Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 04 дек 2016, 13:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 184 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 13  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 13:19 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Людмила, я понимаю, что я тупо не понимаю чего-то важного. И проблема моя в том, что это непонимание никак не могу объяснить.

Человеческие действия, человеческое поведение определяет сюжет, сценарий – это понятно.
Людмила писал(а):
СЕЛЕНА. А я как раз понимаю А.Г. Данилина как никогда. Сюжет - это то,что делае человека ДАЛЬШЕ САМОГО СЕБЯ - физиологического ( и даже просто социально-бытового).

Дальше себя физиологического, понимаю. Это действительно так. По-моему все человеческие действия обусловлены либо инстинктами (физиологией), либо сценарно-сюжетным поведением (мифом по А.Г.) И поэтому дальше мне не понятно, почему сюжет делает человека даже дальше просто социально-бытового? Ведь там поведение человека тоже мотивировано сюжетом, социально-бытовым сюжетом поведения.

Людмила писал(а):
Мотивация - стать легендой. И кино в нас это желание пробуждает. И благодаря КИНО мы понимаем , кем мы ХОТЕЛИ бы быть,чтобы себя уважать. Это,может быть,и образ КРУТОГО ЗЛОДЕЯ.

Мотивация, чтобы стать легендой, это некий способ самоуважения. Если я правильно Вас поняла. И значит мотивацией действий и поступков становиться чувство, а не сюжет. Сюжет добирается потом, чтобы реализовать это чувство. Сюжет это последовательность действий, чтобы реализовать чувство. Ведь так или нет?

Легенда – это след не просто в истории, в истории семьи, рода, народа, мира, это след в вечности. Чем сильнее след, тем дольше живет легенда. И самый легкий и надежный способ в этом отношении – это путь Герострата. Кто помнит сейчас зодчих и строителей храма Артемиды?... а вот имя Герострата известно практически всем. Так что легендой стать легче что-то разрушив, чем что-то построив. Зодчих и строителей храма Артемиды мотивировала любовь и поклонение Артемиде – богине девственнице, богине охоты, плодородия, женского целомудрия. Т.е. мифологический сюжет, думается мне, вызывал в них чувства почитания, восхищения, поклонения и попытка выразить эти чувства, отразить их в реальности, сделала их творцами. Только эта мотивация и сделала их творение одним из чудес света.

Я хочу вот что понять. Миф, как сюжет, это что мотив для действия или для чувства.
Например, я посмотрела фильм, поняла, что вот этот герой-злодей или злодейка тоже очень даже легендарны. Используя их образ вполне можно стать легендой и это несколько проще, чем герой-творец, например, или защитник. И я реализую этот сюжет в своей жизни, воплощая действия и поступки героя, чтобы, приблизившись к понравившемуся персонажу, удовлетворять свое чувство самоуважения. В данном случае мотивацией является что: чувство самоуважения или мифологический сюжет?

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 14:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
СЕЛЕНА.
Я не могу Вам ответить. Правда. Где-то зазор нестыковки. Миф - мотивация чего ? Миф - это самопознание. И отклик всего себя на УЗНАВАНИЯ себя. А себе мы дороги. АРХЕТИПП по Юнгу. Лучше не скажешь.
Можно скрывать от людей их архетипы ( запрет на определенные сюжеты). Иногда скрывают сюжет о ЛЮБВИ ( Русалочку и т. д.),иногда о Смерти (тот же ТИТАНИК). Запрет на пробуждение в человеке самого себя. Но...все тайное становится явным. Рано или поздно человек читаеи или смотрит СВОЙ МИФ. Как в зеркале отражается. И действует соответственно. Но сначала - восторг,воодушевсление СТАТЬ. Потом - свои сюжеты с этой - познанной - мифологической основой. И уже девушак - не девушка,а КРАСНАЯ ШАПОЧКА. А мужчина - не мужчина, а СИНЯЯ БОРОДА.
Демифологизация - это коварство . В АНТИЧНОСТИ коварен оказался Еврипид. Возьмись он писать о Прометее, он бы точно что-нибудь обытовил, очеловечил. Не знаю,правда,что : фантпзии не хватает. Но уж с орлом,клюющим ему печень,он бы точно вошел в судебные,а не судьбоносные отношения :)
ДЕмифологизация сегодня колоссальна! Идет попытка свести к минимуму и сюжет. Человек в СЮЖЕТ ощущать себя боится. Это очень напрягает душу. Сюжет любви и разлуки,например.
Сегодня самый терпимый сюжет - криминалистический. МИФ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. Мотивировка - ДЕНЬГИ.
Просто и ясно. Мотивировка - амбиция стать ЛЕГЕНДОЙ. И мотивировка - тупо украсть и отдохнуть на Канарах. Но...это как-то даже скучно объяснять.
К тому же,я могу ошибаться.
СЮЖЕТ - это РОЛЬ. А РОЛЬ человека ВОЗВЫШАЕТ. Это уже искусство,а не просто : проснулся-умылся-побрился - уснул снова. Если РАБОТА и ОТНОШЕНИЯ не становятся сюжетом и не вписываются в МИФ,то жизнь бессодержательна.
Однако именно эта бессодержательность - СОН и ПОКОЙ ( при АППЕТИТЕ) многих более,чем устраивает.
С Чеховских времен, кстати. Он-то сам на САХАЛИН махнул ! Одиссеем себя почувствовал...
Ох. Что-то не так...А - как ? И не знаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 14:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 дек 2011, 01:12
Сообщения: 588
Откуда: Волгоград
miroslava писал(а):
Может быть,мифы создают философы,которых в наше время не хватает-люди отказались от философии,возведя ее в ранг достояния прошлого,считая,что дальнейшее ее розвитие не нужно..


Мне кажется не обязательно быть философом, чтобы с теплом и любовью передать молодому поколению что-то доброе-вечное. Окультурить - какое-то холодное слово.
На весь дом у нас только одна бабушка, встречая которую с удовольствием слушаешь её. Она рассказывает о своей жизни, о своих хороших детях, не навязчиво, не торопливо. Остальные пожилые женщины и бабушки тараторят и жалуются с раздражением на всё и вся. Дедушки и часто стали встречаться какие-то "никакие" мужчины лет сорока - как будто в прострации, которые не всегда и здороваются.. Откуда же берутся дети-хамы? Новая легенда - это такие злые инопланетяне)

Не могу забыть сцену в очереди в поликлинике - когда основная часть очередников - пожилые и старенькие люди чуть не затоптали, не говоря уже о том, чтобы пропустить вне очереди женщину инвалида, которая еле стояла на ногах. Эти почтенные люди делали вид, что не замечают её. Такая же ситуация на нашей почте. Сколько чёрного, невоздержанного, неприличного можно услышать.

Напротив, в общественном транспорте довольно часто встречаются молодые люди, уступающие не только пожилым, но и малышне, и женщинам. Не только в трамваях, но и в маршрутках - где каждый сам за себя заплатил и не обязан вставать..

Можно всё правильно понимать про мифы, но что бы это была за птица-говорун, если бы она талдычила лишь о том, что отличается умом и сообразительностью.


Последний раз редактировалось радистка Кэт 21 апр 2013, 15:54, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 14:37 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Вот. В. Пропп. Тясячу раз ЗДЕСЬ о нем говорили (прости Иван!), но перелистать никогда не вредно.
http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia. ... tures.html

В. Пелевин ШЛЕМ УЖАСА
http://www.loveread.ec/read_book.php?id=2944&p=1

Очень правильно было бы прочитать форумчанам. Ибо написано в форме форума-чата. @->--


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 14:40 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Как мне представляется, разговор повернул в сторону отличия мифа от сказки и эпоса (как мне прочитались вопросы и сомнения Иры (Селены из этого поста)
viewtopic.php?p=75326#p75326
Это интересный поворот, потому что, познавая и, разграничивая одно от другого, мы лучше понимаем природу и мифа, и сказки и эпических преданий и легенд..
Известный филолог (доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии, директор Института высших гуманитарных исследований РГГУ, член научных советов РГГУ и ИМЛИ РАН, Научного совета по мировой культуре РАН, ряда международных научных организаций) Елеазар Мелетинский много интересовался мифами, исследовал их всю свою жизнь, классифицировал, написал около 250 научных трудов.
У него есть работа "Миф, сказка, эпос", но для начала из Большого энциклопедического словаря хочу привести определение МИФА:
Цитата:
МИФ (от греч. mythos - предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

http://slovorus.ru/index.php?ID=40574&p ... 4&s=%CC&a=
Как видно из этого определения, МИФЫ с помощью образов, символов передавали людям знания о мире, помогали объяснять происходящее в нём, находить своё место на земле. (Это понятно и об этом писали так или иначе выше)
Основным отличием мифа от сказки является то, что миф воспринимался слушателями как то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было и передавался как ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ. Сказки создавались на основе мифа, но люди уже знали и чувствовали её "ложь", то есть уже не воспринимали её как достоверное. В мифах действуют Боги, которые вершат судьбы вселенной, в эпосе - герои, в сказке выдуманные персонажи
Вот как у Мелетинского:
Цитата:
Мифические времена и этиологизм составляют нерасторжимое целое с космическим масштабом мифа и его вниманием к коллективным судьбам племени, субъективно отождествленного с человечеством в целом («настоящими людьми»). Прометеевский благородный пафос необязателен для мифа, но деяния демиурга (даже если они напоминают по характеру трюки мифологического плута) имеют коллективное и космическое значение, определяя космогонический процесс, первоначальное происхождение света, огня, пресной воды и т. д. Космические «приобретения» могут выступать и в негативной форме как уменьшение числа небесных светил, прекращение потопа и т. п., но дело от этого не меняется. По мере движения от мифа к сказке сужается «масштаб», интерес переносится на личную судьбу героя. В сказке добываемые объекты и достигаемые цели – не элементы природы и культуры, а пища, женщины, чудесные предметы и т. д., составляющие благополучие героя; вместо первоначального возникновения здесь имеет место перераспределение каких-то благ, добываемых героем или для себя, или для своей ограниченной общины. Если мифический герой похищает огонь или пресную воду у первоначального хранителя – старухи, лягушки, змеи и т. д., – создавая тем самым впервые пресную воду как элемент космоса, то герой волшебной сказки похищает живую воду для излечения больного отца (например, в гавайском фольклоре или в сказках европейских народов) или добывает огонь с помощью зверей для своего очага (Дагомея), а персонаж животной сказки (заяц) хитростью похищает для себя одного воду из колодца, вырытого другими зверями (в фольклоре большинства африканских народностей). Альтруизм гавайского доброго сына и эгоизм зайца равно противостоят коллективизму и этиологизму подлинного мифа.

Соответственно сказочные герои уже не полубоги-демиурги, хотя в порядке идеализации могут иметь божественных родителей, чудесное происхождение, сохранять реликтовые тотемические черты: сын или зять солнца у североамериканских индейцев, потомок колдуньи, спустившейся с неба, полинезийский герой Тафаки, медвежий сын в фольклоре многих народов и т. п. В европейских сказках встречается «чудесное рождение», но высокое происхождение героя чаще имеет социальные формы («царевич»).

http://rumagic.com/ru_zar/sci_religion/ ... 0/j50.html


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 14:51 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Сужение масштаба личности действующего лица (от мифа к сказке) сужает и поле деятельности (от космических деяний к решению личных проблем). В сказке содержание ДЕсакрализовано, и это ослабляет веру в достоверность изложения

Цитата:
Демифологизация героя в сказке дополняется часто нарочитым выдвижением в качестве героя социально обездоленного, гонимого и униженного представителя семьи, рода, селения. Различные его признаки (например, «незнайка», «неумойка», пассивный безумец, «дурачок» и т. д.) обнаруживают глубокое значение на ритуально-мифологическом уровне, но сознательно маркируется именно его социальная обездоленность. Таковы многочисленные бедные сироты в фольклоре меланезийцев, горных тибето-бирманских племен, эскимосов, палеоазиатов, североамериканских индейцев и др. Их обижают жены дяди (Меланезия), сородичи и соседи (Северная Америка), а духи становятся на их защиту. Аналогичны запечники – младшие братья или Золушки – падчерицы в европейских сказках. Сказочный герой не имеет тех магических сил, которыми по самой своей природе обладает герой мифический. Эти силы он должен приобрести в результате инициации, шаманского искуса, особого покровительства духов. На более поздней стадии чудесные силы вообще как бы отрываются от героя и действуют в значительной мере вместо него. Отметим, что таким, образом обнаруживается дополнительная мотивировка для разработки волшебной сказкой семантического наследия обрядов посвящения. Вместе с тем следует признать, что ритуальным эквивалентом классической формы сказки скорее является свадьба – ритуал более молодой и индивидуализированный по сравнению с инициацией, с которой он отчасти связан генетически, так что есть доля истины и в утверждении, что инициация – ритуальный эквивалент мифа (и архаических форм сказки), а свадьба – развитой волшебной сказки.

(Источник тот же: Е. Мелетинский. Миф, сказка, эпос)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 15:45 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Людмила я понимаю, что есть нестыковка и пытаюсь ее обнаружить.

И опять я возвращаюсь к определению мифа Доком. Я его понимание мифа хочу понять. Ведь практически все тренинги больше или меньше, но всегда опираются на мифы. Поэтому я хочу понять, что Док вкладывает в это понятие.
Людмила писал(а):
Миф - мотивация чего ?

Из пятничной программы о Культуре…
Danilin писал(а):
На самом деле миф – это не ложь, это то, что дает мотив настоящего поведения. Это то, ради чего я могу как-то действовать.

Миф мотивирует настоящее поведение. Т.е. не просто и не только познавательные функции у мифа, он есть мотив действия. Он есть структура поведения. Т.е. встреченное в мифе узнается не как общее безличностное знание, и даже не как просто узнавание себя, а как толчок к реальному действию. Как мотив дальнейших действий и поступков. Как реализованная и реализующаяся активности. Так я поняла Дока.

Но так ли уж часто мы, душой откликаясь на мифологические, а скорее именно на сказочные сюжеты, (все-таки для меня это несколько разные понятия, хотя в основе большинства сказок сюжеты все тех же мифов) узнавая себя в сказках о любви, о смерти, о героизме, о справедливости, о свободе и обо всем, о чем мечтает и к чему стремится душа, начинали вести себя героически или божественно-правильно, сказочно-возвышено? Ну ведь нет же. Ведь правда же? Узнать себя, узнали. Поплакали, возмутились, испытали возвышенную эйфорию. И все. Вышли из кинотеатра, закрыли книгу и вновь бытовые-социальные сюжеты. И никаких мифов. Т.е. осовременные сюжеты мифов до чего-то недотягивают. Или мы уже не дотягиваем до мифов. А значит кроме сюжета в мифе важно еще что-то иное. Так что же это?... что?... пытаюсь понять и отыскать… и никак не получается.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 15:57 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Селена писал(а):
.............. А значит кроме сюжета в мифе важно еще что-то иное. Так что же это?... что?... пытаюсь понять и отыскать… и никак не получается.

- культура(наследие).


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 16:02 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
[url][/url]В принципе
“Вообще на свете только и существуют мифы”
А.Ф.Лосев
А посему
"...мифология более архаических народов может служить объяснением представлений высоких цивилизаций.
Человечество едино, и мифологическое мышление его едино. Меняются времена — и меняются внешние формы проявления мифологии, однако глубинные структуры мифологического мышления сохраняются всегда и везде. Эти основные категории мифологического мышления живы и поныне, вот почему, изучая мифологию, мы изучаем не седую древность и не заблуждения далеких предков, а наше собственное мышление." А.Баркова,
Основной признак мифологического мышления, свойственный любой культуре - это противопоставление своего и чужого.
"Миф — представление человека о мире и своем месте в нем, основанное на вере в мистические свойства предметов и существ, качественную неоднородность пространства и времени. Основной признак мифологического мышления — противопоставление “своего” и “чужого”: все “свое” воспринимается благим, все “чужое” — загадочным и опасным (без различия, лучше оно или хуже, чем “свое”). Мир “своего” — мир упорядоченный, структурированный этически, социально, религиозно и т.д., мир, бытие которого основано на законах (греч. “Космос”). Мир “чужого” (Хаос) — неведомый, колдовской, потенциально враждебный — это все, что находится за пределами территории данного племени или народа: миры богов, страна мертвых, леса и моря, где обитают духи, или же соседнее племя (например, у австралийцев каждый иноплеменник воспринимается как потенциальный враг и колдун). Мир “чужого”, иной мир, выглядит либо ослепительно великолепным, либо донельзя отвратительным; эти крайности легко переходят одна в другую, воспринимаясь равно негативно. Тождество противоположностей — основополагающая черта мифологического мышления." А.Баркова.
http://mith.ru/alb/mith/myth.htm
Селена, у Лосева есть прекрасная и не наукообразная работа посвященная мифу, за которую он получил срок. если полистать ее, то там можно найти четкие и ясные определения что такое миф. Лосев занимался античностью и знал, что это такое, как никто
http://www.koob.ru/losev/dialektika_mifa
http://www.koob.ru/losev/problema_simvola
http://www.koob.ru/losev/filosofia_imeni
Людмила, есть миф и есть его интерпретации. Нить Ариадны можно интерпретировать, как угодно. Вот есть, как бы, миф о Прометее, но это всего лишь часть мифа. У Прометея был братик близнец, его антипод. И все, что делал Прометей, он делал, исправляя ошибки брата. Мы еще и интерпретируем не зная даже всего содержания мифа, не зная разночтений, каковых множество :)

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 21 апр 2013, 16:19, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 16:13 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Иван, Лосева читала, но давно. Собираюсь еще раз перечитать. Думаю, что то, что пропустила при первом чтении, сейчас проявится поотчетливей.

Но дело в том, что для меня античные мифы и их аналоги в современной культуре, даже в сказках, как-то воспринимаются по-разному. Чувственно по-разному, т.е. они по-разному чувствуются. И соответственно у них разный активный выход реального проявления в мире.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 16:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Не знаю насчет выхода в реальный мир. Возможно, мы притягиваем за уши то, что никак не хочет притягиваться и появляется ощущение нестыковки.
И потом есть мифология и есть неомифология - тоже интересное явление, являющееся в частности свидетельством того, что не может античная мифология охватывать все и вся, хотя бы потому, что существует даже более многообразные и богатые мифологии Индии, Китая, Японии, Америки, Африки о каковых мы и понятия не имеем, опираясь только на античную

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 21 апр 2013, 16:35, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 16:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 24 дек 2011, 01:12
Сообщения: 588
Откуда: Волгоград
Для меня важно ещё и личное отношения к тому, что ты слушаешь, читаешь, на что обращаешь своё действительное внимание. Во что я поверила, и живу ли я этим? Мифы не виноваты, если их "проглотили" или их обошли вниманием. На то она и работа души. Культура не может быть навязана, её принимаешь или нет. Хотя нет, можно поверить в первый попавшийся значимый по КПД :-): или чувственности миф, если не изучать и не сравнивать с другими мифами и историей, с реальной жизнью, с реальными судьбами, мотивами, болью и радостью. Как отличить МИФ от "мифа") Пока учишься отличать - становишься культурным человеком. :dan_ser:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 16:58 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Иван Журавский писал(а):
И потом есть мифология и есть неомифология - тоже интересное явление, являющееся в частности свидетельством того, что не может античная мифология охватывать все и вся, хотя бы потому, что существует даже более многообразные и богатые мифологии Индии, Китая, Японии, Америки, Африки о каковых мы и понятия не имеем, опираясь только на античную

Иван, дело в том и разговор о мифах зашел только потому, что мифологические образы и мифологические сюжеты одинаковы в разных мифологических культурах. Не совсем, не дословно, но одинаковы по сути. Формы выражения разные, а внутренняя суть или внутренний смысл один. Джозеф Кэмпбелл в книге “Мифологический образ” очень подробно рассматривает некоторые общие мифологические образы, существующие в разных практически никак не пересекающихся культурах восточных, европейских, африканских, северо- и южноамериканских. Сходство в них внутреннее, различия внешние. Именно опираясь на это, и вводит Юнг свое понятие архетипа. Это та суть, что стоит до всех форм. Мы бы никогда не могли понять чужую мифологию, если бы у нас не было вот этого самого архитипического единства наших душ.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 18:21 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Селена писал(а):
Я хочу вот что понять. Миф, как сюжет, это что мотив для действия или для чувства.

Герои мифов (или сказок, я не вижу качественной разницы, разве что не верить в миф было НЕЛЬЗЯ, боги накажут, а не верить в сказку- признак взрослости :hi_hi_hi:,и получается, что "ложь- сказка" адресована более "взрослому" человечеству, в сказках содержится уже не жесткая структура поведения, не долженствование, а "хочешь- верь, хочешь- не верь" ) -ДЕЙСТВУЮТ, не помню, чтобы описывалось что чувствовал или думал Геракл, совершая свои подвиги, а описываются сами подвиги. То есть, миф- не в коей мере не принуждает что-либо чувствовать- в нем нет описания чувств! И в сказках то же: взять хотя бы "Молодильные яблоки". Герои сказки не тратят время и силы на думанье и чувствование- они говорят и делают, оставляя все увлекательные интеллектуальные процессы на долю читателя.. В тексте сказки множество повторов. Зачем они существуют? С непривычки (вернее, С ОТВЫЧКИ) раздражает, зачем это читать одно и тоже несколько раз? Я думаю, все по тому же- миф, сказка- это отличный от реального человеческого, полного рефлексии и вдумчивого топтания на месте, способ существования: жизнь в сказке- это событие, поступок, подвиг, ДИНАМИКА, где даже обычное человеческое ничегонеделание заменено повтором действия.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Культура
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 апр 2013, 19:12 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Юля, но я же не о том. Я же не об описании чувств, я о нашем чувственном отношении к сюжету. Или подобного никто не испытывает? Что-то я совсем не понимаю… я пытаюсь объяснить что-то такое, что никому не известно, да? Я запутываюсь окончательно, правда. Неужели я совсем неумело формулирую свои мысли, что это никому не понятно? Или же…

Для чего мы читаем книги, сказки, повести, смотрим кино?... для чего?... скажите мне. Просто интеллектуальная пища?... или время занять?... Неужели никто не чувствует сюжетной линии, не ощущает ее как клубок чувств, ощущений, эмоций, не сочувствует героям, не любит их, не восхищается, не горюет. Или нам обязательно описание чувств, и только тогда мы начинаем сопереживать. А сам сюжет чувств никогда не вызывает, ни у кого, да? Что для нас, взрослых, сказка?... не трогающее никаким концом душу скучное повествование, которое мы только способны проанализировать и вытащить оттуда нотации для наших детей? Ну хорошо, предположим для взрослых это так. Но дети-то, они же не будут слушать то, что им скучно. Ну попробуйте посадить рядом ребенка и почитать им то, что не заденет их чувственного интереса, именно чувственного переживания, а не какого-то там интеллектуального, да они отползут от вас на 10-ой секунде. Что толку им в этих визуальных картинках воображения, если они не вызывают некоторого сопереживательного эффекта. И действия сказочного или мифологического повествования описывают не буквальные действия, а внутренние психологические процессы. Разве нет? разве не это мы во всех наших тренингах пытаемся почувствовать? Или это только я пытаюсь, а все остальные ищут что-то другое? Тогда что вы ищите? Хочется узнать. Возможно, у нас разные цели и тогда я прекращу эту, в этом случае бессмысленную попытку, пробраться вглубь того процесса, что активизирует мифологический сюжет и мифологический образ.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 184 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 13  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.048s | 17 Queries | GZIP : On ]