Имеющие наглость думать так, как они думают, думают вот так. И по странному совпадению мне эти мысли импонируют.
"В наследии Алексея Балабанова есть важнейшая составляющая — образы Смутного времени. Все его фильмы так или иначе апеллируют к образу человека, который остался один на один с обществом в условиях умершего либо умирающего государства. А общество без контроля со стороны государства, как известно, склонно к жутким формам самоорганизации. Будь то постсоветские ОПГ с братвой, наркокартели Южной Америки или банды атаманов Семёнова и Махно в Гражданскую.
Кстати, единственный фильм не о современности — «Морфий» по мотивам «Записок юного врача» Михаила Булгакова — всё равно апеллирует к Смутному времени периода революции и гражданской войны XX века в России.
Главный герой фильмов «Брат» и «Брат 2» Данила Багров по сюжету родился в 1975 году. Учитывая, что мои друзья были всегда на 3-5 лет старше, то к моменту выхода фильмов о Даниле я увидел своих друзей. Уже потом, когда начал активно работать в регионах России, я познакомился с теми самыми ребятами, служившими в Первую Чеченскую, как Данила Багров. Каждый из встреченных мной по отдельности, конечно же, не дотягивал до Данилы, но типаж был угадан верно. Первый раз я встретил Данилу в 2001 или 2002 году в поселке Балахта Красноярского края — в лице ветерана ОМОНА, моего ровесника. Затем встречал Данилу в Ижевске — он работал в службе безопасности одного из гигантских заводов и из-за контузии немного заикался. Последняя яркая встреча с Данилой была в 2008 году в Твери: тогда он был коренным тверитянином двухметрового роста, наполовину азербайджанцем, в прошлом командиром роты спецназа, а на гражданке — руководителем охранного агентства, который безбожно глушил коньяк с подчинёнными — бывшими сослуживцами.
"С того самого момента, как я начал следить за творчеством Балабанова, в глубинке России, Украины и остальной Евразии я стал встречаться с персонажами его фильмов. Местами они были не столь сочные, как его герои. Но, например, персонажей из фильма «Жмурки» я неоднократно встречал в провинциальных избирательных кампаниях. Иногда в качестве кандидатов, иногда в качестве спонсоров, иногда в качестве странных людей в штабах.
Поэтому к наследию Алексея Балабанова будет правильно относиться так же, как к наследию Николая Некрасова, — как к бытописанию и выведению народных образов и типажей. Герои Балабанова живут среди нас до сих пор. Пускай и не такие натуралистичные. Просто потихоньку восстанавливается государство и общество с его формами самоорганизации отступает, но типажи всё равно никуда не делись. Они живут, ходят на работу и даже воспитывают детей и внуков. И надо не забывать, что на каждого мента-садиста из «Груза 200» должен быть свой Данила Багров.
Итак, Алексей Балабанов ушёл. Ушёл вместе с эпохой Смутного постсоветского времени. Но, уйдя, он оставил нам самый главный идеологический монолог отечественного кинематографа, который наверняка знает каждый из вас. "
http://www.odnako.org/blogs/show_25674/[youtube]http://www.youtube.com/embed/KGRwgA2gzBw[/youtube]
"Не знаю, следил ли Алексей Балабанов за историей Оксаны Макар,
Год назад в городе корабелов Николаеве, что в Украинской Республике, произошло жуткое убийство 18-летней девушки Оксаны Макар, которая была то ли проституткой, то ли просто вела распутный образ жизни. Трое парней, двое из которых оказались мажорами, сначала долго насиловали её, а затем попытались сжечь заживо. Но ничего не вышло, поэтому мажоры бросили её, обугленную, умирать под забором, где девушку обнаружил на следующий день случайный прохожий. ) но подобные сюжеты были во многих его фильмах. За что его часто называли «чернушником» и обвиняли в излишнем натурализме. Особенно ярко натурализм Балабанова проявился в «Грузе 200», где показана нравственная деградация мента-садиста на фоне разлагающегося советского общества. Сцена с мёртвым женихом-десантником, которого привёз своей жертве «в подарок» мент из города Ленинска, мешала мне заснуть несколько недель.
Да, Балабанов был натуралистичен. Местами излишне. Может быть, тот же «Груз 200» и не стоит смотреть впечатлительным. Но, с другой стороны, не думаю, что изнасилование и сожжение Оксаны Макар чем-то отличалось от показанного в «Грузе 200».
И, в конце концов, мента-садиста из фильма Балабанова постигло возмездие от руки женщины, в отличие от мажоров из Николаева, которые спокойно отбывают свой срок. А учитывая благосклонность постсоветской фемиды к мажорам — они ещё и выйдут по амнистии либо по состоянию здоровья лет через 5-7."
http://www.odnako.org/blogs/show_25674/