Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 19:16

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 13:15 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 13:43
Сообщения: 2998
Откуда: Москва
Людмила писал(а):
В передаче ,однако, как-то не сошлись концы с концами. И все уперлось в то,что актер не растет над собой,овладев системой. А гениальная Ф. Г. Раневская взяла АСКЕЗОЙ и поэтому почти святая "от театральных подмостков". Интересно,чтобы она сама на ЭТО ответила ? И про "систему" в том числе...
Актеры - да, живут РОЛЬЮ, а человек в них часто и не пробуждается в перерывах между спектаклями. Сцена отнимает жизнь. В этом трагедия. Об этом - "Лебединая песня" А.П. Чехова,кстати. Актеров он всегда выставлял в комическом или трагикомическом свете. Именно за таких "трагиков" и "комиков" взялся Станиславский,пытаясь привить артистам ЭТИКУ ТЕАТРА, а не только МЕХАНИЗМ управления своей психофизикой. Но.... привить не удалось. Достаточно прочитать ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН М. А. Булгакова,чтобы понять,что такое реали реалистического театра (сори за каламбур).


Что же делать, и на старуху бывает... тупость и неспособность ясно сформулировать :ny_tik:
Спасибо слушательнице, вспомнившей Раневскую и Плятта, - без нее я вообще бы не знал, как закончить.

Да! Раневская, пожалуй, на это бы ответила!
Но Раневская...юродивая (без кавычек) - такого ее призвание и миссия в театре. Ее миссия в том, чтобы мы могли понять, как много мелкое и суетное несет в себе великого и возвышенного, и как много мелочи и пошлости в том, что принято считать великим и возвышенным.
Это и есть то, что я вчера назвал "служением Раневской". Я не успел ничего сказать о смысле слова "служение", которое для меня означает именно религиозный акт. Театру нельзя служить - это пустая коробка с четырьмя стенами. Служить можно людям и Богу (причем если Бог находится под запретом, то служение людям и служение Богу - это одно и то же). Светское понятие "служба" (труд, за который получают деньги) к служению имеет лишь косвенное отношение.

В сущности, такова миссия юродивых в Восточной церкви: "Хочешь стать мудрым в мире сем - стань безумным".
Плятт, что бы он ни играл, всегда играл Добро и Мудрость, которые скрыты в глубине человеческой души.
Оба, на мой непрофессиональный взгляд, поняли послание Станиславского, оставленное им между строк "системы".

Мне-сегодняшнему думается, что Станиславский с самого начала XX века с болью чувствовал, как театр подменяет церковь. Поэтому он пытался сделать так, чтобы театр действительно стал храмом, причем вовсе не "храмом искусства", а новым христианским храмом.
Впервые читая "Работу актера над собой", это очень точно почувствовала Света из Краснодарского края, выделившая как главный (забытый педагогами, нуждающимися в технических приемах) фрагмент книги, утверждающий, что играя реалистические роли, актер должен обнаружить в себе "БОльшего человека" ("внутреннего человека" Апостола Павла). Если принять это как условие творчества, то легко понять, что "подлинность" переживания, на поверку, окажется обнаружением того же "Большего человека", которого все время играл Плятт.
Вы же знаете, что Станиславский, говоря о подлинности переживания, все время требовал искать в любом, даже отрицательном образе, доброе начало.
На этом и заканчивается весь "реализм".
Я смею даже думать, что так поражающее всех у Булгакова "Марк Крысобой - добрый человек" - это рефлексия Булгакова не столько на Новый Завет, сколько на саму "систему" и требования Станиславского к актеру.
Да и сама знаменитая "атмосфера" студий Станиславского - что это, если не попытка создать храм, в котором актер обнаруживает добро или "внутреннего человека" в глубине каждой роли?

Станиславский страдал безнадежной надеждой (простите за оксюморон) каждого автора, что над его книгой будут раздумывать внимательно, пытаясь понять и то, что он писать не мог. К сожалению, век болел атеизмом, а эта болезнь приводит к "вере" в технику, - в частности, в "технику актерского мастерства". "Больший человек", "поиск добра" казались в этом веке никому не нужной старческой сентиментальностью.
Не Станиславский, конечно, виноват в том, что реалистический театр стал разлагаться и гнить. К этому привела (как и к шизофрении) религиозная вера в реализм. При отсутствии ясного и окончательного определения того, что же такое "реальность", "реализм" оказывается бессмысленной погоней за несуществующим фетишем.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 13:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Александр Геннадьевич, мне всё равно ничего не понятно. В слове "служения" больше патетики, чем конкретики. Вы говорите какими-то агитками. А за кого агитируете, не понятно.

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 15:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Это записи студийки Оперной студии Станиславского, основанные на том о чем говорилось на занятиях студии. Что подтверждает нам то, о чем Станиславский говорил между строк в своих книгах и о служении и большом человеке в себе
НАУКА РАДОСТИ
(записи К. Е. Антаровой)
Помни, что радость — непобедимая сила, тогда как уныние и отрицание погубят все, за что бы ты ни взялся. Знание растет не от твоих побед над другими, побед, тебя возвышающих. Но от мудрости, спокойствия и радости, которые ты добыл в себе тогда, когда этого никто не видал. Побеждай любя — и ты победишь все. Ищи радостно — и все ответит тебе. Жизнь, вся жизнь Вселенной, всегда утверждение. Строить можно, только утверждая. Кто же не может научиться в своей жизни простого дня, в своих обстоятельствах радости утверждения, тот не может стать светом на пути для других.

Чем больше в человеке инстинктов самости, т.е. чем сильнее он сосредоточивает мысль на своем "я", тем больше и глубже его сомнения, тем чаще катятся слезы из его глаз, тем яростнее его борьба со своею плотью, со своими страстями, со своими буйными, жаждущими, не знающими покоя мыслями.

В борьбе с самим собою еще никто и никогда не обретал спасения. Ибо идут вперед только утверждая, но не отрицая. Не борьба со страстями должна занимать внимание человека, а радость любви к Жизни, благословение Ее во всех формах, стадиях и этапах бытия.

Нет ни покоя, ни мира в тех существах, что ищут все новых и новых источников откровения. Все, что они подхватывают из попадающихся им записей и книг, все это они всасывают верхними корками ума, но мало что проникает в их святая святых, составляя зерно их сердца.

Простые слова, возносимые с радостью, произносимые в мире собственного сердца, достигают большей цели, чем сотни переписанных истин, выловленных из разных "источников".

Человек должен жить так, чтобы от него лились эманации мира и отдыха каждому, кто его встречает. Вовсе не задача простого человека стать или пыжиться стать святым. Но задача — непременная, обязательная задача каждого человека — прожить свое простое, будничное сегодня так, чтобы внести в свое и чужое существование каплю мира и радости.

Прост ваш день труда. Обласкайте каждого, кто войдет к вам. Если к вам пришел одинокий, отдайте ему всю любовь сердца, чтобы уходя он понял, что у него есть друг. Если придет скорбный, осветите ему жизнь вашей радостью. Если придет слабый, помогите ему знанием того нового смысла жизни, который вам открылся. И жизнь ваша станет благословением для людей.

Ни в какие мрачные или трагические моменты жизни нельзя забывать самого главного: радости, что вы еще живы, что вы можете кому-то помочь, принеся человеку атмосферу мира и защиты.

Не допускай никогда унылого чувства "недосягаемости" перед чужим величием духа. Всегда благословляй достигшего больше твоего и лей ему свою радость, чтобы ему было легче достигать еще больших вершин. Проще, легче, веселее — эти слова — целая программа для каждого. В этих словах усматривай, что высота духа не иго, не отречение и не подвиг, а только полная гармония. Она выражается в постоянной, ни на минуту не нарушаемой радостности.

Не набирай на свои плечи долгов и обязанностей, которые на тебя никто не взваливал. Иди радостно. Просыпаясь утром, благословляй свой новый расцветающий день и обещай себе принять до конца все, что в нем к тебе придет. Творчество сердца человека — в его простом дне. Оно в том и заключается, чтобы принять все обстоятельства своего дня как неизбежные, единственно свои и их очистить любовью, милосердием, пощадой. Но это не значит согнуть спину и позволить злу кататься на тебе. Это значит и бороться, и учиться владеть собой, и падать, и снова вставать, и овладевать препятствиями, и побеждать их. Быть может, внешне не всегда удается их побеждать. Но внутренне их надо победить любя.

Старайся переносить свои отношения с людьми из мусора мелкого и условного в огонь вечного. Ломай вырастающие перегородки условного между тобой и людьми. И ищи всех возможностей войти в положение того, с кем общаешься. И ты всегда найдешь, как тебе разбить препятствия предрассудков, нелепо встающих между людьми, открыть все лучшее в себе и пройти в храм сердца другого. В себе найди цветок любви и брось его под ноги тому, с кем говоришь. И только в редких случаях встречи с абсолютно злыми людьми останутся без победы твоей любви.

Братья и друзья! Не то считайте милосердием, что даете сами или дается вам как долг, обязанность, тяжелая ноша. Ибо то еще стадия предрассудочная.

Но то считайте милосердием, что даете в радости, в сияющем счастье жить и любить.

Не тот любит, кто несет свой долг чести и верности. Но тот, кто живет и дышит именно потому, что любит и радуется, и иначе не может.

И любовь сердца такого человека не брага хмельная и чарующая, создающая красоту условную, но сама чистая красота, несущая всему мир и успокоение.

Радостью ткется светящаяся материя духа, радостью вводится человек в единение с людьми, а следовательно, и со всей Вселенной.


2.

Важно отдать твердо самому себе отчет, чего именно ты хочешь. Важно не быть пустым или шатким внутри, когда ты начинаешь свой новый творческий день. Важно, утверждаясь все сильнее в верности тому, что ты избрал себе как жизненный путь, кончать свой день. Кончая его, совершенно четко отдать себе отчет, в чем ты был тверд, в чем отступил от светлой идеи, для которой живешь и трудишься. Важно — жить каждый день, трудясь так легко и честно, как будто это был твой последний день жизни.

Напрасно ждать особых испытаний. В простых серых буднях надо разглядеть главные дела любви, а жить легко свой текущий день — вот самый главный признак ее. В обычном деле обычного дня живущий жизнью любви должен быть звеном духовного единения со всем окружающим.

Ты выбрал тот путь, где героика чувств и мыслей живет не в мечтах и идеалах или фантазиях, а в делах обычного серого дня. Поэтому бдительно постигай любые маленькие факты жизни — те крохотные университеты духа, которых бывают сотни у каждого человека в его простом дне.

Усвой первое правило людей, желающих идти в ногу со своим народом, со своей современностью: НЕТ ДЕЛ МЕЛКИХ. Всякое дело составляет или утверждение Жизни — и тогда оно является сотрудничеством с Нею. Или оно является унылой мыслью о себе, то есть отрицанием, непониманием основного закона существования на земле: все в тебе самом, и все для блага сущего, ибо все — любовь. Лишенное этого понимания, существование человека является голым эгоизмом невежественности.

Привыкни делать каждое текущее дело как самое важное. Привыкни не пересыпать перцем благих мыслей действий своего дня. Этим ты затрудняешь не только одного себя, но и всех тех, кто окружает тебя.

Нельзя, стремясь к чему-то высшему, путать понятия обывателя с понятиями мудреца. Не тот мудрец и герой, кто сумел совершить однажды великий подвиг. А тот, кто понял, что его собственный трудовой день и есть самое великое, что дала человеку Жизнь.

В жизни каждого человека наступают моменты, когда он начинает по-иному оценивать события жизни. Все мы меняемся, если движемся вперед. Но не самый тот факт важен, что мы меняемся, а КАК мы входим в изменяющее нас движение Жизни. Если мы в спокойствии и самообладании встречаем внешние события, выпадающие нам в дне, мы можем в них подслушать мудрость бьющего для нас часа Жизни. Мы можем увидеть непрестанное движение всей Вселенной, сознать себя ее единицей и понять, как глубоко мы связаны со всем ее движением.

Только не думай, что освобожденный всегда должен быть свободным от внешней суеты, от ее кажущихся пут, от забот быта и его условностей. Лучше всего служит своему народу тот, кто не замечает тягостей суеты, потому что понял основу смысла своей Жизни: нести силу Света именно в эту суету.

В жизни человека не может быть ни мгновения остановки. Человек растет и меняется непрестанно. Все, что носит в себе сознание, меняется, расширяясь. Если же человек не умеет принимать мудро своих меняющихся обстоятельств, не умеет стать их направляющей силой, они его задавят, как мороз давит жизнь грибов, как сушь уничтожает жизнь плесени. И, конечно, тот человек, что не умеет, сам изменяясь, понести легко и просто на своих плечах жизнь новых обстоятельств, будет подобен грибу или плесени, а не блеску закаляющейся и растущей в борьбе творческой мысли.

Нет серого дня, есть сияющий храм, который строит сам человек в своем трудовом дне. Не в далекое небо должен улетать человек, чтобы там глотнуть красоты и отдохнуть от грязи земли. Но на грязную, потную и печальную землю он должен пролить каплю своей доброжелательности. Жизнь человека на земле — это тот кусок Вселенной, что он мог вобрать в себя, в себе творчески обработать, очистить страданьями и вылить обратно во Вселенную, чтобы помочь ей двигаться вперед.

Если люди заняты одним созерцанием, если их сила ума и сердца погружена только в личное искание совершенства, мы знаем, что им закрыт путь вечного движения. Ибо во Вселенной нет возможности жить только личным, не вовлекаясь в жизнь мировую.

Переходы в сознании человека не могут совершаться вверх, если сердце его молчит и он не видит в другом существе то же небо, что открыл в себе.

Расти в силе каждый день. А для этого научись действовать, а не ждать, творить, а не собираться с духом. Действие, действие и действие — вот путь труда земли.

Но свою вечную силу ты не можешь сделать ни хуже, ни лучше СЕЙЧАС, если ВЧЕРА жил только мечтами о действиях. А действовали другие, рядом с тобой шедшие, огонь духа которых был, быть может, много меньше твоего. Но они действовали, а ты думал, как будешь действовать, и упустил в бездействии свою вечную силу, потеряв летящее "сейчас" без пользы и смысла.

Вступая в новый день, живи так, как будто это твой последний день. Но последний не по жадности и торопливости желаний или духовных напряжений, а последний по гармоничности труда и его бескорыстия.


3.

Подумай, что такое СТРАХ. Это самое сложное из всех человеческих ощущений. Оно никогда не живет в человеке одно, но всегда окружено целым роем гадов, не менее разлагающих духовный мир человека, чем самый страх. Страх заражает не только самого человека, он наполняет вокруг него всю атмосферу тончайшими вибрациями, каждая из которых ядовитее яда кобры. Тот, кто заполнен страхом, подавлен как активное, разумное и свободно мыслящее существо. Мысль только тогда может литься, правильно улавливая озарения интуиции, когда все существо человека действует гармонично, в равновесии всех сил его организма. Только тогда ты попадаешь — через сознательное — в то сверхсознательное, где живет духовная часть твоего творящего существа. Если же мысль твоя в каменном башмаке страха, тебе невозможно оторваться от животной, одной животной, части организма. Твой дух не раскрывается.

Люди, воображающие себя духовно озаренными, а на самом деле только изредка сбрасывающие каменные башмаки страха, самые жалкие из всех заблуждающихся. Их вечные слезы и стоны о любимых — это только жалкие обрывки эгоизма и плотских привязанностей к текущей форме, без всяких порывов истинного самоотвержения.

Люди, подгоняемые по земле страхом, неполноценные человеческие существа. Строить великие вещи, создавать Жизнь они не могут.

Очи, что плачут, не могут видеть ясно. Так же и уши тех, что жалуются, сетуют и слышат только уныние собственного сердца, не могут услышать зова Жизни. И сердце, стучащее в минорной гамме, стучит монотонно:" Я, я, я".

Нельзя вырвать из себя какое-то одно чувство, чтобы организм не ответил эхом тому или иному движению духа. Если ты сегодня, в эту минуту, поддался страху — весь твой организм заболел. Если ты двинулся в радости и героическом чувстве — ты вплел в свой организм те залоги победы, которые через некоторое время войдут в действие всей твоей жизни.

Если ты начинаешь учить вперед свои нервы, как им воспринимать то или иное явление, да еще запутываешь их в сеть страха и воспоминаний, ты никогда не воспримешь правильно ни одного факта Жизни.

Мужество, одно мужество и бесстрашие раскрывают всего человека, все его силы и таланты. Старайся найти в себе свободное, не отягченное мусором личных неудач и скорби восприятие Жизни. Никакая скорбь не может сковать той абсолютно независимой сути, что живет в сердце человека.

Будьте смелы. Не останавливайтесь в пути, чтобы оплакивать неверные шаги прошлого. Каждая такая остановка кладет на ваше настоящее разъедающий пластырь. Учатся на своих ошибках только те, кто вырастает духом, поняв свое вчерашнее убожество. Тот, кто окреп сегодня, потому что увидел в своем вчерашнем недоразумении или ссоре с людьми собственную ошибку и решился более ее не повторять, тот сегодня вырос на вершок во всех своих делах и встречах. Кто же залил слезами, жалобой, унылостью свою вчерашнюю неудачу, тот сегодня разделил судьбу мусорного растения, которое обошло широким кругом даже голодное животное.

Не имеет смысла жажда знания без наличия сил духа приложить эти знания к действиям дня.

Истина, прочитанная глазами, которые плачут, не озарит путь человека в его сером дне. И день его с его прочтенной истиной останется днем серым, днем сомнения и терзающих желаний.

Истина, прочитанная глазами, которые перестали плакать, озарит серый день человека. Построит в его дне несколько храмов, так как он ввел истину в дела своего дня. И день его стал сияющим днем счастья жить, а не днем уныния и разложения всех своих духовных сокровищ, что собрал раньше.

Чистота и бесстрашие — первые условия духовного зрения. Вся сила и весь новый смысл твоего существования — научиться ничего не бояться. Добивайся полного бесстрашия. И не забудь, что бесстрашие — это не только отсутствие трусости. Это полная работоспособность всего организма, полное спокойствие в атмосфере опасности.

Но самообладание может быть бессмысленно, если оно акт чисто личный, а не действенная сила. Та сила, что вбирает в себя эманации раздражения встречного и тушит их, как глухая крышка, плотно покрывающая горшок с красными угольями и сдерживающая их огонь.

Невозможно таить внутри разлад, страдать и разрываться, а вовне показывать полное якобы спокойствие и этим лицемерным самообладанием помогать человеку переносить его горькие минуты. Только истинно мудрое поведение, то есть внутренне убежденное спокойное состояние, может помочь ближнему. Оно может прервать тысячи драм людей только одним своим появлением, одной встречей. Таков живой пример мудреца. И в каком бы образе он ни встретился человеку, он может поднять его силы к героическому напряжению. Может помочь ему перейти из маленького, о личном горюющего человека одной улицы в одухотворенное понимание себя единицей всей Вселенной. Вселенной, неизбежно подчиненной одному и тому же закону целесообразности, который ведет все живое на земле — от букашки до человека — к совершенству. Вы можете сказать, что все это вы знаете и понимаете. А на самом деле ничего не знаете и не понимаете. Потому что на языке мудрости знать — это значит уметь. А понимать — это значит действовать. Тот, кто говорит, что он знает и понимает, а не умеет действовать в своем трудовом дне, в действительности ничего не знает. Он по своей невежественности ничем не отличается от цирковых собак и лошадей, которые просто усвоили ряд привычных ассоциаций, воспринятых в той или иной последовательности.

Есть только одна непобедимая сила в жизни, и эта сила — Радость. Каждый раз, когда вам что-то не удается, когда вы хотите победить все препятствия и добиться результатов, побеждайте любя и радуясь. Каждая ваша улыбка ускорит вашу победу и развернет в вас силы. Каждая ваша слеза и слова уныния скомкают то, чего вы уже достигли в своих способностях, и отодвинут вашу победу далеко от вас.


4.

Путь — это непрестанное движение, где не может быть ни момента остановки. Как только в путь, то есть в действия самого человека, ворвались гнев или раздражение, так весь путь остановился. Перестала звучать его гармония, и снова надо искать, как включиться в симфонию Вселенной, ушедшей в своем творчестве вперед, пока человек стоял на месте. Нет ни для кого возможности двигаться по ступеням Вселенной, если он тяжел своим встречным, если его раздраженный окрик или нравоучительная, недовольная речь не помогают встречному успокоиться, но вызывают в нем протест.

Первое звено всей жизни всюду — мир сердца. Чем в большем мире идет по земле человек, тем больше и выше он видит. А чем дальше видит, тем все больше понимает, как он мал, как мало может и знает, как много еще ему надо достигать.

Переключите свои мысли, забудьте о себе и думайте только о том, чтобы не нарушить общей гармонии своими колючими токами. Проходя день, человек больше всего должен думать, как пронести наибольшее количество мира в дела и встречи. Мир, который проливает одна душа другой, — это тот клей, который стягивает раны раздражения, прикладывает согревающий компресс к синякам бушующих страстей и льет бальзам в огорченное сердце собеседника.

Никогда не забывайте, что вся ваша деятельность, как бы высока она ни была, будет в большинстве случаев трудна вашим встречным, если вы сами в бунте и разладе. Наиценнейший труд не будет доступен массам, если сам труженик был одержим постоянной ломкой в своем самообладании. Его труд, даже гениальный, останется достоянием немногих, так как продвинуть великую или малую идею в массы народа может только тот, чьи силы живут в устойчивом равновесии.

Не имея мира в собственной душе, нельзя подать его другим. Дать можно только то, чем владеешь сам. Иначе все попытки принести мир и утешение человеку будут только пустоцветом, спиралью умствования, без смысла и цели посланными в эфир словами, где и без того немало мусора. Если проповедь новых идей малоэффективна, то это лишь потому, что она чисто формальна. Призывая к жертвам и лишениям ради высоких целей людей, проповедники чаще всего делают исключения для самих себя. Те же из них, кто несет проповедь не словом, а живым примером, всегда достигают успеха.

Иллюзии любви и красоты, создаваемые нашим воображением, до тех пор терзают нас, пока мы не завоюем себе сами полной свободы от них. И только тогда рушатся наши иллюзорные желания всякой красивости вовне, когда в нас оживет все то прекрасное, что мы в себе носим. Все толчки скорби, потерь, разочарований учат нас понимать, что нет счастья в условных иллюзиях. Оно живет только в свободном добровольном труде, не зависящем от наград и похвал, которые нам за него расточат.

Если же вы цените только жизненные блага вроде денег, драгоценностей, богатства и внешнего положения, связанного с ними, а вопросы духа для вас излишнее бесплатное приложение, ваши усилия приобрести истинное знание, которое присуще только высокой жизни, будут всегда кончаться разочарованиями.

Ищите знания, чтобы понять, что несчастья нет как такового. Все, все чудеса и несчастья носит в себе сам человек. Когда человеку открывается знание, он становится спокойным, ибо мудрость оживает в нем. Не ищите чудес, их нет. Ищите знание — оно есть. И все, что люди зовут чудесами, все только та или иная степень знания.

Перспектива, открываемая знанием, открывается каждому, как художнику чувство перспективы, не сразу. Книга духовного знания не лежит вовне, она в сердце человека. И читать ее может только тот, кто учится жить свой каждый новый день, в который он вступил, все повышая уровень своего творчества.

Не давай слишком много обещаний и не разочаровывайся в своих силах. Не глупость твоя заставляет тебя сомневаться во всем, а привычка скептически принимать все обстоятельства жизни. Привычка думать об одной жизни земли в отрыве от всей жизни Вселенной. Усвой основное правило каждого живого человека: научись диалектически мыслить. Не разрывай связи со всеми радостными силами природы. И когда настанет твой час постичь знание всех элементов стихий природы, принеси к этому моменту в самом себе полный самообладания и гармонии сосуд.

Остерегайтесь умствовать там, где нужна простота мудрости. Научитесь хотя бы только одному: не имея о чем-либо достаточных знаний, не отрицать того, что тебе говорят.

Мудрость не оказывает влияния извне. Она не проникает откуда-то в глубины духа. Она там живет. И пробудить ее в себе может только сам человек. И только сам человек — ограничитель собственного Света.

Если ты полон сияющей радостью, ты сразу увидишь в человеке чудо: он слит с гармонией, он идет в ней, несет в себе ее, хотя сам этого не видит. И каждый не видит по разным причинам. Один — потому, что карма держит его цепко и никак он не может освободиться от страха, жадности и ревности, которым служил долгие годы. Другой не может вырваться из ряда предрассудков долга и личной любви. Третий топчется в лабиринте узкого ума и не может вырваться из него и попасть в творчество интуиции. Четвертый завалил себе выход к освобождению, бегая весь день по добрым делам, а дома сея муть и раздражение и т. д.

Не забудь вовек: все — в человеке. И только он один — творец своего пути. Вернее, каждый человек есть путь, и этот путь настолько близок к творчеству Единой Жизни, насколько смог освободить ее в себе человек.


5.

Перед новыми поворотами в пути страдают только те, кто носит в себе еще не растворенным в любви свое "я". Кто ищет, отягощенный страстями, тот еще больше заблуждается.

Если человек говорит, что любит науку, а не любит людей, для которых он ищет знаний, не видит в людях высших целей — он только гробокопатель науки. Если человек идет по жизни, не замечая жертв и самоотвержения тех, кто сопровождает его в этой жизни, он не дойдет до тех высших путей, по которым идут истинно великие люди. Если в человеке атрофируется нежность, доброта по мере того, как он восходит в высокие степени учености и славы, он сам лишает себя всех возможностей достичь радости общения с людьми, пленяющими его полнотой и размахом своей деятельности. Точно так же обстоит дело и с любовью к природе. Чтобы заметить ее усилия помочь каждому любить ее в себе и себя в ней, надо научиться замечать подвиг жизни своей родной матери. Научиться любить ее, чтобы во всю дальнейшую жизнь навсегда знать, что такое любовь.

Всякая форма любви, где есть страх, непременно будет безобразной.

Ты должен думать, и думать очень крепко, чтоб в сердце твоем не шевелился червь ревности. Большего ужаса, чем пронизать свою жизнь припадками ревности, нельзя себе и представить. Всю жизнь себе и окружающим можно отравить и даже потерять весь смысл долгой жизни только потому, что дни были разъедены ревностью. Можно иметь великий талант, можно увлечь человечество в новые сферы литературы, музыки, живописи — и все же создать себе такую железную клетку страстей в личной семейной жизни, что придется годы и годы изживать ту плесень на своем духе, что нарастил в ревнивой семейной жизни.

В девяноста девяти случаях из ста то, что люди называют любовью, на самом деле или их предрассудки и суеверия, или их себялюбие. Истинной любовью будет лишь та, которая раскрывает все способности и таланты к творческой деятельности, которая освобождает дух человека.

Всякая разлука только до тех пор мучительна, пока у человека не созреет сила духа настолько, чтобы посылать творческий ток любви своему любимому с такой энергией, которая сплетала бы в любую минуту в одну общую сеть преданность обоих. Эта мощь духа так же развивается, как и всякая иная способность человека. Ежедневная радостная мысль о человеке равняется постройке рельсов для молниеносного моста, на котором можно научиться встречаться мыслями с тем человеком, о котором будешь радостно, чисто, пристально и постоянно думать.

Не забывайте, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращайте больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

Ребенок — это не тиран, который завладевает всею твоею жизнью. Не идол, для которого ты отрежешь себя от всего мира и весь мир от себя, чтобы создать замкнутую, тесную ячейку семьи, связанной одними личными интересами: любовью к "своим". Ребенок — это новая связь любви со всем миром, со всей Вселенной. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

Не забывайте, что дети, родившиеся у вас, — не только плоды плоти и крови, принадлежащие вам. Но это те драгоценные чаши, которые Жизнь дала вам на хранение, улучшение и развитие в них творческого огня. Не прилепляйтесь к ним, как улитка к раковине. Всегда думайте, что в вашем доме им пожить и погостить суждено какое-то время, чтобы созреть к собственной жизни.

Дети не только цветы земли. Они еще и дары ваши всей Вселенной. Через них вы или помогаете возвышаться человечеству, или остаетесь инертной массой, тем месивом, из которого, как из перегнившего леса, лишь через тысячи лет родятся уголь и алмаз.

Это неважно, каков будет первоначальный, тайный источник вашей накопившейся любви. Любя одного человека до конца, вы — именем его — будете служить миллионам.

Если сегодня любовь в сердце однобока и может понимать счастье только в любви к "своим", то завтра — по тем или иным причинам — сознание человека может расшириться, и он охватит своей любовью "чужих". Двигаясь дальше по пути совершенствования и знания, человек осознает, что вообще нет чужих и своих. Что есть везде и всюду такие же люди, как он сам. Этот человек мог продвинуться дальше и выше. Другой мог сильно отстать и остаться еще в стадии двуногого животного. А третий мог так далеко шагнуть вперед, что приходится зажмуриться, чтобы иметь возможность на него посмотреть.

Важнее для праведника указать другому путь в рай, хотя бы самому и споткнуться.

Не тот день считай счастливым, который тебе что-то принес приятное, а тот, когда ты отдал людям свет сердца. Вглядывайся во всех встречаемых. Если ты встретил человека и не сумел подать ему утешающего слова — ты потерял момент счастья в жизни.

Верьте не в чудеса вне вас, а в чудо живущей в вас самом любви,притягивающей к себе весь огонь сердца встречного.

В любви не стоят на месте. Любовь — живая сила, и ее надо все время лить по новым и светлым руслам. Любовь признает один закон: закон творческой отдачи. И все то, что ты отдаешь людям, любя их, снисходя к ним, все это, как ручьи с гор, посылает тебе Жизнь.

Знайте твердо: до последнего момента надо верить и надеяться пробудить в человеке его святая святых. До последних сил сердца надо молить Жизнь о помощи заблуждающемуся, заблудившемуся или оступившемуся, ибо в каждом живет Она, а для Ее пробуждения нет ни законов логики человеческой, ни законов времени человеческого.

Держи сердце широко открытым. Следи, чтобы ни один его лепесток не закрылся. Лей молча любовь и не приходи в отчаяние, если человек не подбирает твоей любви, остается спокойным и непросветленным. Не думай о последствиях, но всегда действуй сейчас.

Действовать не значит всегда и молниеносно побеждать. Это значит только всегда вносить пробуждение в дух человека, хотя бы вовне это имело вид, что ты не принес человеку мгновенного успокоения.

Сострадать — значит прежде всего мужаться. Так мужаться, чтобы бесстрашное, чистое сердце могло свободно лить свою любовь. А любовь, пощада и защита — это далеко не всегда ласковое, потакающее слово. Это и укор, это и удар любящей руки, если она видит, как падает дух человека, чтобы трамплином своей силы подкинуть огня в снижающийся дух и энергию человека. Это и награда за текущий день, прожитый в чистоте и творчестве.

Не отчаивайся, не считай себя бессильным в иные моменты жизни, когда стоишь перед скорбью и смятением человека и думаешь, что не можешь ему помочь. Нет таких моментов, где бы чистая любовь и истинное сострадание были бессильны, не услышаны теми, к кому ты их направляешь, и оставлены без ответа. Правда, не всегда твои чистые силы проявляются мгновенно внешней помощью встречному. Факты внешнего благополучия, единственное, что ценят люди как помощь, далеко не всегда составляют истинную помощь. Но каждое мгновение, когда ты вылил помощь любви, как самую простую доброту, ты ввел своего встречного в единственный путь чистой жизни на земле: в путь единения в мужестве, красоте и бесстрашии.

Разбив в сердце и уме страдальца предвзятое представление, что Жизнь вооружилась против него, что его грехам нет прощения, что будучи грешным, он не может уже выйти на путь Света и нести этот Свет другим, ты разбиваешь перегородки авторитетов и предрассудков и создаешь ему новые борозды, куда потечет его мысль
Свернуть

здесь текст полностью. повторяю ссылку
http://www.theosophy.ru/lib/antarova.htm

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 31 янв 2013, 16:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 15:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08 фев 2012, 05:05
Сообщения: 532
Откуда: Москва
Может всё таки загляните, хотя бы в себя. Для меня "служение людям и Богу" такое же не существующее понятие, как поиск театра внутри себя (пример из лекции "О безумии").

_________________
Катя Сафонова.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 15:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 19:34
Сообщения: 403
Откуда: Москва
Molli писал(а):
для актёра невероятно важно обладать таким качеством-это своего рода "магнит", магнетизм, это наверное более подходящее слово.
когда выйдя на сцену, ещё не произнеся ни слова, можешь сходу захватить зрительское внимание.

Вот спасибо за точную подачу, Molli !

А что такое магнит в человеческом существе? где его средоточие? - в Сердце.
Магнит сердца человека - это огонь, пылающий с сосуде.
Магнит сердца усиливается своею связью с Магнитом Космоса, огонь сердца возгорается соединяясь с животворящим Огнём Вселенной.

Так что я полностью согласен с той мыслью, что всё сильное, прекрасное и истинное Оттуда...
И каким бы хорошим техникам ни учил Станиславский, без воспламенения духа все усилия будут тщетны, потому что будут мертвы.

Не так много ролей может назвать любой актёр особо удачными. Но почему? ведь игра всегда выполнялась по методу Станиславского? - СОСТОЯНИЕ ДУХА было разным!

Но есть Актёры, на которых "ходят", состояние духа которых, его горение, другими словами, степень намагниченности, магнетизма постоянно так НАПРЯЖЕНО, что вступает во взаимодействие с магнитами (сердцами) зрителей и воздействует на них, передавая энергию, намагничивая их. И зритель уходит обновлённым, озарённым, окрылённым. Задача высокого искусства ВЫПОЛНЕНА!

Это и есть Служение.


__________________________


Последний раз редактировалось Некто 31 янв 2013, 17:09, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 15:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Полный текст Антаровой


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 17:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Спор ,однако разгорелся. И продолжается поиск формулировок, как я понимаю. Можно ли подменить храм театром ? Священное писание литературой "Социалистического реализма" ? Может ли актер заменить духовника ? Павка Корчагин - святого ? Раневская - юродивого на паперти ?
Скажу так : на очень большой отрезок времени именно театр ( реалистический, одушевленный "системой") этот храм заменил. "Чистые помыслы" служения "искусству и людям", думаю, имели за душой и Андрей Миронов, и Инна Чурикова, и Василий Лановой, и Михаил Ульянов. Перечислять можно долго - десятка два имен наберется. Было ли комфортно состоявшимся профессиональным актерам в роли "властителей дум" и "проповедников истины" ? Трудно сказать. Думаю,в какой-то момент они были единственными ЗРИМЫМИ носителями абстрактной духовности. Самый яркий пример такой загадочной НАДмирности - Иннокентий Смоктуновский.
Режиссеры были умны и концептуальны. Создали свои ТЕАТРЫ (по эстетике). Любимов. Эфрос. Товстоногов. Карогодский. Ефремов. Другие (в том числе и в провинции). Театр - сосредоточие УМА и ДУШИ. Да, уходили зрители со спектаклей (классических и современных) чаще всего БЛАГОДАРНЫМИ . То,что творилось внутри театров, иногда было "ни в сказке сказать,ни пером описать". Страдала этика. Проступал цинизм (и не только здоровый). Падал профессиональный уровень. Случались откровенные человеческие трагедии ( тот же ВВС).
Но не так ли - не по этой же схеме - происходило и в ПЕДАГОГИКЕ ( после кратковременного торжества системы воспитания А.С. Макаренко ) ? Жизнь пошла по "двойным стандартам". Заразилась двурушничеством и культура (во всех ее проявлениях). Да,началось шизофреническое раздвоение.
Потому что произошла подмена ценностей ? Ответ напрашивается - да. Обеднилась сама внутренняя психическая жизнь человека. Жизнь как таковая свелась к негативному : ложь,алкоголизм и т. д.. Что можно было на ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ этому противопоставить ? Только НАИВНУЮ МОЛОДОСТЬ (даже юность) . Сохранившая душу старость - почти исключение.
Но СТАРИКА были еще не из "социалистического теста". И вызывали - Раневская и Плятт - умиление. Показателен и спектакль "Соло для часов с боем". Для стариков МХАТа. Изумительно ! В этом году я посмотрела "Соло для часов с боем" в СПб театр Комедии. И знаете ? - если откровенно,то это - провал. И провал именно СТАРИКОВ ( не буду называть актерские фамилии.они известны). ИМ нечего было сказать залу через свою личность. Им приходилось либо наигрывать ( до пошлости,понятной молодой части зала),либо прибегать к штампам ( в изображении страдания). Хотелось посмеяться и поплакать ВМЕСТЕ с НИМИ ,но этого не получалось : спектаклю явно не хватало человеческого содержания.
Оно выхолостилось со ВРЕМЕНЕМ , опустошение души произошло ВНУТРИ театральных стен. Я думаю,это хотел сказать и А. Г.. А стены церкви - намолены. Но всегда ли ?
Может быть,я покажусь кощунственной,но признаюсь... Осенью во время командировки я жила на Казанской улице. В двух шагах - КАЗАНСКИЙ СОБОР. Он нынче самый ,пардон, популярный в Питере (если к Собору подходит этот эпитет). На службы люди идут и идут. С детьми. Семьями.
А я...я ,уезжая ,поняла,что ни разу не зашла в КАЗАНСКИЙ ( посетила другой - знакомый с 80-х годов храм). И про себя себе же объяснила свое НЕПОСЕЩЕНИЕ Казанского собора : в нашу аспирантскую бытность в нем размещен был АТЕИСТИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. В АТЕИСТИЧЕСКОМ МУЗЕЕ я,кстати,тоже никогда не была - по принципиальным соображениям, да и нельзя размещать АТЕИСТОВ в ХРАМЕ. Но проскочить мимо Казанского в суете тоже не получалось. И шаг замедлялся, и душа откликалась... А войти - нет.
Ох,много,много всего...
КС,спасибо за комплимент. :a_g_a: Друзья-то меня вчера отругали по полной ! :)-(:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 19:33 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Мне понравилась передача... Мысли Ведущего были понятны, может, потому что тайну великих талантов чувствую также..
Служение, аскеза, почти монашество...служение своим талантом, данным от Бога, людям, этому миру и Горнему..
***
Molli писал(а):
можно ссылку пж? я с удовольствием почитаю)

расшифровки отдельных радиопередач лежат здесь:
viewtopic.php?f=12&t=172
передачи, о которых Вы спрашиваете, расшифровывала Nebel:
Обаяние женщины:
viewtopic.php?p=22860#p22860
Азарт:
viewtopic.php?p=22862#p22862


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 31 янв 2013, 20:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07
Сообщения: 4293
ага. спасибо Эльмира, обязательно почитаем) потом отпишемся))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: К.С. Станиславский и МХАТ
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 фев 2013, 14:41 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 18 окт 2011, 10:16
Сообщения: 69
Откуда: Омск
!. Читала, читала, да так и не смогла понять - о чём речь-то шла? :du_ma_et:
О системе какой-то... А что за система-то? В чём она заключается?
Чем больше читаю, тем больше напрашивается вопрос: "А был ли мальчик?".
Ля-ля от фонаря... а где система-то?
2.
Цитата:
Станиславский убил театр, вытащив фотографичность жизни на сцену.

Вопрос профессионалу: А есть отличие какое-нить фотографичности от реалистичности?
3.
Цитата:
театр подменяет церковь
, ну, что поделаешь, и когда слушала, и когда читала, ну, лезет автоматом мысль о том. что церковь подменяет театр :smu:sche_nie:

К чему бы это? Наверное, к дождю...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  Пред.  1, 2, 3, 4

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.065s | 17 Queries | GZIP : On ]