; но что взрослые не лучше детей ощупью
бродят по земле и тоже не знают, откуда пришли и куда идут, точно так же не
видят в своих поступках определенной цели, и что ими так же управляют при
помощи печенья, пирожного и розог, - с этим никто не хочет согласиться, а по
моему разумению, это вполне очевидно...»


Лотта — Смирение волнительных неприкаянных переживаний Вертера. Чувство покоя, заботы, внутренего Хозяина.
«...В прихожей шестеро детей от одиннадцати
до двух лет окружили стройную, среднего роста девушку в простеньком белом
платье с розовыми бантами на груди и на рукавах. Она держала в руках каравай
черного хлеба, отрезала окружавшим ее малышам по куску, сообразно их годам и
аппетиту, и ласково оделяла каждого, и каждый протягивал ручонку и
выкрикивал "спасибо" задолго до того, как хлеб был отрезан, а потом одни
весело, вприпрыжку убегали со своим ужином, другие же, те, что посмирнее,
тихонько шли к воротам посмотреть на чужих людей и на карету, в которой
уедет их Лотхен. "Простите, что я затруднила вас и заставила дам
дожидаться, - сказала она. - Я занялась одеванием и распоряжениями по дому
на время моего отсутствия и забыла накормить детишек, а они желают получить
ужин только из моих рук".


Альберт — активность, тенденция деятельности. В противоположность Вертеру — практическое реалистичное мироощущение, достижения, освоение и стремление утверждения во внешнем мире.
"...Она уже просватана за очень хорошего человека, - отвечала та, - он
сейчас в отсутствии, поехал приводить в порядок свои дела после смерти отца
и устраиваться на солидную должность".


«Лебедь, рак и щука» юности. Трагедией Вертера оборачивается неспособность предать идеалистичное (восприятие чудесного) в пользу действительности. Вертер — художник, и его взгляд улавливает красоту, а сердце чутко чувствует каждое несовершенство мира. Он обострённо чувствует божественное в обыкновенном. Столкнуться с реальностью, принять действительный ход вещей — сравнимо для него с убийством души.

«Мой изобразительный дар так слаб, а
все так зыбко и туманно перед моим духовным взором...»

"...Поразительно, право! Когда я приехал сюда и с пригорка оглядывал
долину, - до чего же все вокруг притягивало меня. Вон тот лесок: хорошо бы
нырнуть в его тень! И вершина вон той горы: хорошо бы оттуда обозреть всю
окрестность! И примыкающие друг к другу холмы и укромные долины: хорошо бы
углубиться в них! Я бежал туда и возвращался, не найдя того, на что
надеялся. Будущее - та же даль! Необъятная туманность простерта перед нашей
душой; ощущения наши теряются в ней, как и взгляды, и ах! как же мы жаждем
отдать себя целиком, проникнуться блаженством единого, великого, прекрасного
чувства. Но, увы, когда мы достигаем цели, когда "там" становится "тут", все
оказывается прежним, и мы снова сознаем свое убожество, свою ограниченность,
и душа наша томится по ускользнувшей усладе
..."

Подвох «Страданий юного Вертера» в многозначительном смысле чувства любви. Здесь странно говорить о любви... Бывает любовь несчастна и приносит ли она страдание? Любовью маскируются оччень разные состояния. И то, что испытывает Вертер к своей возлюбленной, ближе привязанности. Вертер и Лотта - взаимодополняющие направления души. Лотта восполняет его индивидуальность. Поэтому он чувствует в ней необходимость. И наоборот, - в разлуке его душа тоскует не столько по Шарлотте (как реальному человеку), сколько волнуется и испытывает недостаток, неполноценность.

«...сердце мое достаточно волнуется само по себе: мне нужна
колыбельная песня...» Образ Лотты и становится «колыбельной», приносящей Вертеру успокоенность. Утончённая и чувствительная натура Вертера в хозяйственности, заботливости Лотты обретает «пристанище».


«Ты представляешь себе мой Вальхейм: там я прочно обосновался, оттуда
мне полчаса пути до Лотты, а подле нее я становлюсь сам собой и ощущаю все
счастье, доступное человеку...»
«...я чувствую, что она, - могу ли, смею ли я выразить райское
блаженство этих слов? - что она любит меня... Любит меня! Как это возвышает
меня в собственных глазах! Как я... тебе можно в этом признаться, ты
поймешь... как я благоговею перед самим собой с тех пор, что она любит меня!
Не знаю, дерзость ли это или верное чутье, только я не вижу себе
соперника в сердце Лотты. И все же, когда она говорит о своем женихе, и
говорит так тепло, так любовно, я чувствую себя человеком, которого лишили
всех почестей и чинов, у которого отобрали шпагу...
"Я увижу ее! - восклицаю я утром, просыпаясь и весело приветствуя яркое
солнце. - Я увижу ее!" Других желаний у меня нет на целый день. Все, все
поглощается этой надеждой
".

Мне это кажется близким описанному Карен Хорни в её работе «Невротическая личность нашего времени» . Когда страдание может оборачиваться в действительности стратегией защиты, несознаваемая тревога - порождать враждебность и быть её следствием, а любовь — являться средством спасения от «базальной тревоги»... Глубинный анализ, в том числе, потребности в любви.
«... Если попытаться словами выразить то, что он часто лишь смутно ощущает, его влечения будут примерно следующими: он хочет очень немногого – добра, понимания, помощи, совета от окружающих его людей. Хочет, чтобы они знали, что он стремится доставить им радость и опасается задеть кого-либо. В его сознании присутствуют только такие мысли и чувства. Он не осознает, в сколь значительной степени его болезненная чувствительность, его скрытая враждебность, его придирчивые требования мешают его собственным отношениям. Он также неспособен здраво судить о том, какое впечатление он производит на других или какова их реакция на него. Следовательно, он не в состоянии понять, почему его попытки установить дружеские, брачные, любовные, профессиональные отношения столь часто приносят неудовлетворенность. Он склонен заключать, что виноваты другие, что они невнимательны, вероломны, способны на оскорбление или что вследствие некой неблагоприятной причины у него отсутствует дар быть понятым людьми. Так он продолжает гнаться за призраком любви...
Он чувствует лишь, что перед ним тот человек, который ему нравится, или которому он доверяет, или к которому испытывает слепую страсть. Но то, что представляется ему спонтанной любовью, на деле может быть не чем иным, как реакцией благодарности за некоторую проявленную по отношению к нему доброту, ответным чувством надежды или расположения, вызванным некоторым человеком или ситуацией. Тот человек, который явно или подспудно возбуждает в нем ожидания такого типа, станет автоматически наделяться важным значением, и его чувство будет проявлять себя в иллюзии любви.
Стремление к успокоению содержит также и побочные источники удовлетворения. Например, чувство, что тебя любят или ценят, чувство успеха или влияния способны давать самое глубокое удовлетворение и абсолютно безотносительно к цели достижения безопасности...
»

"Любовь", исходящая из недостатка, и способна привести к страданию и смерти.

Вступительный пейзаж несколько раз сопровождают упоминания о произрастающих деревьях. Пара орешников, две липы... Гёте весьма символичен. Или за образами так угадываются намётки смысла. Перекликаются они то с сюжетом, то с характером самих героев... Ведь как считается, орех означает "вместилище таинственных богатств", в "Естественной истории" Плиния упоминалось, что тень, отбрасываемая ореховым деревом, способна принести человеку невзгоду. Дерево липы- олицетворение мягкости, женственности и податливости, а её своеобразная "говорящая" форма листьев подразумевает сердечность. (Всегда радовало одно поверье, когда ранней весной выбирают понравившуюся веточку липы, загадывая заветное желание, аккуратно её срезают и ставят в воду. Если листья распустятся -значит желание сбудется :) наивно, но как-то трогательно)

Юный Вертер лелеет образ своей возлюбленной. Вот и ловушка молодой души. Чем более страстно переживание - тем явственнее иллюзия. Любовь или буря чувств... Всё смешивается в едином порыве и аффекте. "Страдания юного Вертера" оказались заразительны, породив запрет книги к прочтению, и появление "эффета юного Вертера". Так "как прекрасен этот мир", или сентиментальность губительна? Гёте передает страдание, а откликом становится СОстрадание. Юная впечатлительность с лёгкостью схватывает основное - эмоциональное содержание, поглощаясь им полностью. Волнительная "любовь" завораживает. Только дабы различить, что за чувством маскируется - тщательный самоанализ нужен.
Не произведение столь, наверное, едко, сколь слепая восприимчивость души... :du_ma_et:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 11:34 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3393
Откуда: Ульяновск
"Бесценный друг, что такое сердце человеческое?"
Так начинает Вертер свое первое письмо Вильгельму. Роман в письмах о страданиях юного Вертера – это рассказ о человеческом сердце, рассказ о чувствах в противостоянии их не разуму и не уму, а рассудку.
Письма – самый интимный жанр повествования. Это всегда рассказ о внутреннем переживании, о собственном отношении к внешним событиям. Письма – субъективный рассказ об объективном. Письма Вертера особенные. Они тонкий и подробный рассказ о чувственном мире их автора. Почему все понимающий, умный, тонко чувствующий человек оказывается в невыносимом эмоциональном тупике, выход из которого - самоубийство?

Рассудочность создает пределы, ограничивающие творческие и познавательные силы человека. И Вертер уходит в себя и открывает там целый мир. “Но тоже скорее в предчувствиях и смутных вожделениях, чем в живых, полнокровных образах”.
Смутные предчувствия и вожделения – это зов Тайны бытия. Познать, значит создать образ, облечь в форму или назвать ее. Но названная тайна перестает быть Тайной. Обретя форму, она становится объектом. Объектом желанным, который хочется иметь, которым хочется владеть, или не очень желанным, который можно легко оставить и пойти дальше вслед за ускользающим блаженством единого великого и прекрасного чувства.

“Будущее - та же даль! Необъятная туманность простерта перед нашей душой; ощущения наши теряются в ней, как и взгляды, и ах! как же мы жаждем отдать себя целиком, проникнуться блаженством единого, великого, прекрасного чувства. Но, увы, когда мы достигаем цели, когда "там" становится "тут", все оказывается прежним, и мы снова сознаем свое убожество, свою ограниченность, и душа наша томится по ускользнувшей усладе”.
Будущее – это смутный зов внутренних далей. Жизнь – движение из прошлого, познанного и узнанного, в будущее смутно-таинственное. Осознанный миг бытия есть залог этого движения. Он сразу же создает прошлое и, отталкиваясь от него, вновь начинаешь всматриваться во внутренние дали, отыскивая направление для прекрасного чувства единства, слияния, соединения. Ведь только через единство,… единство с душой мира, единство с душой другого человека,… происходит познание. Только в единстве Тайна снимает с себя покровы.
“Если бы мы с открытым сердцем шли навстречу тому хорошему, что уготовано нам богом на каждый день, у нас хватило бы сил снести и беду, когда она приключится”.
Открытое всему хорошему, сердце способно на все. Это убеждение самого Вертера в пору его влюбленности в Лотту и особой духовной и душевной близости с ней. “Если бы…”, это понимание рассудка, но сердце не всегда открыто хорошему. Иногда они закрывается для него и тогда великое чувство жизни, движение к Тайне, к тонкому смутно-таинственному чувству единения с красотой и гармоничному танцу с созвучным душе ритмом Вселенной становится всесжигающей изнутри страстью. Почему такое происходит?
“Вильгельм, что нам мир без любви! То же, что волшебный фонарь без света. Едва ты вставишь в него лампочку, как яркие картины запестреют на белой стене! И пусть это будет только мимолетный мираж, все равно, мы, точно дети, радуемся, глядя на него, и восторгаемся чудесными видениями”.
Любовь - свет внутри фонаря. Он освящает все. Он смутное делает видимым. Исчезают тени или делаются незначительными. И вместе с ними уходят тревоги и страхи и приходит радость.
Что происходит, когда этот волшебный фонарь переносят из своего сердца в сердце другого человека? Гете создает подобную ситуацию и внимательно рассматривает ее. Лотта для Вертера не только свет любви, которую он к ней испытывает. Она для него и тот самый фонарь, в котором этот свет горит. Фонарь – это такое устройство, которое огонь души претворяет в свет, свет, способный не только освещать внутреннюю и внешнюю темноту, но и светить другим. А раз фонарь оказывается не в твоем сердце, а в сердце другого, то твое собственное сердце закрывается.
Посмотри на человека с его замкнутым внутренним миром: как действуют на него впечатления, как навязчивые мысли пускают в нем корни, пока все растущая страсть не лишит его всякого самообладания и не доведет до погибели”.
Эти слова говорит Вертер Альберту. Он знает, о чем говорит. Его внутренний мир замкнулся, а сила творческого познания в нем велика и неукротима. И внутренний огонь сжигает дотла, становясь безумием, что случилось с Генрихом, служившим у отца Лотты, убийством, следствием ревности работника, любившего свою хозяйку, или самоубийством Вертера. “Когда мы потеряли себя, все для нас потеряно...”
Когда все потеряно, остается только иллюзия, что смерть решит все проблемы.


“Да, Вильгельм, у меня бывают минуты такого мужества, когда я готов вскочить, все стряхнуть с себя и бежать, вот только не знаю – куда”.
Вертер,… так много в нем похожего на меня саму. И спасибо Гете, что однажды он провел такой творческий эксперимент над своими чувствами и остался жить, чтобы описать их. Со стороны писем юного Вертера собственная ограниченность изливалась болью, бессилием, разочарованием. А затем руки вновь отыскивали потухший фонарь,… в минуты мужества удавалось там зажечь свечу, слабую, чуть светящуюся, зачастую сильно коптящую, но она указывала направление, куда идти. Без нее движение замирало. Жизнь из прошлого в будущее становилась невозможной.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 14:34 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 715
Откуда: Челябинская область
Говорить, конечно, надо с большой осторожностью об этом романе, о котором сам Гете сказал, что он начинён взрывчаткой.
Может быть, помочь в разборе этого романа могут загадочные символы карт Таро?
В начале романа мы видим Вертера в состоянии аркана «Творчество». Он уезжает (очевидно, после какого-то душевного кризиса), в маленький городок, чтобы побыть в одиночестве, пообщаться с природой, почитать и порисовать. Но вскоре он встречает Лотту. Лотта – это, по всей видимости, девушка в центре аркана «Мир», она описывается как само совершенство. Но сам Вертер до этого аркана ещё не дорос. Ему надо ещё пройти через состояние очень загадочного аркана «Сумерки», и именно об этот аркан он спотыкается. Аркан этот связан с воображением, с умением человека взаимодействовать с собственными фантазиями. В записи занятия клуба, посвящённого карте «Сумерки», была высказана очень важная мысль о том, что главное должен понять человек в состоянии этой карты. Человек должен понять, что любой образ его фантазии – это именно образ его фантазии, а не наваждение, насланное тем предметом или тем человеком, с которым этот образ связан. Если это удаётся понять, что твои фантазии – это твои фантазии, то можно начать что-то делать с этими фантазиями и образами, например, писать книгу, как это сделал сам Гете. А если это понять не удаётся, то фантазии превращаются в сверхценное наваждение, которое кажется чем-то внешним, преследующим человека:
«Ах, этот образ, он преследует меня! Во сне и наяву теснится он в мою душу! Едва я сомкну веки, как тут, вот тут, под черепом, где сосредоточено внутреннее зрение, встают передо мной ее черные глаза. Как бы это объяснить тебе? Только я закрою глаза - они уже тут! Как море, как бездна, открываются они передо мной, во мне, заполняют все мои чувства, весь мозг».
Эти образы становятся новой «Башней», превращаются в тупик. Похоже, что именно это и произошло с Вертером. Его самоубийство – это была символическая, а потому абсолютно провальная попытка как-то из этого тупика выйти, прийти к какому-то новому мировосприятию.

То, что для этого романа очень большое значение имеет состояние карты «Сумерки», об этом говорят и литературные интересы Вертера. Вначале он читает Гомера, но потом, когда влюблённость в Лотту переходит в наваждение, он начинает читать песни Оссиана, в которых как раз сильно «сумеречное» состояние сознания – некое пограничное состояние между днём и ночью, жизнью и смертью, умом и безумием. А некоторые строчки этих песен как будто буквально описывают эту карту:
«Взошла луна, в долине блестит поток, и камни скал сереют по склонам холма; но нет и нет Сальгара, собаки лаем не возвещают о нем. Я сижу здесь одна».


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 18:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 апр 2010, 07:48
Сообщения: 970
Откуда: Курган
Вот я было убивался из-за несчастной любви, потом она прошла, а я могу убиваться и без неё, просто из тоски и одиночества. Тогда я думаю, что несчастная любовь - только красивый предлог. Если в истории присутсвтует смерть, то возможно это ключевая роль. Почему? Наверное потому что это действительно самая большая тайна мира. Или человечества... мир-то он и есть жизнь, только человеку вдруг взбрендило задуматься о себе в отдельности и он стал бояться смерти.
Но смерть в жизни - это смерть (конец, обрыв, останки, могила, вонь и разложение), а смерть в искусстве - это тайна. И тут же любовь, тут же подвиги, и тут же герои вроде Икара, или Вертера. Не стОит слишком близко сравнивать жизнь с искусством, жизнь прозаична и оперирует людьми, а искуссвто - образами, выраженными через людей или т.п.

Вертер при всей своей чувствительности или тонкости, остался зависим от любви.
Мне кажется, тот, кто убивается из-за любви (знаете, как люди разрывают отношения) на самом деле и был эгоистом, и остался эгоистом, и даже не понял этого. И вместо того, чтобы вспомнить, что хорошего он-она пережили вместе, эгоист вспоминает, как он любил и как ему теперь плохо.
Это любовь для себя, ни для кого или чего больше.
Цитата:
Любит меня! Как это возвышает
меня в собственных глазах!


Истинный художник же переживает это чувство и выпускает его в творчестве. Потому эти чувства, хоть и тяжелые, могут быть даже приятными, поскольку всегда заставляют думать и чувствовать, а это главное для творчества. Вертеру этого возможно не хватило.
И ты понимаешь, что возможно было бы прикольно покончить с собой, но что дальше? Потом ты не почувствуешь ничего, не напишешь стихи или душераздирающую песню о несчастной любви и главное не почувствуешь больше радости, что тебе удалось превратить свои мысли в нечто бОльшее, чем бесплотные внутренние переживания, и в конце концов передать их людям.
Имхо.
Это все не столько о Вертере, сколько о суициде.

_________________
Вера - это союз воли и воображения


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 19:51 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 09:48
Сообщения: 1030
Откуда: Москва
Хм, как раз не так давно читал это произведение Гёте.
Подумалось, вот если бы соединить что то от Альберта и что то от Вертера в одном человеке..
Лотта остаётся в итоге с Альбертом. Хотя возможно, что и любит она больше Вертера в каком то отношении. Альберт человек более практичный, Вертер же, - романтичный. Альберт более надежен в плане психической устойчивости, способностью использовать окружающий мир в свою выгоду. А это сила, материальная сила, дающая надёжность и уверенность в благополучии, здоровье, безбедной жизни.

В Лотте здесь увидели символ хозяина, и мне кажется, от этого у неё больше общего с Альбертом, чем с Вертером. В Вертере мне виится не уравновешенная здравым смыслом, разумом, мудростью, излишняя эмоциональной, чувствительность, фантазия. В этом много женского и нет на мой взгляд мужского. Некоего стержня, ограничителя, оси, которая придала бы этой фантазии и эмоциональности форму, смысл, внесла бы логос в её хаотичную склонную к самоуничтожению видимо природу, если эти эмоции и романтичность замкнуты сами на себя..
Я в школе увлекался физикой и электричеством. И помню такой момент если не ошибаюсь, написаный про двигатели постоянного тока с последовательным возбуждением мотора и статора: что двигатели такого типа нельзя включать на полную мощность без нагрузки, потому что такие двигатели всю продаваемую на них мощность используют постоянно, вне зависимости от той полезной нагрузки, что они несут, потому, если нагрузка с них снимается, а подаваемая мощность в виде напряжения и возможной силы тока остаётся неизменной, то эта мощность идёт на повышение оборотов ротора двигателя до тех пор, пока не уравновесится трением в подшипниках ротора, если они не разрушатся от слишком большого числа оборотов оного..
Поэтому то вот такие двигатели, если они большой мощности, и не рекомендуют использовать без нагрузки, если при этом невозможно ограничить напряжение или силу тока, подаваемые на них, или электрическую мощность.
и вот что то в связи с Вертером вспомнились такие двигатели. Вертер, - человек любви, а не любовь человека, как сравнивал эти обя явления док в какой то из своих передач.

Вспомнилось так же высказывание совет главному герою произведения Над пропастью во ржи: что признак незрелости, - это желание умереть во имя чего то, а признак зрелости, -это жить во имя или ради чего то.. вообще есть что то общее у этих персонажей, Вертера и Холдена Колфильда, а так же "идиота" достоевского..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 07 сен 2012, 20:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 май 2010, 09:43
Сообщения: 272
книга "страдания юного Вертера" очень нравится, но почему то сейчас по этому поводу в голове штиль..

задумывалась как-то: если ты понимаешь, что тебе необходим какой-то человек, и если ты уверен, что твое место в душе и жизни этого человека никто не займет..то как так выходит безответная любовь? значит, ты ошибаешься по поводу этого человека, вполне возможно, что ты ошибаешься в еще очень многих вопросах. почему так сложно принять мысль, что ты можешь ошибаться, и что где то есть человек, с которым у вас будет взаимная любовь и счастье, и этот случай не взаимной любви был следствием твоего недопонимания..но..а если нет такого человека, с которым у тебя все будет хорошо. и единственный шанс на счастье упущен. ты никогда не дойдешь до своей цели, не дано этому произойти никогда! ..но ведь что то произойдет, следовательно теоретически можно поставить себе цель, которой суждено реализоваться. может быть, есть надежда испытать счастье в том, как все есть, в реальности. "дорогу осилит идущий".. может быть так.
%)
это не по теме, наверно.

было очень приятно почитать посты по этому роману..спасибо @->--

_________________
" до хрипа в легких клокочет вера и рвется вверх..! "


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 149 ]  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.047s | 19 Queries | GZIP : On ]