Отцы и дети… привычный конфликт поколений. Привычный, но не очень, потому что на одном его конце стоит Базаров, а на другом все остальные герои романа. Аркадий Кирсанов не конфликтует со своим отцом и дядей, он играет в конфликт. А когда игра надоедает, он становится “галкой”, по определению Базарова, семейным человеком, наследником и продолжателем дела-“фермы” своего отца. Базаров же в своем конфликте, в своем нигилизме, в своем отрицании отцовских ценностей пошел до самого конца, до смертного конца. Так ли уж случайно финалом романа становится его вроде бы случайная смерть?
Отрицать, все отрицать. Разговор Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова… “ -- Что же вы делаете? -- А вот что мы делаем. Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда... -- Ну да, да, вы обличители, -- так, кажется, это называется. Со многими из ваших обличений и я соглашаюсь, но... -- А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринерству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда самая свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. -- Так, -- перебил Павел Петрович, -- так: вы во всем этом убедились и решились сами ни за что серьезно не приниматься. -- И решились ни за что не приниматься, -- угрюмо повторил Базаров. Ему вдруг стало досадно на самого себя, зачем он так распространился перед этим барином. -- А только ругаться? -- И ругаться. -- И это называется нигилизмом? -- И это называется нигилизмом, -- повторил опять Базаров, на этот раз с особенною дерзостью”.
Базаров искренен в своем нигилизме, искренен до конца, до самой внутренней своей твердости, в отличие от Аркадия Кирсанова, на котором нигилизм болтался “как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка” (Д. И. Писарев). Это дает ему уверенность, силу, придает хризматичное притягательное обаяние. Именно его искренность, а не нигилизм, вызывает к нему доверие и детей, и мужиков, и Фенечки. При всем своем отрицании нравственных устоев, он не может их перейти. Ранив на дуэли Павла Петровича и имея право на еще один выстрел, он от него отказывается и оказывает раненному медицинскую помощь. Писарев пишет о нем, “что Базаров не украдет платка по тому же самому, почему он не съест кусок тухлой говядины”. Однако, думается мне, дело тут совсем в другом. Отрицая ради отрицания Базаров интуитивно нащупывает подлинную человеческую основу, ту самую целостность, которую сложно определить словами и понятиями, как апофатическое богословие определяет Бога, через поиск того, что Им не является. Однако, как выясняется, обрести подобное чувство уверенности, чувство целостности, недостаточно. Важно понять, зачем оно, для чего. “Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?” – уже почти впадая в смертное забытье говорит Базаров. Отрицая все, оказывается отрицаешь и себя. Одна фраза, возможно самая известная из этого романа,… не знаю, вышла ли она из этой книги или попала в нее еще откуда-то?... “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, говорит о том, что Базаров снимает покровы благоговейной Тайны со всего мира. Ведь он материалист. Для него ничего кроме материи, Природы не существует. И если Природа не Храм, где душа в благоговении приобщается к Тайне, значит нет Тайны в отношениях между мужчиной и женщиной, нет Тайны Любви, нет Тайны человеческой души, нет Тайны мироздания, в конце концов. Есть только мастерская и человеческая воля, и расчет,… и все. Случайный порез, заражение тифом,… и Тайна осталась неразгаданной.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|