Поделюсь своими мыслями о комплексах по Юнгу. Так получилось, что исходной точкой будут являться... сектанты. Просто сейчас мои мысли заняты именно этим. Во многом мои мысли исходят из моего вопроса Александру Геннадиевичу и его ответов.
Danilin писал(а):
Признаюсь: В 90-х годах, когда саентология у нас силу набирала, довелось мне несколько раз участвовать в таких "экспериментах" - родители пациентов просили очень. Так вот: привели ко мне одну такую "вербовщицу" со стеклянными глазами. Я договорился с приятелем (он давно в эмиграции), профессиональным фокусником и чревовещателем. Он сделал каменное лицо и сказал ей, то что я просил от имени "настоящих инопланетян".... Она после этого два дня лежала на диване с мутизмом: не говорила, ни ела, ни пила... Родители караул кричали, мне бандитами грозили, пытались девушку в психбольницу уложить. По счастью... как-то обошлось. Она пришла в себя и мы довольно долго общались. Из секты она ушла в результате.
Шок во многих случаях помогает, но шок... и есть шок.
Проблема в том, что обработка в секте рассчитана на пробуждение в человеке его собственной психопатологии (именно этого и боится Глузман - к ответу в "философском" разделе) или его собственных комплексов.
Любой шок способен сделать тоже самое. А комплекс способен вести себя, как отдельная личность (смотрите видео про экзорцизм) и это делает поведение человека при подобном "лечении" непредсказуемым и опасным, в первую очередь для него самого. Мы вызываем искусственную диссоциацию личности - буквально рвем ее на части.
http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=43&t=1094&start=90#p78983http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=43&t=1094&start=90#p79072Так что мои рассуждения имеют определенный фокус, связанный с исходным посылом. Кроме того, хотя мне невероятно близок взгляд Юнга, тем не менее, мой взгляд на комплексы все же не на 100% юнговский. Как бы то ни было, привожу свои рассуждения. Может, заодно и со своими комплексами разберусь
Комплекс – понятие, в сущности, довольно простое и знакомое каждому. Тем не менее, его понимание затруднено тем, что в бытовом языке есть слово "комплексовать", которое относится в основном к комплексу неполноценности по Адлеру. Я разбирался что такое комплекс по Юнгу исходя из своей бытовой жизни и своих личных комплексов. Думаю, что на примере и другим будет понятно. В силу разных причин у меня есть то, что я называю комплексом гениальности (я осознано несколько преувеличу свои гипотетические реакции для показательности). Чтобы понять, что собой представляет комплекс, нужно понять, в чем он проявляется. Допустим, я сейчас сформулирую свои мысли, и кто-то усомниться в их гениальности
Пусть это будет даже аноним в личном непубличном сообщении, но меня это сильно заденет. Сознательно я буду понимать, что меня это не должно волновать, и даже могу понимать, что меня специально злят. Тем не менее, меня начнет буквально трясти, я разозлюсь, и на некоторое время потеряю контроль над собой.
Вот так работают комплексы в повседневной жизни. Вы как бы теряете контроль ненадолго, вас чисто физически трясет, и следует непродолжительная, но очень сильная и несоразмерная ситуации эмоциональная реакция – гнев, стыд, страх и т.д. Потом может быть стыдно за свои действия, или может появиться удивление, как вы вообще могли так бурно реагировать на какой-то пустяк.
Теперь объясню, как я это для себя вижу теоретически. Сначала нужно небольшое вступление. Самый ценный ресурс, который есть в жизни человека, это психическая энергия, являющаяся основой всей эмоциональной жизни. Это либидо, если его понимать вслед за Юнгом максимально широко, или энергия интереса. Это то, что дает жизнь всем психическим явлениям. Проявлением психической энергии является концентрация внимания, причем как осознаваемая, так и неосознаваемая.
Практически вся психическая энергия человека не подчиняется напрямую сознанию. Чтобы понять это, достаточно вспомнить, как заставляешь себя заняться неинтересным делом. Пока не втянешься в нудную работу, это очень сложно. Но в какой-то момент ты как бы переключаешься, и достигаешь концентрации без усилий, состояния потока по Чиксентмихайи, состояние гениальности, когда работа захватывает тебя всего. Такова сила фокусировки психической энергии. Причем концентрация даже не должна быть позитивной. Не обязательно любить работу, можно делать работу и на волне негативных эмоций, например, назло кому-то. Главное – это эмоциональная заряженность, интерес.
Насколько мне известно, сила концентрации достигается лишь двумя методами. Первый вариант, это очень мощная разовая эмоция либо шоковое переживание. Влюбился – и полностью сконцентрировался на объекте обожания. Встретил медведя, и полностью сконцентрировался на беге
Второй вариант – это многократное повторение. Лет 10 ежедневных занятий, и ты достигнешь сильнейшей концентрации почти в любом деле.
Концентрация психической энергии может носить краткосрочный или долгосрочный характер. Кроме того она может как лежать в области сознания, так и в области бессознательного. Понять это просто. Скажем, человек влюбился. Но он не думает об этом постоянно 24 часа в сутки. Например, поехал кататься на велосипеде, и час не думает о своей любви. Но она от этого не исчезает, а лишь отходит в тень бессознательного. Проехал мимо цветочного магазина, и опять думает только о любимой. А может быть и гораздо более длительная ситуация. Скажем, пара рассталась много лет назад, потом встретилась, и обоих захлестнули воспоминания, как будто все вчера было.
Теперь собственно про комплексы. Комплекс – это точка долгосрочной фокусировки психической энергии, которая большую часть времени не осознается. Комплекс может образоваться в результате шокового события либо в результате ряда повторяющихся однотипных событий, как правило, в детстве. Пример первого – это, скажем, падение ребенка в воду, когда он не умеет плавать. Пример второго – это, скажем, когда ребенку на протяжении многих лет говорят, что он глупый. В результате у человека образуется некое внутреннее убеждение, имеющее сильную эмоциональную окраску. Это убеждение формирует комплекс эмоциональных реакций, который будет определять восприятие аналогичных ситуаций в будущем. Секрет в том, что если ситуация затрагивает хотя бы одно из ассоциированных с комплексом представлений, то активизируются и остальные. Скажем, если у человека комплекс, связанный с водой, то может быть достаточно одного вида водоема, чтобы вызвать весь комплекс эмоций, связанных с исходной травмой, хотя никакой реальной опасности и нет. При этом каждая следующая ситуация будет добавляться в копилку опыта страха, ведь несмотря на отсутствие реальной опасности субъективный страх абсолютно реален. Тем самым комплекс будет подкреплять сам себя повторяющимся опытом аналогичных эмоций до тех пор, пока человек что-то сознательно не изменит.
Комплексы непосредственно связаны с механизмом проекции. Собственно комплекс – это и есть тот материал, который проецируется вовне. Проекция как раз и позволяет определить наличие комплекса. Также непосредственное отношение к комплексам имеют архетипы. Они тоже являются комплексами, только очень мощными, всеобщими и врожденными, так как определяются переживаниями, характерными абсолютно для всех людей, такими как рождение, смерть, общение с родителями и т.д.
Любой комплекс является относительно автономным образованием, слабо зависящим от эго. Тем самым он ставит перед человеком задачу по интеграции самого себя в личность человека. Будучи интегрированным в личность посредством осознания и проработки комплекс возвращает человеку его собственную энергию. В этом положительная сторона комплекса. Однако пока комплекс не осознается, а травматические переживания вытесняются, комплекс имеет негативное влияние. Я выделяю здесь два аспекта. Во-первых, комплекс естественным образом оттягивает психическую энергию человека. Во-вторых, комплекс является основой для манипуляции. На этом хочется остановиться подробнее.
Комплекс обладает автономией от эго и в известные моменты может забирать у эго контроль над психикой. Когда говорят, что в кого-то "как будто бес вселился", то именно это и имеется в виду. Бес – это и есть комплекс, который дошел до такой стадии, когда начинает восприниматься в виде автономной личности, управляющей человеком. Но даже без крайностей комплекс позволяет управлять его носителем. Лучше всего это делают близкие люди, которые знают, за что человека можно зацепить. Человеку с комплексом неполноценности достаточно сказать, что "только неудачник не может позволить себе БМВ", и он пойдет покупать. Ровно то же самое делают в сектах. Человеку раздувают его комплекс, а потом им управляют через него. Фактически, секта создает из комплекса неполноценности или мессианского комплекса новую личность, новое эго. Поэтому и выход из секты становится подобен смерти, так как это новое эго при этом умирает. Это тот самый запретный плод райского сада, это та самая смертная часть человека, про которую сказано "прах ты и в прах возвратишься".
Поэтому проработка и интеграция своих комплексов – это важнейшая часть жизни человека.