Черт побери, как всегда со своими забегами прошляпила все самое интересное!
Ладно, понимаю, что вдогонку и не интересно и все же выскажусь, тем более, что уже просто выкипаю в последнее время.
Начало моей профессиональной (чуть не ляпнула творческой) деятельности в 2006 году началось в пору знаменитого «Нацпроекта». Сразу после института фактически рухнула головой в сугроб медицинского права, в котором вообще ничего понятно не было, да еще и угораздило стать первым юристом в истории этой совершенно обычной городской больницы, когда твои знакомые и подсказать-то тебе толком ничего не могут – сами такие же желторотые!
Но уже тогда, слушая разговоры «старших» и болтаясь под ногами медперсонала я усвоила одну очень простую вещь – реформу надо начинать не с железяк (оборудования), а с людей. Да, нужно было снова вводить систему распределения кадров, потому что иначе государственной и муниципальной системе здравоохранения просто не выжить. Но и для этого усилий одного здравоохранения недостаточно – нужна система в которой должны быть задействованы все органы исполнительной власти в первую очередь.
Нужно, ужесточать дисциплинарную ответственность за нарушение норм врачебной этики и деонтологии, но наказывая, учить медиков как можно, устраивая мастер-классы и просто беседуя с людьми на планерках.
Ну и кроме того, душа стационарны, ставя в приоритет стационарам круглосуточного пребывания амбулаторно-поликлиническую помощь, никто ведь не думал и не говорил, что поликлиники в том виде в котором они существуют и поныне не способны удовлетворить спрос населения на КАЧЕСТВО медицинской помощи и ни к чему кроме как к поточности, упомянутой в программе «движухе», эти преобразования не ведут. Недолеченный больной – это всегда рецидив, если не хуже, а вылечить его за пределами стационара и в отведенное для поликлинического приема пациента время даже у самого хорошего врача не получится! Ведь это же очевидно.
К слову, чем закончилась реализация «Нацпроекта»? Да он завалился, поскольку «нашпиговав» больницы в большинстве своем китайским оборудованием оказалось, что работать-то на нем некому – специалистов соответствующего уровня нет.
Потом, года с 2008 и по нынешнее время с усилением вмешательства в деятельность больниц Минздрава ситуация стала и вовсе ужасающей.
С официальным переходом с 01.01.2013 года большинства учреждений на финансирование из средств обязательного медицинского страхования (просто до нынешнего года скорая, неотложная помощь, первичная медико-санитарная, доврачебная помощь фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, участковых больниц, в общем, достаточно большой объем помощи финансировался из средств бюджета соответствующего уровня). В принципе в моей больнице на бюджетном финансировании сидит только фтизиатрическая служба и коллеги Александра Геннадьевича психиатры-наркологи, да онкологи.
Обыватель конечно скажет, что в общем и целом финансирование за счет ОМС – это в общем-то хорошо, поскольку подталкивает больницы стремиться к повышению качества оказания медпомощи и количества обслуживаемого населения. Да в идеале, наверное так и есть, НО
1. в тариф ОМС включается далеко не все виды лабораторных, функциональных исследований проведение которых необходимо пациенту при лечении того или иного заболевания, за все что не входит в тариф платить все равно придется из своего кармана иначе… качество услуги на риске ее получателя (не помню как это по-латыни про товар)
2. очень невнятные формулировки, что конкретно и за счет какого источника оплачивается, в территориальных программах государственных гарантий (кто не в курсе – это основной документ, регулирующий распределение денежных средств по видам помощи), поскольку терпрограммы приняты на 3 года (2013 и плановые 2014, 2015 годы), соответственно там все в общем и целом, а это прямой путь к злоупотреблениям со стороны того же фонда ОМС и страховщиков. Я худо-бедно, конечно не семи пядей во лбу, работаю с медицинским правом 7 лет и то иной раз не могу понять за счет каких средств должна оплачиваться эта услуга, а никогда не касавшийся «больничной кухни» человек? Тот у кого нет знакомых в терфонде или врача-эксперта в страховой компании, когда можно поднять трубку и спросить: «Мари Ванна, а скажите-ка мне, ваша контора благоволит к оплате таких-то лабораторных исследований в рамках такого-то заболевания али нет?» - просто заплатит за анализ свои деньги, тогда как его покажут в качестве пролеченного за счет ОМС и получат двойную оплату.
3. впрочем если получат… Самое интересное! Территориальные программы, т.е. деньги заложенные на больницы года с 2009 идут С ДЕФИЦИТОМ. А это значит, что какое-то количество денег даже честно заработанных за взаправдешно пролеченных больных в ходе проверки с тебя обязательно (то есть с вероятностью на 200%) снимут, прикопавшись к какой-нибудь ерунде. И речь не идет о 100 или 200 тысячах, речь оо миллионах. И главные врачи будут молчать – никто в суд не побежит ибо… мало ли у больницы косяков за которые любого, даже самого чистого на руку, главного врача можно выгнать с позором? Да пруд-пруди, так что круг и здесь замкнулся.
4. ну и самая главная проблема – недостаток в составе руководства медучреждениями квалифицированных управленцев. Глупость, воровство, недальновидные решения, когда человек не понимает и не хочет слышать как «выстрелит» в будущем его сегодняшний поступок, боязнь услышать то, что слышать не хочется и абстрагирование от моего, в частности, мнения. А я устала служить почетным дерьмаразгребателем постфактум…
Да и вообще, печальная тенденция наблюдается в последнее время в медицине – из нее бегут умные головы. Так за период моей работы из здравоохранения ушли умнички- юристы Росздравнадзора, и отдельных больниц. Люди уходят в бизнес. И через 3-4 года перевес ума на стороне частной медицины по сравнению с государственной станет более чем очевидным.
Как же быть? Честно, у меня стойкое ощущение, что государственная медицина доживает последнее десятилетие. Она уже неконкурентноспособна. Я не говорю о крупных центрах федерального или межрегионального значения и то и то… Будущее за платной медициной с развитым рынком конкурирующих и дерущихся за каждого застрахованного компаниями дополнительного медицинского страхования. Наверное, будущее за благотворительными больницами, существующими на деньги спонсоров – ничего постыдного здесь нет, поскольку все лучше чем полагаться на государство, которое в качестве спонсора зарекомендовало себя, мягко говоря, не лучшим образом. И будущее за психодиагностикой ВСЕХ кадров медицинских учреждений при поступлении на работу с подтверждением каждые 3-5 лет.
Вот вам мнение дилетанта, если угодно и интересно.