Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 12:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 26 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 ноя 2012, 12:46 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Краткое содержание повести…
Действие повести разворачивается в будущем на другой планете в государстве Арканар, где существует гуманоидная цивилизация, представители которой физически неотличимы от людей. Цивилизация находится на уровне развития, соответствующем земному позднему Средневековью. На планете негласно присутствуют сотрудники земного Института экспериментальной истории, ведущие наблюдение за развитием цивилизации.
Земные агенты внедрены в различных слоях общества Арканара и других государств. Они прекрасно экипированы и подготовлены, их физические возможности многократно превышают возможности аборигенов, в принципе любой из них мог бы в одиночку поднимать тысячи людей на бунт, организовывать войны, смещать правящие династии и становиться правителем сам, но подобные действия категорически запрещены — ограничение определяется стратегией «бескровного воздействия», согласно которой история общества Арканара должна иметь самостоятельное течение, а всё, что допустимо для землян, — «сглаживание углов», защита арканарцев от явных исторических ошибок, пережитых в своё время обществом Земли. Земные агенты безупречно владеют оружием, но для них, как и для всех землян XXII века, убийство разумного существа, даже при самообороне, недопустимо по моральным соображениям.
Главный герой — землянин Антон, действующий в Арканарском королевстве под видом дворянина Руматы Эсторского. Арканарское королевство переживает период контркультурной реакции — идут гонения на «грамотеев», и одной из задач Руматы является спасение учёных и поэтов и переправка их в более безопасные регионы. На самом деле гонения на «грамотеев» являются отвлекающим маневром. Происходит государственный переворот, монарх и наследник убиты, устанавливается диктатура Ордена. Появляются новые «грамотеи», воспитанные Орденом. Идет установление тоталитаризма. В процессе переворота на сцене появляется профессиональный бунтовщик и террорист Арата Горбатый, ставящей своей целью осуществить революцию. Работа Руматы в условиях царящего в Арканаре бесчеловечного мракобесия приводит его к глубокому внутреннему конфликту: не имея права активно вмешиваться в события, он в то же время начинает считать такое вмешательство своим нравственным долгом. Но в условиях Арканара такое вмешательство с неизбежностью приведёт к необходимости убивать…


Здесь ее можно прочитать … http://lib.ru/STRUGACKIE/be_god.txt

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 ноя 2012, 17:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 09:48
Сообщения: 1071
Откуда: Москва
Да Ирина, я читал это произведение в прошлом году. Не совсем правда понятно, почему жители той планеты названы в описании гуманодами.

Мне сначала как то не очень было интересно, когда описывался эпизод из жизни детства главного героя, я читал этот отрывок небольшими кусочками наверно около месяца, а потом когда началось якобы совсем не связаное с этим отрывком описание событий на Арканаре, появился интерес.. И потому уже прочёл всё до конца на одном дыхании что называется.

Пока скажу только, что мне не очень понравилась оконцовка из за смерти возлюбленной главного героя. Вообще возникла аналогия с Часом быка и лезвием бритвы Ефремова вот именно когда прочитал пост Ирины и задумался о своём впечатлении над этим произведением.. Что там, что в здесь один из главных героев умирают, при чём во всех этих трёх повестях. Почему акая закономернсть? Своего рода какая то жертва отсталому, убогому обществу ради его прогресса что ли? Как то у меня такая вот ассоциация возникла.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 ноя 2012, 19:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Повесть "Трудно быть богом"- одно из произведений АБС, посвященных Прогрессорству ( как и "Обитаемый остров" и "Попытка к бегству"). Прогрессоры- земляне, которые незаметно внедряются в общество планеты с более отсталой, чем земная, цивилизацией. Причем для землян, в свою очередь, "прогрессорами" являются представители сверхчеловеческой расы Странников. В "Трудно быть Богом" цивилизация планеты, на которой живут и действуют герои повести, напоминает человеческое средневековье. Прогрессор должен стать своим среди населения этой планеты, преследуя благие цели гуманного развития общества. Но он обязан так же соблюдать принцип невмешательства и всегда помнить о своей роли "благодетеля" для населения отсталой планеты, всегда быть ВНЕ событий, которые регулирует, и НАД ними. Он не человек. Человек он на Земле- равный среди равных, а в среде отсталых жителей планеты, которой он несет благо- он историк, он наблюдатель, он- Бог..
(.. Читая пересказы произведений братьев Стругацких, я всегда поражалась, какими безжизненными и засушенным они оказываются, по сравнению с самими книгами, и вот, на тебе!- у меня получается такой же.. :du_ma_et: )
Короче говоря- можно ли оставаться человеком, выполняя роль Бога? Антон нарушает заповеди прогрессорства- он не смог остаться богом, он по-человечески просто полюбил.. Эмпатия оказалась губительной для прогрессора..
Так и видится картина, как Б шагает широкими шагами на встречу с А по неведомым, бесконечным звездным пространствам..

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 ноя 2012, 20:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1780
Откуда: Воронеж
"Трудно быть богом" - это первое, что я прочитала из Стругацких.
Вот кусок из девятой главы:
"..Они долго молчали. Потом Румата достал из погребца кувшин эсторского и еду и поставил перед гостем. Арата, не поднимая глаз, стал ломать хлеб и запивать вином. Румата ощущал странное чувство болезненной раздвоенности. Он знал, что прав, и тем не менее эта правота странным образом унижала его перед Аратой. Арата явно превосходил его в чем-то, и не только его, а всех, кто незваным пришел на эту планету и полный бессильной жалости наблюдал страшное кипение ее жизни с разреженных высот бесстрастных гипотез и чужой здесь морали. И впервые Румата подумал: ничего нельзя приобрести, не утратив, – мы бесконечно сильнее Араты в нашем царстве добра и бесконечно слабее Араты в его царстве зла...
– Вам не следовало спускаться с неба, – сказал вдруг Арата. – Возвращайтесь к себе. Вы только вредите нам.
– Это не так, – мягко сказал Румата. – Во всяком случае, мы никому не вредим.
– Нет, вредите. Вы внушаете беспочвенные надежды...
– Кому?
– Мне. Вы ослабили мою волю, дон Румата. Раньше я надеялся только на себя, а теперь вы сделали так, что я чувствую вашу силу за своей спиной. Раньше я вел каждый бой так, словно это мой последний бой. А теперь я заметил, что берегу себя для других боев, которые будут решающими, потому что вы примете в них участие... Уходите отсюда, дон Румата, вернитесь к себе на небо и никогда больше не приходите. Либо дайте нам ваши молнии, или хотя бы вашу железную птицу, или хотя бы просто обнажите ваши мечи и встаньте во главе нас".


Мне тогда показалось, что вся повесть была написана ради этого куска.

Мне кажется они хотели сказать....Бог не может быть вне. Он не может быть чем-то третьим, быть надзирающим. Он не может помогать и бросать, карать и поощрять. Иначе он не Бог. Иначе у людей просто вырабатается рефлекс: сделаешь так - получишь хорошо, не сделаешь - получишь плохо или как вариант ничего не получишь. И самое главное, при таком раскладе сознание, самосознание вовсе не является необходимостью.
Бог он - все, он является тем принципом, который балансирует ВСЕ. И не он наказывает и поощряет, все это человек делает сам себе.

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 22 ноя 2012, 23:50 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Стругацких действительно невозможно пересказать. Их надо читать,… абзац за абзацем, предложение за предложением… от начала до конца… Иначе упустишь самое важное, чувство собственной причастности к тому, о чем они пишут.
“Трудно быть Богом” читала не один раз,… впрочем как и многие другие их повести. Они мои самые любимые писатели-фантасты. Они всегда будут жить в моей душе своими фантастическими мирами. Хотя… иногда думаю: в чем же здесь фантастика? Скорее смесь мифа и притчи с угадываемой действительностью.

Землянин Антон из далекого и благополучного земного будущего оказывается в средневековом прошлом. Ну да,… по законам жанра… это другая планета, грубое, невежественное, жестокое Средневековье, в котором Антон становится благородным доном Руматой, то ли наблюдателем, то ли координатором, то ли участником страшных кровавых процессов. Фантастика ли это или… психологический эксперимент братьев Стругацких?
Вот так развести добро и зло по двум полярным полюсам, очень полярным, невероятно полярным и столкнуть их вместе, в одной точке, в одном месте, там, где, казалось, они никогда не могут встретиться. Столкнуть и посмотреть, что получится.

Земная цивилизация не приемлет насилия. И вот те, кто исповедует добро, попадают в атмосферу тотального зла. И оно оказывается сильнее. Ненависть копится и копится в душе Антона-Руматы и после убийства его любимой вырывается наружу.
Вмешиваться или не вмешиваться в развитие другой культуры, другого общества, если видишь, что к власти приходит диктатор? Это ведь не проблема фантастической повести, это проблема нашей современности. Где рамки вмешательства или невмешательства? По каким критериям судить другие режимы? И как, и кто имеет право на этот суд и на это вмешательство?... Это вопросы нашего мира и они острее от десятилетия к десятилетию.

“- Мне не нравится, что мы связали себя по рукам и ногам самой постановкой проблемы. Мне не нравится, что она называется Проблемой Бескровного Воздействия. Потому что в моих условиях это научно обоснованное бездействие… Я знаю все ваши возражения! И я знаю теорию. Но здесь нет никаких теорий, здесь типично фашистская практика, здесь звери ежеминутно убивают людей! Здесь все бесполезно. Знаний не хватает, а золото теряет цену, потому что опаздывает”.
Румата пытается доказать дону Кондору (Александру Васильевичу), что бездействие преступно и получает ответ…
“- Мы здесь боги, Антон, и должны быть умнее богов из легенд, которых здешний люд творит кое-как по своему образу и подобию”.
Мы здесь боги… возможно это и есть то лукавое и незаметное чувство превосходства, которое загоняет душу в тупик бело-черного мира.
Земной мир, описанный в начале и в конце повести, цветной, сочный, солнечный, земляничный. Мир Арканара серый, грязный, жестокий, лгущий, плетущий интриги и заговоры, с отдельными искрами-всплесками любви и дружбы, от которых, тем не менее, пытается оградить Румату дон Кондор.
“- Все мы разведчики, - сказал дон Кондор. - И все дорогое, что у нас есть, должно быть либо далеко на Земле, либо внутри нас. Чтобы его нельзя было отобрать у нас и взять в качестве заложника”.
А ведь только подлинные чувства любви и дружбы и есть чувство Бога в себе и в другом.
Трудно быть богом, оставаясь разведчиком или наблюдателем. И трудно остаться человеком, не испытывая любви или верности дружбе.


Коля писал(а):
Не совсем правда понятно, почему жители той планеты названы в описании гуманодами.

Коля, я из Википедии взяла описание. Вот отсюда… http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1% ... 0%BE%D0%BC
Думаю, составитель этого описания просто попытался разделить землян и жителей средневекового инопланетного Арканара.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 06:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Коля писал(а):
Пока скажу только, что мне не очень понравилась оконцовка из за смерти возлюбленной главного героя. Вообще возникла аналогия с Часом быка и лезвием бритвы Ефремова вот именно когда прочитал пост Ирины и задумался о своём впечатлении над этим произведением.. Что там, что в здесь один из главных героев умирают, при чём во всех этих трёх повестях. Почему акая закономернсть? Своего рода какая то жертва отсталому, убогому обществу ради его прогресса что ли? Как то у меня такая вот ассоциация возникла.

Мне кажется, АБС хотели сказать, что нельзя отдавать каких-то личных предпочтений, если уж взял на себя роль Бога. Румата, полюбив Киру, погубил ее своей любовью. Бог должен действовать во имя блага всего человечества в целом! Ярость, охватившая Антона возникла из вины перед Кирой.. Он не должен был выделять ее из всех, хотя бы ради ее безопасности. Кира, хотя бы и рыжая, могла бы избегнуть той ненависти от людей, повлекшей ее гибель, которую навлекла на нее любовь Бога. Бог должен оставаться одиноким и отстраненным..
Если угодно, речь- от том же равнодушии, как отстраненности, чтобы принимать единственно правильные решения?

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 09:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 ноя 2012, 12:18
Сообщения: 44
Откуда: Курск
А может быть просто хотели показать, что игры в Богов ни к чему хорошему не приводят?
(Мы же частенько и в обычной нашей жизни стараемся быть Богами для кого-то, решить за кого-то, указать как верно...)
Результат один и тот же - разрушение себя, своих близких... То, что и произошло, в конечном итоге, с Антоном...
@->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 09:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
Читала давно. Читала и перечитывала давно.
(мои любимые у Стругацких - это - "Попытка к бегству", "Улитка на склоне", "Малыш", "Град обречённый" ... И начинались они с "Понедельнка...")

Однако - основная мысль, неотступно преследовавшая меня - Быть Богом - БЫТЬ или быть БОГОМ.
Боги равнодушны. Что для них какие-то суетящиеся букашки, молекулы в хаотичном броуновском движении. А люди - не Боги, они - точно такие же, только более продвинуты в техническом плане. Может, им не надо сражаться за кусок хлеба, может быть. Но они не могут оставаться РАВНОДУШНЫМИ (притягиваюсь к предыдущим передачам о равнодушии и репрессиях)
Да, конечно <<каюсь-каюсь-каюсь, залезла в цитатник: так скорее и проще найти то, что искала бы в книге, которая у меня ещё "самиздатная, на перфобумаге">>, это и "Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные. и "Умные нам ненадобны. Надобны верные"

Но, всё-таки
"Зло неистребимо. Никакой человек не способен уменьшить его количество в мире. Он может несколько улучшить свою собственную судьбу, но всегда за счет ухудшения судьбы других. И всегда будут короли, более или менее жестокие, бароны, более или менее дикие, и всегда будет невежественный народ, питающий восхищение к своим угнетателям и ненависть к своему освободителю. И все потому, что раб гораздо лучше понимает своего господина, пусть даже самого жестокого, чем своего освободителя, ибо каждый раб отлично представляет себя на месте господина, но мало кто представляет себя на месте бескорыстного освободителя. Таковы люди, дон Румата, и таков наш мир."

"Психологически почти все они были рабами — рабами веры, рабами себе подобных, рабами страстишек, рабами корыстолюбия. И если волею судеб кто-нибудь рождался или становился господином, он не знал, что делать со своей свободой. Он снова торопился стать рабом — рабом богатства, рабом противоестественных излишеств, рабом распутных друзей, рабом своих рабов."

Но ЧЕЛОВЕК обречён делать выбор, перекраивать окружающий мир "под себя"
"Он взял ее на руки и перенес на кровать. "Кира..." - позвал он. Она
всхлипнула и вытянулась. "Кира..." - сказал он. Она не ответила. Он
постоял немного над нею, потом подобрал мечи, медленно спустился по
лестнице в прихожую и стал ждать, когда упадет дверь..."
потому, что "колодцы гуманизма в наших душах, казавшиеся на земле бездонными, иссякают с пугающей быстротой. Святой Мика, мы же были настоящими гуманистами там, на Земле <...> а здесь вдруг с ужасом ловим себя на мысли, что любили не Человека, а только коммунара, землянина, равного нам..."
и Антон начинает СУДИТЬ, судить и ОСУЖДАТЬ, когда "Привычка терпеть и приспосабливаться превращает людей в бессловесных скотов, кои ничем, кроме анатомии, от животных не отличаются и даже превосходят их в беззащитности."-""Люди это или не люди? Что в них человеческого? Одних режут прямо на улицах, другие сидят по домам и покорно ждут своей очереди. И каждый думает: кого угодно, только не меня. Хладнокровное зверство тех, кто режет, и хладнокровная покорность тех, кого режут. Хладнокровие, вот что самое страшное. Десять человек стоят, замерев от ужаса, и покорно ждут, а один подходит, выбирает жертву и хладнокровно режет ее. Души этих людей полны нечистот, и каждый час покорного ожидания загрязняет их все больше и больше."

А потом, потом обязательно происходит
" – Кира! – крикнул он.
Одна арбалетная стрела пробила ей горло, другая торчала из груди. Он взял ее на руки и перенес на кровать. «Кира…» – позвал он. Она всхлипнула и вытянулась. «Кира…» – сказал он. Она не ответила. Он постоял немного над нею, потом подобрал мечи, медленно спустился по лестнице в прихожую и стал ждать, когда упадет дверь…
ЭПИЛОГ

– А потом? – спросила Анка.
Пашка отвел глаза, несколько раз хлопнул себя ладонью по колену, наклонился и потянулся за земляникой у себя под ногами. Анка ждала.
– Потом… – пробормотал он. – В общем-то никто не знает, что было потом, Анка. Передатчик он оставил дома, и когда дом загорелся, на патрульном дирижабле поняли, что дело плохо, и сразу пошли в Арканар. На всякий случай сбросили на город шашки с усыпляющим газом. Дом уже догорал. Сначала растерялись, не знали, где его искать, но потом увидели… – Он замялся. – Словом, видно было, где он шел.
Пашка замолчал и стал кидать ягоды в рот одну за другой.
– Ну? – тихонько сказала Анка.
– Пришли во дворец… Там его и нашли.
– Как?
– Ну… он спал. И все вокруг… тоже… лежали… Некоторые спали, а некоторые… так… Дона Рэбу тоже там нашли… – Пашка быстро взглянул на Анку и снова отвел глаза. – Забрали его, то есть Антона. Доставили на Базу… Понимаешь, Анка, ведь он ничего не рассказывает. Он вообще теперь говорит мало."

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 15:06 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4306
Откуда: Нижний Новгород
А сама идея внедрения земных агентов в государство Арканар не от лукавого?
И какие земляне - Боги?
Бог не должен (и не может) быть равнодушным или отстранённым, не согласна с этой мыслью.
Бог дарит любовь всем и помогает открывать и радоваться божественным искрам в себе и людям.
РАВНОдушие Бога может быть только в смысле "равные частички любви и душевного тепла", подаренные всем.
Если земляне претендовали на божественность, то со своей миссией они не справились, потому что реализовали только одну ипостась Бога: возвышаться над другими, судить и карать.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 15:49 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Из Пролога…
Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской. Судя по всему, там был изображен желтый прямоугольник на красном фоне.
- Что это? - без особого интереса спросила Анка.
- Автомобильный знак, - сказал Пашка. - "Въезд запрещен".
- "Кирпич", - пояснил Антон.
- А зачем он? - спросила Анка.
- Значит, вон туда ехать нельзя, - сказал Пашка.
- А зачем тогда дорога?
Пашка пожал плечами.
- Это же очень старое шоссе, - сказал он.
- Анизотропное шоссе, - заявил Антон. Анка стояла к нему спиной. - Движение только в одну сторону.
- Мудры были предки, - задумчиво сказал Пашка. - Этак едешь-едешь километров двести, вдруг - хлоп! - "кирпич". И ехать дальше нельзя, и спросить не у кого.

Из Эпилога…
Они помолчали.
- Анка, - сказал Пашка, - помнишь анизотропное шоссе?
Анка наморщила лоб.
- Какое?
- Анизотропное. Там висел "кирпич". Помнишь, мы втроем?..
- Помню. Это Антон сказал, что оно анизотропное.
- Антон тогда пошел под "кирпич", а когда вернулся, то сказал, будто нашел там взорванный мост и скелет фашиста, прикованного к пулемету.
- Не помню, - сказала Анка. - Ну и что?
- Я теперь часто вспоминаю это шоссе, - сказал Пашка. - Будто есть какая-то связь... Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя. А он пошел. И наткнулся на прикованный скелет.
- Я тебя не понимаю. При чем здесь прикованный скелет?
- Не знаю, - признался Пашка. - Мне так кажется.

Между ними серый Арканар, постепенно становящийся черным.

Анизотропное шоссе,… движение в одну сторону,… под “кирпич” нельзя. А больше всего хочется именно туда, куда нельзя. В той стороне шоссе, куда нельзя было ехать, Антон мечтал найти взорванный мост и скелет фашиста, прикованный к пулемету. Вряд ли он его нашел, скорее всего соврал друзьям. Но он точно почувствовал, что за “кирпичом” могут быть только скелет и разрушения.
Наша душа то же самое анизотропное шоссе. Движение в одном направлении, из прошлого в будущее. Прошлое – умершее настоящее. Туда можно вернуться только для того, чтобы хорошо рассмотреть, вспомнить, запомнить и понять. В нем нельзя жить и нельзя оставаться.
Серый Арканар – это прошлое земной экспедиции. Институт экспериментальной истории высаживает десант на планету, где сила и насилие есть авторитет и бог. Они проводят эксперимент, как оказалось,… над собой.
"А ведь мог его стукнуть... Рядом стоял... Двумя пальцами придавить... Разве это жизнь, Кира? Уедем отсюда... Это Эксперимент надо мной, а не над ними".
Чтобы остаться человеком, нельзя возвращаться к ненависти и уповать на насилие. Антон знал, что там только разрушенные мосты и скелеты. Там нет жизни. Жизнь впереди. Туда пошел Пашка и помог починить сломавшуюся машину.
Бог не приходит в мир благородным доном Руматой. Бог не использует золото невероятной дьявольской чистоты для выкупа и подкупа. Бог рождается в пещере. Колыбелью ему служат ясли, кормушка для скота. Он ходит в простой одежде и проповедует тем рабам и той серости, от которой отворачивается дон Румата.
Румата же спасает и защищает только тех, кто хоть ненамного поднимается над средним серым уровнем”.

Сумеречная серость,… предутренние сумерки идут к свету, вечерние сумерки движутся к ночи. Румата в своей душе шагнул под “кирпич” и пошел назад. И серое стало черным. Не стал ли он катализатором этого процесса, вглядываясь в черную сторону серых душ, а не в светлую?
Анизотропная дорога души,… из тьмы к свету через долгий сумеречный лес. В обратном направлении нельзя. Везде предупреждающие знаки…

Трудно Быть Богом…

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 16:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Anya Seredina писал(а):
"Трудно быть богом" - это первое, что я прочитала из Стругацких.
Вот кусок из девятой главы:
"..Они долго молчали. Потом Румата достал из погребца кувшин эсторского и еду и поставил перед гостем. Арата, не поднимая глаз, стал ломать хлеб и запивать вином. Румата ощущал странное чувство болезненной раздвоенности. Он знал, что прав, и тем не менее эта правота странным образом унижала его перед Аратой. Арата явно превосходил его в чем-то, и не только его, а всех, кто незваным пришел на эту планету и полный бессильной жалости наблюдал страшное кипение ее жизни с разреженных высот бесстрастных гипотез и чужой здесь морали. И впервые Румата подумал: ничего нельзя приобрести, не утратив, – мы бесконечно сильнее Араты в нашем царстве добра и бесконечно слабее Араты в его царстве зла...
– Вам не следовало спускаться с неба, – сказал вдруг Арата. – Возвращайтесь к себе. Вы только вредите нам.
– Это не так, – мягко сказал Румата. – Во всяком случае, мы никому не вредим.
– Нет, вредите. Вы внушаете беспочвенные надежды...
– Кому?
– Мне. Вы ослабили мою волю, дон Румата. Раньше я надеялся только на себя, а теперь вы сделали так, что я чувствую вашу силу за своей спиной. Раньше я вел каждый бой так, словно это мой последний бой. А теперь я заметил, что берегу себя для других боев, которые будут решающими, потому что вы примете в них участие... Уходите отсюда, дон Румата, вернитесь к себе на небо и никогда больше не приходите. Либо дайте нам ваши молнии, или хотя бы вашу железную птицу, или хотя бы просто обнажите ваши мечи и встаньте во главе нас".


Мне тогда показалось, что вся повесть была написана ради этого куска.

Мое любимое место в повести: разговор Руматы с книжником Будахом, которого он спас от подземелий Веселой Башни:
Будах неловко засмеялся.
- Да, я вижу, это не так просто, - сказал он. - Я как-то не думал
раньше о таких вещах... Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, - он
подался вперед, - есть еще одна возможность. Сделай так, чтобы больше
всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным
смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая
гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех
экваториальных спутниках...
- Я мог бы сделать и это, - сказал он. - Но стоит ли лишать
человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не
будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и
создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова
тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
- Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более
совершенными... или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
- Сердце мое полно жалости, - медленно сказал Румата. - Я не могу
этого сделать.
И тут он увидел глаза Киры. Кира глядела на него с ужасом и надеждой.

Оксана Ли писал(а):
А может быть просто хотели показать, что игры в Богов ни к чему хорошему не приводят?
(Мы же частенько и в обычной нашей жизни стараемся быть Богами для кого-то, решить за кого-то, указать как верно...)
Результат один и тот же - разрушение себя, своих близких... То, что и произошло, в конечном итоге, с Антоном...
@->--

Но сердца "играющих" исполнены жалостью.. В повести "Попытка к бегству", космические туристы- земляне совершенно случайно высаживаются на планету, где обнаруживается цивилизация и видят в снегу замерзающих людей. По инструкции, обнаружив развитую гуманоидную цивилизацию на планете, землянин обязан немедленно покинуть ее и стереть все следы своего пребывания на ней. Потом дать координаты планеты в Совет Земли- и там будут решать, что делать дальше. Герои повести нарушают инструкцию и пытаются самостоятельно оказать помощь населению этой очень странной планеты, так похожей на Землю. Каждый раз, пытаясь отвечать за что-то- человек начинает "игру в Бога".

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 17:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1117
Откуда: Великий Новгород
quagga писал(а):
По инструкции, обнаружив развитую гуманоидную цивилизацию на планете, землянин обязан немедленно покинуть ее и стереть все следы своего пребывания на ней. Потом дать координаты планеты в Совет Земли- и там будут решать, что делать дальше. Герои повести нарушают инструкцию и пытаются самостоятельно оказать помощь населению этой очень странной планеты, так похожей на Землю. Каждый раз, пытаясь отвечать за что-то- человек начинает "игру в Бога".

Как и в "Обитаемом острове".
Только там Максим начинает действовать, действовать на свой страх и риск, как катализатор...

Действуют и в "Жук в муравейнике"... Увидев чёрта, и поверив в чёрта

Действуют и в "Малыше"
Как загадочные "странники" спасают Малыша и адаптируют под планету и собственный разум, так и действует Майка, зло? или наоборот, разрывая, умышленно разрывая, потенциальный контакт. Потому, что ЖАЛЬ ребёнка. Нельзя было его делать "разменной/жертвенной" пешкой.
"Стояли звери..."

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 20:01 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Конечно, роман этот многоплановый. У меня возникло по его поводу несколько ассоциаций, о которых я хочу рассказать.

Ассоциация 1 – советско-реалистическая. Ну, разумеется, в книге множество намёков на советскую действительность. Ну вот, например, разговор пьяных лавочников о грамотных людях весьма напоминает то, что говорил дворник об инженере в «12 стульях». Или вот, например, художники, намалевавшие фальшивый совместный портрет дона Рэба и короля – вполне возможно, что это намёк на известную в своё время фотографию Ленина со Сталиным (фотография, про которую потом выяснилось, что это был фотомонтаж, а реально такой фотографии не было). Ну и так далее. Множество примеров можно привести.
Ассоциация 2 – сказочно-мифологическая. Есть здесь архетипические персонажи. Ну вот, например, кто же всё-таки такой этот дон Рэба? Чеховский «Человек в футляре» - маленький серый, невзрачный. Никакой. Это сам Дух Полного Отсутствия Индивидуальности. Иными словами, это дух смерти. В сказках воплощением этого духа стал Кощей Бессмертный. Но тут обнаруживается интересная вещь. В сказках Иван-царевич узнаёт о том, где находится смерть Кощея, то есть он фактически разгадывает кощееву природу. А вот Антон, он же дон Румата, испытывает явные трудности с этим разгадыванием. Он говорит: вот сколько я ни слежу за доном Рэбой, я до сих пор не понял, кто же он по своей сути. То есть природу его не разгадал. Потому и действия его предугадать не смог. Что же мешает Антону? Может быть, ему мешает привычка классифицировать, делить людей на типы и подтипы? А может, мешает его тайная страсть к коллекционированию – ведь он же сам упоминает о том, что мысленно собирает «коллекцию монстров»? Но это только предположения. А вот что совершенно точно ему создаёт трудности, так это отсутствие, вернее искажение другого важного сказочного персонажа. В сказках Иван-царевич узнаёт о природе Кощея от бабы-яги. Баба-яга – это ведьма, это начало, которое всё интуитивно знает. А здесь в лесной избушке вместо бабы-яги оказывается спившийся изобретатель (отец Кабани), который продался властям. То есть. Если всех персонажей воспринимать как части одной души, получается, что что-то не так с вот этой частью души, которая интуитивно знает. Почему-то эта часть вместо того, чтобы слушать, смотреть и помогать – вместо этого она пьёт и приспосабливается. Дальше. В сказках всегда есть царевна – есть она и в этой книге. Только вот какой-то уж очень пассивной и бесцветной показалась мне Кира. При том, что, конечно, надо обладать большой силой духа, чтобы, живя в той атмосфере, в какой она жила у родителей, не притерпеться, не начать считать пытки и казни чем-то совершенно нормальным. Однако эта сила духа в итоге остаётся абсолютно невостребованной – хотя в сказках она всегда востребована. Кира только сидит и боится – и всё. Можно найти и других сказочных персонажей. Ну вот барон Пампа – чем не Илья Муромец – только не знающий, куда приложить свою силу и тратящий её на пьяные драки. И анекдот мрачный вспоминается про то, что «какой же ты Илюша добрый… когда трезвый». Одним словом, это искажённая сказка. Почему искажённая? Вопрос открытый.
Ассоциация 3 – кинематографическая. Киноперсонаж, похожий на дона Румату – это Штирлиц. Разведчик, вжившийся в чужую маску, полностью приспособившийся к условиям чуждой ему среды – но при этом ни на секунду не забывающий, о том, кто он на самом деле. Сохранение души в таких условиях - задача невероятно сложная. Что помогало Штирлицу с ней справляться? Наверное, осознание своей цели – служба ради своей Родины. Так возникает вопрос о целях. А какие цели у Антона? Наблюдать за развитием истории – это цель института, но это не цель самого Антона. А вот Антон-то как раз с целями путается. Те цели, которые он хотел бы перед собой поставить, ему ставить не разрешается. Вот и получается, что он скорее даёт себя нести потоку событий, чем влияет на него. Отсюда и проблемы с сохранением души, и его собственные признания, что временами он становится таким же мелочным, пошлым и угодливым, как окружающие.
Ассоциация 4 – неожиданная. Возник у меня такой вопрос. Какую роль в романе играет пролог? Почему в нём описаны играющие дети? Игры детей, а потом внезапный переход к ужасам тоталитаризма. Лично меня это заставило вспомнить о писателе совсем другого толка. Хотя, впрочем, не очень-то и другого... Я вспомнила Астрид Линдгрен. Мастер писать про детские игры… Но писала она и о другом. Есть у неё похожая повесть о том, как два брата оказались на другой планете, и там тоже был тоталитаризм, и бегали стукачи, и происходили всякие ужасы… и книжка эта жутковатая, и конец там весьма драматичный, но… эти братья по крайней мере старались что-то сделать – по зову души. Старались, потому что не могли иначе. Книжка называется «Братья Львиное Сердце». В нашей стране какой-то заметной популярности она не приобрела.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 ноя 2012, 20:44 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 808
Откуда: Челябинская область
Кстати, Доктор, вам отправлены ссылки на мои аудиофайлы


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 24 ноя 2012, 12:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 09:48
Сообщения: 1071
Откуда: Москва
Цитата:
По инструкции, обнаружив развитую гуманоидную цивилизацию на планете, землянин обязан немедленно покинуть ее и стереть все следы своего пребывания на ней.


почему? почему это правильно? такой принцип невмемшательства? я не согласен. далеко не во всех случаях так правильно. если во всех неправильно.
В романе Час быка у земной цивилзации другой принцип, принцип помощи если она необходима..
а может кто то из живущих на таких планетах - инферно мечтает о такой высокотехнологичной помощи извне и так было бы действительно всем лучше?

Какой смысл в нетронутости "посторонними" истории своей планеты, если конец этой истории - деградация и разрушение своей планеты и себя как вида?
если разумные существа могут вступить в контакт и понять других разумных существ, то почему этот контакт должен быть запрещён только потому, что другие разумные существа живут территоиально в другом в планетном отношении месте...??
Это же просто глупо и эгоистично на мой взгляд.
эгоистичны принцип что со стороны жителей планеты которым требуется помощь, (типо пусть будет у нас плохо, зато мы сами.. своими силами.. )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 26 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 61


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.070s | 20 Queries | GZIP : On ]