Чем обоснована зашифрованность суфизма и в частности стихов ирано-персидских прочих великих поэтов?
Мистико-аскетическое направление в исламе. Возникло в VII - IX веках, окончательно оформилось в X - XII веках. На формирование суфизма оказали влияние пифагорейские идеи и персидский зороастризм.
Термин "масаввуф" происходит от арабского слова "суф" - шерсть, очевидно, от традиционного шерстяного рубища суфиев.
По мнению суфиев, Мохаммед якобы получил одновременно с Кораном эзотерические откровения, о которых сообщил только некоторым из своих соратников. Эти откровения могут передаваться только избранным, и только в результате особого посвящения.
Суфизм является богоискательским течением и может принимать самые разнообразные формы. В суфизме используются различные эзотерические тайные обряды, ритуалы, посвящения, причем единые для суфизма правила проведения этих культовых обрядов отсутствует.
Суфизм эзотеричен и проповедует генеалогическую передачу приобщения к божественной благодати (сильсиля) каждому суфийскому учителю непосредственно от пророка Мохаммеда. Приверженцы суфизма подчинены своду правил, как правило, специфическому для каждого ордена, подробно описывающему ритуалы инициаций, культовой практики и отношений между членами общины.
Для культа суфизма характерно сочетание метафизических представлений с аскетической практикой. Аскетизм в суфийской традиции является способом нравственного совершенствования человека, приближающего его к познанию бога. Культовая практика основана на идеях жестокой самодисциплины с широким применением тщательно разработанных психотехнических методик. Суфизм предполагает полное духовное подчинение ученика учителю, без размышлений о целях и смысле его указаний.
Культовая практика суфизма основана на зикрах - собраниях суфиев с целью коллективных радений. Как правило, погружение в транс и последующее созерцание основаны на сложном музыкальном ритме, характерном для каждого ордена, но существенно различающемся в разных суфийских общинах. Суфии считают, что подобные радения предписаны Кораном и являются обязательными для всех мусульман.
Основой суфизма является учение о постепенном мистическом приближении к интуитивному, вне всякой логики, познанию Бога вплоть до прямого общения с ним и слиянию с ним через мистическую любовь в интуитивных экстатических озарениях. Соблюдение законов Корана является лишь первым шагом к Богу, который не позволяет познать природу мира. Основными концепциями суфизма являются тарик (концепция пути), ведущая суфия к постижению высших истин, и вилайя (концепция святости), получаемая суфием при достижении конечной цели мистического самосовершенствования.
Суфизм провозглашается как учение, проповедующее строгие мусульманские каноны, однако приверженцы традиционного ислама не признают его как исламское течение либо относятся к нему с большим недоверием. Исламская оппозиция еще больше усиливает позиционируемый тайный характер суфизма.
В IX в. в суфизме под влиянием выдающегося египетского философа Зу-н-Нун аль-Мисри и багдадского теолога аль-Харис аль-Музасиби сформировалась система мистической философии.
В X в. суфизм из учения немногочисленных дервишей превратился в мощное культурное течение, получившее широкое распространение. По мере своего развития суфизм воспринял ряд элементов христианства, античной философии и древних религий Востока.
Суфизм лишен единства. Каждый суфийский учитель собирает себе учеников, которым проповедует учение в своем понимании, при этом никто не контролирует какое-либо соответствие этого учения положениям традиционного ислама. Тем не менее суфизм по своим целям и вероучительной основе делится на умеренный суфизм и крайний суфизм.
Суфии проживают в общинах, объединенных в ордена - тарика. Общины, зародившись в IX в. как поселения небольших групп дервишей, к XI в. превратились к крупные центры, как правило, укрепленные, и наряду с функциями жилья выполняющие роль школ, храмов, экономических центров.
Внутренняя структура суфийский орденов основана на строгой иерархии. Руководителем ордена является шейх, получающий свой пост по наследству и являющийся духовным наследником основателя ордена. Между шейхом и простыми дервишами-суфиями имеется одна или две ступени иерархии, в зависимости от размером и распространения ордена. Сами дервиши делятся на две категории - полностью отрешившихся от мира и посвятивших себя ордену и мирян, являющихся приверженцами ордена и выполняющих все его требования, но ведущих обычный образ жизни.
В суфизме существенно раньше, чем в ортодоксальном исламе, был разработан культ святых, который принят как один из базовых элементов вероучительной системы. Святой в суфизме представляется человеком, достигшим совершенства в познании бога, открывший для себя все сокровенные тайны и получившим вследствие этого знания способность творить чудеса. Зародившись в IX в., суфийский культ святых уже в X в. развил идеи о невидимой иерархии живых святых, мистическим образом скрытых от большинства живых людей. Эта иерархия возглавлялась неким верховным святым "кутб", сосредотачивавшим на себе основную защиту Вселенной от всех несчастий.
Суфизм оказал большое влияние на арабскую и в особенности на персидскую литературу и поэзию, в частности, сказки "Тысячи и одной ночи". Под влиянием суфизма возникли новые течения в шиитском исламе - исмаилизм и религия друзов. Различные суфийские течения называются тарика (братства или ордена). В период с XII по XIV вв. в суфизме под влиянием мавереннахрской, магрибинской, месопотамской и хорасанской мистических школ сформировался ряд самостоятельных суфийских орденов: бадавийя, байрамийя, бекташийя, дасукийя, исавийя, кадирийя, кубравийя, маулавийя, накшбандийя, рифайя, саадийя, сафавийя, сухравардийя, халватийя, чиштийя, шазилийя.
Цитаты о сути суфизма и пути суфия
Суфизм[Парламент птиц (Мантик ат-таир). Фаридуддин Аттар]
Чтобы достигнуть Реальности, суфий шагает стопами любви. Ум и рассудок эту Реальность постичь не в состоянии. С точки зрения суфиев ты не познаешь Бога, пока остаёшься самим собой; величайшая завеса между тобой и Реальностью - самость.
Лишь огонь божественной любви способен выжечь этот эгоцентризм. Более того, божественная любовь возникает сама собой; ей нельзя научиться.
Для суфиев следствием этой божественной любви является их устремленность в одном направлении: суфийские мастера сосредоточены исключительно на Боге.
По словам Хваджи Абдуллы Ансари: “Большинство людей говорят “одно”, но всё еще связаны с сотней тысяч. Когда же суфий говорит “одно”, он устремляется прочь даже от самого себя”.
Или как выразил это Абу’ль-Хусейн Нури: “Суфии - истинно ведающие. Большинство взыскует щедрот Божьих, суфии взыскуют Его самого. Иные довольствуются Его дарами, суфии довольствуются только Им самим”.
Одной из важнейших задач первых суфийских мастеров было подвигнуть людей к любви и служению другим, и способствовать развитию положительных качеств, являя собою высочайшие примеры служения человечеству. Когда Абу Саида спросили, сколько существует путей от творения к Богу, он ответил: “Одни говорят - тысяча, другие - столько же, сколько сотворенных существ. Кратчайший же и лучший путь сотворенного существа к Богу - путь доброты и служения другим”.
Кто такой суфий?Суфии это люди, которые предпочитают Бога всему остальному, так что и Бог предпочитает их всему остальному.
Зун-н-Нун
Быть суфием значит отказаться от всякого беспокойства, и нет худшего беспокойства, чем мы сами. Когда ты занят собой, ты отделен от Бога. Путь к Богу состоит из одного шага: шага от себя.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр
Суфизм означает, что Бог побуждает тебя умереть для себя и дарует тебе жизнь в Нем.
ал-Джунайд
Суфий доволен всем, что делает Бог, чтобы и Бог был доволен всем, что делает суфий.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр
Суфий подобен земле, в которую бросают все нечистоты и из которой произрастает всё прекрасное.
ал-Джунайд
Человек не станет познавшим до тех пор, пока не будет подобен земле - и праведники и грешники ступают по ней; и пока не будет подобен облакам - они даруют тень всякой вещи; и пока не будет подобен дождю - он орошает всякую вещь, независимо от того, любит он ее или нет.
Байазид Бистами
Когда Абу Саида спросили, что такое суфизм, он отвечал: "Что бы у тебя ни было на уме - забудь это. Что бы ты ни держал в руке - отдай это. Какова бы ни была твоя судьба - предстань пред ней!"
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр
Суфий это тот, к кому ничто не привязано, и кто ни к чему не привязан.
Нури
Будь в этом мире странником, прохожим, чья одежда и обувь запылены. Иногда ты сидишь в тени дерева, иногда идешь через пустыню. Всегда будь прохожим, ибо не это твой дом.
Хадис - предание из жизни Пророка
За четыре тысячи лет до сотворения этих тел Бог создал души и держал их подле Себя, излучая на них свет. Он знал сколько света получено каждой душой и одарил милостью каждую в соответствии со степенью просветленности. Души были погружены в свет, покуда не напитались им. Те, кто живет в радости и согласии друг с другом в этом мире, должны были быть близки в том месте. Здесь они любят друг друга и называются друзьями Бога, и они - братья, любящие друг друга ради Бога. Эти души узнают одна другую по запаху, как лошади.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр
Путь суфияСделай один шаг от себя и узри! - вот Путь.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр
Знай, что научившись избавлению от себя, ты достигнешь Возлюбленного. Нет иного секрета, и мне не ведомо ничего, кроме этого.
ал-Ансари
Я увидел моего Господа во сне и спросил: “Как мне найти Тебя?”. Он отвечал: “Покинь себя и приходи!”
Байазид Бистами
Совершенный мистик это не тот, кто пребывает в экстатическом созерцании Единства, не благочестивый отшельник, избегающий сношений с родом человеческим. Подлинно святой человек находится среди людей, ест и спит с ними, покупает и продает на базаре, женится и вступает в контакты с обществом, но при этом ни на мгновение не забывает Бога.
Абу Саид ибн Аби-л-Хэйр
Одиночество в толпе: во всей своей внешней активности внутренне оставайся свободным. Научись не отождествляться с чем бы то ни было.
‘Абд’л-Халик Гидждувани
Ищи, какова бы ни была твоя ситуация.
О жаждущий, постоянно ищи воду.
Наконец придет время, когда ты достигнешь источника.
Руми
Это тяжкое заблуждение - воображать, что обретешь что-либо, или нечто будет раскрыто тебе относительно Пути без постоянных усилий с твоей стороны.
Абу Утман ал-Хири
То, о чем мы ведем речь, никогда не будет найдено посредством поиска, и однако только ищущий находит это.
Байазид Бистами
И если он закрывает пред тобой все пути и проходы, Он покажет тебе тайную лазейку, о которой никто не знает.
Руми
Если ты водишь дружбу с людьми истины, будь правдив с ними, ибо они - соглядатаи сердец. Они входят в твое сердце и покидают его так, что ты об этом даже и не знаешь.
Ахмад б. Асим ал-Антаки
http://portal.sufism.ru/
Свернуть
http://osoznanie.org/1948-techeniya-suf ... ufizm.html