Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Прямой эфир. Youtube
Чат переехал на ютуб

Текущее время: 28 мар 2024, 18:41

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 184 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 13  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 03:38 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Djuley,
Если принять во внимание, что секретариат ЦК КПСС, контролировал и имел представление о всем том, что делала культурная элита страны ( а культура в широком смысле - это в том числе и наука, техника, и гуманитарные отрасли, и прочее, что определяет вид и род цивилизации), то разделять политическую и культурную элиту , едва ли стоит. Политическое давление на культурную элиту, конечно, сыграло свою неприглядную роль, но, скажем, большинство научно-технических разработок, которые осуществляются сейчас - это еще задел СССР. Но я не об этом. Я о сегодняшнем дне.
А в сегодняшнем дне, в результате катастрофического для страны предыдущего двадцатилетия, мы потеряли значительную, если не большую часть культурной элиты страны, она теперь делает культуру в других странах.
А потеря элиты - это потеря культуры. Зияющая дыра и разрывы на сегодняшнем теле культуры России. Оправиться - нужны десятилетия, если не столетия пока появиться элита достойная России.

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 12:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 дек 2011, 01:12
Сообщения: 588
Откуда: Волгоград
Для меня важно кто и как создаёт и передаёт мифы. Кто-то их просто хранит, не передавая, а кто-то использует в свою пользу.

"...Я завёл принадлежности, которые вы видели, и начал творить чудеса. Я присвоил себе торжественные имена Великий и Ужасный. Через несколько лет народ забыл мой настоящий облик, и по стране пошли обо мне всевозможные слухи. А я этого и добивался и всячески старался поддержать свою славу великого чародея. Вообще мне это удавалось, но бывали и промахи...
" -Волшебным книгам надо верить. А теперь идите друзья мои... Но никому-никому не открывайте, что я - Обманщик
".

А.Волков. Волшебник изумрудного города.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 13:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 апр 2013, 08:25
Сообщения: 794
Откуда: Одесса
радистка Кэт писал(а):
Для меня важно кто и как создаёт и передаёт мифы.



Может быть,мифы создают философы,которых в наше время не хватает-люди отказались от философии,возведя ее в ранг достояния прошлого,считая,что дальнейшее ее розвитие не нужно..


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 14:33 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Умное.

Миф по Ролану Барту

Ролан Барт рассматривает миф как семиологическую систему, обращаясь при этом к известной модели знака Соссюра, выделявшего в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов. Согласно Барту, в мифе мы обнаруживаем ту же трёхэлементную систему, однако, специфика его в том, что миф представляет собой вторичную семиологическую систему, надстроенную над первой языковой системой или языком-объектом. Эту вторичную семиологическую систему или собственно миф Барт называет «метаязыком» потому, что это вторичный язык, на котором говорят о первом. При исследовании семиологической структуры мифа Барт вводит свою нетрадиционную терминологию. Означающее, подчёркивает он, может рассматриваться с двух точек зрения: как результирущий элемент первой языковой системы и как исходный элемент мифологической системы. В качестве конечного элемента первой системы Барт называет означающее смыслом, в плане мифа — формой. Означаемое мифологической системы получает название концепта, а её третий элемент представляет значение. Это вызвано, по мнению Барта, тем, что выражение знак двусмысленно, так как означающее мифа уже образовано из знаков языка.
Согласно Барту, третий элемент семиологической системы — значение или собственно миф — создаётся за счёт деформации отношения между концептом и смыслом. Здесь Барт проводит аналогию со сложной семиологической системой психоанализа. Подобно тому как у Фрейда латентный смысл поведения деформирует его явный смысл, также и в мифе концепт искажает или точнее «отчуждает» смысл. Эта деформация, согласно Барту, возможна потому, что сама форма мифа образована языковым смыслом, подчинённым концепту. Значение мифа представляет постоянное чередование смысла означающего и его формы, языка-объекта и метаязыка. Именно эта двойственность, по Барту, определяет особенность значения в мифе. Хотя миф это сообщение, определяемое в большей степени своей интенцией, тем не менее буквальный смысл заслоняет эту интенцию.
Раскрывая коннотативные механизмы мифотворчества, Барт подчёркивает, что миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Касаясь проблемы «чтения» и расшифровки мифа, Барт пытается ответить на вопрос как происходит его восприятие. Согласно Барту, миф не скрывает свои коннотативные значения, он «натурализует» их. Натурализация концепта является основной функцией мифа. Миф стремится выглядеть как нечто естественное, «само собой разумеющееся». Он воспринимается как безобидное сообщение не потому, что его интенции тщательно скрыты, иначе они утратили бы свою эффективность, а потому, что они «натурализованы». В результате мифологизации означающее и означаемое представляются «читателю» мифа связанными естественным образом. Любая семиологическая система есть система значимостей, но потребитель мифов принимает значение за систему фактов.

Из ВИКИПЕДИИ, разумеется. На нормальный язык не перевести.
о А. Г. Данилин вчера оговорился, что понимает миф ПРОСТО. Он соотносит МИФ и СЮЖЕТ. И это очень важное замечание. Если нет СЮЖЕТА , то и НИЧЕГО НЕТ. Но сюжет способен создать в своем сознании и воображении только человек. Причем, только тот человек, которому важно,чтобы его существование имело ЗНАЧЕНИЕ. Миф - это род игры. Причем, высокой. Так одухотворяется жизнь. В культуре - мифы уже сложившие и наследуемые.
Но жизнь постоянно творит и новые мифы, при том ,что сотворить их не так -то просто. Проще совпасть уже с готовой МОРФОЛОГИЕЙ ( см. "МОРФОЛОГИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ в. Проппа). На этом сайте мы неоднократно и весьма квалифицированно ( были среди НАС - специалисты по сказкам) обо всем этом рассуждали.
Воз,правда,и ныне там. Нет ДАЛЬШЕ СЕБЯ идущего СЮЖЕТА о САМОМ СЕБЕ и МАСШТАБА,в который этот сюжет (миф) вписывается, нет почти ничего.
Правда,это весьма идеалистическая концепция.
Реальнее,видимо,разного рода заговоры, цель которых - разрушение мифов до ОСНОВАНИЯ. А - затем ?
Элита продиктует всем сразу СВОЕ КИНО ? СОН-ЕДА-КИНО. И рабский труд.
Но не будем кошмарить друг друга. Мы же...как это ?...интеллигентные люди...Вот !)
А, значит, надо жить хотя бы "по мифу о докторе Чехове". Но и этот миф сегодня разрушают кинематографисты и писатели.
Но "человек ВЫШЕ СЫТОСТИ"! Может, сегодня это снова звучит актуально ? Или все-таки ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ?
Говорить-то не хочется... Руками размахивать - стыдновато...
Остается уберечь какую-нибудь последнюю ИЛЛЮЗИЮ. Она же - миф.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 15:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
И - ВИКТОР ПЕЛЕВИН.


Появление сознания как трансфизического эффекта связано с квантовой неопределенностью — точнее, с ее схлопыванием. Исходная неопределенность содержит огромное число потенциальных вариантов и возможных форм их проявления.

Сознание — это эффект, который возникает при переходе от бесконечного числа непроявленных возможностей к какому-то одному окончательному варианту.

Сознание и есть актуализация единственного оставшегося варианта — который при этом осознается. Это как бы сверкающая трехмерная корона невидимого и многомерного черного солнца — или, как мы говорим, Великого Вампира. С метафизической точки зрения сознание — это смерть свободы, поэтому мы называем его темницей.

Если вы заметили, что вы есть и осознаете себя, с вами уже случилось самое худшее из возможного в вероятностном космосе. Случившееся так ужасно, что вам теперь даже не понять, что произошло и с кем, и как что-то вообще может быть иначе — ибо сознание есть безвыходная самоподдерживающаяся тюрьма, из которой нельзя выглянуть даже мысленно.

(Бэтмэн Аполло)

Его идея о "шлемах ужаса" - это разговор о культуре.
Мы в последнее время "шлемы ужаса" с себя пытались скинуть...А ЧТО в итоге произошло - никто пока толком и не понял.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 16:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 3757
Откуда: Уфа
Людмила писал(а):
И - ВИКТОР ПЕЛЕВИН.
........

Великий и ужасный разрушитель? :men: Пишет Хроники Мирового Титаника?
К стати, как-то подспудно стал прочувствовать некоторое метафизическое сродство с Желязны(а может и с Булгаковым). А потом обнаружил и в сюжете эпизоды сходные Чапаева и Пустоты с Хрониками Амбера. Даже начало похожее. Но, это надо будет уточнить, копнуть текст (в Избе Читальне).
Прошу прощения если увожу от темы.


Последний раз редактировалось Djuley 21 апр 2013, 09:21, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 21:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 31 мар 2010, 20:27
Сообщения: 79
Откуда: Мышкин
Людмила писал(а):
И - ВИКТОР ПЕЛЕВИН.
...
Его идея о "шлемах ужаса" - это разговор о культуре.
Мы в последнее время "шлемы ужаса" с себя пытались скинуть...А ЧТО в итоге произошло - никто пока толком и не понял.

Людмила, спасибо. Да, пелевинский "Шлем Ужаса", по-моему, очень многогранен. И, наверное, этот Креатифф о Тесее и Минотавре может рассматриваться как разговор о культуре, в том числе. Скажите, Людмила, как Вы считаете, какой смысл, имеет "лабиринт" в контексте взгляда на "Шлем Ужаса" как на "разговор о культуре"?

_________________
Too Old to Rock'n'Roll, Too Young to Die


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 апр 2013, 22:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
как Вы считаете, какой смысл, имеет "лабиринт" в контексте взгляда на "Шлем Ужаса" как на "разговор о культуре"?

Мне трудно сходу. Книга читалась давно.
Но лабиринт - это серия "тупиковости". Я помню фразу Андрея Битова : "Из лабиринта - в божий мир". В ЧАТЕ - это не в "божьем мире",это именно в лабиринте ГОТОВЫХ РЕЦЕПТОВ. У каждого своя колокольня, которая для другого - тупик НЕПОНИМАНИЯ. Но и ТУПИК для ПОНИМАЮЩЕГО. Ибо понять - значит, убить поиск. Лабиринт надо взорвать неведомым СМЫСЛОМ . Поэтому Минотавра ждут с УЖАСОМ. А он приходит как МЫЧАНИЕ - доСМЫСЛ, доЯЗЫК.
Объяснять друг другу известные культурные СМЫСЛЫ, прививать КУЛЬТУРНЫЕ истины - почетное занятие. И мы все так или иначе этим увлечены бываем. Но нужен и СТРАХ перед НЕВЕДОМЫМ. Перед ГУННАМИ * которые ,как всегда,начинают с непочтения к старушкам в метро).
Вежливый мальчик- это не так уж ПЕРСПЕКТИВНО. Вежливый старик - это завоевание культуры.
Мальчикам - хамство и дерзость позволительны. Но ...надолго ли они придут эти НОВЫЕ МАЛЬЧИКИ, не слушающие КУЛЬТУРНЫХ СОВЕТОВ своих родителей ?
Культура - мертвая зона ТУПИКОВОГО лабиринта Но в лабиринте - ГЕРОЙ и ХАМ.
Бред. Но так написала рука.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 03:11 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Людмила,
Вот перечитала бы пару раз и вспомнила бы про нить Ариадны, которая и есть культура, показывающая путь и герою и хаму из лабиринта

Слом традиций, нравственной культуры, где были не возможны "чайлдфри" http://russianchildfree.com/forum/portal.php, http://vk.com/childfree_forever и прочие прелести, которыми мы обогатились, в частности ,.потерей уважения к детству, убийства детей. изнасилования, педофилия

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 03:36 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4436
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
"...Изя все разглагольствовал там насчет здания культуры...
...Все прочее – – это только строительные леса у стен храма, говорил он. Все лучшее, что придумало человечество за сто тысяч лет, все главное, что оно поняло и до чего додумалось, идет на этот храм. Через тысячелетия своей истории, воюя, голодая, впадая в рабство и восставая, жря и совокупляясь, несет человечество, само об этом по подозревая, этот храм на мутном гребне своей волны. Случается, оно вдруг замечает на себе этот храм, спохватывается и тогда либо принимается разносить этот храм по кирпичикам, либо судорожно поклоняться ему, либо строить другой храм, по соседству и в поношение, но никогда оно толком не понимает, с чем имеет дело, и, отчаявшись как-то применить храм тем или иным манером, очень скоро отвлекается на свои, так называемые насущные нужды: начинает что-нибудь уже тридцать три раза деленное делить заново, кого-нибудь распинать, кого-нибудь превозносить – – а храм знай себе все растет и растет из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, и ни разрушить его, ни окончательно унизить невозможно... Самое забавное, говорил Изя, что каждый кирпичик этого храма, каждая вечная книга, каждая вечная мелодия, каждый неповторимый архитектурный силуэт несут в себе спрессованный опыт этого самого человечества, мысли его и мысли о нем, идеи о целях и противоречиях его существования; что каким бы он ни казался отдельным от всех сиюминутных интересов этого стада самоедных свиней, он, в то же время и всегда, неотделим от этого стада и немыслим без него... И еще забавно, говорил Изя, что храм этот никто, собственно, не строит сознательно. Его нельзя спланировать заранее на бумаге или в некоем гениальном мозгу, он растет сам собою, безошибочно вбирая в себя все лучшее, что порождает человеческая история... Ты, может быть, думаешь, спрашивал Изя язвительно, что сами непосредственные строители этого храма – – не свиньи? Господи, да еще какие свиньи иногда! Вор и подлец Бенвенуто Челлини, беспробудный пьяница Хемингуэй, педераст Чайковский, шизофреник и черносотенец Достоевский, домушник и висельник Франсуа Вийон... Господи, да порядочные люди среди них скорее редкость! Но они, как коралловые полипы, не ведают, что творят. И все человечество – – так же. Поколение за поколением жрут, наслаждаются, хищничают, убивают, дохнут – – ан, глядишь, – – целый коралловый атолл вырос, да какой прекрасный! Да какой прочный!.. Ну ладно, сказал ему Андрей. Ну – – храм. Единственная непреходящая ценность. Ладно. А мы все тогда при чем? Я-то тогда здесь при чем?..
–  Стой! – – Изя схватил его за постромку. – – Подожди. Камни.
Действительно, камни здесь были удобные – – округлые, плоские, словно затвердевшие коровьи лепешки.
–  Очередной храм возводить? – – проговорил Андрей, ухмыляясь.
Он отбросил постромки, шагнул в сторону и подхватил ближайший"
Стругацкие. Град обреченный

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 04:58 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1725
Откуда: Курган
Иван, спасибо, что вспомнили АБС! А Пелевина- еще не читала (кроме некоторых произведений).. :du_ma_et: Сколько надо еще прочитать, чтобы хотя бы знать, о чем идет речь. Наверное, и это культура тоже- для того, чтобы участвовать в разговоре, надо хотя бы иметь представление о мифе, которым другой человек уже отчасти живет, то есть как- то использует уроки этого мифа, говорит на языке этого мифа, осовременевшемся(? так себе новое слово, можно, наверное, лучше сказать..) уже языке древнего мифа.. Литература же вся состоит из 36 (? Если что, Людмила поправит! :-): ) кирпичиков- сюжетов?

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 08:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 2110
Откуда: Москва
Тут в передаче сказали, что нашу жизнь определяет борьба разных «мифов». Есть человек «Нарцисс», он борется с человеком «Прометей». А я считаю, что сам человек носит в себе множество «мифов», которые борются у него внутри. И всё зависит от Слова/Силы/Воли (далее Логос), который организует и примиряет враждующие внутри «мифы». А вот тут не так всё просто.

Культура - это Логос, создающий реальность. Но вот в чём проблема; носитель Логоса не только Бог, но и Человек. Логос – разный бывает. Разным целям он может служить. Разные формы донесения существуют. Как распространяется логос? Я выделяю две формы. Первая - книжная, летописная форма, которую ярко сейчас выражают СМИ, система образования... Другая - символическая, энергетическая, которую лучше всего смогло выразить устное народное творчество, подкреплённое прикладным искусством. Между этими формами - борьба. Они близнецы, спутать их друг с другом очень легко. И от того умеем ли мы их различать, будет зависеть то, чей Логос-Культура будет нас определять. Роман М.Булгагова "Мастер и Маргарита" об этом. Что в человеке/народе звучит сильнее: труды литераторов (Мослита) или сожжённая рукопись Мастера, ушедшего в вечность? И кто стоит на страже культурных традиций, и какая культура наследует логос Бога?

Я так различаю Логос. Спасибо Александру Геннадьевичу - научил. Логос (божественный) подразумевает в себе бесконечное число «мифов», богов, архетипов, индивидуальностей. Из этого всего состоит человек. При этом существует единая «сила тока», «сила течения» (из предыдущих постов понравилось выражение «нить Ариадны»), которая структурирует и направляет движение этого потока. А есть другой Логос. Этот Логос, который строит Храм (по этому поводу очень понравилась цитата В.Журавского из братьев Стругацких «Град обречённый»). Не смотря на красоту храма, он может сыграть манипулятивную роль с сознанием человек. Он может попытаться бесконечность свести к познанию; описать, что из чего состоит, а на индивидуальность навесить ярлыки/диагнозы, определить принадлежность: «красные», «белые», «фашисты», «либералы» и пр. А дальше такому Логосу ничего не стоит противоположности «сталкивать лбами», умело используя противоречивость человеческой натуры, борьбу её внутренних комплексов, развязывая войны и революции. Да, и манипулировать «ярлыком» очень легко. Для человека «Нарцисса» создать индустрию моды, человеку «Антисемиту» заткнуть рот и забанить. Короче, разделяй и властвуй.

Некоторая часть наших прародителей по этическим соображениям не создавала книжный, летописный Логос. Не могли они создавать строения-храмы, которые бросают вызов Природе, созданной Всевышним. Они также не могли преступить нравственный закон: «Отцов не судят, и не дают судить их другим». Деяния отцов складывались, интерпретировались, понимались через миф и знак. Так появился Иван-дурак, Пиноккио и др. К тому же у человека есть способность сохранять невидимую память о всех своих предках и всех людях, которые когда-либо населяли Землю. Наверное, это была серьёзной ошибкой - умение это может быть утрачено или заменено на «летописный логос». Летописный логос показал, как можно упрощать, очернять, клеветать, осуждать, навешивать ярлыки, создавать новые идеи, увлекающие людей, ломать традиции; в порошок, стирая достижения разных культур. В одной из передач Александр Геннадьевич рассказал, что он хочет пойти в школу к сыну, чтобы поговорить с учителем истории. У вас это получилось? У меня нет. Моё понимание исторических фактов – многие воспринимают как безумие. И борьба за «правильную историю» похожа на борьбу с ветряными мельницами.


Когда-то «Серебряные нити» расшифровывали сказку о «Курочке Рябе», тот вариант, в котором повествуются о чреде бедствий, заканчивающиеся тем, что поп – раздирает книги. Проблема не столько в «книжно-летописном» способе передачи культуры, сколько в том, что в этом способе содержится соблазн – власти. Я сама, когда пишу свои исследовательские исторические работы – словно по минному полю иду. Поэтому «летописцы» и деятели культуры всегда объединялись в политический, культурный, национальный, религиозный клан/элиту (как правильно заметил Иван Журавский). Тот же М.Булгаков в своём романе «Мастер и Маргарита» это наглядно показал. Но я не буду отрицать эту форму, ведь сейчас наступают времена соединения противоположностей. Мы распознаём ошибки совершённые человечеством и пытаемся не допустить их в будущем. Я сама пишу Летопись о себе (Родовую книгу), только она не на что не претендует, и адресуется исключительно потомкам.


Последний раз редактировалось Это Я 05 май 2013, 05:51, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 08:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Вот перечитала бы пару раз и вспомнила бы про нить Ариадны, которая и есть культура, показывающая путь и герою и хаму из лабиринта

Миф вчера перечитала. Нить Ариадны - само собой. Но она - это скорее, любовь и забота. Любовь и вера. Нить Ариадны - это ее Зов. С этой нитью - то у нас нынче и плохо. Нитей много,отовсюду. Запутались.
Торжествует инстинкт. Не в ком-нибудь, часто в каждом из нас. Не обязательно насилия ДИКОГО, достаточно и тупенького чревоугодия. Передачи по КУЛЬТУРЕ (ТВ) все чаще очень грустные,именно ТУПИКОВЫЕ. Последняя КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Режиссер Лунгин хмуро рассуждал о том, что "свобода - горькое слово". И говорил об оставленном Рае, о познании Добра и Зла. Подумалось,что БОЛЬШИНСТВО постсоветской России в последние годы напрямую искушаются ЗЛОМ. Оно прет ото всюду. Да. Но ПРОТИВОСТОЯНИЯ ему в современном человеке ( с НАС) оказалось очень мало. Стенки чисто СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ( балет, хоккей, космос, всеобщее образование, бесплатная медицина),увы, не выдержали натиска искушения . Кроме БАЛЕТА есть "много чего" - ТАНЕЦ ЖИВОТА ,например, и кордебалет; хоккей потребовал слишком много тренировок и мужества - мужчины обленились за виртуальными играми ; образование поплыло в сторону "тестирования" ; медицина стала платной и любой яд тебе с легкостью продадут в аптеке). МЫ НЕ ПРОШЛИ ИСКУШЕНИЯ. А нас в него ВВЕЛИ. Кто ВВЕЛ ? Ну,на этот счет много мифов.
В передаче ТЕМ ВРЕМЕНЕМ немало умных мужчин ( женщины - Ариадны среди них не было!) еше более тупиково и нервно (от неприязни друг к другу) рассуждали о том, насколько СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА была надежнее как СИСТЕМА ? Понятно,что СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ сегодня нет. А что есть ? Задумались.
Покаяние ПОСЛЕ греха происходит. Вот этого советский человек понять не мог. Мы были безГРЕШНЫ по самой идеологии. Или искали ОДНОГО ГРЕШНИКА, виноватого во всех национальных бедах. А то, что КАЖДЫЙ при малейшем испытании на прочность,может это испытание не выдержать, МЫ НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ ДАЖЕ. Ибо у нас - ЩИТ. Исторический. И исторически-культурный. Мы про идеальный ХРАМ даже научились говорить , про ЗОНЫ,про АНДРЕЯ РУБЛЕВА ( Тарковский этим и гениален,но сегодня - ПРЕКРАСНОДУШЕН. Хотя - смотреть А. Тарковского - становиться чище. Самому стать СТАЛКЕРОМ - это прямая жертва. Причем, очень неблагодарная).
ТРУДНО ПРИЗНАВАТЬ СЕБЯ ПОБЕЖДЕННЫМ СВОЕЙ ЖЕ НИЗОСТЬЮ. Но... ВЫСОТА дается трудно и героически. И морали читать пока рано. ЧТО ДЕЛАТЬ ? А своими ножками ( без ЛЮБОВНОЙ НИТИ) топать по лабиринтам. Научиться отличать один тупик от другого (каждый - манит). Взвыть по-звериному от тоски и страха. И... СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ. Даже если человеком станет кто-то другой, а ты сам (наше ПОКОЛЕНИЕ) - пропал,увяз,поглотился...
Лучшее в человеке - это его жест навстречу людям. Но...ДАНКО мы уже проходили.
ТАКИЕ ,вот, воскресные утренние мысли.
Развеваются - чайком да солнышком. Да еще по каналу КУЛЬТУРА могут показать что-нибудь душеполезное . На улице - грязь. В троллейбусах - "дикие" МЫ.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 10:37 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3756
Откуда: Ульяновск
Миф, как сюжет.
Эта фраза Дока заставила надолго задуматься. Т.е. если я правильно поняла, достаточно обозначить сюжет повествования… не важно чего (сказки или фэнтези в современном варианте, реальной истории, сценария фильма)… в некоторых узнаваемых и из века в век передающихся сценарных композициях, то этот сюжет можно воспринимать как мифологический. При этом возникает вопрос, насколько важно отношение человека к героям (в данном случае герой всего лишь персонаж сюжета) мифологического сюжета?
Как-то вот, на мой взгляд, отношение к одному и тому же сюжету будет разным, если в одном случае его героями будут боги, а в другим реальные люди или вымышленные персонажи, но максимально приближенные к реальности.

Богам древности во всех культура поклонялись, их уважали, их боялись, им строили храмы, проводили в их честь ритуалы и обряды. Эти силы, неизмеримо выше, значимее и сильнее человека, реально чувствовались душой античного человека. В этом случае мифологический сюжет не просто запоминался. Он отпечатывался в душе неким внутренним чувственным слепком, если можно так сказать. Ну например некий благоговейный страх перед гневом того же Зевса или Ареса заставлял людей тщательно и осторожно проводить подготовку к некоему ритуальному празднику, который непременно включал в себя какой-то эпизод мифа. При этом эта тщательность и осторожность тоже вписывалась в мифологический сюжет, как реально переживаемые человеческие чувства. Дальше торжественно проводился сам ритуал. По завершению которого человек испытывал чувство удовлетворения, радости, облегчения, уверенности, спокойствия. И сюжет мифа, наложенный на внутреннюю работу чувств, действительно окультуривал действия человека. Ведь окультуривается именно чувственный мир человека, если воспринимать культуру как внутреннее явление, а не только как внешнее проявление.
Что происходит с сюжетными линиями сейчас, когда благоговение практически исчезло из наших действий. Возможно оно осталось как чувство созерцания, но действие как действие сакральное, благоговейное, даже у верующих по моим наблюдениям уже редкость. Как в таком случае подлинная героика мифологического сюжета может закрепиться в человеческой душе?

Александр Геннадиевич, в прошлой программе о Культуре Вы сказали…
Danilin писал(а):
На самом деле миф – это не ложь, это то, что дает мотив настоящего поведения. Это то, ради чего я могу как-то действовать.

Если мифологический сюжет смотреть или слушать как сказку,… (а как известно сказка – ложь,… и несмотря на то, что в ней содержится урок, она все равно устойчиво воспринимается сознанием как выдумка)… или как возможную реальную историю, пусть условную и приукрашенную, но все рано вполне могущую случится в нашей обычной жизни, то… то внутреннее отношение, чувственный слепок на том же самом мифологическом сюжете будет совсем другим. А значит и мотивировать настоящее поведение человека тот же самый мифологический сюжет будет по другому, по иному, чем в те времена, когда эти самые мифологические сюжеты возникали. Если вообще будет мотивировать.

Фильм "Титаник" оказался набором возможно даже не сюжетов а полусюжетов. Каждый из героев, совмещая в себе части разных мифов и привычную реальность, размывает мифологический сюжет, оставляя от него штрихи, нити, обрывки, и вероятно создавая новую мифологему. Работают ли они сейчас в наших душах также как работали древние мифы? Древний культ богов и современный культ кумиров все-таки вещи внутренне разные, хоть внешне невероятно похожие.
Danilin писал(а):
Зачем мы ходим в кино или в театр? Для того, чтобы обнаружить там некие образы самих себя в виде какой-то законченной почти сказочной каждый раз истории, не имеющей никакого отношения к нашей реальной жизни.

Мы в кино и в книгах ищем себя, т.е. то что уже вложено в нас и нами забыто. Реакция на фильм – это выход этого забытого или задавленного наружу. И вот здесь в этой реакции наверное и нужно свои мифологические сюжеты искать.
Как они эти мифологические сюжеты вообще в нас вложились? Если скажем молодые люди в метро используют миф о Нарциссе, практически ничего о нем не зная, то как он возник в их душах? Т.е. получается, что наша культура преимущественно нарцисстична, а не героическая. Причем сюжет мифа о Нарциссе воспроизведен в современной культуре так, что он становится притягательно-приятен и нестрашен, а героические сюжеты скучны и неинтересны.

В общем я рада, что будет продолжении разговора о мифах культуры. Очень многое я здесь никак не могу понять. Прошлую программу Вы закончили словами…
Danilin писал(а):
Культура это не просто система мифов, это система героических мифов, это система героических идеалов.

И главное мое непонимание и недоумение: а достаточно ли всего лишь мифологического сюжета, чтобы создать в душе человека мотив для героического действия? Под Героем здесь я имею в виду не только Героя-защитника, но и вообще культурного Героя, Героя своей профессии (ведь были же Герои соцтруда в Советском Союзе), Героя своих поступков, Героя своих слов…

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 10:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3765
Откуда: Мурманск
Советую посмотреть и обсудить фильм Лебедева "ЛЕГЕНДА № 17". Все там в точку нашего разговора - и о кино, и о мифах, и о культуре )

СЕЛЕНА. А я как раз понимаю А.Г. Данилина как никогда. Сюжет - это то,что делае человека ДАЛЬШЕ САМОГО СЕБЯ - физиологического ( и даже просто социально-бытового). Это путь в творчество и искусство. Которые одни и оправдывают жизнь.
Происхождение мифов - и собственно мифы, и книжки СОВЕТСКОЙ ПОРЫ , и РОДОСЛОВНАЯ, и "одна бабка сказала" (сплетни )...
Мотивация - стать легендой. И кино в нас это желание пробуждает. И благодаря КИНО мы понимаем , кем мы ХОТЕЛИ бы быть,чтобы себя уважать. Это,может быть,и образ КРУТОГО ЗЛОДЕЯ.
В СН А.Г. Данилин последовательно говорит о ВООБРАЖЕНИИ,которое открывает человеку самого себя в его соотнесенности с большим миром.
Или я чего-то не понимаю ? )


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрыт Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ Сообщений: 184 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 13  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 68


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.107s | 18 Queries | GZIP : On ]