Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 00:51

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 82 ]  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 17:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Афалина писал(а):
Среда, 16 января


О школьных психологах

Нужны ли психологи в школах?
Какова роль школьного психолога?
Почему данные специалисты вызывают противоречивое отношение?



__________________________
Телефон прямого эфира "РР"
и автоответчика программы
"Серебряные нити"

(среда, пятница 20:00-22:00ч мск)
8 (495) 956-15-14

Тема очень интересная. Помнится, на форуме есть школьный психолог- Ольга.
У меня была знакомая, психолог- она рассказывала, что, работая в психиатрической больнице, часто слышала от своих пациентов такие слова: "Почему мы не знали раньше того, что пришлось узнать слишком поздно, когда оказались в этом печальном месте?" Элементарные навыки самовоспитания, азы общения, способы понять другого человека.. И она пошла работать в школу, с детьми. Педагог- предметник не может уделять слишком много времени воспитанию ребенка, он должен дать знания по своему предмету. Но у детей в школе есть много проблем, остающихся за пределами внимания (да и компетенции) и родителей и учителей, проблем, которые ребенок часто не может решить сам.. Можно сказать: "А как же раньше? Раньше как-то обходились без психологов?" Обходились, да. Хорошо, если находился человек- не учитель, не педагог, к которому ребенок мог придти и рассказать о своей жизни, своей беде или радости. Чаще всего- не было таких людей. Еще один человек говорил мне так: То, чего не сделал педагог- приходится доделывать врачам (он имел ввиду психиатров) и сотрудникам правоохранительных органов..
Аудиозапись передачи от 23.01.2013 http://www.moskva.fm/stations/FM_66.44/ ... 1-23_23:15
А здесь расшифровка передачи: viewtopic.php?p=71472#p71472

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Последний раз редактировалось quagga 30 янв 2013, 12:16, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2013, 11:35 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Да.. тема Ольгина)
Если честно, я со школьными психологами (к счастью или к сожалению?) практически не пересекалась.
Только когда моя старшая дочь поступала в престижную школу (когда мы жили в другом районе), нас тестировал школьный психолог.. Помню потом ещё школьный психолог тестировал детей в первом классе на предмет их психологической готовности к учёбе..
Тестировали на предмет готовности первоклашек к школе и в той школе, в которой мои дети сейчас учатся.. и всё..
А как следует из этого материала,
http://www.psy.msu.ru/science/public/ps ... chool.html
в функции школьных психологов входит:
психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение.
Катя (КС), по-моему, на форуме рассказывала о семинаре для родителей,который проводил им школьный психолог
Не очень представляю - сколько должно быть в школе (в которой около 1 000 учеников) психологов, если все перечисленные (в ссылке) функции добросовестно выполнять?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2013, 13:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Моя дочь пошла в школу в 2009 г. Там я общалась с разными школьными психологами. Текучка - невообразимая, каждый год - новый психолог. Первое моё знакомство с школьным психологом, произошло, когда я старшую дочку записывала в школу. Молодая женщина - раздала детям тесты - небольшие задания, написать то-то, нарисовать то-то, составить рассказ и пр. Её задача была определить готовность ребёнка к школе. По результатам теста, она разговаривала с родителями. Всё, достаточно, объективно. В этом году, я записывала младшую дочку - уже таких процедур не было. Потом она уволилась. В третьем классе, когда у моего ребёнка начались сложности с учёбой, я обратилась за помощью к новому психологу. Это был мужчина, параллельно он вёл кружок по рукопашному бою. Он обещал разобраться, поговорить с ребёнком, провести какие-то тесты. Но ничего этого не было. Я не стала напоминать ему о себе, потому что у меня возникло чувство, что я "сумасшедшая мамашка", которой надо что-то делать со своей тревожностью. У дочки к тому же была дисграфия, и завуч. нам сказала, что наша школа заключила договор с центром медико-социально-педагогического сопровождения семьи, который находится в нашем округе. Там мы встретили великолепных специалистов: психологов, логопедов, педагогов, которые нам помогли. Там и для родителей читаются великолепные лекции по возрастной психологии, проводятся тренинги. Но занятия там проводятся днём, и только благодаря тому, что я не работаю днём, могу туда возить ребёнка. Всё – бесплатно. В этом году к нам в школу пришёл замечательный психолог – Н.М. Два раза в неделю по субботам она делает для родителей тренинги. Бесплатно. Но вы не поверите, ходит на них только четыре человека (А в нашей школе 600 детей). Н.М., рассказывает с какими проблемами она сталкивается, в подавляющем случае, проблема такая же, как и у моей дочери: тревожность, стеснительность. Она – знает большое количество игр и занятий, которые помогают в этой проблеме. Она, вообще, практик. У неё тысяча идей, и тысяча вариантов претворения их в жизнь. Благодаря ей, я увидела некий мостик, который можно провести от теоретических знаний к практическому их претворению. К ней постоянная очередь из детей, которая терпеливо ждёт своей очереди. Всё что она рассказывает о проблемах школьников – печалит. Конечно, она, как и многие, утверждает, что главную воспитательную функцию несёт семья. Психолог может что-то подкорректировать, но он не волшебник.

На вопрос нужны ли или не нужны школе психологи, мне вспоминается давнишнее собрание (я вхожу в родительский комитет школы), когда кто-то из администрации школы рассказывал о новых полномочиях и возможностях школы. Теперь администрация школы может формировать штатное расписание, разумеется, в определённых пределах. И на её взгляд, она убрала бы из него должность психолога и социального работника, потому что эти должности не предполагают ответственности, что случись – виноват учитель, вся ответственность на нём. Некоторые родители в зале – выкрикнули, что хороший психолог школе нужен.

А ещё я увидела такую закономерность, что каждый специалист приходит в школу со своими индивидуальными наработками в области психологии, нет каких-то конкретных стандартов и норм в этой профессии. Хотя вот, нашла должностную инструкцию http://www.jobgroup.ru/index.php?option ... he-project Сейчас почитаю.

_________________
Катя Сафонова.


Последний раз редактировалось КС 24 янв 2013, 10:52, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2013, 14:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1082
Откуда: Москва
Всем добрый день)
Ага,моя тема..сама вообщем предложила.
Актуально лично для меня более чем.
5 лет я уже в школе работаю педагогом-психологом..есть и что рассказать да и наболело многое увы.
Хотелось бы и народ послушать , в чем самое главное предназначение психолога школьного?
Может ,действительно,можно и обойтись без него?А если он нужен то какова его роль в школе,для вас уважаемые форумчане,как вы это видите?
Реформа образования идет давно,ЕГЭ официально обязательным стал с 2009 года,постоянно звучит из каждого утюга : оптимизация,инновации,модернизация..и последняя фишка ФГОСы для 1-2 класса уже обязательны,для 5 классов только эксперимент,для 10-11 нет пока ничего на практике..везде красной строкой звучит - психологизация образования,отход от привычных ЗУНов и переход к выращиванию и на выходе выпуску успешной,здоровой, способной к самоактуализации и самосовершенствованию личности.И помочь в этом должен именно ..школьный психолог.
Это все оч хорошо на бумаге ,в теории ,а на практике мягко говоря все несколько иначе.
Если вы внимательно прочтете инструкцию должностную педагога - психолога , то поймете ,что там собраны практически все направления в психологии и отчасти психотерапии..
Возможно все выполнять это одному человеку ?
Ну я не знаю, в мире,конечно, все бывает ,скажу за себя-нет.
В чем я вижу смысл своей работы и почему не ушла ,хотя ,чессно и сама много раз думала об этом и предлагали другую школу с отборными детьми ,так сказать оч престижную и з\п гораздо выше..не ушла.
И не жалею,кстати.
смысл в работе с новыми ,молодыми учителями в раскрытии иных ,более эффектиивных подходов к личности ученика ,к раскрытию собственного их потенциала..к пониманию,что не все ,что вы видите есть на самом деле этот ребенок,смотрите глубже ,видьте суть..тогда все становится на свои места,тогда и ученику и учителю ИНТЕРЕСНО создавать,познавать,развиваться,вообщем учиться.Выход на равноправные отношения и партнерство..а он возможен через кардинальное изменение восприятия и учекника учителем и смой сути профессии учитель..
Этому очень сложно на практике следовать.Когда сидит класс 25 человек,когда все они с оч разным интеллектуальным уровнем,а учителю надо прийти и привести их к результату..легче и проще действовать традиционно и так как было 30-40-50 лет назад всем всё одинаково,а если не понял..сам дурак.
Я утрирую ,но хочется понимания..очень.
Хочется более серьезного отношения к психологии в школе,а его пока мало.С молодыми педагогами легко,мы созвучны и понимают и меняются и все более- менее движется..а вот с "заслужненными" наооброт..хоть вдоль ,хоть поперек..единственное мое достижение - меня принимают и больше не считают чужой..на том спасибо.
Но развития там нет..увы.
Родители..еще веселее..кстати иногда полная засада,в 10 раз сложнее чем с учителем найти общий язык..
Дети..отрада моя и надежда..было бы время и помещение всех объять..только с ними бы и работала..удивительная энергетика.

Это в кратце..пока.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 13 янв 2013, 18:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Ольга писал(а):
Может ,действительно,можно и обойтись без него?А если он нужен то какова его роль в школе,для вас уважаемые форумчане,как вы это видите?


О роли психолога в школе. Моё видение. Школа, социум, жизнь - столкновение с ними, может вызвать отчаяние и чувство безысходности. Я давно к психологии не отношусь как к панацеи. Моей преподавательнице по психологии О.В., задавали прямой вопрос, а помогают ли эти знания (психологии) в жизни. На которой она не смогла прямо ответить, что "да". Я считаю, что психологи (психотерапевты), как та лягушка из сказки, которая попала в кувшин с молоком. Одна лягушка сдалась и утонула в молоке. Другая из всех сил барахтаясь - сумела взбить молоко, которое превратилось в твёрдую субстанцию - масло, и лягушка смогла выпрыгнуть из кувшина. Роль психолога, не дать поверить людям в безысходность и не дать им без сопротивления утонуть. Они что-то делают, ищут выходы, приводят всё в движение. И может казаться, что их усилия и их работа не приносит каких-то быстрых и видимых результатов, но я уверенна, что их усилиями - взбивается вот та твёрдая почва под ногами, которая помогает выбраться из самой сложной ситуации.

_________________
Катя Сафонова.


Последний раз редактировалось КС 24 янв 2013, 10:52, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 06:57 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17780
Откуда: Москва
КС писал(а):
Моей преподавательнице по психологии Ольги Викторовне, задавали прямой вопрос, а помогают ли эти знания (психологии) в жизни. На которой она не смогла прямо ответить, что "да".

Я могу однозначно сказать, что мои не профессиональные, но относительно широкие любительские знания психологии помогают мне в жизни понять мотивы своих чувств и мотивы поведения окружающих людей, когда мне это необходимо. Бывают, конечно, и "слепые пятна", когда встречаешься с ситуацией не имевшей аналогов и приходится разбираться и "достраивать" понимание. Но эта процедура была бы невозможно без имеющегося опыта.

Психологические знания позволяют избежать непоправимых ошибок в сложных ситуациях. Хотя, конечно, это утверждать сложно, поскольку жизнь не имеет сослагательного наклонения.

У меня очень доброе и уважительное отношение к школьным психологам. Но, к сожалению, не всегда к ним прислушивается педагогический коллектив и школьное руководство.
Результаты тестирования школьника могут иметь и не вполне положительное влияние, если они превосходят показатели учителей. Вообще у школьного психолога часто сложное положение - понимание ряда вопросов при невозможности кардинально повлиять на ситуацию.

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 18:06 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 19:14
Сообщения: 894
Откуда: Адлер
Когда психологи развлекаются в самопознаниях со взрослыми дяденьками и тётеньками, это в принципе на так уж страшно, важно или актуально. Взрослые могут и послать, и забыть, и попробовать, и вообще….
А вот эксперименты на детках юных – это уже библейский вариант. «Истину говорю вам, если кто соблазнит одного из малых сих, то лучше бы ему не родиться вовсе»… И там что-то ещё насчёт жерновов на шее и утопления соблазнителей для пользы общего дела….
Короче, не разобравшись с психологией самого себя, начинать самоутверждаться молодым наукам да на детках – это уже из области почти что мракобесия… А с другой стороны – это уже и банальность, и норма нашего бытия… А норма – она и в Африке – норма….

Ольга писал(а):
Ага,моя тема..сама вообщем предложила.
Актуально лично для меня более чем.
5 лет я уже в школе работаю педагогом-психологом.. Есть и что рассказать да и наболело многое увы.
Хотелось бы и народ послушать , в чем самое главное предназначение психолога школьного?
Может ,действительно, можно и обойтись без него? А если он нужен то какова его роль в школе, для вас уважаемые форумчане, как вы это видите?

Всегда приятно иметь дело с профессионалом, знающим предмет изнутри, а не понаслышке… А вот обойтись без школьных психологов вряд ли удастся. Если джин выбрался уже из бутылки, то в эпоху демократий, его не заманишь обратно, здесь нужна диктатура….

В общем, Дзен приносит соболезнования Ольге, взваливший на себя Крест Школьного Психолога. Но, как говорится в той же Библии – «Бери Свой Крест…. и т.д.»…. Правда когда КРЕСТ становится уж совсем неподъёмным, то его кто-то поможет нести напоследок … Ну да до этого, наверно, дело ещё не дошло у Школьных Психологов???…

Столь глубокий пессимизм, озабоченность и соболезнования к ШП у Дзена неспроста. Дзен тут как бы изобрёл типа «Октавную Психологию» - которая ежели верна по сути – как раз вынуждена здесь лишь только и соболезновать школьным психологам – как «обречённым, пока что, крестоносцам»…. И да не будет это саморекламой, если появится ссылка на книгу, где эта «Октавная Психология» изложена в первом приближении. http://naturalworld.ru/avtor_dzen-lyufe ... -dayna.htm Так как с точки зрения именно этой психологии, необходим как минимум симпозиум чтобы в деталях хоть как-то начинать разбираться с нюансами бытующей психологии вообще, и школьной в частности…

Поэтому страждущим учителям будет всё-таки наверно интересно взглянуть на судьбу юного человечка - ещё и с позиций нетрадиционных подходов Дзена… А в результате - у Ольги в частности - может появится и возможность, сделать сей предмет более системным, адекватным и вменяемым….


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 янв 2013, 20:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1082
Откуда: Москва
Психология уже сейчас достаточно вменяемая и системная наука..
Соблюдение этических принципов одно из непременных условий работы психолога.
Никто над детьми и с детьми не экспериментирует , у меня в школе точно и однозначно.
Экология души ребенка - это самое важное во взаимодействии с ним.
Честно говоря,предпочитаю быть в тени в школе,по- хорошему, отлаженный механизм работы школы сам по себе процентов на 80 решает все проблемы.
Вопрос что его, этого механизма, в моей школе пока нет.
Нужны новые кадры,а их мало.

Моя главная мишень -это как раз педагоги,точнее личность педагога.
Изменение мышления учителя ,видения зачем он совершает или не совершает те или иные воздействия на личность ученика..это очень важно.Дети - это следствие семьи и того стиля общения учителя с которым они сталкиваются в школе.
Семью самую никудышную и буквально разрушающую ребенка ни учитель,ни я заменить не смогу..
а вот то,с чем этот детеныш сталкивается в стенах школы, вот на это повлиять можно,что и каждый день пытаюсь делать.

Учусь понимать и учителя, и ребенка, не спасать последнего))
Нет ,на несение креста,моя профессия не похожа..всё гораздо легче и веселее,поверьте мои подруги часто завидуют моей работе в ней много ,оч много переживаний разных ,эмоций,открытий и удивления,того ,что сейчас является дефицитом в окружающем мире,а главное эта профессия роста и развития,юности души на всю жизнь..там по -другому просто нельзя..

Катя,у вашей дочери замечательный психолог ,потому что это большущей труд проводить тренинги для родителей..я не провожу,времени,увы нет..но это реально классная вещь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 11:18 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Поговорила со своей подругой. Она учитель в сельской школе.

Из 17 школ в их районе только в трех есть психологи, в частности и в их школе тоже. Но полставки школьного психолога совмещает учитель-предметник, окончивший психологические курсы. Поэтому работы психолога в школе практически не видно. Время от времени она тестирует школьников. Помогают ли эти тестирования учителям и ученикам, моя подруга не знает. Тестирование очень редкое событие в их школе. Класс, в котором она уже второй год классный руководитель, не тестировался еще ни разу.
Однако помощь психолога моей подруге нужна и иногда нужна очень. Психологических знаний, полученных в институте, не хватает. Не хватает некоторой психоаналитики, способности рассмотреть ситуацию с разных сторон и выработать адекватную ситуации стратегию поведения.
Школа - точка встречи трех субъектов: учителя, ученика, родителя. Все чаще эта встреча напоминает крыловских лебедя, рака и щуку. Каждый тянет в свою сторону и воз, то бишь процесс обучения, остается на месте. Нужен взгляд профессионального, но несколько отстраненного от всех трех сторон человека. Человека, который помог бы хотя бы одной из сторон найти выход из конфликтных или очень запутанных ситуаций, помог бы синтезировать все три составляющие, чтобы ситуация нормализовалась и воз процесса обучения пусть медленно, но все-таки начал двигаться.
Однако это возможно, если к психологу будет доверие хотя бы одной из сторон. И здесь следующая глобальная проблема: у нас не распространена культура психологических знаний. Максимум чем они ограничены, это астрологическими описаниями:… если этот знак, то такой человек,… а если тот, то несколько иной,… и всевозможными тестами, предлагающими узнать себя.
Отношение к школьному психологу, на примере сельской школы моей подруги, очень прохладное. Необходимость консультаций у нее не видит никто: ни ученики, ни учителя, ни родители,… кроме моей подруги, но здесь видимо сказывается мое влияние, моя дилетантская пропаганда психологических знаний. Однако конкретную помощь в сложных психологических ситуациях у своего психолога она получить тоже не может. В следствии отсутствия практики, а возможно и более глубоких знаний, школьный психолог ей очень мало чем может помочь. Хотя она замечательный учитель-предметник и почти всегда находит общий язык с детьми. Возможно именно психологические курсы ей в этом очень помогают.

Такова ситуация в одной из наших многочисленных сельских школ.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 11:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 19:14
Сообщения: 894
Откуда: Адлер
Ольга писал(а):
Психология уже сейчас достаточно вменяемая и системная наука..
Соблюдение этических принципов одно из непременных условий работы психолога.
Никто над детьми и с детьми не экспериментирует, у меня в школе точно и однозначно.

Дзен кажется царапнул «честь мундира»? Да ведь ради детей чего только не сделаешь… А вот насчёт «экспериментов с детками» тут есть сомнения. Вся наша жизнь сплошной эксперимент… Обитаем то ведь методом проб и ошибок, по Дарвину…

Цитата:
Экология души ребенка - это самое важное во взаимодействии с ним.
Прекрасная фраза. СН пытается разобраться хоть как-то с понятием души в принципе. А тут уже как бы всё ясно и забота теперь об «экологии души»?…

Цитата:
Честно говоря, предпочитаю быть в тени в школе, по- хорошему, отлаженный механизм работы школы сам по себе процентов на 80 решает все проблемы.
Вопрос что его, этого механизма, в моей школе пока нет.
Нужны новые кадры, а их мало.

Решать проблемы или воспитывать детей? Вот в чём вопрос?

Цитата:
Моя главная мишень -это как раз педагоги, точнее личность педагога.
Изменение мышления учителя ,видения зачем он совершает или не совершает те или иные воздействия на личность ученика.. это очень важно. Дети - это следствие семьи и того стиля общения учителя с которым они сталкиваются в школе.

Так получается так, что ШП курируют больше самих учителей, нежели учеников? Ежели так, то это перспективно!!!!

Цитата:
Семью самую никудышную и буквально разрушающую ребенка ни учитель, ни я заменить не смогу..
Но ведь можно как-то повлиять на семьи, в духе – «за что боролись, на то и напоролись» и затем – «пошли куда по дальше»...

Цитата:
Учусь понимать и учителя, и ребенка, не спасать последнего))
Нет, на несение креста, моя профессия не похожа.. всё гораздо легче и веселее, поверьте мои подруги часто завидуют моей работе в ней много ,оч много переживаний разных , эмоций, открытий и удивления, того ,что сейчас является дефицитом в окружающем мире, а главное эта профессия роста и развития, юности души на всю жизнь.. там по -другому просто нельзя..

Хорошо устроились, можно действительно только позавидовать…


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 15:05 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Ольга писал(а):
Всем добрый день)Хотелось бы и народ послушать , в чем самое главное предназначение психолога школьного? Может ,действительно,можно и обойтись без него?А если он нужен то какова его роль в школе,для вас уважаемые форумчане,как вы это видите?

Оль, а ты сама как думаешь? Какова роль психолога в школе (если рассматривать её в глобальном масштабе)?
Сколько психологов (в идеале) в школе должны работать, по-твоему?
За что, по-твоему, психолог в школе может (и должен) нести ответственность?
***
Лично я думаю, что главная миссия школьного психолога - учить создавать благоприятную атмосферу для учебно-воспитательной работы с учащимися.. Учить, наверное,этому нужно всех, но,хотелось бы, чтоб РОДИТЕЛЕЙ учили этому в первую очередь. Ведь даже из опубликованных в этой теме сообщений вытекает, что в плане мотивированности к получению знаний РОДИТЕЛИ - самое слабое звено в треугольнике: родитель-ученик-учитель.
КС писал(а):
В этом году к нам в школу пришёл замечательный психолог – Нэлли Мансуровна. Два раза в неделю по субботам она делает для родителей тренинги. Бесплатно. Но вы не поверите, ходит на них только четыре человека (А в нашей школе 600 детей). Нэлли Мансуровна, рассказывает с какими проблемами она сталкивается, в подавляющем случае, проблема такая же, как и у моей дочери: тревожность, стеснительность. Она – знает большое количество игр и занятий, которые помогают в этой проблеме. Она, вообще, практик. У неё тысяча идей, и тысяча вариантов претворения их в жизнь. Благодаря ей, я увидела некий мостик, который можно провести от теоретических знаний к практическому их претворению. К ней постоянная очередь из детей, которая терпеливо ждёт своей очереди. Всё что она рассказывает о проблемах школьников – печалит. Конечно, она, как и многие, утверждает, что главную воспитательную функцию несёт семья. Психолог может что-то подкорректировать, но он не волшебник.

Интересно, что на психологические тренинги (которые проводятся бесплатно! ) ходит лишь 4 (!) родителя из 600, то есть меньше 1 % (0.66%)
Боюсь, что в нашем городе картина ещё печальнее, потому что бесплатные курсы для родителей я встречала только при женских консультациях . НО "Школа будущих мам" охватывает предродовой и младенческий периоды жизни ребёнка. Других бесплатных психологических курсов для родителей в Нижнем я не нашла, а сотрудники тех психологических центров, до которых удалось дозвониться, признались, что группы родителей собираются крайне редко и в обозримом будущем начала таких курсов не предвидится...
О чём это может говорить? Почему мы не хотим учиться?Мы всё знаем? Мы - самонадеянные родители?
Или мы не доверяем психологам и не верим в достижения психологии, как науки?
А, может, мы стесняемся проблем и (в лучшем случае) предпочитаем черпать педагогические знания и навыки из книг, от подруг, знакомых и учителей, но не от специалистов?
Если бы в нашей школе проводились подобные тренинги, то я, скорее всего, их бы посещала.. уж на одно-два занятия то я точно б сходила.. а, убедившись в компетентности педагога-психолога, наверное, позанималась бы у него побольше.
Что я бы хотела услышать и узнать у школьного психолога?
Много вопросов.. но вот один из мучающих: как помочь ребёнку обнаружить и развить те способности, которые позволят ему в будущем стать профи своего дела, человеком, который будет трудиться радостно, творчески?
Поясню: вот я отдала своих дочек в школу с эстетическим уклоном. В нашей школе развивают в детях художественные способности (рисование, технология преподаются на высоко художественном уровне, есть при общеобразовательной школе музыкальная (хоровая) школа, хореографический ансамбль, кукольный театр. Чтобы несколько уравновесить этот эстетический уклон, я отдала старших дочек в физ-мат.класс. Но ...Тестирование старших школьников школьным психологом в 11 классе (у старшей дочки) выдало результат: около 60 % учеников - артисты. И это при том, что дети учились в физ-мат.классе! А поступили дети, в основном, в вузы на технические специальности. Гуманитарные факультеты, по-моему, выбрало не больше 5 человек.
Многие дети в том году на вопрос "Куда пойдут учиться?", называли практичные (хлебные) специальности: "Ну.. что такое артист или гуманитарий? Надо сначала серьёзное образование получить", - говорили они..
А ведь среди них были очень яркие, художественно одарённые личности, много было, действительно "артистов по жизни".. Наверное, способности, наклонности и таланты проявятся всё равно, даже вопреки воле его носителя... А вдруг и нет?
Вот как здесь детям грамотно помочь и не навредить?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 18:02 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
Хочу рассказать о своём впечатлении от психологов моей школы. Я училась в 90-е годы, когда я пришла в 1 класс, психологи в школе были (две женщины), что-то они, кажется, с нами проводили, какие-то занятия, помню это очень смутно. Потом несколько лет психологической службы в школе не было. Хотя изредка были какие-то тестирования, но их проводили приходящие психологи, они у нас не работали. А вот уже ближе к моим старшим классам появились две молодые дамы, которые в своё время нашу школу и закончили (это, кстати, не редкость и среди учителей – приходили работать те, кто в нашей же школе когда-то учились). Одна из них работала в нашей школе постоянно, а другая работала в другой школе, но часто приходила и в нашу помогать своей коллеге. Текучки, как ни странно, не было (хотя можно себе представить, какая зарплата была у школьного психолога где-нибудь в 1998 году), дамы эти проработали в нашей школе по крайней мере несколько лет (потом – не знаю, может быть, и сейчас работают). У них, конечно, опыта было ещё мало. Но к работе относились вполне добросовестно. Та, которая работала постоянно, регулярно проводила какие-то занятия с младшеклассниками. Тестирования на профессиональные склонности они тоже проводили, правда, не в 11-м классе, а в 9-м. И другие тестирования тоже были. А что касается личных консультаций, то к ним можно было прийти, задать какой-нибудь волнующий тебя вопрос, который задать больше некому - тебя внимательно слушали, старались обстоятельно ответить, как-то поддержать, не отмахивались. Я к ним тоже обращалась с некоторыми вопросами (лет 15 или 16 мне было), поэтому убедилась в этом сама. (Ну, здесь, может быть, роль сыграла ещё и небольшая разница в возрасте между мной и ими. Если бы им было где-нибудь за 40, возможно, я и не решилась бы к ним обращаться). Хотя говорили они, наверное, не совсем то, что сказали бы, будь у них большой опыт. Но сам факт, что можно обратиться и тебя выслушают, тоже играет большую роль. Они, кстати, говорили, что к ним часто обращаются не за консультацией, а просто чтобы кто-то выслушал. Но вот что я ещё хочу сказать. Эта психологическая служба, которая была в школе, лично для меня играла ещё одну роль, наверное, не вполне очевидную. Для меня имел значение просто сам факт присутствия в школе некоего островка, на котором процессы, происходящие в душе человека, являются чем-то значимым. Это как-то поддерживало при том диком информационном давлении, которое было в старших классах, как-то помогло… не омертветь, что ли, от этого давления. Конечно, тогда я этого не осознавала, это я сейчас осознаю.
Поэтому психологи в школе нужны. НО – наверное, нужны только такие, как Ольга. Или такие, как в нашей школе. Потому что если человек на этой работе только «отбывает», то ничего хорошего в этом нет. Вот я знаю такой случай. Несколько лет назад я работала в одном отделе с женщиной, ей лет примерно 40, когда-то она училась то ли на каких-то психологических курсах, то ли у неё заочное психологическое образование – не знаю точно. Психологом она никогда не работала. А когда мы обе враз потеряли работу, она пошла работать психологом в школу, объяснив это стандартной фразой «потому что больше никуда всё равно не возьмут». Я считаю, что такая работа совершенно ей не подходит, вернее, она не подходит этой работе. Она человек с довольно мрачным, депрессивным отношением к жизни, во всех явлениях она видит в первую очередь негатив. Честно говоря, я не завидую тем детям, с которыми ей приходится работать.
Эльмира, я думаю, что роль психологов в профессиональном самоопределении детей всё-таки ограничена. Всё-таки это только сам человек может понять, какие занятия доставляют ему радость. А насчёт «хлебных специальностей» с толку детей сбивают чаще всего родители. Я ни в коем случае не про вас. Но многие сбивают. А психолог всё-таки не может оказать на ребёнка большее влияние, чем родители.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 15 янв 2013, 19:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Ольга писал(а):
Всем добрый день)
Ага,моя тема..сама вообщем предложила.
Актуально лично для меня более чем.
5 лет я уже в школе работаю педагогом-психологом..есть и что рассказать да и наболело многое увы.
Хотелось бы и народ послушать , в чем самое главное предназначение психолога школьного?
Может ,действительно,можно и обойтись без него?А если он нужен то какова его роль в школе,для вас уважаемые форумчане,как вы это видите?

Во-первых, и в главных, спасибо Вам, Ольга, что Вы не ушли из школы, и адаптировались к трудностям.
Давным- давно, в далеком прошлом, дети шли в школу учиться грамоте, читать, писать и считать. Не очень давно стало популярным сочетание слова "грамота" с прилагательным "компьютерная". А кто научит детей "психологической грамоте"? Естественно- школьный психолог. Что я понимаю под словосочетанием "психологической грамоты"- элементарно, уметь говорить о своих чувствах. А для начала,- не считать зазорным чувства испытывать.. Отчасти, этому можно научиться на уроках литературы или музыки. Это большая беда для современного человека, и взрослого и ребенка- неумение называть неявственные шевеления где-то, непонятно где- если даже не имеешь понятия, что внутри у тебя тоже есть что-то вроде домов, городов, людей и тд. Причем, если уже стало поздно, если не научился обо всем этом говорить грамотно, будучи ребенком, однажды попытавшись, подросток или взрослый может так испугаться, что вообразит себя больным.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 13:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 фев 2010, 18:16
Сообщения: 1082
Откуда: Москва
Спасибо за отклики.
По порядку психологи в школе появились впервые в 80-ых годах,или 1982 или 1983 точнее не скажу.
Конечно в Москве,потом и по всей стране.
Сейчас очень большое внимание уделяется внедрению психологических знаний в практическую деятельность учителей.
Более того Марина Битянова руководитель Московского центра "Точка Пси" считает,что от диагностики психологу следует отходить и передавать сие в руки учителя.
Психолог же видится больше как консультант администрации ,родителей,учителей.

Какой я вижу роль психолога в школе?
Посредник ,отчасти коуч, сопровождающий ребенка на всех этапах школьной жизни,поддерживающий и ребенка и учителя ,открывающий ребенка заново ,снимающий привычные ярлыки.
Диагностика имеет значение в узких областях и не должна быть самоцелью.
Оптимально наличие психолога на каждой ступени школы : начальная, средняя,старшая.
Хотя я в своей школе одна..и мне нормально)
У меня вообще самая классная работа каждый день в этом убеждаюсь,это совершенно серьезно мне оч интересно и не в лом идти на работу.
Пот поводу профессии будущей ребенка здесь основной выбор делает не ребенок ,а родитель..увы так.
Ну знает ученик свой профессиональный тип ,например,социальный ,а у семьи хорошие связи в технической сфере куда пойдет ребенок ?Конечно в технический вуз..и т.д.
Вот когда сам старшеклассник хочет понять себя свои склонности и таланты ,свои личностные особенности ,тогда эта диагностика ему пригодится..а всех скопом..смысла нет тестировать.

Я считаю,что осознанный подход ко всему это самое главное,всегда ,когда особенно администрация обращается с просьбой о тестировании классов или отдельных учащихся спрашиваю ,а зачем это надо,цель?
Теперь привыкли,а раньше оч изумлялись этому..главное точно ответить не могли часто..

Вот смотрите даже здесь на форуме психологическом эта тема не вызывает особой активности.
Тоже самое и в социуме - что есть психолог,спрашивает родитель?
Да я сам все знаю,что он мне нового расскажет,незачем туда идти..
Очень распространенное мнение ,к сожалению,страх,боязнь,что типа скажут -плохой родитель и вообще в своей душе и в душе ребенка сам разберусь.
Это огорчает меня,доказывать не докажешь,да надо ли?
Даже моя подруга опасливо относится к психологам в школе..типа ерунда какая все это.А проблем у неё и её ребенка выше крыши..просто предпочитает во всем этом вариться и ничего не менять.

Высокий уровень деградации и низкий общий культурный уровень тоже вносят коррективы в работу,больший акцент на психопросвещение всех и родителей и учителей и администрации тоже.

Евгения ,спасибо за ваши воспоминания о психологах..здорово)
Очень важно наличие места тишины и понимания,где просто выслушают..для всех,а уж для учащихся ,особенно 11 класса ,когда ЕГЭ..более чем.Приходят и я так этому рада,часто я прихожу с целым классом занимаюсь..с ними оч интересно.
С подростками сложнее..парадокс легче с трудными общаться..проще что ли..
а еще помню случай беседуем с оч агрессивным товарищем,которого только что выгнали с урока..учитель просто вышел из себя тогда..ну вот беседуем ,беседуем и чувствую,что я погружаюсь в какое -то трансовое состояние..необычная беседа была,а ученик тот больше проблем тому учителю не создавал..часто заходил,понимаете,часть меня ему перешла что ли,а часть его мне..я оч хорошо чувствовала его переживания и он понимал это..
Оч интересный опыт именно с невероятно агрессивным подростком.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: О школьных психологах.
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 16 янв 2013, 13:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Ольга, спасибо за инофрмацию

На всякий случай, записала своё сообщение, хотя я не претендую на озвучивание, и если не поставите, не обижусь http://rghost.ru/43075190

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 82 ]  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.058s | 18 Queries | GZIP : On ]