Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 03 дек 2016, 03:17

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 09 май 2013, 16:29 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Сегодня Булату Шалвовичу Окуджаве исполнилось бы 89 лет.



Окуджава Булат Шалвович. История жизни
9 мая 1924 года – 12 июня 1997 года

Поэт, прозаик, драматург, кинодраматург. Родился и вырос в семье, пострадавшей от сталинских репрессий: отец - крупный партийный работник - был расстрелян, мать долгие годы находилась в концентрационном лагере, погибли многие близкие родственники Окуджавы. «Горестный отсвет катастрофы» лег на судьбу и творчество поэта, во многом определил автобиографическую канву его произведений. В конце 80-х гг. Окуджава скажет: "Я хочу воскресить своих близких!" Памяти детства, образам матери и отца, трагедии века, прошедшей по сердцам и судьбам, отрезвлению от детской романтической наивности "сына века" он посвятит цикл стихотворений "Арбатское вдохновение, или Воспоминание о детстве" (1988), автобиографические рассказы "Девушка моей мечты" (1985), "Нечаянная радость" (1986), роман "Упраздненный театр" (1989-1993), получивший Букеровскую премию в 1994 г. В нем звучит "скорбная и неостановимая мелодия утрат", ее полутона откладываются в памяти, в сердце, в душе. Окуджава хотел поймать "золотую рыбку" истории и понять, в чем смысл преображения человека -"от слепого пухлого ребенка" до шестидесятилетнего мужчины. Герой романа - Отар по документам, Иван Иваныч по самоощущению, Ванванч - по малолетству - так же, как и автор, не просто вспоминает о трагедии семьи и своем детстве, но хочет понять причину случившегося.
Заехал к маме - умерла,
К отцу хотел - а он расстрелян.
И тенью черного орла горийского
Весь мир застелен
Как "шестидесятник" по мироощущению, Окуджава видит свою задачу в развенчивании сталинизма, о живучести которого он предупреждает во многих стихах ("Давайте придумаем деспота..." и др.). В творчестве Окуджава нет конфликта между отцами и детьми; романтика гражданской войны, героическая чистая юность матери и отца для него святы:
О чем ты успел передумать, отец расстрелянный мой…
Когда я шагнул с гитарой, растерянный, но живой?

О своей кровной связи со временем, его радостями и трагедиями говорится во многих его стихах и песнях:
Я знаю этот мир не понаслышке:
Я из него пророс,
Но за его утраты и излишки
С меня сегодня спрос

Как истинный российский интеллигент, Окуджава несет в своем сердце чувство вины и покаяния.
В 1942 г. прямо из IX класса Окуджава ушел на фронт, воевал под Моздоком на минометной батарее, был ранен. По возрасту он принадлежит к поэтам фронтового поколения. Тема войны - одна из главных в его творчестве. "Грустью и иронией, т. е. моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания... Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко" Поэт изображает войну через призму восприятия и переживания "школяра"- мальчика 30-40-х гг., вчерашнего школьника, мечтающего о героических подвигах и славе, а попавшего в самое пекло войны, хлебнувшего окопных будней, суровой армейской службы. В автобиографической повести "Будь здоров, школяр!" (1960-1961) Окуджава, следуя традициям Л. Толстого, раскрывает сложный внутренний мир героя, его переживания, страх смерти, боли, слезы, ненависть к войне, трудный путь становления молодой души. В основе повести, а затем и киносценария "Женя, Женечка и "Катюша" (1967, совм. с В. Мотылем) лежит тема преодоления "школярства", взросления героя на войне. Критики упрекали Окуджава за излишний психологизм в изображении "частного человека" на войне, за якобы "дегероизацию" солдат-победителей. Спектакль по повести "Будь здоров, школяр!" тоже был запрещен.
Всенародной любовью пользуются песни Окуджава о войне. Некоторые из них
напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры, например песня "отдельного десантного батальона" ("Мы за ценой не постоим") к кинофильму "Белорусский вокзал" (1971) или "Бери шинель, пошли домой" из кинофильма "От зари до зари" (1975). Поэт скажет:
Мы все войны шальные дети: и генерал и рядовой", но свои стихи и песни о войне он посвящает прежде всего ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь. Поэт ценит в их сердцах "скрытую теплоту патриотизма" Это скромные джазисты, сержант Петров, мальчики и девочки, "повзрослевшие до поры", к ним обращает поэт свою просьбу-призыв: "До свидания, мальчики! Мальчики. Постарайтесь вернуться назад!" Войне и смерти противопоставляет Окуджава людское братство. В балладе "Король" он воспел бессмертие обыкновенного арбатского мальчишки Леньки Королева, который "кепчонку, как корону, набекрень и пошел на войну", погиб в боях, но навсегда остался в памяти людей, в жизни московских улиц и дворов.
Свой лирический дар сам поэт связывает с чудесным спасением на войне и предназначением судьбы спеть за тех, кто погиб:
Судьба ли меня защитила, собою укрыв от огня?
Какая-то тайная сила всю жизнь охраняла меня.
И так все сошлось, дорогая.
Наверно, я там не сгорел,
Чтоб выкрикнуть здесь, догорая, про то, что другой не успел"
Лирический герой Окуджава постоянно путешествует в памяти, живя "посередине между войной и тишиной", сохраняя в себе черты рыцаря, воина, защитника мира и добра. Война вошла в лирическую ткань и образность поэзии Окуджава: в стихах о любви "отправляется нежность на приступ, В свои тихие трубы трубя"; "часовые любви" неизменно стоят на улицах Москвы. С темой войны связан и "надежды маленький оркестрик под управлением любви", и образы "трех сестер милосердных - Веры, Надежды, Любви".
После войны, окончив университет, Окуджава учительствовал в школе дер. Шамордино Калужской обл., затем переведен был в город. Учитель словесности по образованию, О. запечатлел этот период в грустно-иронических автобиографических рассказах "Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова" (1976), "Искусство кройки и шитья" (1985) и др. и в повести "Новенький, как с иголочки" (1962).
Переехав в Москву в начале 50-х гг., Окуджава работает в издательствах, редакциях журналов и газет, печатает стихи. В 1956 г. вышел его первый поэтический сб. "Лирика" (Калуга), через три года второй - "Острова" (1959). Известность пришла к Окуджаве, когда он обратился к жанру авторской песни. По просьбе друзей он спел свои стихи под гитару в одной из московских квартир в 1956 г. «Мои настроения совпали с настроениями эпохи. И все. И поэтому мои песни считали откровениями. Я не преувеличиваю свою роль»
В поэзии Окуджавы органически соединились слово, музыка и краски, грусть и ирония, любовь и печаль. Характерный для поэта жанр "песенки" нес в себе черты русского городского романса, фольклора, "пересаженного на городскую почву", традиционной элегии, баллады и других жанров лирики. Своими учителями Окуджава считает Пушкина и Л. Толстого, Б. Пастернака и Т. Манна, Беранже и Гофмана. "Я начинал с подражания Пушкину, затем Пастернаку",- заметил Окуджава в одной из бесед. Пушкинское начало постоянно присутствует в его поэзии и прозе. Пушкин для него - идеал: "Он недостижим, но важно стремление приблизиться к нему" В стихотворении "Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину" (1970) привычная уличная сценка приобретает символический обобщенный смысл: памятник Пушкину из фона, на котором постоянно фотографируются приезжие люди, превращается в Пушкинский фон жизни и культуры, критерий добра и порядочности, залог бессмертия человеческой души: На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны
Все наши глупости и мелкие злодейства
На фоне Пушкина.
И птичка вылетает!
Пушкин объединяет, сближает разных людей, делая их друзьями: "На веки вечные мы все теперь в обнимку на фоне Пушкина! И птичка вылетает" По матери армянин, по отцу грузин, Окуджава считает себя "арбатским человеком, воспитанным на русской культуре литератором". Но "грузинское" лирическое начало звучит во многих его стихах и образах ("Грузинская песня", 1967, и др.). Окуджава воспел мир старого Арбата с его особой атмосферой жизни и человеческих отношений во многих песнях и стихах: "Ах, Арбат мой, Арбат!", "Арбатский дворик", "Арбатский романс", "Надпись на камне" и др. Арбат у Окуджава не только городское пространство, но и пространство души, поэзии, судьбы. У арбатского дворика человеческая душа, сама улица течет, как река, движется, несет в себе радость и беду. Арбатское начало породило в поэзии Окуджава множество неологизмов: "Арбатство, растворенное в крови, неистребимо, как сама природа" С гордостью причисляет себя поэт к высокому званию "дворянина с арбатского двора, Своим двором введенного в дворянство". С музыкой арбатского двора во многом связано бытование жанра городского романса и сентиментальной песенки в лирике Окуджава.
Музыкальность, песенность, мелодичность - отличительные особенности поэзии Окуджава. По замечанию Паперного, "картины окружающей жизни воспринимаются Окуджавой музыкально, как мелодия, которая словно вбирает в себя слова" И вдохновение у него неотделимо от ожидания мелодии как некоего особого начала:
И вот, уже от слез на волосок,
Я слышал вдруг,
Как раздавался четкий
Свихнувшейся какой-то нотки
Веселый и счастливый голосок.
Музыкальность обнаруживается в каждой клеточке стихов Окуджавы, в рефренах и повторах, вопросах и восклицаниях: "Ах, музыкант мой, музыкант!", "Ты что потерял, моя радость?"- кричу я ему" и т. д.- в романтическом "струении" стиха, музыкальной ритмической и интонационной волне. Музыка как героиня творчества Окуджавы объединяет и восстанавливает разрушенную гармонию: "Все стало на свои места, едва сыграли Баха..." Когда "замолкают оркестры Земли", торжественные и официальные, начинает звучать другая музыка - негромкая и задушевная. С любовью и нежностью пишет поэт о музыкальных инструментах, своих друзьях: это "старенькая скрипка", на которой играет Моцарт, "просто играет - всю жизнь напролет", это труба и барабан, черешневый кларнет, фагот, который, "как старый посох, стерт", одинокая шарманка, наконец - гитара, "спутник верный".
Пусть друг недолгий в нас камень кинет,
Пускай завистник свое кричит –
Моя гитара меня обнимем
Интеллигентно она смолчит.
Постоянными героями песен Окуджавы становятся музыканты, флейтисты, барабанщики, все, благодаря кому "целый век играет музыка".
Во второй половине XX в. Окуджава воскресил в русской поэзии любовную лирику и ее музыкально-разговорные жанры. Стихи Окуджавы строятся по романсовому сюжету любовного романа со всеми его перипетиями. В романсах утверждается самоценность человеческой личности с ее чувствами и переживаниями, "тайник индивидуального сознания" (Г. Гуковский).
Русского романса городского
Слышится загадочный мотив,
Музыку, дыхание и слово
В предсказанье судеб превратив.
За волной волна, и это значит:
Минул век, и не забыть о том...
Женщина поет. Мужчина плачет.
Чаша перевернута вверх дном.
Прекрасная женственность окружена в романсах Окуджава романтическим ореолом королевства: "Женщина, Ваше Величество!"- восклицает поэт, верный рыцарь Прекрасной Дамы, черты ее он видит в своих современницах: "В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы!" По отношению к ней поэт соблюдает старинный (и несколько старомодный) ритуал в обращении, разговорах, поклонении и любви: "Вы в глаза ее взгляните, Как в спасение свое, Вы сравните, вы сравните С близким берегом ее" Сердце поэта всегда настроено на любовь. Женственное начало видит он в природе, случайной бабочке, новогодней ели, снежной бабе, в своей Поэзии. Одушевлены в поэзии Окуджавы и другие общечеловеческие чувства и понятия: Совесть, Благородство и Достоинство, Вера, Надежда, Любовь, Страдание. Окуджава считает, что мир спасет не красота, а страдание. Любимый образ поэта - образ Надежды. Верить и надеяться призывает он своих слушателей и читателей, заражая их эмоционально, сопереживая вместе с ними. "Его стихи чаще строятся как движение от себя - к другу, любимой, природе",- заметил 3. Паперный. Побуждение к добру, братству звучит в лирических обращениях поэта, ставших поэтическими афоризмами, формулой этического поведения: "Возьмемся за руки, друзья, Чтоб не пропасть поодиночке!", "Давайте говорить друг другу комплименты, Ведь это все любви счастливые моменты!" и др.
От первых простоватых и непосредственных "песенок" Окуджава идет к лирике психологической, размышляет над вечными проблемами бытия. За внешне будничным, бытовым содержанием "житейских мелочей", "милостей судьбы", простых истин вдруг обнаруживается общечеловеческий, философский смысл. В песенке о голубом шарике, похожей по звучанию на детскую считалку, полет голубого шарика, улетевшего от девочки, сопровождает все этапы человеческой жизни - от детства, юности к взрослости и старости - с их тщетными надеждами на счастье. В лирическом подтексте возникает мотив надежды: голубой шарик детства возвращается как голубой шарик вечности.
В 80-90-е гг. в творчестве Окуджавы произошли некоторые изменения. Сыновнее отношение к времени уступило место зрелому отцовскому чувству, появилась философская "итоговая" интонация, тема смерти. Романтическое бездомье юности сменилось чувством дома, в котором все соразмерно желаньям поэта. В сб. "Милости судьбы" (1993) и цикле "Житейские мелочи" (1995) Окуджава дает реалистические зарисовки жизни, обращается к дневнику путешествия по разным странам, разговаривает с современниками - живыми и мертвыми друзьями, размышляет о времени, народе и толпе: "Что ж, век иной. Развеяны все мифы, Повержены умы. Куда ни посмотреть - все скифы, скифы, скифы. Их тьмы, и тьмы, и тьмы" Кажется, стих утратил мелодию, стал разговорным, поэт хочет не пропеть, а рассказать о жизни, ответить на все вопросы ("Я вас обманывать не буду"). Но все-таки Окуджава остается верен себе: "Мы романтики старой закалки Из минувшей и страшной поры. Мы явились на свет из-под палки, Чтоб воспеть городские дворы", - скажет он в стихотворении, посвященном Н. Матвеевой. Лирический герой остро ощущает свою вину и готов расплатиться за надежду "самой горькой дворовой ценой"
Кроме автобиографической прозы, Окуджава пишет исторические романы: "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы", 1969), "Путешествие дилетантов" (1971 -1977), "Свидание с Бонапартом" (1979-1983) и др.
Увлеченный эпохой декабризма, ее истоками и последствиями для русской истории, Окуджава создает своеобразную трилогию о сложном соотношении вольнолюбивых теорий и программ преображения России с непосредственным житейским морем, реальной жизнью и чувствами людей, их любовью, семьей и бытом. Романтическая в своей основе, проза Окуджавы следовала не за конкретными историческими документами и фактами, хотя они в ней есть. Писателя привлекает "домашняя", человеческая суть русской истории, не столько события, сколько их восприятие и переживание героями. При этом он замечает: "В каждом герое - я. Герой насыщен тем, что мучает меня, что бушует во мне" По структуре романы представляют собой заметки из дневника, письма, воспоминания, проза порой перебивается стихами, становится лирической.
В романе "Свидание с Бонапартом" война 1812 г. изображена как бы периферийно, не с поля сражений, а из дворянских усадеб и сожженных московских домов. Автор и его герои размышляют о "французских вольтеровских соблазнах" и игре русских аристократов в чужую революцию, о превращении кумира Наполеона в захватчика и оскорбителя России. В творчестве Окуджавы всегда присутствует своеобразная оппозиция "сумасбродства" и "здравого смысла" в русских интеллигентах. В "Свидании с Бонапартом" это, с одной стороны, Тимоша Игнатьев, его дядя генерал Николай Опочинин и "нормальный молодой человек" Пряхин - с другой.
Герой романа "Бедный Авросимов"- дворянский недоросль, вроде пушкинского Петруши Гринева, волею судьбы оказывается на самом гребне исторических событий и сталкивается лицом к лицу в Тайной следственной комиссии с "государственным преступником и злодеем" П. Пестелем. Не разумом, а детским сердцем герой Окуджавы начинает понимать трагическое величие декабриста, жалеет его, преданного всеми, даже готов устроить ему побег. Но "глотка свободы" оказалось явно мало для успеха дела.
В "Путешествии дилетантов" противостояние судьбе, государственной системе, атмосфере всеобщего доносительства воплощается в романтической непреклонной любви Сергея Мятлева, друга Лермонтова, и Лавинии Ладимировской. Вся мощь государства и светской морали обрушивается на двух любящих, их преследуют, ловят, судят, пытаясь подчинить их .чувство "нормальным" законам и правилам. Но любовь оказывается той силой, которую не одолеть, и разлучить героев может только смерть. На материале истории Окуджава пишет о современности, о себе, своей любви: "Пока не замело следы их на крыльце И ложь не посмеялась над судьбою, Я написал роман о них, но в их лице О нас: ведь все, мой друг, о нас с тобою". Историческую прозу Окуджавы называют ретроспективной, потому что в каждом романе присутствует литературная маска рассказчика из будущего, иногда им бывает автор, в руки которого попадает дневник или записки какого-нибудь "частного человека" из прошлого. В стихотворении с прозаическим названием "Я пишу исторический роман" Окуджава отстаивает свое право на творческую свободу:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
И пока еще жива
Роза красная в бутылке,
Дайте выкрикнуть слова,
Что давно лежат в копилке.

О. считает себя человеком со счастливой литературной судьбой. "Судьба меня закалила, многому научила и в то же время не лишила способности выражать себя теми средствами, которыми наделила природа. Хорошо или плохо я ими распорядился - не мне судить. Во всяком случае, я очень старался"
Свернуть

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=325



Живописцы


Дежурный по апрелю


Песенка о Моцарте


Полночный троллейбус

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 06:50 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган

Вложение:
girlflow.jpg

Вложение:
ortachali-beauty-with-a-fan.jpg

Вложение:
sister-of-mercy.jpg

Поэт Булат Окуджава. Художник Нико Пиросмани. Три сестры.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 10:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Вчера перепутала дни недели. Думала, среда. Включила РАДИО, СН. Хотелось послушать про ЗРЕЛИЩА. Ан,нет. Не про зрелища - тренинги. Тычячу лет их не слушала ! И так стало вдруг тепло на душе. От голоса Александра Геннадьевича - того, НАСТОЯЩЕГО - гипнотического. От воображаемых КАРТИН. Речь шла об Исцелении.. Как всегда - очень в точку. Спасибо !
А до этого весь вечер слушала Булата Окуджаву. Когда - то его пластинки могла слушать чуть ли не сутками. Заезжены были - до дыр.
Потом долго не слушала. Повода не было - внутреннего, душевного.
И вот... "Последний троллейбус", "Заезжий музыкант"..."Моцарт".
Говорить ничего не хочется. Хочется слушать. Это ли не главный комплимент - тот самый ,который от ЛЮБВИ, ее ЗНАК, ее ПРИСУТСТВИЕ в нас.

Я вновь повстречался с Надеждой !
Приятная встреча!
Она проживает все там же...
То я жил далече!
Все то же на ней из паплина счастливое платье...
Все так же горяч ее взор, устремленный в века...
Ты наша сестра. Мы твои молчаливые братья.
Нам трудно поверить, что жизнь коротка...


Последний раз редактировалось Людмила 10 май 2013, 12:29, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 10:25 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
В Б. Окуджаве я в свое время открыла замечательного прозаика. Хотя его бесцеремонно и беспощадно забраковала тогдашняя критика.
Очень рекомендую форумчанам прочитать (перечитать!) "Путешествие дилетантов" или "Встречу с Бонапартом".
Какая сила разочарования ! И единственный способ преодоления его - душа. Чисто по-платоновски _ ОДИНОКИЙ ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА.

ВСЕХ с ПРАЗДНИКАМИ !)


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 11:34 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Окуджава Булат Шалвович родился в День Победы. До начала войны было еще 17 лет. Кажется просто совпадение, случайность. Да, наверное. В огромной стране много людей рождалось в этот обычный довоенный весенний день. День, который в 45-ом году станет знаковой вехой в нашей истории. Станет днем торжества, парадов, салютов. И тихое непафосное творчество поэта долго еще мне будет казаться непобедным.

Победа ведь это же один раз, это апофеоз усилий, это оправдание жертв, это вздох облегчения и слезы радости. А Окуджава это тишина улиц, это прогулки по апрелю, это последние троллейбусы. И есть ли во всем этом хоть что-то от победы, если его строчки крутятся в голове во время самых обычных дел, во время самых простых прогулок, во время вечерней тишины и полночного одиночества. Даже песни Окуджавы о войне больше вспоминаются до и после праздника Победы, чем в этот день. Они о войне, которая была давным-давно и мы родились уже много после нее. Но они одновременно и о какой-то внутренней войне, которая знакома всем. И вот это…
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

… откликается знакомым щемящим чувством… не щадить себя и постараться вернуться. Как напутствие, как заклинание… и как условие Победы, … не прятаться, не щадить себя, вернуться. И в этом случае возвращение – это всегда победа. И его стихи, и в его стихах, и в его тихом голосе, и в гитарных напевах – всегда победа. Всегда… иначе бы не крутились его строчки в мозгу, когда плохо, иначе бы не слушались, когда скворчонком стучит в виске боль, иначе бы не вспоминались, когда опускаются руки.

Он родился в день победы, он знал ей цену и знал, что она одна. И ведь это же все и есть в его творчестве. Ведь одна на всех у нас действительно только победа,… победа наших усилий, победа наших действий, победа нашего творчества. И усилия, и делание, и направление у каждого из нас разные, а вот победа она одна, она для всех, она общая. Даже победа над собой, над своими слабостями, немощами, недостатками она ведь не для себя одного (одному она и не нужна вовсе, бессилие зачастую выгоднее силы), она для всех тех, кто рядом.

Переслушивала вчера его песни и понимала одно: они и о той победе тоже, о той, что с торжеством и салютом. Ведь если маэстро не оставит надежды и не уберет со лба ладони, то Родина будет вечной и из ее грехов мы не сотворим себе кумира. И тогда салюты и радость – это торжество Вечности, которая есть Любовь.
В года разлук, в года сражений, когда свинцовые дожди
лупили так по нашим спинам, что снисхождения не жди,
и командиры все охрипли... тогда командовал людьми
надежды маленький оркестрик под управлением любви.


Вот и весь его закон победы и ее цена. Отыскать этот самый маленький-маленький оркестрик надежды, которым дирижирует Любовь. Булат Шалвович нашел. Он слышал неясный голос труб, он записывал срывающиеся с горячих губ слова и перекладывал в гитарные ритмы случайные, как дождь, мелодии. И мы слушали его, и пели вслед за ним, а потом и без него, потому что его творчество – это одна на всех Победа. Это знает каждый, кто его любит.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 12:02 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Булата Шалвовича люблю нежно.. Когда-то часто слушала его песни, пела с друзьями под гитару... в эти дни вряд ли удастся окунуться в его творчество.... в праздничные дни много суеты..
передачу постараюсь послушать)))
ВСЕХ С ПРАЗДНИКАМИ!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 12:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Нет, Окуджава это не моё, наверное он для меня слишком интеллигентский. Хотя, впрочем, может, что бы где-то было в самый раз то, где-то и должно быть слишком.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 13:22 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Да, он ЧИСТО интеллигентский ( в отличие от АНТИинтеллигентского В.С. Высоцкого). Идеальный. К нему надо тянутся,но,видимо,так и не дотянешься. Тогда может возникнуть настоятельная поьребность ему подражать, выстраивать свой мир "по Окуджаве", петь его песни, смотреть на мир его усталыми от разочарований, но зоркими и мудрыми ОЧАМИ.
Потом подражание НЕ УДАЕТСЯ ( планка слишком и только ЕГО). Остается слушать Б. Окуджаву в редкие вечера ностальгии по ВЫСОКОМУ ПОЛЕТУ души.
Окуджава приучает человека к одиночеству, разделенному ,однако, ДРУЖЕСТВОМ. Сам он,видимо, был всецело пленен идеей благородства ,свойственной декабристам,пушкинской эпохе. Он идеализировал ТО ВРЕМЯ, те душевные порывы. И был ,наверное, очень прав. У него в душе и была эта искомая в СН "вертикаль",которая позволяет не охаметь,не оскотиниться и т. д.. Христианства у Окуджавы,вроде бы, нет. Есть подвиг ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, обреченный,впрочем,на забвение. Но это ничего. Кто на себе испытал прикосновение Красоты , Нежности и Участия ,тот не забудет.

"И в суете тебя сняли с креста.
И Воскресенья не будет.
Ель моя, ель..."

Это песня о НОВОГОДНЕЙ ЕЛИ. Самая,пожалуй, пронзительная.

Когда Булат Окуджава ушел из жизни,мне подумалось, что с интеллигенцией случилась нечто катастрофическое. Ушел ее главный Вождь. Как интеллигенция без Окуджавы ?
Ответ,наверное,дал фильм ПЛЮМБУМ. Его герой поет вместе с родителями окуджавскую песню "Давайте говорить друг другу комплименты", а сам вынашивает в своей холодной голове абсолютно бессердечные идеи Высшей Справедливости.
Окуджава -не о справедливости пел. О любви. Которая в Христианстве "выше закона". В СССР песни Окуджавы тоже были выше. Выше РЕЖИМА. За это - и благодарность !


Последний раз редактировалось Людмила 10 май 2013, 23:13, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 13:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Оцени, Крестник, хотя бы СТИХИ :
ПРОЩАНИЕ С НОВОГОДНЕЙ ЕЛКОЙ

Синяя крона, малиновый ствол,
звяканье шишек зеленых.
Где-то по комнатам ветер прошел:
там поздравляли влюбленных.
Где-то он старые струны задел -
тянется их перекличка...
Вот и январь накатил-налетел,
бешеный как электричка.

Мы в пух и прах наряжали тебя,
мы тебе верно служили.
Громко в картонные трубы трубя,
словно на подвиг спешили.
Даже поверилось где-то на миг
(знать, в простодушьи сердечном):
женщины той очарованный лик
слит с твоим празднеством вечным.

В миг расставания, в час платежа,
в день увяданья недели
чем это стала ты нехороша?
Что они все, одурели?!
И утонченные как соловьи,
гордые, как гренадеры,
что же надежные руки свои
прячут твои кавалеры?

Нет бы собраться им - время унять,
нет бы им всем - расстараться...
Но начинают колеса стучать:
как тяжело расставаться!
Но начинается вновь суета.
Время по-своему судит.
И в суете тебя сняли с креста,
и воскресенья не будет.

Ель моя, Ель - уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-крови,
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной.

1966
Не удержалась от полной цитации.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 16:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Спасибо. Наверное в этом он весь.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 17:03 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 мар 2011, 09:56
Сообщения: 1735
Откуда: Курган
Песня об утоленной любви ("Грузинская песня")

_________________
То, что сейчас происходит во мне,
Тоже является частью Вселенной!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 21:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
А я как всегда, книг накупила. Его и о нем....читаю. И тоже перепутала дни недели. Судя по всему решила, что четыре выходных будут одним большим воскресеньем и передача будет только на следующей неделе.
Мне всегда нравились его песни. Они очень легко ложатся на душу, как будто там для них есть специальное место.
Родители хотели назвать его Дорианом, но назвали Отаром..... Перед смертью он крестился, взяв имя Иоан. Почему же Булат? .....Еще не дочитала.

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 23:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04 мар 2010, 18:20
Сообщения: 1782
Откуда: Воронеж
Спасибо за передачу! @->--

_________________
Я знаю все.
Ну, кроме одного.
Как смог Он вереск вырастить и маки
На пепелище сердца моего?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 май 2013, 23:18 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3385
Откуда: Ульяновск
Спасибо, за программу памяти о Булате Шалвовиче.
Он нам нужен, чтобы обыденность протереть, если и не совсем до дырки, то до такого состояния, чтобы стал виден, стал чувствуем хоть чуть-чуть, тот самый надмирный свет, надмирная нежность, надмирная красота. Его песни не потрясают душу, они вытрясают из нее ненужную шелуху и мусор.
Спасибо, Булат Шалвович. @->--

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Окуджава Булат Шалвович
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 11 май 2013, 09:37 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Спасибо за передачу)
Мне Булат Шалвович дорог тем, что он умеет жить "в миру" и находить в нём и свет, и доброту, и нежность, и сказку,подсвечивая всё это мягкой иронией. Именно так воспринимаю и его "Песня о последнем троллейбусе", и "Дворянин с Арбатского двора" ( "я дворянин с Арбатского двора своим двором введённый во дворянство"), и "Давайте восклицать".. Это он - Булат Шалвович был и живописцем, и Моцартом, и "бумажным солдатом", и "весёлым барабанщиком", и королём с Арбатского двора, и последним троллейбусом, в котором можно было "вновь повстречаться с Надеждой", и "маленьким оркестриком любви" и её часовым, которому полагается смена и он эту смену ждёт, приглашая всех нас ею стать:
Цитата:
Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви
по Петровке идут неизменно...
Часовым полагается смена.

О великая вечная армия,
где не властны слова и рубли,
где все - рядовые: ведь маршалов нет у любви!
Пусть поход никогда ваш не кончится.
О, когда б только эти войска!..
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает
весна.

Часовые любви на Волхонке стоят.
Часовые любви на Неглинной не спят.
Часовые любви
по Арбату идут неизменно...
Часовым полагается смена.

Песни Булата Окуджавы - живая вода...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.051s | 16 Queries | GZIP : On ]