Лев Гумилев. Это тот самый случай, когда природа решила не отдыхать на ребенке гениев. Сын двух великих поэтов, Ахматовой и Гумилева, он и сам был необыкновенно велик. Историк-этнолог, доктор исторических и географических наук, поэт, переводчик с персидского языка. Невероятно трудная судьба, обширные познания в истории, географии, лингвистики, мифологии, фольклоре, археологии, психологии, блестящий аналитический ум. Его исторические, очень научные, книги, наполненные точными историческими сведениями, датами, именами, читаются как поэмы. Для исторических реконструкций он использует всё: географию и археологию, легенды и мифы, исторические хроники и фольклор, анализ языка и психологии. Карты, сводные таблицы событий, описание местности и климата. Читая его исторические, очень научные книги просто погружаешься в эпоху, словно живешь там. Он скрупулезен и педантичен. Рассматривает всё, самые мелкие детали и самые крупные факты. И выкидывает, казалось бы, очевидное и доказывает истинность малого. С ним можно не соглашаться, с ним можно спорить, но только встав на его уровень энциклопедичности и аналитичности. Только тогда, из глубоких энциклопедичных сведений и тщательнейшего анализа рождается объективный синтез. Его реконструкции исторических событий невероятно объективны. Можно спорить с его философскими выводами, можно не соглашаться с его уникальной теорией этногенеза, но нельзя не отдавать ему должное как ученому историку. Рассказывая об исторических фактах и событиях, рассматривая исторические хроники, летописи и документы, он не просто перечисляет их, сводя воедино, он о них интересно и глубоко размышляет. Следить за его размышлениями невероятно интересно.
Вглядываясь в прошлое, видя как рождаются и гибнут великие цивилизации, возникают и умирают народы, нации и этносы, Гумилев для более полного понимания этих процессов вводит понятие пассионарности. Он противопоставляет ее инстинкту самосохранения. Цитата из книги “Этногенез и биосфера Земли”. “Если мы примем за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения (1), индивидуального и видимого, то импульс пассионарности (Р) будет иметь обратный знак. Величина импульса пассионарности, соответственно, может быть либо больше, либо меньше, либо равна импульсу инстинкта самосохранения. Следовательно, правомочно классифицировать особей: на пассионариев (Р>1). гармоничных (Р=1) и субпассионариев (Р<1). Соотношением этих групп определяется уровень пассионарного напряжения в системе, в нашем случае - этносе. Вслед за пассионарным толчком оно быстро возрастает, затем наступает "перегрев", после которого идет медленный плавный спад, часто с задержками. Если построить кривую, то это будет фиксация инерционного процесса. Все величины будут положительными; в лимите, практически недостижимом, - нуль. Несомненно, подавляющее число поступков, совершаемых людьми, диктуется инстинктом самосохранения либо личного, либо видового. Последнее проявляется в стремлении к размножению и воспитанию потомства. Однако пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое либо не рождается, либо находится в полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать пассионарность как антиинстинкт или инстинкт с обратным знаком. А поскольку нет и не может быть этноса, не связанного с первичным взрывом пассионарности, то она является величиной, соизмеримой для всех этносов”. Импульс прямопротивоположный инстинкту самосохранения – это и есть некая энергия, которая выделяет человека из животного мира. Гумилев – материалист. У него эта энергия имеет биохимический характер и связана с какими-то неизвестными космическими излучениями или процессами. Что это за энергия, что это за процессы?... можно по разному трактовать ее… Но вне всякого сомнения, это энергия человеческого самотворчества, внутренний Огонь Овна, который начинает раскручивать звездный Зодиак и всемирную историю.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|