Серебряные нити
http://serebniti.ru/forum/

Культура
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1496
Страница 4 из 13

Автор:  Эльмира [ 21 апр 2013, 20:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Ира, мысль и чувства связаны между собой, согласна здесь с тобой.
Миф как тайное знание пробуждает в нас память о важных ОБЩЕчеловеческих архетипах, возвышает нас (как писала выше Людмила ), и возвышает не столько для самоуважения, сколько для углубления души, появления в ней другого измерения,как говорил в передаче Док, возвращения нас в эпоху Богов и героев,делает нас причастными к актам величайшего Творения мира и миров, он именно даёт нам отыскать и ПРОчувствовать в себе Богов и героев.
Многочисленные массовые американские фильмы о звёздных войнах, тоже ведь об этом говорят со зрителем: о глобальной задаче спасения Мира.
Подобные "настроения" можно отыскать и в отечественной поэзии:
"Я все смогу, я клятвы не нарушу.
Своим дыханьем землю обогрею.
Ты только прикажи - и я не струшу,
Товарищ Время, товарищ Время!"

а уж у Маяковского сколько можно вспомнить подобного:
и "шаг миллионный печатай!", и "флагами небо оклеивай" etc..
***
О параллельных измерениях в мифе, интенциях и мотивированности у Ролана Барта есть, которого Людмила упоминала. Ну вот, к примеру:
Цитата:
Миф же представляет собой ЗНАЧИМОСТЬ и не может рассматриваться с точки зрения истины; ничто не мешает ему сохранять вечное алиби; наличие двух сторон у означающего всегда позволяет ему находиться в другом месте, смысл всегда здесь, чтобы МАНИФЕСТИРОВАТЬ форму; форма всегда здесь, чтобы ЗАСЛОНИТЬ смысл. Получается так, что между смыслом и формой никогда не возникает противоречия, конфликта; они никогда не сталкиваются друг с другом, потому что никогда не оказываются в одной и той же точке. Для сравнения можно привести следующую ситуацию: когда я еду в автомобиле и смотрю в окно, то по своему желанию я
могу сосредоточить внимание или на пейзаже или на стекле; я смотрю на стекло - и тогда пейзаж отодвигается на второй план, или, наоборот, стекло становится для меня прозрачным и я воспринимаю глубину пейзажа. Результат подобного чередования неизменен: я воспринимаю присутствие стекла и в то же время оно для меня лишено всякого интереса; пейзаж представляется мне ирреальным и в то же время явлен мне во всей своей полноте. То же самое можно сказать и об означающем в мифе: его форма пуста, но она есть, его
смысл отсутствует, но в то же время он заполняет собой форму. Это противоречие можно заметить только в том случае, если умышленно прекратить такое чередование формы и смысла и сосредоточиться на каждом из них как на объекте, отличающемся от другого, если применить к мифу статическую процедуру расшифровки, одним словом, если нарушить его собственную динамику и рассматривать его с позиции не читателя, а мифолога.

и далее у него же:
Цитата:
Миф носит императивный, побудительный характер: отталкиваясь от конкретного понятия, возникая в совершенно определенных обстоятельствах (урок латыни, Французская империя в опасности), он обращается непосредственно ко мне, стремится добраться до меня, я испытываю на себе силу его интенции, он навязывает мне свою агрессивную двусмысленность

Здесь лично я расхожусь с Р.Бартом по поводу понимания "агрессивности" .. Миф заполняет человека за счёт ИГРЫ со смыслами, многоплановости, перетекания одного в другое. Вот как об этом у Барта:
Цитата:
Такое слово-призыв есть в то же время застывшее слово; как только оно достигает меня, оно прерывается, обращается само на себя и ДОСТИГАЕТ статуса всеобщности, оно застывает, становится чистым и безобидным. Направленность концепта вдруг оттесняется буквальным смыслом. Происходит нечто вроде ЗАДЕРЖАНИЯ в физическом и одновременно в юридическом смысле этого термина: концепт "французская империя" низводит африканского солдата, отдающего честь, до инструментальной роли простого означающего. Африканский солдат
обращается ко мне от имени французской империи, но в то же время его приветствие застывает, твердеет, превращается во вневременную мотивировку, которая должна ОБОСНОВАТЬ факт существования Французской империи. На поверхности мифического высказывания не происходит более никаких движений, используемое значение прячется за фактом, придавая ему вид официального уведомления, однако при этом факт парализует интенцию, обездвиживает ее; чтобы сделать ее безобидной, он ее замораживает. Ведь миф есть ПОХИЩЕННОЕ И ВОЗВРАЩЕННОЕ слово. Только возвращаемое слово оказывается не тем, которое было похищено, при возвращении его не помещают точно на прежнее место. Эта мелкая кража, момент надувательства и составляют застывшую сторону мифического слова.

http://lib.ru/CULTURE/BART/barthes.txt

Автор:  Селена [ 21 апр 2013, 20:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Эльмира писал(а):
Ира, мысль и чувства связаны между собой, согласна здесь с тобой.

Ну вообще-то миф и сказка – это не мысль, это образы, это динамика образов. И именно эта динамика образов затрагивает наши архитипические структуры или не затрагивает.

Впрочем ладно,… наверное, я действительно все время не о том говорю. Пожалуй, надо взять паузу, чтобы понять: или я где-то глубоко заблуждаюсь, или очень плохо объясняю и свои мысли, и свое непонимание.

Автор:  радистка Кэт [ 21 апр 2013, 21:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Простите, может быть не совсем в тему.

Из романа "Бедные люди"
Ф.М.Достоевский.

Любезнейший Макар Алексеевич! Посылаю вам вашу книжку обратно. Это пренегодная книжонка! — и в руки брать нельзя. Откуда выкопали вы такую драгоценность? Кроме шуток, неужели вам нравятся такие книжки, Макар Алексеевич? Вот мне так обещались на днях достать чего-нибудь почитать. Я и с вами поделюсь, если хотите. А теперь до свидания. Право, некогда писать более.
В. Д.

...

Милая Варенька! Дело-то в том, что я действительно не читал этой книжонки, маточка. Правда, прочел несколько, вижу, что блажь, так, ради смехотворства одного написано, чтобы людей смешить; ну, думаю, оно, должно быть, и в самом деле весело; авось и Вареньке понравится; взял да и послал ее вам.
А вот обещался мне Ратазяев дать почитать чего-нибудь настоящего литературного, ну, вот вы и будете с книжками, маточка. Ратазяев-то смекает, — дока; сам пишет, ух как пишет!
...Он человек с репутацией, а я что? Просто — не существую; а и ко мне благоволит. Я ему кое-что переписываю...
Ну, прощайте же, прощайте. Христос с вами, голубчик мой. А я пребуду навсегда
вашим вернейшим другом
Макаром Девушкиным.



Федора мне достала книжку — «Повести Белкина», которую вам посылаю, если захотите читать. Пожалуйста, только не запачкайте и не задержите: книга чужая; это Пушкина сочинение. Два года тому назад мы читали эти повести вместе с матушкой, и теперь мне так грустно было их перечитывать. Если у вас есть какие-нибудь книги, то пришлите мне, — только в таком случае, когда вы их не от Ратазяева получили. Он, наверно, даст своего сочинения, если он что-нибудь напечатал. Как это вам нравятся его сочинения, Макар Алексеевич? Такие пустяки...Прощайте, прощайте, мой друг!
Ваша
В. Д.
Июня 28.



Я, конечно, неученый человек и сам знаю, что неученый, что на медные деньги учился, да я не к тому и речь клоню, не во мне тут и дело-то, а за Ратазяева заступлюсь, воля ваша. Он мне друг, потому я за него и заступлюсь. Он хорошо пишет, очень, очень и опять-таки очень хорошо пишет. Не соглашаюсь я с вами и никак не могу согласиться. Писано цветисто, отрывисто, с фигурами, разные мысли есть; очень хорошо! Вы, может быть, без чувства читали, Варенька, или не в духе были, когда читали, на Федору за что-нибудь рассердились, или что-нибудь у вас там нехорошее вышло. Нет, вы прочтите-ка это с чувством, получше, когда вы довольны и веселы и в расположении духа приятном находитесь, вот, например, когда конфетку во рту держите, — вот когда прочтите. Я не спорю (кто же против этого), есть и лучше Ратазяева писатели, есть даже и очень лучшие, но и они хороши, и Ратазяев хорош; они хорошо пишут, и он хорошо пишет. Он себе особо, он так себе пописывает, и очень хорошо делает, что пописывает. Ну, прощайте, маточка; писать более не могу; нужно спешить, дело есть. Смотрите же, маточка, ясочка ненаглядная, успокойтесь, и господь да пребудет с вами, а я пребываю вашим верным другом
Макаром Девушкиным.

P. S. Спасибо за книжку, родная моя, прочтем и Пушкина; а сегодня я, повечеру, непременно зайду к вам.


Автор:  Людмила [ 21 апр 2013, 22:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

В тему, в тему...
Сегодня Макары Девушкины а Вареньки переписываются по интернету с той же любовно-культурной целью.
Или Вы не про то ?
Между человеком и человеком должна быть книга,фильм,историйка, анекдотец, диссертация,выставка, ИДЕЙКА... Иначе...люди ли ?
А могут встать меж ними ДЕНЬГИ. Или ГОРДЫНЯ. Достоевский и про это писал замечательно.

Автор:  радистка Кэт [ 21 апр 2013, 22:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Людмила, я вот пол вечера сижу и никак не могу сообразить, какими словами передать своё отношение к Вареньке и Макару Девушкину. Очень они милые и добрые. Не смотря на образование. Переписка их не на показ, на бегу, но между дел хоть и простых, но важных. Мифа никакого нет, а душа светлая. Очень хорошо становится, когда читаешь такое. Пустяковое, не высокое но и высокое одновременно. А что они обсуждают - у кого что на душе, тот о том и говорит, тем и делится. А как же - люди, хоть и бедные. Меня огорчают мамины анекдоты и рассказы пустяковые, и папины чтения из жёлтых газет. Ну так и что же. Они мне помогают чем могут, и делятся тем, что уж есть, как есть. Мне ли их в нелюди записывать?

Автор:  miroslava [ 22 апр 2013, 04:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

радистка Кэт писал(а):
miroslava писал(а):
Может быть,мифы создают философы,которых в наше время не хватает-люди отказались от философии,возведя ее в ранг достояния прошлого,считая,что дальнейшее ее розвитие не нужно..


Мне кажется не обязательно быть философом, чтобы с теплом и любовью передать молодому поколению что-то доброе-вечное. Окультурить - какое-то холодное слово.
На весь дом у нас только одна бабушка, встречая которую с удовольствием слушаешь её. Она рассказывает о своей жизни, о своих хороших детях, не навязчиво, не торопливо. Остальные пожилые женщины и бабушки тараторят и жалуются с раздражением на всё и вся. Дедушки и часто стали встречаться какие-то "никакие" мужчины лет сорока - как будто в прострации, которые не всегда и здороваются.. Откуда же берутся дети-хамы? Новая легенда - это такие злые инопланетяне)

Не могу забыть сцену в очереди в поликлинике - когда основная часть очередников - пожилые и старенькие люди чуть не затоптали, не говоря уже о том, чтобы пропустить вне очереди женщину инвалида, которая еле стояла на ногах. Эти почтенные люди делали вид, что не замечают её. Такая же ситуация на нашей почте. Сколько чёрного, невоздержанного, неприличного можно услышать.

Напротив, в общественном транспорте довольно часто встречаются молодые люди, уступающие не только пожилым, но и малышне, и женщинам. Не только в трамваях, но и в маршрутках - где каждый сам за себя заплатил и не обязан вставать..

Можно все правильно понимать про мифы, но что бы это была за птица-говорун, если бы она талдычила лишь о том, что отличается умом и сообразительностью.



Философия в переводе означает "любить мудрость".Ни каждый умник может быть мудрым.Для того,чтобы быть философом,не нужно талдычить о своем уме и сообразительности,а нужно иметь свое мировоззрение, мысли(не хрестоматийные и шаблонные),идеи и верить в них,даже если кому-то они кажутся глупыми.У такого человека целостное ощущение мира и происходящее он укладывает в свою собственную мифологему.Когда человек думает,что все происходило и происходит не просто так - он создает свои мифы и притчи.Ведь,такие понятия как счастье,любовь,загробная жизнь-это тоже мифы:кто-то в них верит,а кто-то - нет.Кто-то же ввел эти понятия в культуру.Мне запомнилась довольно остроумная фраза Грэма Грина по этому поводу:"Любовь выдумали трубадуры в 11 веке" :)-(:Я думаю,он имел ввиду не общечеловеческую любовь,а конкретно между мужчиной и женщиной,которую люди стали считать каким-то отдельным видом любви.

Насчет современного мифа об инопланетянах-это вы точно подметили.Я сразу вспомнила свою знакомую,которая верит,что Бог - это инопланетянин и что инопланетяне интересуются нами из-за того,что мы,люди,умеем любить,а они - нет.И тут вспомнилась мысль из позапрошлой программы СН о богах с Олимпа,которые переодически спускались на землю к людям.

Автор:  Это Я [ 22 апр 2013, 06:54 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Спасибо за рассуждения. Я попыталась вспомнить, как у меня в жизни появлялись мифы-сюжеты, и вот возникла такая упрощённая схема:

1. Ребёнок рождаясь, перенимает поведение окружающих его взрослых.
2. Ребёнок осваивает Речь. Он воспринимает просьбы, требования, рассказы окружающих его людей.
3. На уроках психологии нам рассказывали откуда может возникнуть шизофрения, кажется этот эффект называется "двойной зажим". Вот один из примеров, который нам показала психолог. Мама приходит в больницу к ребёнку, садится на стул и невольно отодвигается от ребёнка, тот внутренне напрягается, мама замечает это и спрашивает его с претензией: "Ты что мне не рад?". Мы все оказываемся в подобных ситуациях "двойных зажимов". Например, от ребёнка требуется хорошее поведение. Но здоровой личности нужно проявлять свою индивидуальность и поэтому идти в разрез с тем, что ему навязывают другие. Вот такие противоречия и конфликты решаются с помощью МИФА, СЮЖЕТА.

Для меня хорошее кино это то, в которое я "проваливаюсь", и которое мне помогает ослабить внутренний конфликт. Когда-то в детстве таким фильмом стал индийский фильм: "Гита и Зита" о двух близнецах, одна из которых, как Золушка жила в богатом доме, но со злой мачехой, другая - свободолюбивая Гита росла у цыганки. Однажды, когда Гита попадает в богатый дом, где все её принимают как Зиту, она решает бороться со злом. И тогда она обращается за советом к бабушке. Та говорит: "Как сказал нам бог Кришна: "Если для торжества справедливости нужно скрыть правду, то и ложь становится правдой". Гита наводит в той семье порядок, справедливость торжествует, но, конечно, всё заходит в нравственный тупик, что даже та же бабушка не может простить Гите обмана. Но с появлением второго близнеца - Зиты, всё заканчивается хорошо.

"Мифы", их сценария, помогают нам решить внутренние конфликты, сгладить противоречия действительности . Но здесь может проявится и отрицательный побочный эффект.

1. Человек надолго "застревает" в одном Мифе (например, Нарцисса).
2. "Мифы" могут не только сглаживать противоречия, но наоборот порождают конфликты и даже войны. Например, у СССР и фашистской Германии был идентичный Миф, но это не спасло их от войны друг с другом.

архетип пролетариата
Изображение

сдаётся мне, что идеал "пролетариата", в свою очередь, восходит к более древнему архетипу "ГНОМОВ"


[/quote]
Свернуть


Мне кажется, что всё дело в Логосе, который "организует" Мифы. Нам тяжело ещё потому, что нас пытаются "организовать" разные Логосы, которые принадлежат разным, противоречащим друг другу культурам, религиям, идеям и пр. Как тут быть? Вот недаром Святые Старцы Руси уходили в лес отшельниками. Отшельники - это те люди, которые учатся слышать Божественный Логос, который растворён в том, что Он когда-то создал. И тогда замолкают все манипулятивные Логосы, и навязанные ими Мифы и сюжеты начинают звучать как-то по другому.

Скоро майские праздники, желаю всем счастливого отшельничества на Природе!

Автор:  Людмила [ 22 апр 2013, 09:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Радистка КЭТ
Людмила, я вот пол вечера сижу и никак не могу сообразить, какими словами передать своё отношение к Вареньке и Макару Девушкину. Очень они милые и добрые. Не смотря на образование. Переписка их не на показ, на бегу, но между дел хоть и простых, но важных. Мифа никакого нет, а душа светлая.

Миф о Петре и Февронии, думаю, будет здесь уместен. Как и в СТАРОСВЕТСКИХ ПОМЕЩИКАХ Н.В. Гоголя.

Мне кажется, КЭТ, что Вы переживаете один из самых непростых периодов судьбы. У меня было нечто похожее. Сознанием мы обгоняем свой родной дом, своих прежних знакомых, родственников. Но сердцем привязаны к ним. Еще начинает бунтовать вкус : обои не те, не те газеты выписываем и т. п.. Ситуация - проверка. В нелюди записывать не надо. Но однажды все-таки дать себе четкий отчет в том, что жить приходиться по мифологемам Антона Павловича Чехова, придется. Трудная мифологема,построенная на разрушении ХРИСТИАНСКОГО ТРЕБОВАНИЯ - "возлюби ближнего ,как самого себя". У него - и самого себя научить презирать, и другим КРИТИЧЕСКОЙ пощады не давай.
Нужна АДЕКВАТНОСТЬ . Иначе будет то, о чем пишет ЭТО Я.
Родители - лучшее,что нам дает судьба. Преодолеть ЛОНО не удается. Сначала это больно,потом - утешительно. Но КОНСУЛЬТАЦИИ ОПЫТНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ мне в свое время были бы необходимы. В то время психологической помощи НЕ БЫЛО. Спасибо СН и за возможность наверстать.
А чтение Достоевскго - это очень ТРУДНОЕ чтение. Все там на нервах! Но выплакаться и выстрадать проблему Достоевский помогает. Однако не входите него с головой - опасно !

Автор:  quagga [ 22 апр 2013, 11:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Ирина! В "темах для передач" есть пост Nebel
Nebel писал(а):
"Почему наше понимание расходится с чувствами?"
Бывает что понимаешь надо простить человека, ведь все мы совершаем ошибки, а вот чувства прощения нет, всё равно обида остаётся.
Так же и счастье, вроде всё есть, должен быть счастлив, а чувства счастья нет.

И Вы пишите о том же:
Цитата:
Но так ли уж часто мы, душой откликаясь на мифологические, а скорее именно на сказочные сюжеты, (все-таки для меня это несколько разные понятия, хотя в основе большинства сказок сюжеты все тех же мифов) узнавая себя в сказках о любви, о смерти, о героизме, о справедливости, о свободе и обо всем, о чем мечтает и к чему стремится душа, начинали вести себя героически или божественно-правильно, сказочно-возвышено? Ну ведь нет же. Ведь правда же? Узнать себя, узнали. Поплакали, возмутились, испытали возвышенную эйфорию. И все. Вышли из кинотеатра, закрыли книгу и вновь бытовые-социальные сюжеты. И никаких мифов. Т.е. осовременные сюжеты мифов до чего-то недотягивают. Или мы уже не дотягиваем до мифов. А значит кроме сюжета в мифе важно еще что-то иное. Так что же это?... что?... пытаюсь понять и отыскать… и никак не получается.

Так вот, я приняла за рабочую гипотезу, что такая несостыковка в чувствах, мыслях и поступках- понимание расходится с чувством, а чувства расходятся с делами, происходит от того, что даже читая сказку, мы ищем там инструкцию "что нужно почувствовать". А в сказке про "чувства" ничего нет! В сказке описываются только поступки героя, и поэтому читающий или слушающий сказку просто вынужден думать и чувствовать за героя, (ведь сам герой этого "не делает"!) тем самым становясь героем этой сказки- хотя бы отчасти, хотя бы на время.. И это короткое время, (даже время киносеанса), мне кажется, бесследно не проходит для однажды вообразившего себя героем..

Автор:  Djuley [ 22 апр 2013, 12:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

радистка Кэт писал(а):
Людмила, я вот пол вечера сижу и никак не могу сообразить, какими словами передать своё отношение к Вареньке и Макару Девушкину. Очень они милые и добрые. Не смотря на образование. Переписка их не на показ, на бегу, но между дел хоть и простых, но важных. Мифа никакого нет, а душа светлая. Очень хорошо становится, когда читаешь такое. Пустяковое, не высокое но и высокое одновременно. А что они обсуждают - у кого что на душе, тот о том и говорит, тем и делится. А как же - люди, хоть и бедные. Меня огорчают мамины анекдоты и рассказы пустяковые, и папины чтения из жёлтых газет. Ну так и что же. Они мне помогают чем могут, и делятся тем, что уж есть, как есть. Мне ли их в нелюди записывать?

И даже в этом случае за ними стоит целый Олимп.
Да и мифов там насчитать не счесть, например, - миф о Ратазяеве, возможно миф о Вареньке, о плохой и хорошей литературе, о смысле и бессмыслице. Хотя, может по последним двум я и ошибаюсь, может это какой-то другой природы, может из области чувствознания, почти как врождённое.

Автор:  sLOGOSemya [ 22 апр 2013, 12:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

quagga писал(а):
И Вы пишите о том же:
Цитата:
Но так ли уж часто мы, душой откликаясь на мифологические, а скорее именно на сказочные сюжеты, (все-таки для меня это несколько разные понятия, хотя в основе большинства сказок сюжеты все тех же мифов) узнавая себя в сказках о любви, о смерти, о героизме, о справедливости, о свободе и обо всем, о чем мечтает и к чему стремится душа, начинали вести себя героически или божественно-правильно, сказочно-возвышено? Ну ведь нет же. Ведь правда же? Узнать себя, узнали. Поплакали, возмутились, испытали возвышенную эйфорию. И все. Вышли из кинотеатра, закрыли книгу и вновь бытовые-социальные сюжеты. И никаких мифов. Т.е. осовременные сюжеты мифов до чего-то недотягивают. Или мы уже не дотягиваем до мифов. А значит кроме сюжета в мифе важно еще что-то иное. Так что же это?... что?... пытаюсь понять и отыскать… и никак не получается.

Так вот, я приняла за рабочую гипотезу, что такая несостыковка в чувствах, мыслях и поступках- понимание расходится с чувством, а чувства расходятся с делами, происходит от того, что даже читая сказку, мы ищем там инструкцию "что нужно почувствовать". А в сказке про "чувства" ничего нет! В сказке описываются только поступки героя, и поэтому читающий или слушающий сказку просто вынужден думать и чувствовать за героя, (ведь сам герой этого "не делает"!) тем самым становясь героем этой сказки- хотя бы отчасти, хотя бы на время.. И это короткое время, (даже время киносеанса), мне кажется, бесследно не проходит для однажды вообразившего себя героем..


Отсутствующий компонент, на мой взгляд, это ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.
Не прожитое переживание с трудом найдёт подобный резонанс в человеке, такое переживание не прошедшем.
Поэтому-то книги, перечитываемые в разных возрастах, по-разному и воспринимаются - резонанс появляется.
Без подтверждения практическими, личными переживаниями, любой чей-то рассказ подобен мифу, то есть сказке.

«Мифъ, mythos, басня, сказка.
Вымышленное лицо или происшествiе, въ действительности иногда не существующее.»

...

Поверить или нет той сказке-мифу и позволяет ЛИЧНЫЙ ОПЫТ, мгновенно сопоставляющий резонансные сопереживания и делающий вывод о правдивости или лживости\выдуманности рассказа.

В противном случае, когда такое внутреннее сопоставление отсутствует, верие\вера в миф рождается на основе Внушения, так как Сомнение\неверие - это движитель, подталкивающий к получению ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ тех переживаний, которые подвергаются сомнению.

А если же в сомнительных и неосязаемых лично мифах слушающий\читающий никаких сопоставлений не ведёт подспудно, то, значит, он\она погружаются в иное состояние ума под воздействием названного Внушения.

А у Внушения свои техники воздействия, устные и письменные, визуальные и осязательные.
И цели и задачи, например, "Внушения о правдивости мифа", (основная задача которого - это отвлечение внимания от "здесь и сейчас" в получении\накоплении Личного Опыта),
отличаются от целей и задач, Побуждающих получение Личного Опыта.

Классификатор мифов\сказок в таком случае необходим, чтобы ориентироваться в пространстве между "Внушением о пассивном личном бездействии" и между "Побуждением к активным личным действиям".
...

и так далее..
Такие мысли вдруг возникли от приведённого диалога.
Благодарю, quagga и Селена, за смысловую пас-подачу. @->--
...


п.с.
из дискуссии "Новое (и не только) в науке" viewtopic.php?p=75221#p75221


на 31:05-й минуте - https://www.youtube.com/watch?v=8Eq5JRrM_mc - Смерти нет. Тайна академика Бехтерева

Бехтерева же забыли на много лет. С чем это связано?
Возможно, с тем, что ему не могли простить, что он проник на запретную территорию.
Территорию, имя которой - ВНУШЕНИЕ.

"...
Путём внушения народные массы могут быть направляемы, как к самым безнравственным и жестоким поступкам, так и к великим историческим подвигам
..."


.

Автор:  quagga [ 22 апр 2013, 13:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

sLOGOSemya писал(а):

Отсутствующий компонент, на мой взгляд, это ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.
Не прожитое переживание с трудом найдёт подобный резонанс в человеке, такое переживание не прошедшем.
Поэтому-то книги, перечитываемые в разных возрастах, по-разному и воспринимаются - резонанс появляется.
Без подтверждения практическими, личными переживаниями, любой чей-то рассказ подобен мифу, то есть сказке.

А почему же маленькая девчонка так переживает за Русалочку (Диснеевскую)? Или за этих Винксов? Ведь опыта такого у нее ЕЩЕ нет?

Автор:  sLOGOSemya [ 22 апр 2013, 15:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

quagga писал(а):
sLOGOSemya писал(а):

Отсутствующий компонент, на мой взгляд, это ЛИЧНЫЙ ОПЫТ.
Не прожитое переживание с трудом найдёт подобный резонанс в человеке, такое переживание не прошедшем.
Поэтому-то книги, перечитываемые в разных возрастах, по-разному и воспринимаются - резонанс появляется.
Без подтверждения практическими, личными переживаниями, любой чей-то рассказ подобен мифу, то есть сказке.

А почему же маленькая девчонка так переживает за Русалочку (Диснеевскую)? Или за этих Винксов? Ведь опыта такого у нее ЕЩЕ нет?

"Маленькая девочка" - это понятие растяжимое. :smu:sche_nie: Сидящая на горшке девочка или девочка-первоклашка... :du_ma_et:
И я не о возрасте, а о степени погруженности её в миф-сказку, в данном случае Вашего вопроса, размышляю.

Ведь если это САМЫЙ ПЕРВЫЙ раз просмотра мультфильма, то переживания у сидящей на горшке девочки и у девочки-первоклашки будут совершенно разные.

Первоклашка уже идентифицирует себя с фигуркой, с внешним обликом экранной Русалочки, то есть имеет Личный Опыт внешнего наблюдения, со стороны, например, своего лица - глаза\уши\нос\рот..., Знает слова, идентифицируя их с глаголами родной речи, обозначающими действия - обогнать, упасть, догнать, подняться, отобрать и так далее

У сидящей на горшке маленькой девочки такого Личного Опыта пока нет - она и смотрит на цветовое мелькание экрана, идентифицируя отображаемое на экране не по смысловому сюжету, а по первичному осязательному восприятию на слух и на вид.

Так-что уточняйте свой вопрос. @->--
Маленькая девочка-первоклашка, ведь, может просто переживать временно "одетый на себя" сюжет.
Пройдёт время и эта маленькая девочка "снимет с себя" этот сюжет и "оденет на себя" новый Личный Опыт.


п.с.

Хуже, когда Степень погруженности в миф=сказку болезненна, так как "приросла к коже", и трудно даже Личным Опытом сменить "сюжетную одёжку", одетую на тебя в детстве и без твоего спроса\разрешения.

Миллиарды примеров тому, что мёртвое тело воскресить невозможно - с одной стороны.
И сотни миллионов примеров тому, что Внушением можно отключить логическое мышление, равно как и Личный опыт и Коллективный Опыт.

(Меня улыбает, к примеру, миф о т.н. "воскрешении Лазаря" в сравнении его с Коллективным Опытом современной медицины.
И, одновременно, умиляет и удивляет степень погруженности\внушённости немедицинской публики в такой миф.)

.

Автор:  Эльмира [ 22 апр 2013, 15:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

sLOGOSemya, для лучшего взаимопонимания: Вы опираетесь на второе, переносное значение слова "миф", тогда как говорящие в этой теме, (всё же как я понимаю), - на значение, даваемое всеми словарями как первое.
Цитата:
повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Соответственно, мы разное ищем и находим в мифах. Вы видите в них лишь ненужное, лишнее, что необходимо, взрослея, скинуть... а мы - сокровищницу прообразов, проформ, служащих человеку источником творчества и помогающих себя ДОстраивать, формировать, познавать, узнавать, гармонизировать...
***
Мифы (предания о Богах, духах и героях) и сказки (вымышленные истории) нужно отделять друг от друга, хотя сказки, как и легенды (по мнению исследователей) берут своё начало в мифах.
***
Селена писал(а):
Ну вообще-то миф и сказка – это не мысль, это образы, это динамика образов. И именно эта динамика образов затрагивает наши архитипические структуры или не затрагивает.
Да.. конечно, но и это можно дополнить.. миф и сказка - не только образы, динамика образов, затрагивающих архетипические структуры. Это ещё и символы, характерные сюжеты (в мифах - космогонические, антропогонические, календарные etc, в сказках - фантастические или бытовые приключения), определённые персонажи (в мифах, например - Боги, духи и герои, в сказках - люди (царского, купеческого или простого сословия и волшебники), а также определённая композиция сюжетообразующих элементов.
Но вообще я пыталась тем постом ответить на твой вопрос...но или не получилось.. или тебя больше волновали другие вопросы..
Пытаюсь ещё раз...Много выше ты спрашивала:
Селена писал(а):
Если мифологический сюжет смотреть или слушать как сказку,… (а как известно сказка – ложь,… и несмотря на то, что в ней содержится урок, она все равно устойчиво воспринимается сознанием как выдумка)… или как возможную реальную историю, пусть условную и приукрашенную, но все рано вполне могущую случится в нашей обычной жизни, то… то внутреннее отношение, чувственный слепок на том же самом мифологическом сюжете будет совсем другим. А значит и мотивировать настоящее поведение человека тот же самый мифологический сюжет будет по другому, по иному, чем в те времена, когда эти самые мифологические сюжеты возникали. Если вообще будет мотивировать.
Здесь я читаю СОМНЕНИЕ.. А может ли вообще кого-то миф мотивировать?
Исследователи (филологи и психоаналитики)пишут, что может .. и мотивирует (выше в теме есть цитаты из статьи Р. Барта о создании мифом мотива действия и поступка).Психология согласна в этом с филологами, они нашли в мифах архетипы (о которых и ты вспоминаешь)...
Цитата:
архетипы— универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение,
Да и вообще всё искусство произрастает из мифов. Вот (убегаю, может, не самый яркий пример для подтверждения.. но всё же)Е.М. Мелетинский в работе "Поэтика мифа":
Цитата:
мифам свойственно претворение общих представлений в чувственно-конкретной форме, т. е. та самая образность, которая специфична для искусства и которую последнее в известной мере унаследовало от мифологии; древнейшая мифология в качестве некоего синкретического единства заключала в себе зародыши не только религии и древнейших философских представлений (формировавшихся, правда, в процессе преодоления мифологических истоков), но также искусства, прежде всего - словесного. Художественная форма унаследовала от мифа и конкретно-чувственный способ обобщения, и самый синкретизм. Литература на протяжении своего развития длительное время прямо использовала традиционные мифы в художественных целях.

Селена писал(а):
Фильм "Титаник" оказался набором возможно даже не сюжетов а полусюжетов. Каждый из героев, совмещая в себе части разных мифов и привычную реальность, размывает мифологический сюжет, оставляя от него штрихи, нити, обрывки, и вероятно создавая новую мифологему. Работают ли они сейчас в наших душах также как работали древние мифы? Древний культ богов и современный культ кумиров все-таки вещи внутренне разные, хоть внешне невероятно похожие.
Ира, фильм "Титаник" - ( ну и название для корабля! Всё равно что гигантик, великанчик.. ) -всё же кино массовое.
Фильмы Тарковского ("Жертвоприношение", "Ностальгия", "Андрей Рублёв" и др.) ведь тоже работают с мифами, НО насколько это разные уровни, да?

Автор:  sLOGOSemya [ 22 апр 2013, 17:32 ]
Заголовок сообщения:  Re: Культура

Эльмира писал(а):
sLOGOSemya, для лучшего взаимопонимания: Вы опираетесь на второе, переносное значение слова "миф", тогда как говорящие в этой теме, (всё же как я понимаю), - на значение, даваемое всеми словарями как первое.
Цитата:
повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства.
Соответственно, мы разное ищем и находим в мифах. Вы видите в них лишь ненужное, лишнее, что необходимо, взрослея, скинуть... а мы - сокровищницу прообразов, проформ, служащих человеку источником творчества и помогающих себя ДОстраивать, формировать, познавать, узнавать, гармонизировать...
***
Мифы (предания о Богах, духах и героях) и сказки (вымышленные истории) нужно отделять друг от друга, хотя сказки, как и легенды (по мнению исследователей) берут своё начало в мифах.

Ах, оставьте, Эльмира, не начинайте вновь из-за ширмочки про "Вы"-"мы", "мы"-"Вы", "Вы" - пЛОХИе, "мы" - пушИСТЫЕ.
Да и разговор-то в корне - по теме Культура.
...

Мифы, также как и их толкования\определения, - это часть Культуры,
а Культура - это часть Коллективного Опыта, включая и опыт СубКультур.
Определения термина "миф", равно как и других заимствованных иностранных слов, - это также часть Культуры

И чем дальше удаляются толкователи от корней заимствованных слов,
тем затейливо изменчивей становится техника толкований\внушений.

"Зри в корень."

Селена писал(а):
Цитата:
Культура

- Программа, посвящённая Международному дню Культуры-
Что означает "культура" и какой смысл вкладывают в это понятие?
Почему человек должен взаимодействовать с культурой?
Каким должен быть "культурный человек"?

Из книги Дэвида Мацумото “Психология и культура”.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
Прежние определения культуры
.....................
И вот как определяет культуру сам автор.

Я определяю культуру как динамическую систему правил, эксплицитных и имплицитных, установленных группами с целью обеспечить свое выживание, включая установки, ценности, представления, нормы и модели поведения, общие для группы, но реализуемые различным образом каждым специфическим объединением внутри группы, передаваемые из поколения в поколение, относительно устойчивые, но способные изменяться во времени.
http://krotov.info/lib_sec/13_m/maz/umoto_1.htm#2
viewtopic.php?p=75210#p75210

«Традицiя, лат., traditio, отъ tradere, передавать.
Всё то, что въ жизни, искусстве и пр. выработано не самостоятельно,
а воспринято отъ предшествующих временъ в законченной форме



Мысль такая возникла, что часто употребляемое выражение КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ неверно,
т.к. на самом деле понятие КУЛЬТУРА не всегда и далеко не во всём соотносится с понятием ТРАДИЦИЯ.
Мифы - это традиция
Изучение мифов - это .. мм.. изучение Культурного слоя


«Культурный; этим. см. пред. слово. Касающiйся образованiя, способствующiй ему.»

«Культура, лат., отъ colere, заботиться, обработывать. Обработка или образованiе, смотря по тому, къ какимъ предметамъ относится это слово: къ неодушевленнымъ или одушевленнымъ.»


Селена писал(а):
Культура - лат. cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание. Впервые это слово встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234—149 до н.э) De Agri Cultura (ок. 160 г. до н. э.) — самом раннем памятнике латинской прозы.
Цитата:
Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, то есть не будет культуры.

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1% ... 1%80%D0%B0

Для меня именно здесь и есть самое главное, что заключено в понятие “культура”. Культура – это возделывание не важно чего поля или души человеческой с любовью, с внутренним желанием, когда это возделывание нравится, доставляет радость.
......................
viewtopic.php?p=75215#p75215

Именно поэтому в словотолкователе иностранных слов 1907 г.изд.
мне нравится такое тщательное объяснение перевода корня латинского термина «культура»
латинская «культура» = русскоязычное понятие «ЗАБОТИТЬСЯ» = глагол, то есть Действие.

Радость если доставляет забота о других, о близких и о далёких, о своей стране и о Земле
- значит, Культурный Человек. :-):


«Культура, лат., отъ colere, заботиться, обработывать. Обработка или образованiе,
смотря по тому, къ какимъ предметамъ относится это слово: къ неодушевленнымъ или одушевленнымъ.»



А вот «обрабатывать» ... мм... как «обрабатывать клиента» и «обработка агента» получается .. :smu:sche_nie: :hi_hi_hi:

Лучше уж «культурно ОЗАБОТИТЬСЯ». Озаботиться личным образованием, к примеру.

.

Страница 4 из 13 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/