Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Равнодушие и репрессии 1937 года
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1389
Страница 7 из 10

Автор:  Коля [ 21 ноя 2012, 10:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Цитата:
лень ведь ленится во всем, а равнодушие ищет своей выгоды. Формализовать, исказить, извратить – это ведь тоже следствие равнодушия


Ирин, ну не знаю.. какое же это равнодушие, по большому счёту, когда оно ищет своей выгоды? это уже в каком то смысле не равнодушие.. хотя бы и к своей судьбе только и к себе.

Если говорить о чём то высшем, что присуще только человеку наверное, то тогда да, наверно равнодушие, но полное равнодушие вообще ко всему бывает очень редко или же во сне, в бессознательном состоянии. Или при удовлетворении всех желаний, когда человеку так хорошо, что ничего больше не хочется.

Автор:  Светлуша [ 21 ноя 2012, 10:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Стать ответственной за кого-то - значит полюбить? Да, пожалуй! Хорошая мысль, надо попробовать. Но вот какая-нибудь сука, она что, просто так даст мне себя любить что ли? Ага! Щаз! Она как видит меня - ей бы только по башке мне настучать чем-нибудь тяжёленьким, для неё это самое большое удовольствие. Ну, а мне раньше времени коньки отбросить не охота. Мне, вон, ещё посуду надо мыть - дело всей моей жизни! Да и вообще.... Одним словом, как-то из чувства самосохранения... Что с этим делать-то, ребят?

Автор:  Бегущая по волнам [ 21 ноя 2012, 10:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Селена писал(а):
Личная выгода и есть равнодушие, или ее результат, или ее следствие. Неравнодушие ищет взаимовыгодности, равнодушие – личную выгоду. При личной выгоде или своем интересе другие всего лишь объекты,… выгодные или невыгодные объекты. Невыгодные объекты не замечаются, выгодные используются… для достижения личной выгоды, идеологической или экономической.

Все же я понимаю равнодушие по-другому.

Но если стать на твою точку зрения, то можно считать, что окружающие с их собственными жизнями становятся для идущего по головам человека безразличными. Т..е. в отношении них - он равнодушен.

Но равнодушие ведь может быть и без стремления к личной выгоде (если не считать желание и достижение покоя - выгодой). Равнодушие неучастия, равнодушие не разделения чувств, тревог, несчастий других людей.

Селена, вы отразили ещё один аспект этого слова. Но я всё же в этом варианте применила бы слово - бессовестность... Хотя она и влечёт за собой равнодушие к судьбам других.

Автор:  Эльмира [ 21 ноя 2012, 10:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Из истории слова "равнодушие"
Цитата:
РАВНОДУШИЕ
Слова равнодушие и равнодушный (наречие равнодушно) вошли в русский литературный язык из языка древнецерковнославянского. В «Материалах» И. И. Срезневского указано слово равьнодушевьный в значении — `равномыслящий' 〨σόψυχος). Пример на такое употребление известен из Псалтыри XIII в. Понятно, что слово равно могло быть направлено в две стороны: оно могло обозначать `тождество, подобие, равенство с другими' или `одинаковость, равность, постоянство внутри одного сознания'. Победило это второе значение.

В русском литературном языкеXVIII в. слово равнодушие употреблялось в значении: «Внутреннее спокойствие, твердость, постоянство, свойство человека, которого внезапность или опасность возмутить и дух востревожить не может» (сл. АР 1806—1822, ч. 5, с. 781). A равнодушный значило: «`Спокойным духом на все взирающий'. Равнодушный человек не восхищается щастием и не унывает в нещастии» (там же).

Однако уже в начале XIX в. эти слова приобретают новый семантический оттенок. Равнодушие выражает `холодность, невнимательность к чему-либо, безразличие'. В связи с этим и равнодушный становится синонимом слов холодный, бесстрастный, безразличный, индифферентный (сл. 1867—1868, 4, с. 2).

Ср. у Пушкина в «Борисе Годунове»:

Так точно дьяк, в приказах поседелый,
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.


В письме П. А. Вяземского А. И. Тургеневу и В. А. Жуковскому (от 6 января 1827 г.): «Ведь это стыдно же, что из круга просвещенных друзей Карамзина, из почетного легиона народа русского, не раздастся ни один голос, прерывающий гробовое молчание. Воля ваша, это — равнодушие, преступная беззаботность» (Архив бр. Тургеневых, с. 54).

Оттенок `безразличный для кого-нибудь' ярко выступает в таком употреблении:
Один вопрос: люблю я вас,
Вы это знаете; скажите:
Я равнодушен вам иль нет?

(Баратынский. Цыганка. 1842)

Ср. у В. И. Даля в «Похождениях Виольдамура и его Аршета»: «...такая покорная любовь нередко с таким же безответным повиновением обращается в равнодушие» (Даль 1898, 10, с. 130).
В. В. Виноградов. История слов, 2010

http://enc-dic.com/whistory/Ravnodushie-1028.html
(Для справки: Виктор Владимирович Виноградов - известный cоветский филолог, был в 1934 г. осуждён по делу "славистов" и отправлен в ссылку)
Но стоит ли сводить равнодушие, проявляющееся в безразличии и невнимательности к другим только к себялюбию?
Душевная лень и неразвитость, которые так часто дают начало равнодушию в рассказах Горького и Чехова, относятся к себялюбию?
Иногда, (как в приведённом Женей отрывке из книги Е.С. Гинзбург ) равнодушие может возникать и как защитная реакция психики на постоянно повторяющиеся стрессы.
Если человека постоянно оскорбляют, унижают, бьют, в конце концов он "отмораживается"
Вялая реакция на внешние события сопровождается тогда такой же внутренней вялостью и отсутствием желаний..

Автор:  Александр Букин [ 21 ноя 2012, 12:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

http://the-fifth-way.narod.ru/etolog/chapter4.htm Глава четвёртая. Иерархия и конфликты в коллективе

4.1. Иерархия в коллективе у животных и людей

Автор:  Юлия Фёдоровна [ 21 ноя 2012, 17:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

[quote]
Юлия Фёдоровна, вы спрашиваете, как мог блаженствовать такой человек? Очень просто. Полностью отключал эмоции, когда надо, и всё.

В данном случае вопрос носил чисто риторический характер. Ниже у меня даже следовал ответ.

Автор:  Селена [ 21 ноя 2012, 17:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Коля писал(а):
Ирин, ну не знаю.. какое же это равнодушие, по большому счёту, когда оно ищет своей выгоды?

Коль, я имела в виду равнодушие к людям,… к другим людям, кроме самого себя. Я именно в этом контексте рассматривала этот термин.

Автор:  Эльмира [ 21 ноя 2012, 17:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Ира, а как ты думаешь,почему в этом случае психологический закон" что внутри, то и снаружи" не работает?

Автор:  Селена [ 21 ноя 2012, 18:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

:ne_vi_del: Не знаю, Эльмир. Я что-то никогда не слышала о таком законе, поэтому ничего сказать не могу.

Автор:  Эльмира [ 21 ноя 2012, 18:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Селена писал(а):
:ne_vi_del: Не знаю, Эльмир. Я что-то никогда не слышала о таком законе, поэтому ничего сказать не могу.

Да ладно... не слышала никогда...
В очень многих тренингах и передачах у А.Г. есть...
за дословное воспроизведение, конечно, не ручаюсь, но звучит примерно так: что внутри, то и снаружи, что наверху, то и внизу..
В смысле: измени себя ради изменения обстоятельств в своей жизни и мира вокруг себя..
Даже простой поиск в инете выдал сразу несколько ссылок:
http://psy.rin.ru/cgi-bin/article.pl?id=1332
http://znanieved.at.ua/index/zakon_otra ... haesh/0-65
http://www.sunhome.ru/tags/words/psycho ... E8%FF/3467

Автор:  Александр Букин [ 21 ноя 2012, 18:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Эльмира писал(а):
Ира, а как ты думаешь,почему в этом случае психологический закон" что внутри, то и снаружи" не работает?


если бы этот закон работал в полную силу,то человек просто сгорел бы :zvez_ochki:

Автор:  Селена [ 21 ноя 2012, 18:52 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Ну раз такой закон есть, значит должен работать, иначе это не закон.

Автор:  quagga [ 21 ноя 2012, 19:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Цитата:
11 декабря 1937 г. Страна – это мы, и дело строительства счастливого социалистического общества – наше дело. Вред, нанесенный промышленности, сельскому хозяйству – вред нам, каждому из нас. Угроза для страны – угроза для нас. Счастье страны – наше счастье.

Этого не может понять один из лучших представителей западной общественности – Л. Фейхтвангер. <….> Он говорит об излишнем культе Сталина и прав только в том, что слова любви к нему, резолюции наших собраний, речи ораторов стандартны и избиты. Истинная же любовь к нему живет в наших сердцах и ее не выразить словами. Это не только любовь к человеку, олицетворяющему генеральную линию партии, это также любовь к Сталину, именно, как к обаятельной личности, как к человеку, чей авторитет никогда не подвергнется сомнению. Сталин – это правда, воля и сила! Я еще только просматривала книжку Л.Ф <Фейхтвангера>. «Москва 1937г.» и, может быть, на самом деле он ближе к истине, чем это кажется. Что удивительного в том. Что он кое-что не понял в нашей стране, когда у нас есть еще много людей, не осознающих то, что творится кругом. <….>
(выделение мое.)
Из дневника, опубликованного Бегущей (спасибо Вам, Бегущая по волнам!) мое внимание особенно привлекли эти строки. Чувство, по природе своей внутреннее, интимное- любовь (и связанные с ним "предельные понятия", такие, как "правда"), оказалось вывернутым наружу. Произошел выворот- интимное, глубинное, сокровенное оказалось внешним и необходимо вынуждено было приобрести качество внешнего- формальность. Женщина, писавшая дневник, чутко замечает лживость всего происходящего и пишет: резолюции наших собраний, речи ораторов стандартны и избиты. Реальность вывернута наизнанку.. Люди, во все времена жаждущие общности, единения, не замечают, как оказываются не едиными, а одинаковыми, не единосущными, единодушными, а единообразными. А единообразие, единение без внутреннего содержания, жестко диктует норму поведения..
Произошла великая ложь- не "внешнее стало как внутреннее, а внутреннее- как внешнее" (это цитата из апокрифического Евангелия, не помню сейчас, какого), а внешнее заняло место внутреннего! Отсюда и равнодушие- все сместилось, смешалось, потерялось в хаосе, стало одинаково безразличным..

Автор:  Бегущая по волнам [ 21 ноя 2012, 19:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Спасибо всем за отзывы об отрывке из Дневника. @->--
Я колебалась размещать его или нет.

Автор:  Александр Букин [ 21 ноя 2012, 19:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Равнодушие и репрессии 1937 года

Цитата:Собственное высказывание В.И. Ленина, приводимое Валентиновым: На всех, кто хочет колебать марксизм, нужно лепить бубновый туз, даже не разбираясь… когда на своей дороге вы встречаете зловонную кучу, вам не требуется копаться в ней руками, чтобы определить, что это за вещь…
Навоевавшись, Ленин периодически впадал в состояние апатии и какой-то довольно продолжительный срок целые дни пребывал в полудреме. Потом начинался новый взрыв энергии.
Адам Б. Улам, один из западных биографов Сталина, о Вожде народов: Если бы была написана книга «Паранойя как способ управления государством», дел Сталина хватило бы на девять десятых материала… Психологическим элементом, который позволил Сталину провести показательные процессы периода Великой чистки была их полная абсурдность. Средний человек склонен был на них реагировать, говоря: «Что-то там такое все-таки должно же быть», — поскольку единственный альтернативный вывод, который вытекал из всех этих смехотворных заговоров и абсурдных признаний представлялся таким: Мир сошел с ума и все российское общество пустилось в повальную пляску святого Витта…
99 процентов людей, ликвидированных во время Великого террора, не имели ничего общего с какой-бы то ни было оппозицией… Для чего, собственно, ликвидировал он трех из пяти советских маршалов, трех из четырех генералов армии, все двенадцать генерал-полковников, 60 из 67 командиров корпуса, 136 из 199 командиров дивизии?
8 мая 1935 года Сталин распространил указ о смертной казни за кражу колхозного имущества на несовершеннолетних, от двенадцати лет и выше….
Не берусь утверждать, что у Сталина была обычная форма паранойи. Скорее уж, мы имеем здесь случай паранойи функциональной-«паранойи деспотизма», которая внешнему наблюдателя может видиться безумием, но не оказывается таковым при рассмотрении в контексте целей Сталина и тех ситуаций, в которых он действовал. Сталин реализовал все свои цели вполне рациональным и последовательным способом (Из« Stalin i stalinism. Razmowy Georgea Urbana«, Mysl, Polonia, 1987).
В любом учебнике психиатрии можно прочитать, что болезненная подозрительность, навязчивые идеи, мания величия и дикая нетерпимость к чужому мнению — характерные черты параноидальных личностей.
Сидя в вагоне и видя, что провожающие машут руками, платками, шляпами, параноидальный человек думает про себя одно из двух: или:«Вот как я популярен», — хотя махали не ему одному, а всем, кто отъезжает, или: «Они машут черт знает кому, а ведь я заслуживаю их внимания больше, чем все остальные вместе взятые. Но уж погодите. Еще придет мой час!»
Мы никогда не читали о паранойе как о профессиональном недуге вождей вообще. Однако, известно, что эта болезнь, проявляясь в умеренной форме, не мешает реализации творческих потенций человека, но убивает в нем чувство сострадания, а также интерес и уважение к чужому мнению. Параноик слышит только себя, любуется собой, гордится своей персоной. «Любя» человечество в целом, люди параноидального типа обычно испытывают неприязнь и презрение к любому человеку в отдельности. Понятно, что при таком душевном недуге особенно легко распоряжаться судьбами других людей, тем более, «для их же собственного блага».
Если человек параноидального типа пишет и публикует политические статьи, витийствует на митингах, объявляет себя «отцом и спасителем нации», у него вскоре появляются преданные сторонники. Далее события могут развиваться по слишком хорошо всем нам знакомому сценарию.
Папа-док Дювалье писал о себе: Я — знамя Гаити, единое и неделимое. Пол-Пот заявлял: Я — Ленин сегодня! За мной пойдет весь мир! Вождь Третьего Рейха отменил даже нормальное человеческое приветствие. Вместо нормального немецкого «гутен таг» и рукопожатия при встрече даже с близкими друзьями полагалось выбрасывать вперед правую руку и кричать «Хайль Гитлер!» Сталин даже в собственных статьях величал себя не иначе как в третьем лице. Столь велико было преклонение этого человека перед собственной персоной! В сталинских телефонных беседах и речах постоянно звучало: «Товарищ Сталин слушает», «Генералиссимус Сталин указал».
Характерный эпизод: в начале тридцатых годов Сталин направил письмо в издательство ЦК с убедительной просьбой не публиковать сборник повестей и воспоминаний о его юности, рисующих его эдаким горным орлом. Просьба аргументировалась тем, что партии большевиков органически чужд культ личности. Вот с каких пор это словосочетание возможно и запало в память Никиты Сергеевича Хрущева. А между тем, уже к середине тридцатых трудно было представить себе вокзальный сквер или парк в Советском Союзе, где бы не высился гипсовый монумент в шинели и с трубкой или с узбекской девочкой на руках.
За несколько лет до смерти «величайшего гения всех времен и народов» Музей изобразительных искусств в Москве освободили от всех экспонатов и превратили в постоянно действующий Музей подарков Сталину. Самым замечательным экспонатом там была одна рисинка, лежавшая под микроскопом. По ее периметру было написано на хинди «Слава Великому Сталину!» Филиал того же музея вытеснил значительную часть экспозиции в Музее революции.
Римский диктатор Гай Калигула не намного превзошел нашего вождя. Он повелел срубить мраморные головы богам и героям, украшавшим здание Сената, и на место этих голов прикрепить свое изображение. По его же приказу в Рим из Александрии доставили золотые доспехи Александра Македонского и диктатор, воевавший лишь со своими безответными подданными, напялил их на себя. Своего коня Калигула содержал в отдельном дворце и намеревался сделать сенатором, а затем — римским консулом. От времени до времени Калигула принимался беседовать со статуей Юпитера Фламина:
— Не умеешь управлять миром. Я тебя научу.
Все это, на нашу беду, не только клиническая картина душевного недуга- паранойи, но и страницы нашей с вами истории. Посему, осторожно… Если даже решили сотворить себе кумира, постарайтесь все-таки приглядеться к вашему фавориту. Посоветуйтесь с психиатрами. Как бы не ошибиться.

Страница 7 из 10 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/