КС писал(а):
Есть такое понятие, как ЗАЩИТА Родины. Тот кто, снял этот фильм навряд-ли относится к защитникам НАШЕГО отечества.
Иван Журавский писал(а):
Работа по разрушению осознания себя российским народом продолжается и вклад фильма в это дело неоспорим.
Кстати, можно в чем-то согласится. Это действительно про корень нашей самоидентификации как народа и в некотором смысле про его разрушение. Посмотрел еще несколько фильмов Германа, до которых раньше руки не доходили, и у меня сложилось взгляд на одну из центральных тем его творчества. Я бы сформулировал ее так - "реальность должна быть принята несмотря ни на что". Таковы его фильмы про войну, таков "Хрусталев, машину!".
И реакция, которую я вижу здесь на фильм в точности соответствует реакции на любое сомнение в одном из базовых утверждений нашей самоидентификации. Советский союз создал множество мифов, которые составляют национальную гордость и являются основой самого понятия "русский". Я сейчас напишу несколько утверждений с минимальной интерпретацией "не в пользу СССР", которые обычно вызывают подобную реакцию. При том, что это в основном холодные факты:
- СССР потеряло во 2-й мировой в 4 раза больше людей, чем Германия. Через 50 лет после войны СССР развалилось, а Германия процветает. Таким образом, "победа" оказалась хуже поражения, и явно не стоила тех десятков миллионов жизней, которые были загублены в безумных битвах под дулами заградотрядов.
- достижения раннего СССР оплачены десятками миллионов жизней - от расстрелянных и погибших в лагерях до погибших от голода "раскулаченных" крестьян, "голодающих Поволжья" и т.д. Сталин был жутко неэффективным руководителем страны, так как достигал всех результатов невероятной ценой.
- интеллектуальными (и во много культурными) достижениями послевоенный СССР обязан в первую очередь не русским. Так, например, среди советских нобелевских лауреатов по физике русских было меньше трети, среди семи советских чемпионов мира по шахматам было всего 2 русских (Спасский и Карпов), и т.д. Причем львиная доля этих достижений к современной России не имеет никакого отношения, т.к. была сделана массово уехавшими евреями, отделившимися армянами, грузинами и т.д., а также окончательно уничтоженными самим же СССР "недобитыми дворянами".
- советская космическая программа, которой мы продолжаем гордится, превосходит американскую только тем, что на 3 недели раньше американцев запустили человека в космос. При этом объективное сравнение программ СССР и США говорит, что в космос слетало на порядок больше американцев, они запустили на порядок больше спутников, они реализовали лунную программу (12 американцев побывало на Луне, при том что советская лунная программа просто провалилась), американские шаттлы совершили 135 полетов против одного непилотируемого полета советского Бурана и т.д.
- СССР в целом неудачный проект в связи с тем простым фактом, что он смог просуществовать менее 70 лет, наполненных невообразимой кровью и страданиями, когда от внешних врагов погибло не больше, чем от внутренних. Как сказано, "по плодам их узнаете их".
Любое из подобных утверждений вызывает ожесточенные споры и обвинения в надругательстве над великой памятью. Почему? Потому что эти утверждения по сути подобны покушению на личность. Вроде бы внешние по отношению к личности утверждения становятся внутренними, так как для рожденного в СССР победы СССР становятся как бы его личными победами, подобно тому, как для болельщика победа его команды - как его личная победа. Значит и обвинения СССР по сути личные обвинения. Тот, кто покушается на образ СССР, покушается на часть того, что стало уже частью человека.
Герман не приводит фактов, он дает образ. И это - образ сталинского СССР, с которого сорваны все маски, образ гротескный в своей невероятной реалистичности. И его можно было бы обвинить в очернении времени, если бы он сам не был ребенком этого времени. Он же снимал во-многом про себя. И проблему выбора - скатится ли в "приблатненное" состояние генерала в конце фильма, или выстоять и повернуть куда-то к лучшему - Герман ставит перед собой. Он же кино снимает для себя, в отличие от того же Балабанова, который во многом откровенно коммерческий. И я его прекрасно понимаю - чтобы изменится нужно со всей безжалостной честностью признать зло в себе. Только тогда можно что-то сделать с собой, измениться.