Людмила писал(а):
Извините за ПОШЛЫЙ телевизионный пример. Из ЖИЗНИ - затрудняюсь...
Пример из ЖИЗНИ приведу я. Пример толерантности.
Совсем недавно мне пришлось дать такой урок и почти взрослым, и взрослым (ученикам и педагогам). Я не ответила агрессией на агрессию, не обратилась к грубой силе, не отреагировала на провокацию. Но и не оставила без внимания, а обозначила, как могу поступить и какие последствия это может иметь для самого агрессора и для тех, кто занимается попустительством.
Весной этого года одноклассник ударом ноги повредил кисть моему внуку (примечательно, что за день до этого он вместе с нами обедал на нашей кухне). По настоянию внука я не заявила в полицию, но сообщила матери одноклассника, завучу, кл.руководителю. Завуч обещала разобраться и собрать у себя этих учеников и их родителей для улаживания конфликта. Не собрала… Как известно, безнаказанность порождает преступление, и пару месяцев назад поговорка воплотилась. Теперь этот же одноклассник (КМС по боксу) нокаутировал моего внука и ногами нанёс ему удары по голове (за то, что весной я побеспокоила его маму). Далее - моё заявление о возбуждении уголовного дела, экспертизы, лечение… Во время подачи заявления в полицию присутствовал "боксёр" со своим отцом. Поведение отца показало, «откуда растут ноги» агрессивного поведения сына, и всё же я дала им понять, что, возможно, в случае деятельного раскаяния сына отзову заявление. Но за месяц отсутствия внука в школе и педагоги не научили "боксёра" тому, как можно хотя бы попытаться исправить положение, чтобы не оказаться судимым. Только после моего третьего личного обращения к директору школы результат был достигнут. Юноша пришёл к нам домой, извинился передо мной (мы пили вместе кофе, говорили о его будущем, о настоящем и будущем моего внука, посредством книг и роликов я познакомила его с действительно сильными людьми, сильными не только и не столько физически). Он сказал, что хотел поизвиняться раньше, но не знал как… Вечером он пришёл ещё раз и принёс извинения внуку.
Между моим внуком и «боксёром» разница в возрасте ровно в один месяц. Он тоже чей-то внук. Им обоим идти бок о бок по жизни в одной школе, в одном районе, в одном городе, в одном мире – человеческом. До сих пор ни папа с мамой, ни школа не преподали молодому человеку урок толерантности. Но кто-то же должен был это сделать… Почему не я, мы?.. В этот момент от меня зависело, кем ребята пойдут рядом дальше. Поначалу мне пришлось выдержать укоры внука. Сейчас, кажется, он меня понял. Думается, что-то понял и «боксёр».
Кстати, о том, как правильно извиняться хорошо сказал Рэнди Пауш в книге "Последняя лекция": "Налажали – извинитесь. У нас много плохих извинений. Хорошее извинение состоит из трёх частей. Извините. Это была моя вина. Как мне это исправить? Большинство людей пропускает третью часть – этим проверяется искренность". В нашем случае третья часть не прозвучала тоже. Но своему внуку я пояснила, что всему своё время: осознание приходит не сразу.
Интересной оказалась реакция классного руководителя - преподавателя русского языка и литературы. Мало того, что она в обоих случаях не осудила рукоприкладство и обещала написать положительную характеристику «боксёру», первым её заданием моему внуку для выполнения в домашних условиях в период лечения было написание эссе по тексту по рассказу В.А. Солоухина «Мститель». Иначе как провокацией, в данном конкретном случае, такое задание не назовёшь. Я в инете нашла рассказ целиком, узнала, кто его автор (задание было с текстом на листике без заголовка и автора), со внуком мы прочли его, обсудили и, воспользовавшись возможностью, написали эссе в своём ключе (у учительницы не хватило чувства юмора, чтобы оценить его достоинства).
ЭССЕ
Текст, по которому я получил задание написать эссе составлен по рассказу Солоухина Владимира Алексеевича «Мститель». Случайно ли мне дано задание именно по нему? Автор текста является видным представителем «деревенской прозы», детство его проходило в первой трети двадцатого века, а рассказ написан в далёком 1961-м. Однако слово, которым назван рассказ, к сожалению, популярно и в начале двадцать первого века.
Весной этого года одноклассник, с которым только вчера мы обедали у меня дома, ударом ноги сломал мне кисть. Однако, никаких замыслов и умыслов в отношении него у меня не возникло, в травмопункте я не сообщил о реальной причине травмы. Бабушка же моя рассказала о происшедшем маме одноклассника и завучу нашей школы, которые, видимо, сочли такое его поведение не нуждающимся в осуждении. Наступила осень, и этот одноклассник отомстил мне за то, что я позволил себе быть выше свойственных ему низменных инстинктов. Уличив момент, когда, будучи рядом с ним, я оказался в беспомощном состоянии, он жестоко избил меня. На вопрос инспектора по делам несовершеннолетних как бы он поступил, если бы с ним обошлись так, этот мой одноклассник ответил, что не стал бы жаловаться, а оклемался бы и отомстил обидчику.
Так порождает ли безнаказанность преступление, и есть ли безнаказанность? Не подтвердилась ли мудрость притчи из Нагороной Проповеди «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья»?
Как видно, нынче актуальна «мораль» известной басни Ивана Андреевича Крылова «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать…».
Так мне ли после случившегося надо предлагать писать эссе на данную тему? Может быть… Наверное, интересно и полезно понять позицию того, кто после удара по одной щеке подставляет другую.
Главный герой недавно прочтённого мною романа «Похититель теней» французского автора Марка Леви обладает способностью вчувствования – эмпатией. И хотя автором он назван похитителем, мне кажется, тени сами искали его общества, чтобы помочь своим обладателям. По сути своей роман о том, что люди бывают безразличными друг к другу, а нередко и враждебными потому, что не видят в другом себя, не понимают, что мы – разные грани единого. И не считают необходимым сделать усилие и затратить время на то, чтобы всмотреться.
Думается, в наш электронный век мало кто дочитывает этот рассказ до конца: уж очень часто реальные истории заканчиваются на том, чем вышеназванный рассказ В.А. Солоухина только начинается. Они начинаются и завершаются воплощением одной мысли.
Свернуть