Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1483
Страница 8 из 11

Автор:  Иван Журавский [ 03 апр 2013, 19:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Белый Лебедь писал(а):
Если кто-то посоветует конкретные методы, буду очень благодарна.

Посмотрите в инете литературу по Визуальной семиотике. Свяжитесь с Татьяной Едакиной на фейсбуке, Она стала учиться еще и на УНИК, там это изучается.

Автор:  Белый Лебедь [ 03 апр 2013, 20:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Селена писал(а):
Белый Лебедь, а как же они у Вас учатся? Вы же вроде преподаватель русского и литературы. Литературные тексты вроде немаленькие. Или они аудиокниги слушают? Ну если им так удобнее и они при этом успешно усваивают, то можно все перевести на аудиоформат.


Против аудиоформата я не возражаю, но при ближайшем рассмотрении выяснили, что он для них подходит плохо, они не могут сосредоточиться и прослушивают. Слушает мало кто. Заставляю разными способами, стараюсь программу составлять так, чтобы для них было актуально (у меня немного другая специфика, сейчас я в вузе работаю, до этого сложнее было, там с перечнем произведений строже). Один из методов, извините, за выражение, но отражает суть - брать "на слабо" или даже "вы меня уважаете", бывает ещё - эпизод расскажу интересный и не договариваю, чем закончилось, или что-нибудь для них важное скажу, а потом говорю - "Не читайте, это для взрослых! :smu:sche_nie: " (они же у меня взрослые, вот и начинают читать) и т.п. Иногда рядом с собой посажу и вместе читаем, обсуждаем. Но отмечу, что сейчас (и в школе, и в вузе) есть контингент, который ничего не читает. Многие (!) мои студенты признавались, что до нашей встречи имели 5 и 4 по литературе, ничего не читая. Отчасти в этом виноваты учителя: ставят пять просто за рассуждения, а то, что в книгу никто не заглядывал - ничего. Вот абсурдный случай из жизни моих знакомых: мальчик поставили пять за сочинение, так как он списал из НОВОГО источника. Ответственность с нашей братии я не снимаю, но думаю, что эта проблема связана и с семейным воспитанием (дома никто не читает).

Автор:  радистка Кэт [ 03 апр 2013, 23:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

"Суммарное интервью об ОПК" для МК.

протодиакон Андрей Кураев, профессор Московской духовной академии, руководитель редакционной комиссии по подготовке учебника «Основы православной культуры».

- Представьте, что за преподавание религии берется какой-нибудь гипотетический «петрович», бывший преподаватель истории КПСС, который одним только своим видом вгоняет детей в тоску. Одно дело спать на физике, другое дело надолго приобрести устойчивое отвращение к религии.
- Безусловно, риск огромный. В системе массового образования на одного Учителя приходится десять «училок». Это не гендерный вопрос. Кто такой Учитель? Это человек, который любит детей, любит свою профессию и любит себя в профессии. То есть вот ему радостно идти на работу. И чтобы по возможности минимизировать вред от «училок», надо постараться сделать качественный учебник, в который была бы встроена система защиты и от атеиста-«петровича» и от православной неофитки «мариванны». Хотелось бы увидеть учебник, который мог бы стать предметом самостоятельного интереса хотя бы для некоторых учеников. Вне зависимости от их отношения к конкретному «петровичу».

- Не отобьет ли школа детскую тягу к религии? Я боюсь, что курс будут читать загнанные жизнью и замученные преподаватели. И в итоге, ребенок получит не интерес, а отторжение?
- Этот аргумент касается любого предмета. Ну, физику тоже не Гинзбурги преподают! Но если мы хотим чтобы появился один Ростропович, мы должны открыть сотни музыкальных школ! Чтобы добиться хоть чего-то, нужно для начала рискнуть и начать. Успех не гарантирован. Но в случае отказа от усилия гарантирован неуспех.
Все мы знаем, как на уроках отбивают, скажем, любовь к литературе. Но, согласитесь, что это не повод отказаться от литературы вообще Никто не скажет, что убрав классическую литературу из школьной программы, можно сделать ее более популярной и привить к ней массовую любовь. Скорее все будет наоборот: о ней просто забудут совсем и навсегда.
И вновь скажу: многое зависит от учебника и литературы его сопровождающей, видео и компьютерных материалов. Они должны быть настолько «вкусными», чтобы влюбить педагога в поначалу чужой для него материал. И чтобы ребенок мог сам идти дальше, как в интернет-тексте, по гиперссылкам. Чтобы он сам искал: «что еще посмотреть и почитать?»

- Вообще-то в истории России уже было преподавание закона божьего - вплоть до революции. А сразу после революции выпускники таких школ расстреливали тех же священников. Тот же Джугашвили был по своему выпуску чуть ли не лучшим семинаристом.
- Джугашвили семинарию не окончил, но, несмотря на это, в его жизни, хотя бы и однажды, всплыло кое-что из ее мира. Фраза «сын за отца не отвечает», одолженная Сталиным у библейского пророка, спасла в свое время тысячи жизней.
Также не стоит преувеличивать ни количество, ни качество церковно-школьного образования в Российской империи. До 1867 года в немногочисленных городских гимназиях для детей дворян и разночинцев преподавался катехизис митрополита Филарета - книга, прямо скажем, совсем не детская. Более того, книга придуманная, натужно-сконструированная, бессердечная. Катехизис - это надуманные вопросы к уже существующим у автора ответам.
И лишь потом был создан учебник Закона Божьего.
Понимаете – первый учебник для детей появился лишь на исходе девятнадцатого столетия христианской истории. Именно педагогического опыта нет в копилке церковных преданий.
Первые учебники, как и любые первые ласточки, по определению не могли быть совершенными. Будь оно иначе – может, и революции не было бы…
Ну, а после нее нас били по рукам за попытки диалога с детьми. Поэтому сейчас нам приходится самим учиться почти с нуля. Тот опыт, который был в 19-м веке, нельзя переносить в 21 век.

А вот массовые школы для крестьянских детей — детище Победоносцева, это уже рубеж 19-20 веков. Эти дети вряд ли успели принять участие в гражданской войне.
Да и вообще для того, чтобы пожертвовать своим шкурным интересом ради нравственных и религиозных ценностей, нужно быть не отличником, а подвижником. Они всегда в меньшинстве. Воронка революции затягивала в себя так, как затягивают преступные сообщества. Для начала человеку предлагают сделать какую-нибудь мелкую гадость. Однако своим согласием он связывает себя с бандой и потому лишается свободы. Нечто подобное произошло и в революции. Солдатам русской (крестьянской) армии в массе своей были чужды как интересов рабочего класса, так и товарищей Ленина и Троцкого. Но в одном они с ними соглашались — войну действительно пора заканчивать. Пора возвращаться домой, пора пахать поле. И когда миллионные толпы бросили окопы и разошлись по стране с оружием, остальное стало неотвратимым. Ведь с точки зрения любого нормального правительства (хоть царского, хоть временного, хоть последующего сталинского) они - дезертиры. Если законная власть остается, будущее дезертиров весьма печально. Какая-то перспектива перед ними открывалась только в случае победы красных. Они сражались не за Ленина. Они сражались за свое оправдание. И им понадобилось для этого перевернуть всю этику…

- Кто будет принимать решение об изучении учеником определенной религии?
- Семейный совет. Родители. Кроме того, необязательно выбирать между религиями, вы можете предпочесть и светскую этику. При выборе, я надеюсь, родители будут держать в уме вопрос: «А не будет ли мне страшно стареть в окружении детей, воспитанных на телевизоре?».

Автор:  радистка Кэт [ 03 апр 2013, 23:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Протодиакон Андрей Кураев:
Сейчас я буду листать учебник и давать комментарии к некоторым его частям. То, что вы сейчас услышите, вы не обязаны включать в уроки. Просто педагог о предмете своей речи должен знать больше, чем написано в учебнике.

К сожалению, из-за объема в этот урок я не смог включить мою любимую историю:

Однажды Пятачок попросил Винни-Пуха сочинить вопилку по поводу новоселья ослика Иа-Иа. Винни-Пух ответил так: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Потому что поэзия это не то, что ты идешь и находишь, а то что находит на тебя. И поэтому единственное, что мы можем сделать, это пойти и встать в такое место, где тебя могут найти».

Так незаслуженно забытый богослов по имени Винни-Пух дал замечательную формулу откровения. А тема Библии, понятно, это и есть тема откровения.

С опорой на эти слова Винни-Пуха учитель вполне по-светски может объяснить, что есть откровения совести, есть откровения красоты природы, есть эстетическое откровение красоты музыки, есть откровение одного человека другому. Поэтому в классе можно поставить вопрос: «Ребята, а в вашей жизни были минуты откровения? Что-то вам открывалось? А знаете, что откровения бывают даже от животных? Да, у высших животных есть такие грани их жизни, которые нельзя просто подсмотреть. Не всех кошка-мама допускает посмотреть, как она кормит своих котят. Но если она доверяет тебе, она откроет тебе эту чудесную грань своей жизни».

Вообще откровение есть там, где нет предсказуемости, там, где нет алгоритмов. Представляете, человек решил сделать апгрейт своей музыкальной культуры, повысить свою атеистическую «духовность» и решил пойти в консерваторию. Потом он с горечью повествует: «Я все сделал по алгоритму, как надо: штаны погладил, галстук одел, программку в фойе купил, бинокль арендовал. В перерыве в буфете съел бутерброд с осетриной второй свежести и лимонадом запил. Но что – то я так и не понял, что это они там лабали на сцене? А ведь я все делал правильно! Но не въехал!»

А через месяц этот же человек может услышать запись этого же концерта по радио, и – понять. Уже знакомая, но прежде не понятая им музыка проникнет в сердце. Так что нет правила, исполнение которого гарантирует впадение в состояние понимания.

Это же касается и стихов. Бывает так, что некий стих потрясает, переворачивает человека. Но этот же человек читает его же через несколько лет — и не понимает, что же тогда его так впечатлило. Наверно, многие из вас так относятся к своему девическому увлечению стихами Эдуарда Асадова…

Меня однажды поразила книга Льва Николаевича Толстого «Исповедь». Лев Николаевич пишет историю своего разрыва с Православной Церковью: когда я уже умом понял, что православная догматика – это сплошная неправда, ложь и т.д., то, прежде чем уйти оттуда, я решил поставить эксперимент на себе. Все святые говорят о духовном опыте благодати. Вдруг этот опыт и в самом деле есть? И я стал честно поститься (был Великий пост), говеть, ходить в храм, причащаться. Но я так ничего и не почувствовал, и потому окончательно понял, что все церковное это ложь.

Когда я прочитал эти толстовские строки, у меня было ощущение, что я читаю дневник 13–летного подростка. «У меня вчера была первая поллюция, значит, надо срочно влюбиться. Так, хорошо, решил, что влюбляюсь в Машку с соседней парты». И следующая запись – через неделю: «Я целую неделю ухаживал за Машкой, провожал ее до школы 5 раз, водил в кино 2 раза, мороженое покупал 3 раза, пробовал поцеловать 6 раз, по морде получил 8. Вывод: нет правды на земле, но нет её и выше! Все это выдумки, нет никакой любви на самом деле, ухожу в монахи».

Ну нельзя требовать откровения! Нельзя навязать себя другому человеку, нельзя навязать себя и Богу. Можно только встать в то место, где тебя могут найти.

Расскажу один эпизод не для детей, а для вас. Мартин Хайдеггер, — величайший немецкий философ 20 века, человек очень сложной и оригинальной мысли. Трудно даже сказать, религиозный он человек или нет. Но в 1968 году он дал интервью журналу «Шпигель» с условием, что это интервью станет его завещанием и будет опубликовано через 10 лет после его смерти. В этом интервью Хайдеггер дал очень пессимистическую оценку путям западной культуры, вообще западного общества. Речь шла не о советской угрозе или мусульманской. Западный технократический мир губит его отрыв от корней бытия. Собеседник Хайдеггера — умнейший журналист Аугштайн. И он понял, о чем хотел сказать Хайдеггер (что удавалось далеко не всем). Поэтому задал вопрос: «Скажите, господин профессор, а какая-то надежда у нас есть?» И Хайдеггер ответил удивительно: «Надежда у нас могла бы быть, если бы существовал Бог. Я не знаю, есть ли Бог. Но мы должны жить, прислушиваясь в сторону возможного откровения возможного Бога».

Это очень точная формула. Ведь если я изначально ставлю табу на Встречу, то тогда точно никто до меня не достучится.

Автор:  радистка Кэт [ 03 апр 2013, 23:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Спасибо за передачу. От себя скажу, что привлечь к чувствованию тайны может не помочь. Ну откроете "третий глаз", "восьмое ухо", причём нехотя и свысока глядя сквозь софиты на тех перед которыми приходится метать бисер. Что почувствуют люди? Неужели все такие бесчувственные, и безнадёжно безграмотные? Почувствуется тоска и недоверие, безысходность. По началу возможно захотят доказать, что они не Иа) Но скорей всего будут изо всех сил показывать, что открылся таки третий глаз. И на этом "приехали"..

Автор:  sLOGOSemya [ 04 апр 2013, 09:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Иван Журавский писал(а):
sLOGOSemya, да, забыл упомянуть, насчет Сенеки.
Многие авторы считают этого господина, если не провозвестником, то во многом соответствующим христианским постулатам, наряду с Марком Аврелием.
Я к тому, что если тебе любезен Сенека, значит любезно и христианство :)


Смысл жизни - это ПОЗНАВАНИЕ СЕБЯ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ ЕСТЕСТВА


Это я к тому, что если мне любезен Леонардо да Винчи, значит любезна и Анатомия Человека :)
......... если мне любезен Мэнли Холл, значит любезна также и Оккультная Анатомия Человека :)
......... если мне любезен Макс Гендель, значит любезна и Космогоническая концепция розенкрейцеров. :)
......... если мне любезны Островская Е.П., Ермакова Т.В., значит любезны и Классические буддийские практики. :)
......... если мне любезны В.И.Иванов и Д.Н.Стояновский, значит любезна и Акупунктура Человека. :)
......... если мне любезен А.Л.Чижевский, значит любезно и Человечество. :)

и т.д.

Так-что вот как-то так, Иван, - вначале ПОЗНАЙ СЕБЯ, как говорится, а затем уж ...
Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение ... Учебное пособие посвящено раскрытию многомерной сущности человека…

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Свернуть

и т.п.


P.S.

А смысл жизни в школьном преподавании через призму христианских догм - это АБСУРД,
как правильно высказался вчера слушатель.



«Абсурдность, лат., отъ ab, отъ, и surdus, глухой. Нелепость, безсмыслица.»

«Абсурдный; этим. см. пред. слово. Неправильный, безсмысленный, глупый.»

термины из словаря заимствованных слов с означением их корней, 1907 г.изд.

.

Автор:  Иван Журавский [ 04 апр 2013, 11:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

sLOGOSemya,
Мы предыдущие посты читаем или только себя любимого слушаем?
Где в выдержках из Кураева одна лишь христианская призма и догма?
Это не говоря о том, что любое наше высказывание это всегда взгляд через присущие нам призмы и догмы, что явствует, как из моих, основанных на догмах и призмах, присущих мне, так и из твоих утверждений, и высказываний категоричного слушателя, основанных на догмах и призмах французского Просвещения
Может стоит все-таки и другую сторону выслушивать внимательно?.
По мне так, Честертон еще сто лет назад в "Вечном Человек" и "Ортодоксии" вполне внятно ответил на те нападки к которым ты сейчас прибегаешь, основываясь на мировоззрении, имеющем место быть и воображающем, что у него в кармане Абсолютная Истина.
Если бы мы имели хоть какое-то представление,, скажем о том, что и как мыслили католические и православные мыслители(а не только критиков этих мыслителей), то не были бы столь безапелляционны в своих утверждениях о врагах мысли и разума.

Автор:  sLOGOSemya [ 04 апр 2013, 15:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Иван Журавский писал(а):
sLOGOSemya,
Мы предыдущие посты читаем или только себя любимого слушаем?
Где в выдержках из Кураева одна лишь христианская призма и догма?
Это не говоря о том, что любое наше высказывание это всегда некая призма и догма, что явствует и из твоих утверждений и утверждений недалекого слушателя, основанных на догмах французского Просвещения
Может стоит все-таки и другую сторону выслушивать внимательно?.

Иван, не нужно мне Кураевым в нос тыкать, пожалуйста, - в каждом абзаце там эти призмы поблёскивают.
Ну и ёрничание по поводу чад, т.е. детей неверующих, .. и, в частности, в отношении Л.Н.Толстого.

Заработную плату он за это получает, как обыкновенный служащий-функционер.
Это его профессиональная обязанность - говорить только по предмету преподавания.
Он же уже в христианской Истине пребывает, так сказать, в Боге, потому и тенденциозен по-своему.
Был бы мусульманским служащим церкви, говорил бы о подобном, но пребывая в мусульманской Истине - в Аллахе.

И это естественно в таком раскладе сил на внутригосударственном рынке идей, так сказать.
Химик - говорит о законах химии, физик - о законах физики, юрист - о законах государства, церковник - о законах церкви.

Но вот что интересно.
Преподаватель химии НЕ УТВЕРЖДАЕТ, что смысл жизни заключается в химии.
Также и преподаватель физики не утверждает, что смысл жизни - в физике.
И юрист не утверждает, что смысл жизни - в юридических законах страны.
А вот церковник УТВЕРЖДАЕТ, что смысл жизни - в церковном боге.

Ну, и как можно назвать такое, когда церковный служащий в школе будет вдруг утверждать, утрамбовывать в головы детям, что смысл жизни - в господствующей церкви и в вере в её бога ?

Конечно же - это абсурд,
с точки зрения повышения образовательного уровня подрастающего поколения страны.

Или же это - очень хитроумно замысленный обман, никому не видный, незаметный,.. для дураков.


Иван Журавский писал(а):
По мне так Честертон еще сто лет назад в "Вечном Человек" и "Ортодоксии" вполне внятно ответил на те нападки к которым ты сейчас прибегаешь, основываясь на мировоззрении, имеющем место быть и воображающем, что у него в кармане Абсолютная Истина.
Если бы мы имели хоть какое-то представление,, скажем о том, что и как мыслили католические и православные мыслители, то не были бы столь безапелляционны в своих утверждениях о врагах мысли и разума.

Последнее предложение - это не аргумент, это абстракция.
Что касается Честертона, то, как человека, находящегося в лоне церкви и воспитанного её культурой, его можно понять.
И времена были полного погружения в это лоно.

Мы же, к счастью, живём чуть по другим эталонам, так как родились на стыке эпох,
и можем, имея свою голову на плечах, воочию наблюдать, КАК в сообществе людей,
как в самостоятельном совокупном организме, происходит ментальное обрезание, образно выражаясь.

Мы ведь говорим по канве заданных вопросов ??
- Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни" ? и Идея введения "Православных уроков смысла жизни" .

Ну, так вот, образно выражаясь, ментальное обрезание знаний в школах у детей проводилось и в начале прошлого столетия, когда формировалось лоно советской империи, из которого мы все, тут пишущие и взглядом присутствующие, вышли в конечном итоге, когда срок вынашивания нас всех для лона советской империи истёк.

Теперь загоняют детей вновь в лоно церкви не без активной помощи государственных структур,
то есть вновь делают ментальное обрезание знаний подрастающему поколению.

Цель понятна - через лет ....-дцать чтобы максимально каждый ребёнок, проявившийся на свет в российской стороне, никаких других лон уже не помнил бы и жил бы и мыслил бы по эталонам господствующей в государстве церкви, и никаким другим образом бы уже чтобы не осознавал себя вне церковных догматов.

Это как у младенцев мужского пола у мусульман и иудеев поголовно обрезают верхнюю плоть полового члена,
и хочет дитя или не хочет, а всё - бац - или верующий мусульманин или верующий иудей - никуда не деться.
А если ребёнок, когда подрастёт, начнёт всё же о чём-то задумываться, то глянет вниз и .. перестанет сомневаться.

Так и в нашем случае со школами - обрезают верхнюю ментальную плоть знаний.
Ребёнок глянет вверх - бац - а там только бог и ангелы,
а все природные явления только через призму богоизбранных церковников рассмотреть возможно.
Звёзды там с астрономией, да философии там разные-разные в школе не преподают, обрезали, значит их нет.

Ментальное обрезание больше времени занимает, но не менее болезненное для взрослых детей.
А ментальные младенцы - им что - их никто и спрашивать не будет как бы, поплачут и забудут.
....
...

Всё ясно, прозрачно, недвусмысленно,... и скучно, Иван.

Можно, конечно, выпить той же отравы из колодца с опиумом для народа и "как все" стать помешанным на церковноверии, как в известной притче об отшельнике.

Только у меня своя полупритча на сей счёт имеется - да и не школьное дитя я, три высших образования за спиной, полученных-подаренных мне в лоне советской эпохи, да и после самообразованием не гнушался и опыты различные впитывал-рассматривал и между строк и между букв, то есть буквально и не только.

Так-что не трать время, Иван, чтобы типа пристыдить меня и мою светскую-советскую точку зрения о современнороссийских церковных шабашах, подаваемых новому поколению под разными осовремененными идеологическими соусами.
Участвовали бездумно в советских идеологических шабашах, знаем теперь, есть с чем сравнить, благодарствуем за науку.

Уроки смысла жизни должны быть осмысленно воспринимаемыми детьми,
а на безальтернативной основе, когда у ментально обрезанных останется только богобоязнь, да грехобоязнь, какой смысл жизни напрашивается сам собой - ясно как божий день, тсзть.


P.S.

Kстати, я её, ту полупритчу свою, здесь, в поле СН, уже показывал то ли в дисске Творчество Форумчан, то ли в Притчах, "старик у старухи" называется.
Виноват - в другой дискуссии та полупритча, оказывается - СЛОВО КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ
.
Ну, так вот.
Прилетают, значит, возвращаются на днях и в час тот старик со своею старухой к синему море-океану с новыми i-тыми, глядь, а детишек-то человеческих и нету дома.
Ходят-6родят по человеческому дому непонятными тенями самих се6я 6ао6а6ские копии.
Одни с одного 6оку причёсаны, другие с другого 6ока пострижены, третьи с о6оих концов подрезаны, подкрашены, увиты или смазаны. Ну, колум6арий ходячий, да, и только.

1. viewtopic.php?p=38319#p38319
2. viewtopic.php?p=38320#p38320
3. viewtopic.php?p=38322#p38322
4. viewtopic.php?p=38323#p38323

старик у старухи.
Свернуть

.

Автор:  Алексей Попов [ 04 апр 2013, 16:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

    Не решаюсь говорить в этой теме, поскольку пропустил все рассуждения, да и саму передачу, пока что...
    Но вот маленький комментарий к маленькой цитате.

sLOGOSemya писал(а):
Но вот что интересно.
Преподаватель химии НЕ УТВЕРЖДАЕТ, что смысл жизни заключается в химии.
Также и преподаватель физики не утверждает, что смысл жизни - в физике.
И юрист не утверждает, что смысл жизни - в юридических законах страны.
А вот церковник УТВЕРЖДАЕТ, что смысл жизни - в церковном боге.

sLOGOSemya, всё зависит от цели уроков. Если ведутся уроки смысла жизни (и предмет называется, например, "Смысл жизни"), то преподаватель, хотя бы теоретически, может УТВЕРЖДАТЬ, в чём, а точнее, где смысл жизни.

И, как выясняется, без духовно-навственных основ этот смысл становится непознаваем.
Думаю, что коренные религии как раз формулируют эти основы. Поэтому без их глубокого изучения "изучение" смысла может быть затруднено.
Отбросить "религии", в принципе, можно. Человек останется. Но стоит начать ему говорить о смысле жизни – и понадобится создать некую религию, как сферу внутреннего стержня.
И вдруг окажется, что эту сферу уже кто-то создавал, и даже описал её в древних источниках.
Вот так путём отрицания можно прийти к утверждению. :-)



Почему-то устойчиво популярна точка зрения, по которой религии "оболванивают" человека.
Если под религией подразумевать оболочку внутреннего стержня человека (а не просто внешний набор правил), без неё-то как раз человек и останется.. "болваном", или "человеком зависимым" от знаний.
Не в обиду, просто показываю логику.

Автор:  Людмила [ 04 апр 2013, 17:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Эх. Вот что-то такое мы ( не только Россия) ПРОЕХАЛИ, куда больше не вернуться.

Автор:  Бегущая по волнам [ 04 апр 2013, 17:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Алексей Попов писал(а):
Почему-то устойчиво популярна точка зрения, по которой религии "оболванивают" человека.
Если под религией подразумевать оболочку внутреннего стержня человека (а не просто внешний набор правил), без неё-то как раз человек и останется.. "болваном", или "человеком зависимым" от знаний.
Не в обиду, просто показываю логику.

Алексей, объясни свою "логику". Ничего не поняла.
Что означает "человек зависимый" от знаний, да к тому же, если это равно "болван", оказывается :du_ma_et:
Т.е., чем меньше знаний о мире, тем ты менее "болван" ?
А если на основе знаний и раздумий и пр. размышлений ты создаешь своё мировозрение, отличное от того или иного религиозного.. то ты тут уже совершенный болван?
И чем больше знаний и выводов собственных, свободных от навязываемых, тем ты больший болван?

Я правильно понимаю?

Автор:  Djuley [ 04 апр 2013, 17:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

ха ха, тройка по СМЖЗу )

Автор:  радистка Кэт [ 04 апр 2013, 17:53 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Djuley писал(а):
ха ха, тройка по СМЖЗу )


Нелепо да? По-моему так же нелепо как и придирки к деепричастным оборотам на этом сплошь оценочном форуме.. Что мы имеем? Пусть будет МХК или светская этика, я за! Только кто ручается, что дети туда пойдут, и что там не будет так же скучно как на тренинге про беднягу Пиноккио. Большие страхи выражают родители ещё на тему того, что детей склоняют к церкви, а церкви стяжают деньги за обряды. Вместо того, чтобы выбирать ту церковь, где не дорого, люди почему-то делают выбор в пользу экстрасенсов, бабушек и дедушек колдунов.. С радостью несут свои денежки за тайные знания о своём будущем..

Автор:  Александр Букин [ 04 апр 2013, 19:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F0%E0% ... 0%F1%E0%F0
Бальтасар Грасиан-и-Моралес (исп. Baltasar Gracián y Morales; 1601, Бельмонте, Арагон — 6 декабря 1658, Тарасона, Арагон) — испанский прозаик, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.

Содержание [убрать]
1 Биография
2 Сочинения
3 Русский перевод
4 Литература
[править]Биография

Родился в Испании в селении Бельмонте около Калатаюда в семье доктора. У него было три брата и сестра. Будущего писателя ещё с детства предназначили к духовной карьере, что было так обычно для тогдашней Испании.

В 1619 году в Таррагоне становится послушником иезуитского ордена.

В 1623 году в Сарагосе изучает теологию. В 30 лет ведёт курс «моральной теологии» в каталонской Лериде, а в 32 года начинает читать курс философии в иезуитской коллегии Гандии (Валенсия).
http://www.modernlib.ru/books/grasian_b ... akul/read/
Бальтасар Грасиан
Карманный оракул или Наука благоразумия, где собраны афоризмы, извлеченные из сочинений Лоренсо Грасиана


1. Все уже достигло зрелости, и более всего – личность. Ныне от одного мудреца больше требуется, чем в древности от семерых [1], и в обхождении с одним человеком в нынешнее время надо больше искусства, чем некогда с целым народом.
2. Натура и культура – два стержня, на коих красуются все достоинства. Одно без другого – полдела. Образования мало, надобно еще дарование. Но беда невежды в том, что он ошибается насчет своего призвания в жизни, в выборе занятий, места в краю родном, в кругу друзей.
3. Действовать скрытно. Неожиданность – залог успеха. От игры в открытую – ни корысти, ни радости. Не объявляя своих намерений, возбудишь интерес, особенно там, где высота положения порождает всеобщие ожидания, окружает замыслы тайною и самой этой загадочностью внушает благоговение. Даже когда хочешь быть понят, избегай откровенности и не позволяй всем без разбору проникать в твою душу. Молчаливая сдержанность – святилище благоразумия. Огласить замысел – погубить его: тогда в нем загодя находят недостатки, а потерпит неудачу – окажется злосчастным вдвойне. Итак, в образе действий подражай божественному, дабы всегда привлекать к себе напряженное внимание.
Казалось бы Бальтасар Грасиан,является послушником христианской церкви,но в его "карманном аракуле"ни одного упоминания о христе и его притчах-есть чему поучиться у него @->--

Автор:  Эльмира [ 04 апр 2013, 20:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?

Александр Геннадиевич! Cпасибо за передачу @->-- )))
Немного дёгтя: музыкальное сопровождение вчера было ужасным! Даже не припомню, чтоб так не нравились мне звучащие в СН песни..
Зато всё остальное слушала с огромным интересом! Очень понравилось выступление Павла.. и, хорошо, что не все, взятые мной интервью, прозвучали в передаче. Детки наши (случайно встреченные на улице) плохо говорят, косноязычно, плохо себя осознают.. до определённого возраста.
Понравилось то, как Вы, Александр Геннадиевич, вчера говорили о таланте учителя. Пожалуй, так: в ребёнке очень важно пробуждать удивление к тайнам этого мира...Но, может, не только удивление питает чувство интереса к миру и жизни? Юный Вертер вот ведь тоже удивлялся, восторгался, но при крушении иллюзий о том, как должен его мир (в лице его возлюбленной) встретить, взял, да и ... изъял себя из этого мира, надеясь, на Встречу с Возлюбленной в мирах иных:
Цитата:
И с этого мгновения ты моя, моя, о Лотта! Я ухожу первый! Ухожу к
отцу моему, к отцу твоему. Ему я поведаю свое горе, и он утешит меня, пока
не придешь ты, и тогда я поспешу тебе навстречу и обниму тебя, и так в
объятиях друг друга пребудем мы навеки перед лицом предвечного.
Я не грежу, не заблуждаюсь! На пороге смерти мне все становится яснее.
Мы не исчезнем! Мы свидимся! Увидим твою мать! Я увижу, узнаю ее и перед
ней, перед твоей матерью, твоим двойником, открою свою душу

http://bookz.ru/authors/gete-iogann/get ... erter.html
С другой стороны понимаю, почему Вы, Александр Геннадиевич, вчера говорили, что "мы как-то разучились чувствовать".. Понимаю это так: часто вопрос о смысле жизни задаётся молодыми людьми, стоящими НА КРАЮ бездны и уже заглядывающими в неё..(И вот ещё поэтому ещё, может, нельзя называть уроки именно так: уроки смысла жизни!). Думаю, что в моменты, когда молодые люди по каким-то причинам начинают ОСТРО ставить перед собой этот вопрос, они теряют именно ЧУВСТВА к своей жизни. И тогда начинается РЕДУКЦИЯ всех смыслов, которые их занимали до этого с коварным вопросом: "а зачем?".
И .. действительно (как и было подчёркнуто в передаче) подростки не только могут, но и любят переворачивать всё НАОБОРОТ. Возраст ПРОТЕСТА, в котором человек по-своему взрослеет. Предложенная подростку взрослым человеком книга (неважно - философская,религиозная, культурологическая, художественная), пусть даже умная, добрая, талантливая, может вызвать в ребёнке отторжение, а при попытке его за неё "усадить" - ВЗРЫВ негодования.
радистка Кэт писал(а):
Нелепо да? По-моему так же нелепо как и придирки к деепричастным оборотам на этом сплошь оценочном форуме
Катя.. Нелепо называться космонавтом, если ни разу в космос не летал ( и не собираешься)... а задавать уточняющий вопрос профессионалу по его профессии, по-моему, нормально.
По теме дискуссии: при опросе людей по теме передачи, как только я поворачивала разговор в сторону религиозного урока о "смысле жизни", только 2 человека из 12 опрошенных отнеслись к этой идее нормально. Это были 2 учительницы. Дети так все напрочь отказались ходить на такие уроки.
Какие-то станции всей страной мы, действительно, видимо, проехали..
Александр Букин писал:
Цитата:
Огласить замысел – погубить его: тогда в нем загодя находят недостатки

Относительно идеи уроков смысла жизни (какие бы люди за ними не стояли) согласна. Уроки должны называться по-другому. Кстати, опять же из моего опроса: услышав название, взрослые (которые не были в курсе предложения Д.Смирнова) неизменно прыскали со смеху..

Страница 8 из 11 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/