"Студент" - один из пасхальных рассказов Чехова. Таких у него 8:
1883 — «Верба», «Вор»
1886 — «Святою ночью»
1887 — «Письмо», «Казак», «На страстной неделе»
1894 — «Студент»
1902 — «Архиерей».
Наиболее значимые из них "Святою ночью" (1886), "Студент" и "Архиерей"(1902)
Вернёмся к "Студенту".
Цитата:
Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело.
Как ёмко Чехов передаёт и жизненный круг природы и его разрыв! Тихая, хорошая погода. Всё вроде бы радуется. Но исподволь возникает беспокойство: дрозды кричат, в болотах что-то живое жалобно гудит, предупреждая об опасности. Ощущение тревоги нарастает, ведь гудит в «пустую бутылку».. И.. гремит выстрел, обрывающий то, что «вальдшнеп протянул» , то есть полёт. Выстрел у Чехова «весёлый» . Это уже , видимо, мнение автора выстрела, не природы. Убийство птицы символично.
Скоро появляется и охотник– студент духовной семинарии. Студент (как выше писала Людмила) «живая категория». Что-то вроде Пилигрима . Но студент-непростой - из духовной семинарии. И опять НЕсоответствие, разрыв традиций. Охота в страстную пятницу. Правда, у студента нет, похоже, выхода. Скоро праздник, а в доме пусто. Отец – дьяк лежит больной на печи. Мать босая (символ крайней нужды) чистит самовар. Это тоже не по правилам – делать грязную работу в этот день. Самовар, символ душевного единения людей за семейным столом, ПУСТ. Пуст и желудок семинариста. (и почему-то думается желудок пуст не только по случаю страстной пятницы, а из-за обычной уже нужды).
Пальцы студента, разорвавшие природный круг «коченеют», он и сам чувствует нарушение порядка и согласия в природе: «Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко»
Студент, чувствуя холод в природе, вспоминает бедность не только свою, но и окружающего его мира, путешествуя по ленте времени далеко вглубь веков, чувствуя озноб и нужду людей всех времён.
Цитата:
И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.
Мир = общий Дом. Мир также скуден, тосклив и дыряв, как дом студента (во всяком случае так он чувствует).
Но в тёмной дали возникает огонёк костра, (символ, о котором писали выше в теме). На вдовьих огородах студент встречает двух женщин. Это его добрые знакомые. Приветливость старшей из них и затем глубокое сочувствие обеих к библейской истории, которую вспоминает студент, восстанавливают разомкнутый КРУГ душ. И в этом особенность рассказа. Обычно чеховские герои, даже если любят друг друга, не понимают и не сочувствуют друг другу, несмотря на взаимные стремления к единству.
Но душевное единство возникает крайне редко. К таким редким случаям относятся рассказы «Святою ночью» ( поэтически описывающий единение душ послушника Иеронима и монаха Николая во время чтения акафистов) и «Студент» (душевное единство между Иваном Великопольским и двумя вдовами).
Женщины у костра до встречи с Иваном тоже по-своему разорвали круг традиций. Семейный круг разорвала сама судьба (они вдовы). Круг религиозных традиций они разомкнули сами: едят в страстную пятницу ( «Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали») Видимо, ели сами и кормили работников. (Опять нарушение - работа в страстную пятницу.)
Но, думаю, для Чехова не так важно нарушение обрядов, это - фон,показывающий разрывы разных КРУГов разными людьми.. Более всего писателю важно духовное единение. И оно возникает в рассказе, как ЧУДО. Единение трёх душ около костра, объединяясь с душами людей, живших 19 веков назад и попавших в библейскую историю, соединяется затем и с природой. И на небе,вслед за душевной радостью возникает "узкая полоска зари".
Цитата:
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только 22 года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.