А вот ко мне в школе особых претензий не было ни по учебе, ни по поведению, но за что часто ругали меня все учителя, так это за мой некрасивый и неразборчивый почерк, я по этому поводу даже немножко комплексовала (по какому поводу я только не комплексовала))), но изменить свой почерк мне почему-то казалось невозможным. Между тем, многие двоечники писали каллиграфическим почерком, безграмотно, с ошибками, но красиво. Я, вообще, и в последующее время не раз замечала, что многим людям интеллект, скажем так, ничем особо не блещущий, совершенно не мешает с легкостью владеть каллиграфическим письмом.
Все талантливые пишут разно, все бездарные - одинаково и даже одним и тем же почерком" Илья Ильф. Но также я замечала, что красиво (не обязательно каллиграфически) да еще и разными почерками могут писать люди, которые умеют рисовать, у них почерк может быть нестандартный, но все равно красивый и ясный, то есть гармоничный и уверенный. Письмо - это, на мой взгляд, навык художественный, поэтому люди, у которых "корявый" неразборчивый почерк это те, кто стесняется своей индивидуальности, которым тяжело себя проявить в реальности, у них существуют проблемы с самовыражением, как в одной из передач было сказано о таких людях: "они сомневаются в своем праве на самостоятельное горение". Почерк отражает душевное состояние: гармоничность, беспокойность, уверенность, в конце концов уравновешенность или истеричность.
Хотя, конечно, бывают и другие причины плохого письма, намного проще и понятнее. Например, если человек в своей жизни в принципе мало писал, было мало практики: не изъявлял желания или не было возможности или когда наоборот приходится писать в больших количествах и очень быстро, при конспектировании лекций, например, когда нет времени выводить каждую палочку и кружочек - пишешь как попало и почерк со временем портится. Или просто недостаток старания и аккуратности.
Как-то уже после школы, когда в моей душе многое изменилось, мне вдруг захотелось изменить и свой почерк. Для начала сделать его хотя бы более или менее каллиграфическим, для этого нужно просто сосредоточенно на букве, неторопливо и старательно выводить каждую палочку и крючечек, и так каждый раз и каждый раз... Я так и делала: сначала рисовала полочки, потом крючечки, потом кружочки, потом буквы, а за тем и слова - все как учили в подготовительной школе. Я и сейчас, когда хочу привести в порядок свои чувства, беру первый попавшийся под руки печатный текст и очень старательно его переписываю "правильным, каноническим" )) почерком.
Изменить свой почерк - как изменить свой взгляд на жизнь, свое мировоззрение или просто утвердить его, если его не было изначально.
Если спросить художника, почему он рисует траву голубой, а небо зеленым, то он ответит: "Я так вижу", так и каждый из нас пишет, как видит. Почерк - это отражение нашего мировозрения или его отсутствия, у кого-то это отражение стройное и красивое, а у кого-то корявое и невнятное.
Каллиграфический почерк хоть и правилен, каноничен, но когда я вижу человека, который всегда пишет таким образом, то думаю "это же надо иметь такое недюженное постоянство, старательность и выдержку... или просто это посредственный характер?(как все, так и я; как надо, так и буду). Или это врожденное чувство гармонии, когда человеку не составляет труда писать так как надо, ровно и пропорционально, так же как это с рождения дается многим художникам, музыкантам и т.д., как есть абсолютный слух, хороший вкус. Мне все-таки кажется, что каллиграфия - это универсальна схема, по которой человек может выработать свой почерк, а общий образец нужен для того, чтобы почерка у людей уж не очень сильно отличались, чтоб элементарно можно было друг друга понимать.
Вообще, для меня не столь важно, какой у кого почерк, самое главное требование - это ясность, чтоб можно было легко прочитать содержание. Это одно из правил хорошего тона, как грамматические ошибки это небрежное отношение к своему читателю, так же и непонятный почерк. Врачи, конечно, в этом смысле, нас совсем не уважают и не щ-щадят
Я вот до сих пор испытываю чувство вины, если мне кажется, что кому-то тяжело разобраться в моих "каракулях"
хотя знакомые говорят, что почерк у меня уже вроде как нормальный, но, наверное, еще со школы комплекс остался у меня :)
Еще во время передачи о
бережливости, когда было сказано, что противоположным этому слову является -
расточительность, у меня возникла мысль, что для
бережности существует еще более точный антоним, что-то типа грубости, неаккуратности, никак не могла вспомнить точно и только сейчас, при написании поста, это слово пришло само собой -
небрежность.