Между прочим, День ручного письма предложила отмечать Ассоциация производителей пишущих принадлежностей (Writing Instrument Manufacturers Association). Видимо они как никто другой ощутили реальные экономические проблемы от явного сокращения ручных писем. Ощутили ли эти проблемы мы все и как изменится человек, если из нашего технократического общества вообще исчезнет ручное письмо, даже как школьный предмет, как исчезли из школы уроки каллиграфии, а позже и чистописания?
Да, графологи утверждают, что связь почерка и личностных характеристик несомненна. Они утверждают, что по почерку можно узнать о человеке очень много. Однако графологию как науку всерьез воспринимают не все. Многие ее считают лженаукой. А может быть это искусство?
Как наука графология возникла совсем недавно. Термин «графология» впервые употребил французский аббат Жан Ипполит Мишон в 1875 году. А научную базу под все эти изыскания подвел Людвиг Клагес, немецкий психолог и философ. Предположение о связи почерка и психики встречались и раньше, но всерьез этим обоснованием занялись только в позапрошлом веке вместе с возникновением психологии, как научной дисциплины.
Основные идеи Людвига Клагеса
В 1897 году известный немецкий психолог Ганс Бюссе основал «Ассоциацию графологических исследований», а его ассистентом был не кто иной, как Людвиг Клагес. Именно развивая теории Бюссе, 25-летний психолог натолкнулся на ряд интересных особенностей.
Я не буду детально останавливаться на всех работах философа. Их достаточно много. Остановлюсь на том, что попроще для понимания. Например, для более четкого разделения сложных нервно-психических процессов, Клагес предложил разделить всю психику на три части: материал, структуру и качественную сторону. К первой он относит таланты и способности каждой личности, ко второй – импульсивность, взрывчатость, словом, все то, что отвечает за быстроту реакции. И, наконец, к третьей – стремление, инстинкты, волю и способность приспосабливаться к окружающему миру.
Без этого триединства нет характера человека. А исходя из того, чего больше «подмешано» в поведении личности, можно сделать вывод, каков у нее характер. Многочисленные исследования Клагеса позволяли ему очень четко выявлять особенности того или иного человека, в том числе и по почерку.
Основные параметры характерологического анализа почерка Клагес разработал в своем труде «Handschrift und Charakter», датированном 1917-м годом. Осуществляется «сканирование личности» путем анализа шестнадцати параметров почерка на основе выявления трех главных факторов: уровня формы, т.е. избытка или недостатка «жизни» в человеке), регулярности (доминирование в характере чувств или воли) и соразмерности (степень возбудимости личности).
Из чего можно сделать вывод о характере человека? Назовем только 7 основных особенностей изучения почерка.
Первый – размер букв.
Они условно подразделяются на очень маленькие, просто маленькие, средние и крупные. Чем крупнее буквы, тем человек менее усидчив, ему просто некогда выписывать значки очень мелко, он спешит.
Второй – наклон букв.
Его можно условно разделить на пять параметров: влево, слегка влево, вправо, слегка вправо и прямо. Из этого тоже можно сделать определенные выводы, в частности, прямой почерк требует больших усилий, чем наклонный.
Третий – форма букв.
Их три – округлые, бесформенные и угловатые. Думаю, характерные особенности каждого обладателя почерка установить по форме нетрудно.
[
b]Четвертый [/b]– направление почерка.
Это легко проследить, если тетрадка разлинована. Пунктуальный человек всегда подсознательно стремится к ровности, к тому, чтобы строчка не уходила ни вверх, ни вниз. А вот взлет строчки вверх, или заваливание вниз, подчеркивает, что обладатель такой строчки менее зависим от мнения окружающих, не делает из него культа.
Пятый – интенсивность нажима.
Бывает трех видов: легкая, средняя и очень сильная. Легкая – как бабочка, порхающая над листом бумаги, выдает человека, своеобразно относящегося к жизни. И наоборот, если человек считает мыслительный процесс чем-то очень тяжким, его перо «шагает» по бумаге более тяжеловесно.
Шестой – характер написания слов.
Заметили ли вы, что некоторые люди словно выписывают слова, тщательно соединяя каждую букву между собой. Иные – напротив, «проглатывают» эти соединения. Есть еще и люди, склонные то выписывать «связи», то «разрывать». Это можно, пожалуй, сравнить с отношением мужчин к женщинам, и наоборот. Одни привязываются сильно и на всю жизнь, другие – меняют «прелестниц», как перчатки, третьи чередуют вспышки длительной страсти с мимолетными увлечениями.
Седьмой – общая оценка почерка.
Здесь тоже три вида: старательный, когда буквы выведены аккуратно; неровный, когда одни слова четки, а другие читаются с трудом; неразборчивый – буквы написаны кое-как.
И, наконец, практические советы. Можно ли стать графологом для себя? Чтобы по одной записке однокурсницы сказать, можно ли с ней «сварить кашу». Конечно, академических высот вы вряд ли достигнете, здесь нужен систематический подход и склонность к анализу. Но почему бы не попробовать? Возьмите, к примеру, образцы почерков людей, которых вы хорошо знаете, например, родителей, близких, хороших знакомых. Составьте для начала их характеристику, а потом выведите, как она соотносится с характерным написанием слов и букв. Уверен, вы откроете для себя много интересного. Во всяком случае, это не менее интересно, чем разгадывать кроссворды…
Свернуть
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-11576/История развития графологии в России описана вот здесь…
http://analizpocherka.ru/index.php/2011 ... 9-10-11-36Из этой статьи видно, что наши достижения в этом направлении очень невелики.
До революции и в первые десятилетия советской власти работ по графологии было написано мало и в основном дилетантами. Потом графология была объявлена лженаукой. Развитие получило только криминалистическое почерковедение, основная задача которого была идентификация неизвестных текстов с тем или иным автором. Ну и в настоящее время она только только начинает развиваться.
Так действительно ли почерк завит от характера человека, а может быть характер зависит от почерка?
По мнению неврологов, ручное письмо, как и любая другая ручная деятельность, при которой задействована мелкая моторика рук, развивает мозг, потому что зоны мозга управляющие мелкой моторикой рук напрямую связаны с зонами, отвечающими за речь и абстрактное мышление. Значит, прежде всего, как и любая другая ручная деятельность, письмо развивает мозг человека.
Так что же первично? Можно ли меняя, скажем, почерк или упражняясь в нем, поменять свой характер, развить свои таланты?
Я правша. В детстве любила тренировать и левую руку. Писала ей. Было очень трудно научиться, гораздо труднее, чем правой, но научилась. Бегло не писала, т.к. не было нужды, но текст, написанный левой рукой, смотрелся вполне прилично. (Попробовала сейчас вспомнить этот навык. Хуже, чем в детстве, но навык письма до сих пор сохранился и в левой руке). Потом узнала, что у Леонардо да Винчи был зеркальный почерк, и загорелась этой идеей. Но дальше тренировок дело не пошло.
Можно ли что-то определенное и точное сказать о человеке, посмотрев на его почерк, я не знаю. Я все-таки пока сомневаюсь, что есть четкая зависимость между почерком и человеческим характером. Именно четкая и однозначная, такая, чтобы считать графологию наукой. Но то, что глядя на почерк можно понять человека, в этом уверена. Только это не логические рациональные научные знания, это знание интуитивное ведическое. Это, скорее всего, сродни хиромантии, о которой однажды рассказал Док в тренинге о знаках Зодиака.
Рассказ Марии Луизы фон Франц.
У любой психологической работы, у любой работы с воображением существует своя тайная суть. Ученица Карла Юнга Мария Луиза фон Франц рассказывает одну интересную историю о разговоре с чрезвычайно известным в свое время западным хиромантом, специалистом по предсказанию судьбы по линиям руки. Вот что она пишет. Цитирую.
“Он обладал невероятным количеством научных знаний. Он изучил все линии, расположенные на ладонях всех людей на свете. Он не просто рассматривал линии на руке. Он посыпал руки сажей. Затем делал отпечатки на листе бумаги и читал по этим отпечаткам. Во время встречи с ним я отказалась от предсказания своего будущего, но попросила его рассказать о моем прошлом. Он описал все в точности. Он даже увидел операцию, которую мне сделали двумя годами раньше. Это меня очень заинтересовало. Мы отправились с ним попить кофе, и я настоятельно выпытывала у него: как это получается?... поскольку никак не могла поверить, что вся информация, которую он мне сообщил, сосредоточена в линиях руки. В конце концов он признался мне, что на самом деле является медиумом, который обладает интуитивным знанием о человеке, явившемся к нему. Он не располагает точными сведениями, нигде их не собирает, но, проецируя свое бессознательное знание на линии руки, он делает эту информацию доступной для себя и клиента. Линии руки являлись катализаторами, переводившими его бессознательное знание в сознание. Он имел в виду именно то, что Юнг называл абсолютным знанием бессознательного и что, как мы знаем из сновидений, действительно существует. Бессознательное знает. Оно знает прошлое и будущее, хранит сведения о других людях. Порой мы видим сны, из которых узнаем нечто, происходящее с другим человеком. Большинство психоаналитиков уверены, что провидческие сновидения довольно часто посещают почти каждого человека”.
Конец цитаты.
Мария Луиза фон Франц называет медиумом человека, которого мы называем гением интуиции или эмпатии. Он обладает даром воспринимать абсолютное знание. История, рассказанная Марией Луизой фон Франц, потрясла меня синхронистичностью. Поскольку я тоже был знаком с покойным ныне абсолютно гениальным хиромантом, человеком, который в очень похожих ситуациях объяснял мне: “Я не вижу этого на руке. Но я видел такое количество рук, что, видя руку, я интуитивно чувствую человека и могу ему рассказать о его прошлом и, если он захочет, и о его будущем. Правда я совершено точно знаю, что это будущее относительно, потому что это будущее его иллюзий, заблуждений и ошибок. Если он попробует измениться, предсказанное мной будущее изменится тоже”.
В описании Марии Луизы фон Франц нет небольшой части того, о чем мы говорили с моим знакомым хиромантом. Он объяснял мне, что это эмпатия или интуиция пришла к нему не просто так и не сразу, а путем в высшей степени тяжкого и многолетнего изучения хиромантии. В те годы это был подвиг. Это были советские времена. Никакого интернета не было и в помине. А книги по хиромантии приходилось невероятным способом выписывать из-за границы и она к тому времени представляла собой ничуть не менее сложную и математическую науку, чем нынешняя астрология. Он изучал и смотрел на ладони. И потом среди этого бесконечного разнообразия деталей он вдруг стал улавливать общую суть, общий закон, к которому он стремился.
Я это рассказываю к тому, что вот эта часть самостоятельной работы абсолютно необходима, чтобы ощущение собственного единства с другими людьми и Вселенной, “Унус Мундус”, единый мир, не показалась вам случайной иллюзией.
В основе всех древних, самых древних, ненаучных и нематематических методов прорицания лежит распознание хаотических рисунков. Бросание куриных костей на черно-белое или разноцветное поле, гадание по трещинам на панцире черепахи самые древние гадания на Земле. Фактически они чем-то напоминают тест Роршаха. Начинается все со взгляда на рисунок. Затем представляется нечто фантастическое. Многосмысленность, хаотичность рисунка теста Роршаха или человеческой ладони смущает сознание. И только когда человек устремляет весь свой интерес и свои собственные силы к тому, чтобы разгадать сложнейшее сочетание казалось бы случайного рисунка ладони или случайного падения куриных костей, когда он устает от этого поиска и когда уже почти отчаивается и тонет в сотнях и тысячах томов описывающих все это книг, он вдруг начинает тем, что мы называем шестым чувством, улавливать истину.
Вы никогда не замечали, что в состоянии крайней физической или умственной усталости вы внезапно начинаете чувствовать что-то вроде абсолютного знания? А выспавшись, мы вдруг утрачиваем эту способность. В самом деле это объясняется тем, я снова цитирую Марию Луизу фон Франц, “что абсолютное знание подобно горящей свече”. Не удивительное ли это совпадение, дорогие радиослушатели? И если горит яркий электрический свет или солнечный свет, то пламя свечи становится незаметным. Бесконечно вглядываясь в хаотический рисунок, усилием человек вдруг сбивается с толку и тот самый “Унус Мундус”, единый мир, Хроники Акаши, тот самый Атман, который Брахман, и Брахман, который Атман Упанишад, вдруг дает о себе знать.
Свернуть
Если долго и внимательно заниматься изучением почерка, то в какой-то момент многосмысленность перегружает сознание и, если усилие понять и стремление к цели велики, то открываются какие-то иные уровни знания и человек интуитивно начинает чувствовать другого по его следам, оставленным пером на бумаге.