Слово «беззаботность» - очень важное слово. Впрочем, вот что сказала наша постоянная радиослушательница Елена про развлечения до начала прямого эфира.
Запись на автоответчике: Здравствуйте. Мир развлечений, видимо, не имеет предела. Отдых – родом из детства, потому что игрушка надоела – отложил. Приятное времяпрепровождение, приносящее оживление и положительные эмоции: от обстрела прохожих помидорами с балкона (правда, это уже с элементами хулиганства) до просмотра бесчисленных сериалов. В развлечениях проявляется эпоха и фантазия конкретного человека, порой весьма причудливая. Суворов, например, любил кричать петухом, перескакивая через стол. Развлечение относительно. Непритязательному, простому человеку развлечением может показаться и мытьё полов после сидения за рабочим столом, и кормёжка мыша втихаря от начальника. Ночные клубы восполняют недостающее, давая ощущение единения, выплеск физической энергии. Как первобытных, завораживают и манят блеском и огнями – какой-то будто бездной мечты… Развлечения – средство борьбы со скукой и усталостью, но и сами могут наскучить, если затянутся. А вот увлечения, хобби – по-моему, это что-то более постоянное и значимое. Они могут превратиться в серьёзные вещи, если вспомнить о потешных полках Петра I. И царём для этого быть совсем не обязательно. Спасибо. Елена из Москвы.
А.Г.: Так вот, я хочу на примере звонка Елены попробовать объяснить, что, наверное, мы что-то чрезвычайно значимое путаем. Всё дело в том, что, когда Суворов прыгал через стол и кричал петухом, он не развлекался. От играл, потешался, забавлялся – вообще есть масса русских слов, которые эту деятельность отражают. Дело в том, что… В русском языке слово «развлечение» имеет свою специфику. Когда человек развлекает сам себя – он играет. А в самом слове «развлечение» таится некая социальность. Развлечение – это действие групповое. Театр, поход в кино – это, вне всякого сомнения, развлечения. Просмотр видеомагнитофона, лёжа на диване в одиночку, правда, тоже. Это связано с тем, что, в отличие от Суворова, который прыгал через стол и кричал петухом, человека всё равно продолжают развлекать создатели фильма. Развлечение – это всегда то, что приходит откуда-то со стороны.
Дело в том, что есть ещё одно – я надеялся, что кто-то скажет – ну, впрочем… Здравствуйте, Светлана.
Светлана: Алло, здравствуйте. И я хочу сказать, что вот для нынешней молодёжи развлечения – это как бы становится смыслом жизни. То есть они не видят жизнь без этого. Ну, вот, например, среди моего окружения я очень часто встречаю людей, которым обязательно нужно вот после учёбы каждый вечер куда-нибудь ходить. Без этого – ну просто немыслимо.
А.Г.: Свет, а вот… Да. Согласен. Знаю. Начал с этого передачу. Скажите, пожалуйста: а им это зачем? Вот… почему? Чем различаетесь ВЫ – да, вы же отделили себя от НИХ – и ОНИ? Чем отличаетесь ВЫ от НИХ?
Светлана: Ну, здесь несколько, я думаю. Может быть, некоторым просто нечем заняться. Может быть, они не нашли себя, и вот для них развлечение становится занятием свободного времени. Вот, допустим, я – музыкант, и мне это время нужно, чтобы заниматься музыкой. То есть всё своё свободное время я посвящаю музыке. Если я, допустим, не на инструменте занимаюсь, я иду на концерт какой-нибудь, ещё что-то. Вот. А есть люди, которые вот развлекаются каждый день – ну, там, ходят на дискотеки, ещё что-то – потому что они думают, что это здорово, что они в лице своего окружения будут очень…
А.Г.: А почему это здорово – ничего не делать?
Светлана: Ну, сейчас вот дух времени такой почему-то. Сейчас круто то, что надо развлекаться.
А.Г.: Да не сейчас. Не сейчас. Я надеялся, что вы скажете… Ну, вообще-то, как бы…
Ничего не делать (это, правда, только кажется), развлекаться – это с очень древних времён было занятие престижное. Потому что право на праздную жизнь было как бы закреплено историей за всякими привилегированными общественными группами – за дворянами, за аристократией.
И более того. Традиционная культура просто вменяла в обязанность этой самой аристократии вести праздный образ жизни, чередуя военные и политические какие-то мероприятия с непрерывными балами и всякими разными развлечениями. Мы просто этого не осознаём, но нам кажется… Поэтому мы туда так и стремимся, что мы ещё не успели понять, и, возможно, трагедии типа той, которая произошла, они просто заставляют задуматься. Дело в том, что праздность и участие в развлечениях, сколь угодно неумных, но массовых, кажутся этим молодым людям престижными. Они таки образом чувствуют себя, ну, как бы «аристократами» своего общества, своего времени и своего поколения. Они не знают, откуда это берётся – но это возникло отнюдь не сейчас. Другой вопрос: что ещё позволяют развлечения делать? Зачем человеку коллективное… а оно, развлечение, не может быть индивидуальным. Если я развлекаюсь, сочиняя музыку, то, да, особенно для музыканта, это слово звучит как «я играю». Правда? И на этом развлечение заканчивается и начинается творчество. И они в этом смысле почти не отделимы друг от друга.
В чём разница между ВАШИМИ увлечениями, ВАШЕЙ игрой и ИХ развлечениями?
Светлана: Ну, я думаю, что у них просто этого нету. И поэтому они не знают, как это можно ещё сделать по-другому. Если бы…
А.Г.: Их этому никто не научил.
Светлана: Ну, да.
А.Г.: Что возникло в результате того, что их никто не научил?
Светлана: Ну, вот поэтому для них и становятся развлечения смыслом. Они поэтому и клубы посещают.
А.Г.: Вообще возникает что-то такое… возникают, мне кажется, две главные вещи, или два главных стремления.
Первое – вот когда человек не знает, куда приложить душу, у него возникает тревога. Мы, вообще говоря, на то и люди разумные, что, если у нас нет никакого ВЛЕЧЕНИЯ… Вот у вас есть ВЛЕЧЕНИЕ. У вас есть то, что вы на сегодняшний день ощущаете как основной смысл своего существования – творческого существования.
Светлана: Да.
А.Г.: И вам тоже нужны развлечения.
Вам нужно отвлечься, потому что вы попадёте как бы во второе измерение сознания. Вы освободитесь от некоего привычного стереотипа действий, как Суворов, который прыгал через стол. Да, вот смотрите, какая еле заметная разница: если бы он прыгал через стол и это было главным его делом, то он бы стал моим пациентом, лежал бы в психбольнице. А вот великий полководец Суворов имел полное право чудить, и это была, кстати говоря, далеко не единственная его причуда. Однако это была игра, которая позволяла снять маску полководца и что-то лучше почувствовать и понять. Да? Он именно хотел раз-влечься, уйти от основного влечения. А вот если этого основного влечения нет, если человек не чувствует своей жизненной задачи, его охватывает такой страх… наверное, более всего это страх смерти. Потому что если я никто, ничего не значу и ничем не занимаюсь, то тогда меня как бы практически и нет. И я тогда что пытаюсь сделать?
Светлана: Начать что-то делать. ))
А.Г.: )) Логически говоря, так. Но есть другой способ.
Есть способ забыться. И забыться можно только одним-единственным способом: это можно сделать только живя некоторой иллюзорной жизнью. То есть мы эту жизнь заимствуем у тех самых создателей развлечений. Мы перестаём пытаться сделать что-либо сами и начинаем потреблять некоторые правила игры. Ну, например, компьютерная игра отличается от приключения в повседневной жизни именно тем, что приключение в своей жизни создаю себе я, а компьютерную игру за меня создал кто-то другой, и я заранее подчинён этим правилам игры. Не моим. Я прихожу в иллюзорный мир клуба, и МНЕ НЕ НАДО ТАМ НИЧЕГО ДЕЛАТЬ. Поскольку за меня написана вся программа вечера, у меня… Да, мне страшно, например, в последнее время смотреть на так называемые «корпоративные вечеринки», в которых люди, собственно, молчат и не общаются - за них общается массовик-затейник. Это раз-влечение. В нём Я отсутствую, принимая некоторую иллюзию, созданную для меня принципиально другими. Помните, мы говорили: беззаботность. Жизнь музыканта, композитора полна ответственности. Поскольку от того, как вы научитесь играть, зависит ваш успех, зависит ваша самооценка, зависит огромное количество всяких разных вещей – от того, что ВЫ САМИ СМОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ. Развлечение – это состояние – вы только вслушайтесь в русские слова – БЕЗ-ЗАБОТНОСТИ. Нам всем нужно состояние, в котором нет забот. Для этого Суворов прыгал через стол. Но в результате то, каким образом он приземлялся, сохраняло ответственность за ним.
Самое страшное, что есть в развлечениях сегодняшнего дня – это то, что человек в них лишается ответственности. Ему не надо придумывать, извините, опять же, за каламбур, «свою игру». Если человек снимает с себя полностью ответственность… Среди нашей молодёжи модно слово «не парься» - знаете такое слово?
Светлана: Ну конечно.
А.Г.: Да, «не надо париться».
Вот ответственность – это «париться». Вот когда человек «не парится», то это означает, что за него «парится» тот, кто это развлечение организует. То есть самое страшное – когда человек снимает с себя всякую ответственность и для этого идёт развлекаться, он практически автоматически оказывается в руках тех людей, которые это развлечение придумывали. Ну, как, да, вот на карусели. На американских горках, на колесе обозрения. Да? Когда мы поднимаемся на них, оказывается, что наша жизнь целиком зависит от инженеров, разработчиков, обслуживающего персонала этого развлекательного мероприятия. Всё, мы в кабинках. Мы уже почти ничего сделать не можем. Но это - железный и страшный закон. Ты не хочешь думать о себе и о своём ВЛЕЧЕНИИ, о том, что для тебя действительно важно – ты автоматически окажешься в руках тех, кто будет думать за тебя. А вот какими окажутся эти люди – это уже твой страх и риск.
Точно так же, как со «жвачкой» перед телевизором, например. Сидишь себе с пивом – и в этом состоянии в твою голову можно вложить всё что угодно, потому что ты раз-влекаешься. То есть снимаешь ответственность с себя самого и передаёшь телевизору. Моцарту не передашь ответственность, по одной простой причине: он будет тебя мучить и будить в тебе ТВОИ чувства.
Светлана: Да. Я согласна.
А.Г.: Телевизор будет подсовывать тебе вместо ТВОИХ собственных чувств СВОИ.
И в этом – суть развлечения.
Доброй ночи, Ирина Владимировна.
Ирина Владимировна: Здравствуйте. Вы знаете, я хочу сказать, что жизнь невозможна без развлечений. Но развлечение нужно заслужить.
А.Г.: Э… Я... я… я не согласен, потому что я считаю, что
жизнь невозможна без ИГРЫ. Да, был такой… Всем очень рекомендую: сложная книга, но есть о чём задуматься – знаменитая книга Йохана Хёйзинги «Человек играющий» (
http://lib.ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt ), «Homo Ludens». Это книга, которая первой поставила философскую проблему игры, на мой взгляд. Но человеку необходима игра. Да, как бы…
Сознание имеет два плана, или два мира – реальный и воображаемый. И нам нужно иногда перепрыгивать на этот воображаемый план бытия, потому что только там мы можем смоделировать жизнь, научиться жизни, понять другого человека. Это мир игры, или мир забавы, отвлечения, потехи… А мир развлечений, да, – это мир совершенно иной. Это мир такой социальной модели, в которой ценится именно лишение ответственности. Здравствуйте, Ирина. Вам последнее слово.
Ирина: Здравствуйте. Я постараюсь очень коротко. Мне кажется, нужно всё-таки разделять. Есть три понятия: есть развлечение, которое может быть и интересным, и содержательным. На втором месте – развлекательство. Вот то, о чём мы сейчас говорим – это развлекательство. Это то, что идёт в ущерб, абсолютная действительно пустота – и содержательная, и идейная, и познавательная, и игровая. А есть третья ступень ещё – развлекуха - вот что страшно! И мне кажется, что именно людей таких очень много сейчас, и их готовят именно к тому, чтобы развлекухой заниматься и развлекательством. Потому что вот этим занимаются люди абсолютно пустые внутри. Им вот разреши… Заставь их, например, полдня побыть в молчании с самим собой – они умрут или повесятся. И поэтому они идут туда, где звенит точно так же в окружающих абсолютная пустота в голове и в душах. То есть понимаете, когда людей ориентируют – самые у нас известные слоганы рекламные: «Вливайся!» и «Зажигай!» Это уму непостижимо: почему, зачем и куда кто-то должен «вливаться» и «зажигать»?
А.Г.: Спасибо большое. Спасибо большое, Ирин. «Вливаться» и «зажигать» человек должен для того, чтобы лишиться возможности думать самостоятельно и иметь возможность отдать за это бездумье свои деньги, а иногда и свою жизнь. Всё наше будущее зависит от того, сможем ли мы научить своих детей думать, в том числе и о развлечениях и о целях, которые они преследуют. Мы так боимся быть зомбированными, ну, например, скажем, психотерапевтами или психологами. Куда там! Но только совсем не боимся, когда НАС ЗОМБИРУЮТ РАЗВЛЕЧЕНИЯМИ, так стремимся к этому!