Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

К.С. Станиславский и МХАТ
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1432
Страница 2 из 4

Автор:  Эльмира [ 28 янв 2013, 10:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Катя, а что, по-твоему, служит признаком "настоящей магии и шаманизма"? Извини, просто хочется понять..
Может, просто гениальные экстрасенсы,также, как и другие гениальные люди (актёры, писатели, музыканты, поэты, скульпторы, художники) черпают своё вдохновение и сведения из одного источника?
***
Спасибо тебе и Евгении за вопросы.. мне тоже было интересно прочитать на них ответы Людмилы и Ивана)))

Автор:  КС [ 28 янв 2013, 12:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Эльмира, первое, что вспоминаются, слова Дона Хуана (из Карлоса Кастанеды), что среди "придворных", мелькающих по телевизору, настоящих магов нет (не дословно). На "битву" приезжали настоящие традиционные шаманы, была даже молодая шаманка из Монголии - полный провал. Зато в одной "битве" выступала бывшая артистка из Баку, очень уверенно она вышла в финал. А ещё с древности многие "неформалы" подальше от людей старались держаться, а тут в "битве" - какая-то жажда подмостков, славы.

Автор:  Djuley [ 28 янв 2013, 19:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

-

Автор:  Людмила [ 28 янв 2013, 19:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Катя, я НИКОГДА не смотрела передачи из БИТВЫ ЭКСТРАСЕНСОВ. Редко смотрю телевизор. Только иногда КУЛЬТУРУ.
Магия шаманизма всегда влечет (нынче еще и мода) творческих людей.
СТАНИСЛАВСКИЙ...мне кажется...как раз против этой МАГИИ. Он за АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАЗУМНЫЙ ПОДХОД к возникновению ЭФФЕКТА живой жизни на сцене.
А шарлатанство,конечно,использует приемы системы,чтобы убедить зрителей в том, что они - маги. Играть мага - это все равно,что играть шахтера или педагога. Убедил же нас В. Тихонов,что он замечательный учитель Мельников. А заставь В.Тихонова урок в школе провести НАСТОЯЩИЙ - он бы профессионально с ним не справился...
Уфффф...Путано. И на бегу. Сори.

Автор:  Molli [ 28 янв 2013, 20:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Людмила, ну это Ваша тема, без вариантов)
можно я тоже вас с огромным удовольствием порасспрашиваю..
Будьте добры, расскажите как вы видите игру такого актёра как Владимир Высоцкий?
и ещё...что вы думаете о фильме не так давно шедшем в кинотеатрах ? (о гастролях Высосцкого в Узбекистане, или бог его знает, о чём вообще этот фильм, не досмотрела...)

Автор:  Селена [ 28 янв 2013, 21:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Весь мир - театр, и люди в нём - актёры, у них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль. (Шекспир)
Вот так. Мир – театр, утверждает Шекспир. А что же тогда пытается утвердить Станиславский?

Мы все в той или иной мере с детства заучиваем разные роли… или же должны научиться подавлять свои подлинные чувства и желания.
Я обиделась. – “Ну вот, опять надулась”. Я сижу задумавшись, внутри масса проблем. – “Чё грустная какая?” Я страстно пытаюсь отстоять свое мнение. – “Ну-ну, опять тебя понесло. Уж слишком ты агрессивна сегодня”. Мои подлинные переживания мешают внешнему миру или не нужны ему вовсе. И я с юности учусь надевать маски. Скрыть обиду за равнодушием, внутреннюю задумчивость сделать безмятежной, убавить силу страстности… что еще?... и вот для каждой ситуации свой шаблон, своя удобная и привычная маска. Между внутренней искренностью переживания и внешним выражением набор поведенческих и мимических ролей.

Театр вышел из древних религиозных мистерий, в которых участвовали все и жрецы-актеры, в ритуальных масках разыгрывавшие какие-то мифологические сюжеты, и зрители-прихожане, постепенно втягивающиеся в действие. Театр оставил себе маски, постепенно убирая внутреннюю переживаемую сакральность. Затем маски незаметно шагнули в жизнь, в некоторых случаях как защита, чаще же как лицемерие. И жизнь очень часто стала напоминать театральную сцену, а театр собирал, обобщал и стандартизировал внешние маски внутренних эмоций. Актерское амплуа – это та категория масок, которую актер усвоил или почувствовал особенно хорошо и которой наиболее подходят его внешние данные.

Я не знаток театра, его истории, его внутренней творческой кухни. Только сейчас начала читать работу Константина Станиславского “Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика.”
Такое ощущение что его “система” – это и не система вовсе. Это попытка талантливого актера выйти за рамки актерских амплуа, убрать из театра маски, заменив их найденными подлинными переживаниями. Приблизить театр к эмоциональной реальности, доказать всем, что маски обманчивы, что эмоции выражаются более просто и естественно. Это попытка вернуть маскам эмоциональную искренность. Что-то очень похожее делалось в прошедшем три года назад Актерском тренинге в радиотеатре фантазий СН.
Впрочем это мнение дилетанта. Станиславский был против дилетантизма в театре. Он пытался найти способ сделать обучение актеров профессиональным. Но он всего лишь указывал направление этого профессионализма. Его работа, как мне показалось, это глобальное обобщение собственного актерского и режиссерского опыта, опираясь на который, как надеялся Константин Сергеевич, другие актеры и режиссеры отыщут что-то свое в этом направлении, направлении представления эмоционального переживания. Его “система” скорее идея, чем технология. Наверное только с этой стороны она остается живой “системой”. А со стороны технологии она вновь становится мертвой маской.

Автор:  Людмила [ 28 янв 2013, 22:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Molli, спасибо за род доверия. Однако боюсь полной ответственности за "систему Станиславского" - я ведь только добросовестная и доверчивая ученица . В свое время нам от "а" до "я" преподавал ее в Народном театре юного зрителя замечательный режиссер - педагог ( светлая память!) Владимир Данилович Штернберг. От учил этюдным способом, отрабатывал с нами все основные положения системы, ставил спектакли строго "по системе". Всегда благодарно буду этому человеку и тому времени ( оправданная ТЕАТРОМ молодость - "жадная до впечатлений".
А про В. С. Высоцкого. Это долгий и непростой разговор. Я могу предположить, что ВВС НИЧЕГО не знал из "системы Станиславского". Ю. П. Любимов, скорее всего, имеет о ней представление,но театр на ТАГАНКЕ - это особый театр. И ближе ( не знаю, согласиться ли Иван) все - таки к театру ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, даже к БРЕХТОВСКОМУ ТЕАТРУ. Брехтовский театр позволяет Актеру на сцене оставатьсся САМИМ СОБОЙ, принимая на себя во время действия ту или иную РОЛЬ ( или надевая МАСКУ РАЗЫГРЫВАЕМОГО ИМ персонажа). При этом отношение к персонажу у него сохраняется свое - личностное : негодование,восхищение, сочувствие... Он одновременно кого-то ПОКАЗЫВАЕТ ( изображает,представляет публике ) и тут же как бы со стороны, от СЕБЯ ЛИЧНО его и оценивает. Личность АКТЕРА публика никогда не выпускает из вида. Актер становится чуть ли не важнее самой роли. Не таков ли Высоцкий ? В его игре личный (иногда внутренний) лирический монолог всегда присутствует и накладывет свой отпечаток на образ. Высоцкий всегда - Я. А потом уже - ОБРАЗ. Он не перевоплощается в роль,он ее на какое-то время себе присваивает... Не знаю,понятно ли объясняю. Любимов искал такой феномен для БРЕХТОВСКИХ спектаклей. Нашел ВЫСОЦКОГО,который стал визитной карточкой театра и других потащил за собой. Хотя не все актеры к такой манере готовы. Но из таганцев это начало очень "выскакивает" время от времени. Алла Демидова присваивает СЕБЕ,своей ЛИЧНОСТИ стихи Ахматовой. Смехов тоже не в силах притушить в себе самого себя. Высоцкий - актер - Личность. Ему система не нужна. Тут - другое. Роль - форма жертвоприношения,костра...Горит. Хотя много противоречий...Феномен,одним словом.
А фильм "Спасибо,что живой" ? С середины сюжета он меня захватил. Он - о бессмертии . И о ПОРЯДОЧНОСТИ (на фоне преступлений и нарушений закона). Это тоже парадокс Высоцкого. Фильм - провокация ЖИЗНИ на гран СМЕРТИ - как пути к бессмертию и памяти. Будоражит. Нервно это. Думаю, настоящим психотерапевтам этот фильм - в раздражение,как и образ самого БЕСПУТНОГО Владимира Семеновича. Но о ВВС мы на форуме именно в этом ключе уже говорили.
Гибельный он. Нда.

Автор:  Ольга [ 28 янв 2013, 23:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Вот досада писала так много и все пропало((
Спасибо всем пишущим в этой теме,очень,очень интересно))
Для меня актерская профессия одна из самых тяжких.
Юрий Яковлев навсегда остался Мышкиным..гений.
Жаль продолжения не было(
ТЕатр..год или больше не была..
Последний раз тронул спектакль Послевкусие по пьесе "Варшавская мелодия"
было сие в 1999 году..
НАш камерный хвалят Бычков ставит интересные вещи..но в стиле модерн..
не могу я классику в декорациях 21 века смотреть..и молодые актеры..нет хорошо работают..но именно работают..
я их вижу,но магии и волшебства нет,увы(

Автор:  Molli [ 29 янв 2013, 12:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Да, Людмила, всё очень понятно написано вами!
мне доводилось присутствовать на репетициях студентов драматического отделения, а так же быть любопытствующим наблюдателем)) за репетиционной работой уже состоявшихся артистов. и вот это в какой-то степени разрушило для меня "таинство сцены", сложно погрузиться в атмосферу спектакля, всё оценивается какими-то "рабочими моментами". грим, костюмы, бутафория..
а что видят сами актёры, когда находятся в роли зрителей сидящих в зале? (на спектаклях своих коллег)
они в первую очередь смотрят/оценивают игру или абстрагируются от всего "рабочего" и просто получают удовольствие от действа на сцене?

Автор:  Людмила [ 29 янв 2013, 16:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Molli, очень опять все разочаровательно. Насколько я знаю актеров, то могу сказать : они бегают на чужие спектакли только в юности. Зрелый актер видит чужой спектакль насквозь. И оценивает товарищей по цеху,как правило, негативно-скептически ( за редким исключением ). Режиссеры чаще интересуются работами коллег. Но чужое видение может "забить" свое зрение. Появится искушение ,мягко говоря, позаимствовать приемы режиссуры , сценографию и т. д..
Люди искусства ( как поэты и писатели) очень ревнивы друг к другу,к успеху, ко вниманию поклонников. Оно и понятно. Общее место уж.
Актер всегда хочет играть роль САМ,а не смотреть,как это делают его современники. Другое дело, ОТСМАТРИВАТЬ исторические кадры с великими исполнителями прошлого, общепризнанные шедевры, учиться у легендарных представителей той же школы Станиславского... Не все актеры способны постоянно учиться на образцах ,но тот ,кто знает историю театра , более ответственен за то,что делает сам ( или,пардон,делают с ним). :kav_boy:

Автор:  Molli [ 29 янв 2013, 17:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

О! Спасибо Людмила! сплошное удовольствие вас слушать. просто мысленно уже с вами за чашкой чая в гримёрке!:)

зы...таки именно "за кулисами" происходит всё самое интересное!)

Автор:  Людмила [ 29 янв 2013, 17:49 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Molli,

:jn_pu_sk: :gar_mo:nist: :ko_re:sha:

Автор:  Некто [ 29 янв 2013, 17:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

Людмила писал(а):
Люди искусства ( как поэты и писатели) очень ревнивы друг к другу,к успеху, ко вниманию поклонников. Оно и понятно. Общее место уж.

Людмила, спасибо за тёплый привет! ))
И не медлю с ответом. )) Вчера по каналу Культура застал конец передачи Главная роль и услышал от Александра Пашутина в его воспоминании о театре Вахтангова о том, что актеры перед спектаклем всей труппой шли в церковь и молились, чтобы на них снизошло ВДОХНОВЕНИЕ...(!) такого у Станиславского нет. Могу дать ссылку, слова эти прозвучали где-то в конце передачи.
На мой взгляд ОЧЕНЬ интересная мысль и замечание.
Соперничество и ревность среди людей искусства - это, по-моему, следствие невысокого еще их духовного состояния при всей-то их одарённости. Ведь их должна объединять одна цель - СЛУЖЕНИЕ. А это полное забвение себя и нахождение радости и восторга исключительно в созерцании проявления Высшего на земле удастся ли это ему самому или товарищу по цеху. Сорадование. Торжество за успех ОБЩЕГО ДЕЛА. Такое положение просто исключает, мне кажется, дух соперничества.

http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20902


_____________________

Автор:  Anna Serediná [ 29 янв 2013, 21:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

О природе волшебства :ps_ih:

Думала, что мне вообще нечего сказать по этой теме, но кое-что все-таки надумалось.
Я тоже не искушенный театрал и мало что знаю о системах, скорее вообще ничего. Только начала читать "Работа актера над собой"...как мне показалось, это произведение - крик души автора, как Селена на написала - идея, крик об идее.
Так вот о волшебстве. Для меня на сцене и в фильме волшебство происходит тогда, когда я не вижу актера в его персонаже. Вот Виктор Сухоруков умничка, Марина Неелова..
А теперь немножко издалека... Я все думала про сворачивание и разворачивание которое происходит в мире. И вот, додумалась до того, что весь тварный мир: предметы, существа, слова - словом, все что имеет форму - это проявление стремления мира, Вселенной, к сворачиванию. Один отдельный человек - это тоже попытка Природы свернуть самое себя в нечто конечное. Природа, стремясь запихнуть себя в форму, распыляет себя среди всех своих "конечностей". В каждой такой "конечности" в потенциале содержится вся Природа...содержится, но в потенциале. И чтобы ощутить себя частью Природы или самой Природой, надо как можно больше вбирать в себя состояний "конечностей" с которыми сталкиваешься в жизни: вбирать состояния людей, самих людей, от макушки до пяток, предметы, слова...... Слово тоже конечность. Но чем больше слов, соединенных между собой смыслом, грамотным построением, тем больший фрагмент Природы будет опять становиться целым.
Я хочу сказать, что человек - "свернутая" форма по своему смыслу, и чтобы развернуться...вернуться к состоянию единения со... всем всем всем, нужно вбирать в себя все возможные состояния. Не накладывать их на собственное Я, а становиться ими. И став ими не делить себя на я и не я, потому что....ты становишься ими, а они тобой....неделимая частица :du_ma_et: та же, которая была когда человек был сам собой, только теперь четчее и ярчее :)
Волшебство в способности быть своим персонажем, а не собой в нем, в разворачивании себя.... Вот это завораживает...

Это как думаю я :ny_tik: :-):

Автор:  Селена [ 29 янв 2013, 21:28 ]
Заголовок сообщения:  Re: К.С. Станиславский и МХАТ

“Любите ли вы театр так, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?”
Эти слова Белинского вполне могли бы принадлежать Константину Сергеевичу. Он любил театр всеми силами своей души. Я не могу сказать про себя то же самое. Моя любовь к театру, к драматическому театру, все-таки достаточно прохладная. Даже актрисой в детстве ни разу не мечтала стать. Но… о сцене мечтала. Мечтала танцевать в балете. Какое-то время даже занималась в хореографической студии. Тогда и поняла, что балет – это то, чему надо начинать учиться очень рано. Но балет для меня до сих пор любимый вид театрального искусства. Используется ли там система Станиславского, я не знаю. Однако даже мой небольшой опыт занятий хореографией убедил меня, что без эмоционального чувствования ситуации танца отточенная техника его не всегда может спасти.

Последний раз в театре была осенью. Смотрели “Ужин с дураком”. Пьесу прежде я не видела, ее содержание было мне незнакомо. Но по ходу действия как-то все угадывалось. Актеры играли неплохо, но скорее именно представляли, чем переживали, если смотреть на спектакль со стороны “системы Станиславского”. Где-то было смешно, где-то затянуто, но в общем и целом неплохо. Вечер не был потерян, спектакль стоил затраченного на него времени. Так думала я, когда спектакль подходил к концу. Завершение, последние минуты… полторы-две,… вроде бы все ясно, заключительные фразы главных героев. И вдруг неожиданное… В нескольких последних фразах, в последних двух минутах эмоциональный сгусток всего спектакля. Все три часа спектакля втиснутые в эти две минуты сжали развернутый во времени сюжет пьесы до единого мига переживания. Вся чувственно-эмоционально переживаемая идея спектакля была в этих двух, а возможно и меньше, минутах. Все то, что с разных сторон неторопливо, немного смешно, немного занудно, иронично и чуть простовато рассматривалось автором пьесы и актерами, ее разыгравшими, целиком вместилось в финальные несколько мгновений. Последние аккорды спектакля были как танцевальные па. Это было потрясающе. Зал замер… несколько секунд длилась пауза и шквал аплодисментов. Последние минуты финала сделали пьесу незабываемой.

В субботу на канале Культура шел документальный фильм “Небесный танец Бутана”. Фильм рассказывал о ритуальном танце буддистских монахов, который занесен как мировое культурное наследие в каталоги Юнеско. Танец в ритуальных масках злых тантрических богов монахи танцуют раз в год при большом скоплении местных жителей. Этот танец обеспечивает благополучие их стране и он должен состояться при любой погоде. В фильме рассказывалось и о репетициях, и о самом монастыре, и о традициях страны и конечно о празднике. В день праздника шел дождь. Накануне настоятель монастыря наставлял монахов-танцоров. Танцор перед танцем должен очистить душу от всего наносного, ненужного, плохого, суетливого, чтобы в танце попытаться почувствовать не себя, но бога, от имени которого они танцуют, с тем, чтобы попытаться передать эти чувства зрителям. Зрители не должны отвлекать их внимание. Не должно отвлекать внимание и какие-то неудачи в танце. “Это не ты танцуешь, это бог танцует. Это не ты ошибаешься, это бог ошибается”. – говорил Наставник перед праздником монахам-танцорам.
Мне все это показалось очень похоже на систему Станиславского. Поймать переживание и танцем передать его зрителям. Какая-то невероятная неповерхностная глубина чувств передается танцем. Именно за это и люблю, очень люблю балет.

Страница 2 из 4 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/