Мне, честно говоря, тема пробок не близка.
В Челябинске проблемы с пробками практически нет, хотя не скажешь, что машин мало – ими все дворы заставлены. Но пробки бывают только если какая-то авария, и реакция людей, которые в эту пробку попадают, скажем, в маршрутке – скорее, недоумение: «Что случилось, почему стоим?» Ещё бывают иногда пробки в предпраздничные дни, когда люди на своих машинах едут по магазинам. А в будний день в час пик бывают разве что мини-пробки – минут десять стоишь, да и то далеко не каждый день такое. В реально большие пробки я попадаю только если приезжаю в Екатеринбург. Поэтому мой опыт стояния в пробках – довольно скромный. Но всё-таки попробую как-то порассуждать.
NatalyaS писал(а):
Наверное, для кого-то автомобиль – это действительно атрибут принадлежности к какому-то особому классу людей, и имение такого «атрибута» позволяет им чувствовать свою отличительную «значимость».
У меня тоже нет своей машины, но, по моим небольшим наблюдениям, мне кажется, что людям (самым обыкновенным людям, не крупным начальникам), привыкшим в современных условиях к езде на собственном автомобиле, бывает сложно заставить себя пересесть на метро или другие виды общественного транспорта и по каким-то совсем иным причинам.
Да, я с этим согласна. Вообще
наличие собственного закрытого и красиво украшенного транспортного средства с давних времён было одним из символов принадлежности к аристократии, к высшему обществу. Даже когда автомобилей не было – простонародье ездило верхом или на телегах, а представители знати – на красивых закрытых каретах. В советское время этот символ только ещё больше укрепился. Обычному человеку приобрести машину было весьма непросто, а вот представители элиты (причём не только партийно-чиновничьей, но и творческой, и научной) имели разные льготы и привилегии по приобретению автомобилей. Поэтому в нашем восприятии до сих пор существует разделение: автомобили – это транспорт для элиты, а трамваи и прочий общественный – для плебеев. Сегодня
когда человек стремится купить машину, он таким образом хочет чувствовать себя как бы «аристократом» своего времени и своего поколения. И я тоже знаю людей – обычных, не богатых и не представителей элиты – которые купили машину и с тех пор всюду ездят только на машине, и такое впечатление, что они скорее умрут, чем сядут на маршрутку, потому как это ниже их достоинства. Ну, а если слишком много «аристократов» в одном месте скапливается, тогда, естественно, начинается борьба за то, кто больше аристократ. (((
Но, может, дело не только в этом? Ведь не у всех же людей в пробке возрастает агрессия, не все же достают стволы или начинают материться. Я видела людей, которые вроде бы и стремились куда-то там по своим делам попасть, но на пробку реагировали вполне спокойно. Может, права Наталья, и что-то ещё тут есть?
Селена писал(а):
Автомобильные пробки реально физически перекрывают живое стремление-движение человека к своей конкретной цели.
Ирин, а цели-то точно ли СВОИ? Или навязанные? Нет, я не Вас имею в виду, у Вас-то они наверняка Ваши собственные. Но у многих?.. Я когда об этой теме думала, мне вспомнился почему-то давний выпуск СН о психологии опозданий. Там говорилось: если человек куда-то регулярно опаздывает, это значит, что он на самом деле не хочет туда идти, и поэтому неосознанно оттягивает момент своего туда прихода. Но ведь когда человек покупает машину, при этом прекрасно понимая, что он на этой машине зависнет в пробке – получается, что он тоже оттягивает своё прибытие куда-то на этой машине? Может, нынешний человек на самом деле
и не хочет ни на работу ехать, ни домой? Не, ну а чего там хотеть-то? Многие люди свою работу ненавидят - «глаза бы на неё не смотрели». А дома чего? Тоже ничего интересного: диван, пиво и телевизор. Так может, нынешний человек покупает машину не для того, чтобы ехать на работу и домой, а чтобы иметь уважительную причину хотя бы на время пробки туда НЕ ЕХАТЬ? Может, ему как раз и нужна вот эта остановка в пробке как некий момент свободы, момент выхода из бесконечного круговорота НЕ СВОИХ дел?
Может, какое-то количество людей, регулярно оказывающихся в пробках, как раз и хочет там оказаться?..
Вот случай в Екатеринбурге. Автобус, на котором я должна была уехать в Челябинск, задерживался, он не смог вовремя вернуться из предыдущего рейса, так как он из-за пробок не мог пробиться к автовокзалу. И другие междугородние автобусы тоже не могли пробиться и тоже задерживались, поэтому на вокзале собралась толпа людей, которые не могли уехать. Но вела себя эта толпа, в общем-то спокойно, я не заметила, чтобы там кто-то громко матерился или как-то бурно возмущался по поводу этих задержек; при том, что время было уже достаточно позднее, а путь этим людям предстоял не такой уж близкий. Я думаю: а может, эти люди втайне как-то не очень хотели оказаться там, куда они собрались ехать?
Да и потом, когда автобус наконец приехал, и мы в него сели, и он поехал обратно и снова влип в ту же самую пробку, из которой он только что выехал – как-то тоже не видела я у людей вспышек бурного раздражения. Видимо, такая агрессия чаще связана как раз с ездой в собственной машине.