Мне кажется, что бывают интроверсии «разного рода» (конечно, только лишь условно и теоретически делимые!). Бывает интроверсия возвышенная, духовная, позволяющая личности развиваться вглубь, и наряду с тем или в результате того, позволяющая стремиться навстречу другим людям, а бывает интроверсия самолюбующаяся, а еще бывает интроверсия, сосредоточенная на мечтах и желаниях, которые иногда кажутся мучительно и несправедливо неосуществленными в жизни, и от которых человек находится в трудной зависимости, словно двигаясь по кругу.
В романе «Идиот» Ф.М. Достоевского, который я сейчас читаю, есть такой персонаж - отставной генерал Ардалион Иволгин, отец Гани и Вари. В первых главах романа он часто путает имена-отчества и адреса мест жительства своих знакомых из «прошлой жизни», путает названия полков, где они, по его утверждениям, служили вместе с ним, выдает себя участником событий, о которых прочел в газете (история с «болонкой»), называет свою знакомую, вдову Терентьеву, своей вдохновительницей, «воскресающей его дух», а на самом деле отношения их оказываются не столь прекрасны и т.п. Сначала казалось, будто он и на самом деле, за давностию лет, просто путает имена и события, но потом все же появились сомнения в том, действительно ли он знал всех этих людей и действительно ли занимал то положение в обществе, о котором «вспоминает», действительно ли он пользовался тем уважением, о котором говорит. Можно предположить, что отставной генерал, скорее, лишь хотел бы, чтобы это все было так. Он об этом мечтает, так как эта мечта, хоть и направленная в прошлое, предала бы ему вес в собственных в глазах в настоящем (может, это отчасти отблески комплекса неполноценности?). И ему легче думать, что в его нынешних неудачах виноваты исключительно другие люди (что отчасти, наверное, соответствует действительности, наверное, взять хотя бы поведение Гани по отношению к отцу). И как мне пока кажется, он при всем при этом вовсе не плут и не обманщик, - по крайней мере, не сознательный. Он сам искренно верит своим фантазиям. Они действительны, реальны в его глазах. Возможно, энергия пробивающихся из глубин души скрытых желаний и мечтаний его так велика, что они реально заменяют в его душе факты реальной действительности, прошлой и настоящей. И это «живые», динамические фантазии – его рассказы непременно сопровождаются такими деталями, которые, казалось бы, невозможно придумать, по крайней мере, на ходу. Тем не менее, это происходит. При этом генерал вовсе не бежит от общения с людьми, - скорее, ему этого общения как раз и не хватает – простого человеческого общения и сочувствия … Вероятно, он даже пытается пассивно преображать действительность в своих и чужих глазах. Он направляет свою энергию не совсем в верном направлении, просто как проще, и немного эгоистично, немного тщеславно, а окружающие его люди просто ни во что его не ставят и не стремятся понять как человека.
Мне кажется, что не только обе "установки" экстраверсия-интроверсия проявляются в душе человека в динамическом взаимодействии, но и каждая из этих установок также является динамической. И существенной здесь может быть не только направленность внимания сама по себе по схемам "внешнее-внутреннее-внешнее" или "внутреннее-внешнее-внутреннее", но и направленность более глобальная, в основе которой лежит целеполагание, какой-то важный смысл, само отношение к жизни. Экстраверсия и интроверсия должны чему-то служить..
|