Зарегистрирован: 17 авг 2012, 18:07 Сообщения: 5118
|
Оттачивать мастерство актера Луи начал со школьной скамьи. Наверное, он никогда не стал бы великим комиком, если бы хорошо учился в школе. За двойки и замечания в дневнике, бывшие также результатом первых актерских потуг, его бранила мать со свойственным ей испанским темпераментом, сопровождая нравоучения устрашающими гримасами. Передразнивая ее, Луи получал первые уроки актерского мастерства. Иногда он передразнивал мать настолько убедительно, что заставлял ее смеяться. По субботам родительница брала Фюфю на рынок, где он наблюдал за общением и повадками торговцев. Однажды дома он спародировал их настолько точно, что рассмешил всех домашних. Первый сознательный шаг к актерской карьере Луи сделал в колледже, где принял участие в маленькой комедийной постановке «Королевская индейка» Луиджи Бордо. На следующий день местная газета опубликовала следующую рецензию: «Индейка» Бордо была превосходно подана нашими талантливыми согражданами, которых, во главе с Луи де Фюнесом, мы от души поздравляем».
Через несколько лет родители потребовали от Луи, чтобы он искал работу в срочном порядке. Луи нашел несколько вакансий, но нигде не был принят. Наконец, торговец мехами решил взять его с испытательным сроком. На этом рабочем месте Луи окружали евреи, которыми изобиловала эта отрасль. Опыт общения с ними пригодится ему позднее, при съемках фильма «Приключениях раввина Якова». Через неделю его уволили за то, что он, находясь под впечатлением от фильмов Чарли Чаплина, в шутку вылил ведро воды на владельца. Наверное, последний счел это проявлением антисемитизма со стороны испанского юноши. Приблизительно тогда Луи де Фюнес впервые влюбился. Предметом его безответной страсти стала дочь чертежника Элинор. Чтобы добиться внимания девушки, Луи даже устроился чертежником в мастерскую ее отца. Он посвящал ей стихи, покупал цветы на скудную зарплату. Но Элинор была недосягаема, как самая яркая, холодная и далекая звезда во всей Вселенной. Она зло посмеялась над ним, заявив, что своей внешностью он отпугивает клиентов. Тогда Луи сообразил, что длинная запутанная схема «деньги — цветы — любовь» или «деньги — цветы — стихи — любовь» не всегда эффективна. Гораздо действеннее более простая схема «деньги — любовь». И он отправился на площадь Пигаль, чтобы воплотить ее в жизнь. В 1934 Луи де Фюнес достиг призывного возраста и отправился исполнять свой гражданский долг. Как боевая единица он был незаменим, так как мог отпугнуть врага одним своим видом. Дни на службе у Франции он весело проводил в пререканиях с начальством и мини-спектаклях на подмостках своего барака с целью развлечения сослуживцев. В 1936 году Луи встретил Жермен Элоди Каройе, ставшую его первой женой. Мнения биографов Луи де Фюнеса относительно его внешности диаметрально разошлись. Одни говорят, что он был настолько непривлекателен, что никакая женщина не хотела спать с ним бесплатно. Другие утверждают, что он был былинным красавцем, что позволяло ему играть в театре героев-любовников. Но на самом деле голубоглазому блондину Луи открывал путь к женским сердцам его неповторимый шарм. Жермен вышла за него, воплотив в жизнь нехитрый замысел своих родителей, желавших получить дворянский титул. Оказалось, что формула «титул — любовь» тоже действенна. В конце тридцатых годов Луи приобщился к шоу-бизнесу, устроившись пианистом в кабаре. Тогда к нему в очередной раз пришла мысль об актерской карьере, так как он отметил, что неприхотливой французской публике достаточно одной его гримасы, чтобы разразиться хохотом. Возможно, он мог бы стать выдающимся пианистом, но смех, порождаемый виртуозными кривляниями, просто заглушал виртуозное исполнение. Желание поставить смех себе на службу привело его на актерские курсы Рене Симона. Симон решил не брать с него денег за обучение, так как в гримасах самого смешного человека Франции видел только трагедию. Луи бросил актерские курсы через год, несмотря на то, что они ничего ему не стоили. На тот момент он счел более уместным совершенствование своих музыкальных навыков. Для этого он направил свои стопы в музыкальную школу, где секретарем работала Жанна Августин Бартелеми де Мопассан, потомок Ги де Мопассана. Она влюбилась в молодого человека, который «играл джаз, как бог». Ухаживая за ней, Луи приводил ее в кабаре, где по долгу службы играл на пианино и гримасничал до утра. А так как Жанна тоже музицировала, они нередко выступали дуэтом. Он угощал ее ужином и шампанским, стоимость которых вычиталась из его небольшой зарплаты. В итоге ему приходилось доплачивать своему работодателю в день так называемой получки. Первый брак Луи продлился недолго. Подарив титул, он выполнил свой главный супружеский долг и 13 ноября 1942 года развелся с первой женой. 20 апреля 1943 году он женился на Жанне Бартелеми, несмотря на протесты ее родителей. Во время свадьбы Луи состроил родителям невесты 132 гримасы за минуту, чем их окончательно доконал. Зыбкое финансовое положение не смущало Жанну, так как она была до беспамятства влюблена в Луи и верила в него. 27 января 1944 года родился их первенец Патрик. Забота о хлебе насущном толкнула Луи на заработки. Он устроился еще в два клуба, где его зарплатой были, в основном, чаевые. Однажды в метро Луи столкнулся с Даниелем Геланом, с которым когда-то познакомился на актерских курсах. Очевидно, Гелан был высокого мнения о его актерских способностях — он убедил де Фюнеса согласиться на роль в спектакле, который ставил сам. Игра Луи привлекла внимание известного театрального режиссера Марка-Жильбера Соважона и он предложил Луи роли еще в двух пьесах. Шансов добиться успеха у маленького лысеющего человека было немного, но его подбадривали жена и Гелан, потому что оба разделяли несокрушимую веру в его недюжинный талант. Сразу после освобождения Парижа в 1945 году Жанна родила второго сына Оливера. В том же в 1945-м, благодаря Даниелю Гелану, Луи де Фюнес сыграл первую роль в кино — шофера в «Барбизонском искушении». Но еще шесть лет после этого Луи обивал пороги, соглашаясь на любую предложенную ему роль. Но все-таки путь к славе ему открыло не кино, а театр. В 1951 году Робер Дьери и Колет Броссе предложили ему одну из главных ролей в своем спектакле «Ах! Эти прекрасные вакханки». Успех последовал незамедлительно. Спектакль собирал полные залы на протяжении двух лет. К тому времени, как спектакль сошел со сцены, карьера Луи уже шла в гору. Ему стали предлагать роли рядом с такими звездами, как Фернандель в «Их было пятеро», Бурвиль в «Апрельской рыбке» и «Гусарах», Жан Моро в «Интриганах» и «Королеве Марго». Главным козырем Луи была способность заставлять людей смеяться. Одно его присутствие в кадре вызывало смех. Но мог ли он играть? Шанс доказать это, наконец, представился ему в картине «Через Париж», где в рамках всего одной сцены он превратился в четко узнаваемую фигуру эгоцентричного владельца магазина времен оккупации, наживающегося на чужих неудачах. Это был успех, за которым последовали главные роли в двух малоизвестных комедиях «Короткий ум» и «Волос в супе». Но только после выхода фильма «Не пойман, не вор» крупная французская газета France-Dimanche назвала его «самым смешным актером Франции». Своим успехом он в большой степени был обязан жене, которая не только не развелась с ним, несмотря на его скверный характер и многочисленные любовные похождения, но и каждый раз появлялась в студии, когда Луи снимался в очередном эпизоде. Казалось, он не мог сниматься в ее отсутствие. Несмотря на свою известность, Луи де Фюнес оставался робким и застенчивым и до конца не уверенным в своих актерских способностях. Следующей возможностью продемонстрировать свой актерский талант была картина «Оскар», в одном из эпизодов которой актер не произносит ни слова. Он так забавно играет лицом и руками, что зрители буквально сползают со стульев от смеха. «Фантомас» принес ему мировую известность. Несмотря на то, что роль Луи де Фюнеса не главная, его персонаж несомненно привлек к себе больше внимания, чем сам Фантомас. — Пора переименовать фильм в «Жюв против Скотленд-Ярда», — язвил раздосадованный Жан Маре. Успех «Фантомаса» был подкреплен «Жандармом из Сан-Тропе», который поставил Луи де Фюнеса в один ряд с Фернанделем. Фильмы Луи де Фюнеса были не просто успешными. Это были самые настоящие блокбастеры. Достаточно вспомнить, какой фурор произвел «Фантомас» в Советском Союзе. На Украине и в России запретили показывать вторую серию фильма, так как она представляла в дурном свете советских шпионов. Однако в Молдавии этого не заметили или близко к сердцу не приняли. Тогда толпы народа из Украины направились в кинотеатры Кишинева на встречу с полюбившимися героями. Но смешным Луи де Фюнес был только в кадре. В жизни это был раздражительный, сварливый, злопамятный, скупой человек. Друзей у него практически не было. С годами характер де Фюнеса совсем испортился. Он мог запросто поссориться с режиссером и продюсером, с коллегами-актерами. Буквально все зависело от настроения и очередных капризов звезды. Луи стал скуповат и брюзглив. Младший сын Оливер, которого отец называл ослом, за то, что тот не хотел сниматься в кино, вспоминает: «Мой папаша был ужасно жаден. Как-то он заставил меня обменять купленные мной спортивные ботинки на более дешевые, считая, что они слишком дороги». Теперь Луи улыбался только перед камерой или на сцене, в жизни он был мрачен. Улыбку у него могла вызвать только любимая внучка, дочь младшего сына Оливера. К концу жизни актер поселился в замке Шато де Клермон на берегу Луары, который когда-то принадлежал Ги де Мопассану. Тяжелый инфаркт настиг Луи прямо на сцене. После него, прожив еще немного, маленький человек — большой актер в 1983 году ушел из жизни. Но он, тем не менее, продолжает жить в своих фильмах, даря нам хорошее настроение!
|
|