Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 03 дек 2016, 12:35

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 60 ]  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 ноя 2012, 16:54 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Поэтические вечера в Серебряных Нитях… :a_g_a:

Тютчев Федор Иванович…

И первое что всплывает…
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать
...

Как часто это четверостишье приходило мне в голову за то время, что я на форуме. Наверное, не мне одной.

Для начала… из очерка Аксакова “Федор Иванович Тютчев”.
“Небольшая книжка стихотворений; несколько статей по вопросам современной истории; стихотворения, из которых только очень немногим досталась на долю всеобщая известность; статьи, которые все были писаны по-французски, лет двадцать, даже тридцать тому назад, печатались где-то за границей и только недавно, вместе с переводом, стали появляться в одном из наших журналов... Вот покуда все, что может русская библиография занести в свой точный синодик под рубрику: "Ф. И. Тютчев, род. 1803+1873 г.". Литературный послужной список не объемист; имя малознаемое в массах грамотной - и не только грамотной, даже образованной нашей публики... А между тем этим самым стихотворениям, еще с начала пятидесятых годов, отводится русской критикой место чуть не на ряду с пушкинскими; это самое имя, в течение целой четверти века, во всех светских и литературных кругах Москвы и Петербурга чтится и славится, знаменуя собою мысль, поэзию, остроумие в самом изящном соединении. Странное противоречие, не правда ли? Как объяснить этот недостаток популярности при несомненном общественном значении? эту несоразмерность внешнего объема литературной деятельности с обнаруженной автором силой дарований?.. Но и здесь еще не конец недоумениям, нередко возбуждаемым именем Тютчева. Ко всем единодушным отзывам нашей периодической печати об его уме и таланте, раздавшимся вслед за его кончиной вместе с выражениями искренней скорби, мы позволим себе прибавить еще и свой: Тютчев был не только самобытный, глубокий мыслитель, не только своеобразный, истинный художник-поэт, но и один из малого числа носителей, даже двигателей нашего русского, народного самосознания.
"Как? - скажут многие, встречавшие Тютчева на петербургских балах и раутах - этот почти - иностранец, едва ли когда говоривший иначе как по-французски; это, по-видимому, чистокровное порождение европеизма, без всякого на себе клейма какой-либо национальности, - Тютчев, в котором все, до последнего сустава и нерва, дышало прелестью высшей, всесторонней, нерусской культуры, Тютчев - один из представителей русской народности?!.. Трудно мирится такое тяжеловесное предположение с грациозным образом этого очаровательно-умного, но вполне светского собеседника. Можно ли, позволительно ли возводить его чуть не на степень серьезного общественного деятеля?.."
Он и не деятель и в общепринятом смысле этого слова. Он просто явление, явление общественное и личное, в высшей степени замечательное и любопытное для изучения. Его деятельность почти непосредственная, сливается с самим его бытием. Вполне естественны, вполне понятны для нас все помянутые выше недоумения. Именно в виду их мы и считаем нужным представить читателям не одну общую оценку литературных останков покойного Тютчева (что отчасти уже было сделано и другими), но самую судьбу, личную и внутреннюю, этого русского таланта. Участь талантов у нас на Руси - вообще предмет высокого интереса и важности для истории русского просвещения, тем более, когда дело идет о таком богатстве даров, каким был наделен Тютчев... Проследить, по возможности, самое развитие этой многоодаренной природы, - соотношение ее особенных психических условий с условиями бытовыми, общественными, историческими; ту взаимую их связь и зависимость, которая создала, определила и ограничила ее жизненный жребий -вот задача, которую мы постараемся разрешить, насколько сумеем, в нашем биографическом очерке.
Первой биографической чертой в жизни Тютчева, и очень характерной, сразу бросающейся в глаза, представляется невозможность составить его полную, подробную биографию. Для большинства писателей, - как бы умеренно они себя ни ценили, - потомство, по выражению Чичикова, все же "чувствительный предмет". Многие, еще при жизни, заранее облегчают труд своих будущих биографов подбором материалов, подготовлением объяснительных записок. Тютчев - наоборот. Он не только не хлопотал никогда о славе между потомками, но не дорожил ею и между современниками; не только не помышлял о своем будущем жизнеописании, но даже ни разу не позаботился о составлении верного списка или хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его увидели свет, так только благодаря случайному, постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в пять и в четырнадцать лет, хотя в поэтическом его творчестве и не было перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, то есть когда ему пошел уже шестой десяток лет, именно со времени первого издания его стихотворений редакцией журнала "Современник" при содействии И. С. Тургенева. Во сколько такое пренебрежение к своей авторской личности происходило у Тютчева от врожденной ему беспечности и лени, во столько же, если не более, от особого рода скромности, смирения и от иных нравственных причин, которые мы обстоятельно разъясним ниже. Здесь же мы только наперед заявляем о затруднениях, встречаемых его биографом именно потому, что Тютчев никогда ни сам не занимался, ни занимал и других собственной особой. Никогда ни к кому не навязывался он с чтением своих произведений, напротив, очевидно, тяготился всякой об них речью. Никогда не повествовал о себе, никогда не рассказывал сам о себе анекдотов, и даже под старость, которая так охотно отдается воспоминаниям, никогда не беседовал о своем личном прошлом. А так как с лишком двадцать два года этого прошлого проведены им были на чужбине, то большая часть самых интересных подробностей его существования для нас безвозвратно потеряна. Однако ж, несмотря на скудость внешнего биографического материала, мы все же в состоянии наметить - и наметим сейчас - те наружные биографические рамки, внутри которых совершалось самовоспитание его таланта, вообще его внутренняя духовная жизнь, а только она и заслуживает вполне серьезного, общественного внимания”.

http://az.lib.ru/a/aksakow_i_s/text_0050.shtml

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 ноя 2012, 23:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 дек 2011, 11:45
Сообщения: 618
Фёдор Иванович Тютчев – ещё один лучик, тянущийся из детства.
Само упоминание его фамилии ещё со школьных лет рисует в воображении «чуткие облака», сиренево-бело-голубые, неспешные, задумчивые, высокие и в то же время близкие.

И первые строки, которые вспоминаются – это эти:

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас…


Незаконченный полустих, который непременно просыпается в душе, каждую «осень» – может быть, у каждого немного по-своему, но непременно! Ведь правда?

Конечно, очень хочется вспомнить и всё стихотворение полностью:

Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 08:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Любопытный сайт. Стихи. И школьный анализ стихов.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/tutchev.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 10:54 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Сложно говорить о поэзии. Ее надо читать, слушать и чувствовать. А говорить можно о чувствах и впечатлениях, о том внутренне-глубоком к чему касаются рифмованные строки и поднимают на поверхность сознания. Но еще труднее говорить о личности поэта, тем более Поэта гениального. А Тютчев и есть интуитивный Гений русского рифмованного образа, Моцарт русской поэзии.
Прочитала биографический очерк Аксакова и… поэт Тютчев стал еще более загадочен.

22 года вне России. Говорил и писал по-французски, практически всю жизнь и практически со всеми, с родными, детьми, женами (они были иностранками), с друзьями и знакомыми,… (французский язык был принят как основой язык общения в аристократических кругах. И потом… дипломатическая работа. Безвыездно 20 лет за границей…)… а стихи только по-русски. И какие стихи. Подлинно русские в своей основе, на которые откликнулась и до сих пор откликается душа русского читателя.
А может быть поэтому,… потому что почти не использовал русский язык в бытовой обыденной повседневной речи, Федор Иванович и смог постоянно чувствовать поэтическую красоту русской речи? Может быть потому, что так долго жил за границей, не соприкасался с реальной повседневной Россией, он издалека сумел разглядеть основные и главные черты, составляющие ее душу?
Впрочем, вот что пишет о нем Аксаков…
"Ленивый, избалованный с детства, не привыкший к обязательному труду, но притом совершенно равнодушный к внешним выгодам жизни, он только свободно подчинялся влечениям своей, в высшей степени интеллектуальной природы. Он только утолял свой врожденный, всегда томивший его, умственный голод. С наслаждением вкушал он от готовой трапезы знания и разумения, но никогда не удовлетворялся ею вполне; никогда не испытывал того самодовольства сытости, которое с такой приятностью ощущают умы менее требовательные... Вообще всякое самодовольство было ненавистно его существу.

Вообще это был духовный организм, трудно дающийся пониманию: тонкий, сложный, многострунный. Его внутреннее содержание было самого серьезного качества. Самая способность Тютчева отвлекаться от себя и забывать свою личность объясняется тем, что в основе его духа жило искреннее смирение: однако ж не как христианская высшая добродетель, а, с одной стороны, как прирожденное личное и отчасти народное свойство (он был весь добродушие и незлобие); с другой стороны, как постоянное философское сознание ограниченности человеческого разума и как постоянное же сознание своей личной нравственной немощи. Преклоняясь умом пред высшими истинами Веры, он возводил смирение на степень философско-нравственного исторического принципа. Поклонение человеческому я было вообще, по его мнению, тем лживым началом, которое легло в основание исторического развития современных народных обществ на Западе".


“Человеческое я”, наверное то самое, что сейчас вслед за Фрейдом и Юнгом именуется эгом, не очень беспокоило и интересовало Тютчева, зато ему всегда была дорога и интересна внутренняя глубина души.

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне,
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь;
Взрывая - возмутишь ключи:
Питайся ими и молчи.

Лишь жить в самом себе умей!
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум:
Их заглушит наружный шум,
Дневные ослепят лучи, -
Внимай их пенью - и молчи.


Он жил в себе самом. И эта внутренняя самость прорывалась наружу его стихами. А может быть там внутри у всех нас уже нет прозы, а есть только поэзия? Ведь она единственный путь, который может высказать сердце, и самая короткая дорога к пониманию другого.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 12:43 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2994
Откуда: Москва
Говорить о поэзии трудно, ... но необходимо. Если у нас на форуме только для 3-х участников Тютчев имеет значение, то о слушателях и говорить нечего((

Конечно, очень бы хотелось повторить модель передачи о Маршаке, но без вас это невозможно. Я один - смогу только читать очередную длинную лекцию.

Буду очень благодарен всем, кто решится записать сообщение о чувствах, которые у него вызывает поэзия Тютчева или прочесть любимые стихи.
Как видите - осталось очень мало людей, которые помнят что-то о великом русском поэте - нужно увеличивать их число!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 14:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4292
Интересно, я предугадаю..?), предположив, что музыкальным сопровождением к сегодняшнему разговору, будут романсы на стихи Тютчева? ...буду ждать вечернего эфира)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 15:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Не согласная я, что Тютчев не популярен :) в каждом втором стихотворении строки, которые на слуху, которые повторяют люди, зачастую не зная, что они принадлежат Тютчеву.
Из всей школьной программы помню наизусть всего четыре стихотворения:
Пушкина - Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (это откуда-то из ранних классов)
Лермонтов - Из Мцыри - Отец, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.. (сама выбрала этот фрагмент, по программе был другой)
И Тютчев в одиннадцатом классе, тоже сама выбрала эти

Весь день она лежала в забытьи.
Ее уже всю тени покрывали.
Лил теплый летний дождь,
его струги по листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму.
И долго слушала.. увлечена,
Погружена в сознательную думу.

И вот, как бы беседуя сама с собой
Сознательно она проговорила
..Я был при ней, убитый но живой
- О, как все это я любила...

Любила ты! И так, как ты любить,
Нет, никому еще не удавалось.
О, Господи, и это пережить...
И сердце на куски не разорвалось...

и еще

Любовь, любовь... гласит приданье:
Союз души с другой душой.
Их единенье, сочетанье
И роковое их слиянье,
И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее,
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее
Любя, страдая, грустно млея
Оно изноет наконец.

Люблю стихи Тютчева. Может, за их лаконичную и емкую форму.
Вот читаешь стихотворение...любое, и кажется будто каждая строфа становится колечком, петелькой, завитком. И вот из этих колечек сплетается основное кольцо стиха. Завязка и развязка, начало и конец встречаются. Вернее: - завязка - переход (преображение) - развязка.

Чтобы полюбить стихи, чтобы прочувствовать их - нужно позволить себе преображение. Потому что каждое из них содержит в себе переход. Из одного состояния понимания в другое. Рифма диктует необходимость завершения цикла осмысления. А завершить цикл без преображения никак не получится
Дело в том, что мы чаще всего боимся до-думывать и до-чувствовать свои переживания до конца. А стихотворения прямо заставляет нас это делать. Поэтому сложно просто так полюбить поэзию, это же не конфета. Ее нельзя просто взять и потребить. Это всегда будет очень трудный и болезненный процесс.
Я много встречала разговоров о том, что современные люди перестали взрослеть и мудреть. А если просто взять любое стихотворение и постараться прожить его, прочувствовать от начала и до конца. Мне кажется это может стать доступным для каждого способом инициации или преображения.

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Последний раз редактировалось Anna Serediná 30 ноя 2012, 18:29, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 15:35 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
У меня отношение к стихам Тютчева неоднозначное. С одной стороны, у него есть гениальные стихи, строчки из которых давно уже стали крылатыми фразами: «Умом Россию не понять», «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», «Мысль изречённая есть ложь», «О, как убийственно мы любим!», а «Я встретил вас» – это вообще целое стихотворение-афоризм. Но есть у него и много таких, тяжеловесных, архаично-витиеватых стихов, где за формой не так-то просто понять содержание. По его биографии у меня сложилось впечатление, что этот человек безусловно чувствовал в себе какой-то внутренний огонь, но в то же время боялся, как бы этот огонь не погас от соприкосновения с тем, что называется «прозой жизни». И он пытался заслониться от этой прозы – заслониться балами, светской жизнью, женщинами… Отношения его с женщинами вообще были довольно странными. Он каждый период своей жизни был серьёзно влюблён в двух женщин одновременно и, по его собственным словам, не мог ни одну из них оставить ради другой. Женщины эти менялись, они по характеру были очень разными, но вот сама эта раздвоенность оставалась. Чем это вызвано – я не знаю. Может, это как-то подсознательно связано с архетипом двух женщин (например, две библейские Евы) как символом полноты? Впрочем, всеми этими женщинами он пытался как-то заслониться от жизни – жёны его опекали, он подолгу жил у них на содержании… Может, он хотел остаться наедине с этой своей внутренней бесконечностью и ни с кем ею не делиться? Не об этом ли приведённое Ириной стихотворение?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 17:10 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Тютчев разбросан в душе строфами и четверостишьями.

Люблю грозу в начале мая…

Наверно банально, но что поделать,… все как у всех. Мое знакомство с Поэтом началось с этого стихотворения. Конечно в школе, где-то еще в самых-самых младших классах, а может быть и раньше, … в садике… не помню точно когда,… но явно тогда, когда я еще по детскости не предавала никакого значения имени автора стихов или сказок. Ну неважны они были совершенно… тогда я разучивала это стихотворение.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Я тоже любила майскую грозу… или еще только собиралась полюбить. Ведь чтобы полюбить, ее надо было как-то обозначить отдельным явлением: майская гроза в голубом небе, обозначил ее мне Тютчев.
Майские грозы, действительно очень часто случаются на голубом небе. Тучи не страшные, просто сердитые и надутые. Занимают не все небо. Сгрудятся где-нибудь и начинают друг на друга ворчать. А гроза, веселая быстрая, чертила их вдоль и поперек и разгоняла.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

Тучи сердятся на гром, но он резвый и быстрый: сверкнет и пропал. И уходя, тучи начинают плакать золотистыми слезами. Светлеют, растворяются в голубом небе. Повисают золотыми каплями на крошечных еще листочках. Листья в начале мая только-только вылупляются из почек и зеленым полупрозрачным облаком окутывают город.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Улица наша была наклонная. И водный дождевой поток устремлялся вдоль домов вниз к тополиной посадке, облюбованной прилетевшими уже давно грачами. Их гомон в такие грозовые дни действительно был слышен как веселый задорный, озорной разговор с весенним громом.
Воздух становился прохладен и невероятно прозрачен. И пахло необыкновенно. Какой-то мощной, но ласковой, задорной и дерзкой силой. Хотелось на улицу. В птичий гомон, в еще висящие золотые струи, в нетерпеливые убегающие ручьи, вслед за веселой куда-то спешащей, уходящей вдаль за горизонт грозой.
Хорошо, если мамы не было дома. Резиновые сапоги и не застегнутая куртка... и вот они “перлы дождевые”.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Здесь ничего не было понятно,… практически ничего. Здесь была Тайна Неба, откуда прискакал резвый гром с золотым дождем. Так я для себя обозначила тогда эти строки, чтобы их запомнить.

Чуть позже я узнала, что автор этого стихотворения Тютчев,… вернее не узнала, а уточнила:… как и мою любимую “Грозу” тоже он написал!... И Зевс с Гебой сошли со страниц Античной мифологии, и гроза распалась на физические процессы с громом, молнией и озоном в придачу… Но все это было после,… а вначале…
Люблю грозу в начале мая,…

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 17:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
С удовольствием послушаю Вашу лекцию (монолог) о Ф. И. Тютчеве, Александр Геннадьевич. О нем так сходу и не наговоришь. Трудный поэт. Философ. Трагический. С ощущением рока. Один ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ чего стоит ! И сколько за ним реальной настоящей боли поздней любви ( и ее - безоглядной, губительной),переплавленной все же в стихи.
Как боль становится стихотворением ? Всегда ли ? Нужно ли это ? Кому ? Поэту ? Человеку? Читателю ?
Хотелось бы на эти вопросы услышать ответ специалиста - психотерапевта. Насколько стихи - это диагноз ? Тютчев писал в основном ДЛЯ СЕБЯ. Как и великий символист Иннокентий Анненский. Писал гениально,потому что был немножно АНТИПУШКИН. Их замечательно противопоставляет в своем романе "Пушкинский дом" Андрей Битов. Пушкин - весь направлен к людям : "Глаголом жги сердца людей!" А Тютчев - "Молчи,скрывайся и таи - и мысли,и дела свои!". Пушкин - слово, Тютчев - молчание ( но все-таки при этом - РЕЧЬ!).
"Мысль изреченная есть ложь," - какой повод для разговора, для монолога.
Четверостишия Тютчева - это свыше продиктованные формулировки.
Судьба СОСТАРИТЬСЯ... Она настигает не всех поэтов. Тютчев замечательно описал то состояние,когда душа расстается с лучшими воспоминаниями. Забвение. Угасание. Так сильно об этом,говорил,пожалуй, только Тургенев ("Как хороши,как свежи были розы...")
Тютчева нельзя ЛЮБИТЬ. В него,мне кажется,надо проникать. Так входят в зиму. После "осени первоначальной", храня о "хрустале" самые дорогие воспоминания... А потом и они...


Последний раз редактировалось Людмила 30 ноя 2012, 23:27, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 18:33 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17780
Откуда: Москва
Людмила писал(а):
Тютчева нельзя ЛЮБИТЬ. В него,мне кажется,надо проникать. Так входят в зиму. После "осени первоначальной", храня о "хрустале" самые дорогие воспоминания... А потом и они...

:du_ma_et: Я люблю Тютчева.
Стихи, вызывающие в памяти апрельский солнечный дождь, и другие - как пришедшая серая осень с мелким дождём. И любовную лирику особенно.
Стихотворение ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ, прочитав впервые в 20 лет, помню и люблю с тех пор как и многие другие его стихи.
Александр Блок, Сергей Есенин, Фёдор Тютчев и др. наши, такие разные и такие близкие и созвучные.

ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!

Полнеба охватила тень,
Лишь там на западе брезжит сиянье,
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье!

Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
О, ты последняя любовь!
Блаженство ты и безнадежность.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 19:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 11:50
Сообщения: 1071
Откуда: Великий Новгород
«Не дай нам духу празднословья!»
И так от нынешнего дня
Ты в силу нашего условья
Молитв не требуй от меня.
-------------------------------------------------
Наш век

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня! - я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.."
1851

--------------------------------------------------------
Чему бы жизнь нас ни учила...

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.
И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!
Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.
Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.
1870
--------------------------------------------------

Проблеск

Слыхал ли в сумраке глубоком
Воздушной арфы легкий звон,
Когда полуночь, ненароком,
Дремавших струн встревожит сон?..
То потрясающие звуки,
То замирающие вдруг…
Как бы последний ропот муки,
В них отозвавшийся, потух!
Дыханье каждое Зефира
Взрывает скорбь в ее струнах…
Ты скажешь: ангельская лира
Грусти, в пыли, на небесах!
О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертному летим!
Минувшее, как призрак друга,
Прижать к груди своей хотим.
Как верим верою живою,
Как сердцу радостно, светло!
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло!
Но ах, не нам его судили;
Мы в небе скоро устаем, —
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем.
Едва усилием минутным
Прервем на час волшебный сон,
И взором трепетным и смутным,
Привстав, окинем небосклон, —
И отягченною главою,
Одним лучом ослеплены,
Вновь упадаем не к покою,
Но в утомительные сны.
------------------------------------------
Наверное, заново открыла я Тютчева, когда моя двоюродная бабушка вечером цитировала мне его "богобоязненные" стихотворения.

_________________
с утра не с той ноги встала… не на ту метлу села… еще и полетела не в ту сторону…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 19:14 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Я очень люблю вот это:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Оказывается, Тютчев.. Копая на огороде картошку, твердишь себе, бывало, первое четверостишье.. Я очень любила именно осеннюю работу в саду- когда вскапываешь усталую землю, выравниваешь ее нежно граблями, насыщаешь удобрениями. И обязательно жжешь костры. Пустота и голубизна.. Для меня у этого стихотворения Ф.И. Тютчева- отчетливый сладковатый запах сгорающих листьев. Думала, что это написал Пушкин- потому что в учебнике это стихотворение было рядом со стихотворением Пушкина "Унылая пора! Очей очарованье!"

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 20:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Бегущая по волнам.
Да, конечно, слишком я категорична. Мол, НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ - надо проникать. А проникновение и есть любовь. Проникновенно - приближено к тайне сердца. Все правильно.
Тютчев еще очень европеец. Может быть, поэтому для него "Россия - сфинкс", которую "умом не понять". А вера - это чисто русское "изобретение" души.
Дозвониться не могу . Обрыв связи. Извините. Но ухом к динамику приникну - с надеждой расслышать ответ : есть жизнь ВНЕ поэзии ?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 30 ноя 2012, 20:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Из Денисьевского цикла. Его редко цитируют :
Есть и в моем страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других...
Их тяжкий гнет, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих,

Вдруг все замрет. Слезам и умиленью
Нет доступа, все пусто и темно,
Минувшее не веет легкой тенью,
А под землей, как труп, лежит оно.

Ах, и над ним в действительности ясной,
Но без любви, без солнечных лучей,
Такой же мир бездушный и бесстрастный,
Не знающий, не помнящий о ней.

И я один, с моей тупой тоскою,
Хочу сознать себя и не могу —
Разбитый челн, заброшенный волною,
На безымянном диком берегу.

О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней,—

По ней, по ней, свой подвиг совершившей
Весь до конца в отчаянной борьбе,
Так пламенно, так горячо любившей
Наперекор и людям и судьбе,—

По ней, по ней, судьбы не одолевшей,
Но и себя не давшей победить,
По ней, по ней, так до конца умевшей
Страдать, молиться, верить и любить.

Конец марта 1865

Ф. Тютчев и Е. Денисьева. Из интернета.
http://www.tutchev.ru/love/
http://www.peoples.ru/family/mistress/denisieva/
http://www.mmsk.ru/people/unit/?id=28838


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 60 ]  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yahoo [Bot] и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.049s | 17 Queries | GZIP : On ]