Добрый вечер, уважаемые собеседники форума
Анонсированная тема следующего эфира сформулирована как:
Афалина писал(а):
Нужны ли в школе "Уроки смысла жизни"?
Идея введения "Православных уроков смысла жизни"
Нужны ли в образовательном процессе
"Уроки смысла жизни"?
Что необходимо современной школе?
С вашего позволения, именно я буду тем, кто скажет здесь вступительное слово.
Во-первых, очевидно что в теме есть 2 аспекта - политический и мировоззренческий. Политический (или, возможно, лучше сказать социальный) аспект обусловлен современной ролью Церкви в жизни общества. А точнее сказать, неоднозначным отношением к усилению Её позиций.
По примеру других тем в разделе "радиопередачи" форума, я уже предвижу, что именно политическая составляющая этого вопроса выйдет на первый план и станет самым лакомым кусочком для обсуждения и, возможно, ожесточённого диспута.
Поэтому, я, в общем-то, призываю всех заранее отказаться от рассуждений на эту тему сквозь призму политических пристрастий (потому что, а смысл ? Мы же и так все уже давно знаем, кто за кого) и поговорить об этом, опираясь просто на свои ощущения и ожидания.
Что думаю об этом я ? Мне идея введения "Православных уроков смысла жизни" представляется неудачной.
Вообще, ещё Марк Твен удачно сформулировал афоризм "я никогда не позволял школе вмешиваться в моё образование". Понимаете, как мне представляется, внутренний мир человека - это довольно такой тонкий момент. Я бы даже сказал интимный. И, вообще говоря, далеко не каждого стоит в этот мир пускать. Что я пытаюсь сказать ? Понимаете, я вот всегда говорил: Советский Союз по сути дела работал с кадрами, выращенными в Российской Империи, а современная Россия уже как раз имеет дело с кадрами Советского Союза. Штука в том, что наши школы и учителя в этих школах - это по сути всё ещё последняя волна коммунизма. Я сейчас не придираюсь, я просто хочу обратить ваше внимание на пару моментов.
1) Уравниловка. Я не знаю почему так происходит, но большинство учителей, что называется, "всех гребёт под одну гребёнку"
2) "Ехать на экскурсию должны все". То есть почему-то вот эти "нормы коллективизма", что обязательно все целым классом должны делать что-то вместе..
Понимаете, у коммунистической доктрины вообще очень сложные отношения с ролью личности. Потому что по сути, коммунизм в России - это личность принесённая в жертву идее. Я вот сам призывал не обсуждать в этой теме политику, но походу первым же своё предложение и завернул.
В общем, смысл в том, что всю эту Советскую "лажу" типа уравниловки в моё время можно было спокойно переносить, потому что тупые учителя не лезли тебе в душу. То есть личностное общение сводилось порою до уровня "не бегай на переменах", "звонок для учителя" ну и тому подобное...
Понимаете, вопрос смысла жизни - это громадный важный пласт в жизни каждого человека. Эта тема - она должна сначала прорости вопросом в душе человека. Нельзя подходить к ней как к школьной дисциплине, с присущим к этому формализмом. Не надо это опошлять.
Вот вспомните (кто слушал), что рассказывал Данилин в теме про "патриотизм". Он там пересказывал речь какого-то белого эмигранта, которая сводилась к простой мысли, что их никто специально не учил патриотизму. Даже слова такого
вслух не произносили. Они, будущие офицеры, ещё будучи детьми просто смотрели на то, как к примеру развивается полковое знамя и блестит на солнце золотой шпиль, который установлен поверх его. И любовь к своему Отечеству, она появлялась просто и естественно, без всяких внешних вмешательств и наставлений взрослых. Ну как вообще можно научить смыслу жизни ? Что за бред. Да лучше бы ввели в школах обязательные уроки бальных танцев или изучения правил этикета.. Возможно, вот так опосредованно, без прямого вмешательства во внутренний мир маленького человека было бы легче прийти к той же самой цели.
Понимаете, смысл в том, что нельзя попасть в Рай сразу всем вместе. Нельзя въехать туда на чужом горбу. Это личное дело каждого.