Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 07 дек 2016, 15:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 76 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 20 фев 2014, 23:35 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1149
Среди наших филологов ходит такая байка.

Англичане решили перевести "Горе от ума". Хотели, так сказать, приобщить свой английский народ к русской культуре. Поручили это дело самому опытному переводчику, который, как говорится собаку съел, переводя русскую литературу на свой родной английский. И что же?
Уже название комедии поставило переводчика в тупик! В английской голове не укладывалось как может быть ГОРЕ от УМА! Ну ведь это же бред! Ум не может приносить ГОРЕ человеку. Ум, с точки зрения англичанина, может приносить только пользу и благоденствие!
Поэтому, основательно попотев, переводчик, пытаясь донести до английской читающей публики смысл названия, перевёл его так:
"Как важно быть глупым!"

...как говорится: " Сказка ложь, да в ней намёк..."
...или " Запад есть Запад, Восток есть Восток..."

Есть о чём подумать, неправда ли ? :du_ma_et:

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 07:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Ланиста, экспортируем не только углеводороды . :du_ma_et:
... Нам внятно все ...
"...... А российская технология гуманнее всего, потому что срабатывает всегда и безотказно.
— А в чем она? — спросил я.
— Она в том, Рама, что здесь выводится предельно рафинированный и утонченный, все понимающий тип ума. Вспомни Блока: «Нам внятно все — и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений…» А потом он ставится в абсолютно дикие, невозможные и невыносимые условия существования. Русский ум — это европейский ум, затерянный между выгребных ям и полицейских будок без всякой надежды на спасение. Если хочешь, мы уникальные и единственные наследники всего ценного и великого, созданного человечеством. Не только, так сказать, пятый Карфаген, но еще и шестой Метрополис и седьмой Корусант. Опущенный в бездонную и беспросветную ледяную жопу.
Я чувствовал, что не в силах спорить со старым мудрым вампиром — мои вопросы отлетали от него, как горох от танка.
— Но зачем надо было опускаться в эту жопу? Зачем эти выгребные ямы и полицейские будки? Разве не лучше было бы без них?
Энлиль Маратович посмотрел на меня прищурившись, словно не в силах поверить, что на свете бывает такая наивность.
— Нет, Рама. Не лучше. Именно эти ямы и будки делают свойственное нашей культуре страдание таким интенсивным и острым.
— Но для чего?
— Такова географическая неизбежность. Посмотри на наш огромный простор. Только очень сильная боль способна дойти из находящегося во Владивостоке ума «Б» до московской Великой Мыши.
— Не слишком ли большая плата…
— Нет, не слишком. Русский ум именно в силу этой своей особенности породил величайшую в мире художественную культуру, которая по сути и есть реакция души на это крайне сильное и ни с чем не сравнимое по своей бессмысленности страдание. О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом ее аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще.
— Для чего им? — спросил я.
— Для них это короткая инъекция счастья. Они на пять минут верят, что ад не у них, а у нас. Но ад везде, где бьется человеческая мысль. Страдает не одна Россия, Рама. Страдает все бытие. У нас просто меньше лицемерия и пиара.
— Но ведь в России все думают, что эта жуть только у нас, — сказал я.
— Да, — согласился Энлиль Маратович. — Для российского сознания характерно ощущение неполноценности и омраченности всего происходящего в России по сравнению с происходящим где-то там. Но это, Рама, просто одна из черт русского ума, делающих его судьбу особенно невыносимой. И в этой невыносимости залог трудного русского счастья. ......"
В.О.Пелевин. Бэтмен Аполло.
Свернуть


Последний раз редактировалось Djuley 21 фев 2014, 10:16, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 07:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Людмила писал(а):
Они , ВИКТОР :ne_ot_ho_di: , в молчании проводят НОЧИ напролет. И... руки не жмет. Софья - бабой-то не является. Она доверчивая СВЕТСКАЯ МОСКОВСКАЯ барышня. В итоге - с очень уязвленным и РАЗБИТЫМ сердцем. В проекции... КСЮША СОБЧАК ) И это долгий разговор , хм... нда... Виктор. :wo_rk:

Вноватс, - моя испорченность ... :al_kana_ft:
Значит, интелуальнос тискаются.
София, греческое - мудрость. А Софья, получается, укороченная мудрость, недоСофия. У гореумской Софьи спринтерская, короткая память, - совместное с Чацким детство не аукается в ней, не волнует душу.

Прошу прощения, если халтурю - меньше половины посмотрел. :gar_mo:nist:


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 09:09 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3388
Откуда: Ульяновск
Текст комедии не перечитывала со школы и спектакли не смотрела ни по телевизор, ни в театре. Мы ее так “прошли”, что была уверена, что я ее знаю… Чацкий, Молчалин, Софья, Фамусов, Скалозуб – известные все лица, герои ставшие почти нарицательными. Но попыталась вспомнить сюжет и поняла, что мало что помню. Перечитала комедию.
Первое что поразило – потрясающе много цитат разошлось из этой пьесы и стало вести свою отдельную жизнь. Нет, я знала, конечно, про некоторые цитаты, что они из “Горе от ума”, но что их так много заимствовано отсюда, даже не предполагала. И второе, оказывается все действие пьесы уложено в один день с раннего утра до позднего вечера. Это тоже как-то прочно ушло из памяти. Но общие ощущения остались прежними. Хотя сейчас они больше определились и детализировались.

Чацкий умен и дерзок. Ум его остер и внимателен, он срывает покровы с внутренних иллюзий, что неизменно приводит к потерям или горю. Чацкий, всматриваясь в фамусовский мир, все яснее и яснее обнаруживает его искусственность. Чины, должности, ордена, связи плотной стеной загораживают главное – интерес к делу, внутреннюю увлеченность, подлинные отношения друг к другу. В общем-то именно эту страсть к чинам, званиям и титулам и высмеивает он. Даже не всегда высмеивает, он часто просто говорит о бессмысленности столь трепетного отношения к тому, что всего лишь отражает внешнюю иерархию общества и никак не соответствует его внутреннему значению. Это и есть безумие со стороны все тех, кто составляет фамусовское общество. Безумие, потому что такое отношение разрушает строгую и надежную чиновно-титульную иерархию изнутри. Безумие, потому что цепкое внимание к разным мелочам ведет к пониманию подлинной сути происходящего, а это в свою очередь разрушает оставшиеся иллюзии самого Чацкого.

Он спешит в Москву, храня в сердце юношескую любовь к Софье. Приехав, сразу понимает, что что-то изменилось, но что? Он не сразу верит, что Софья любит Молчалина. Когда Софья рассказывает о нем, Чацкий про себя говорит: “Она его не уважает”… “Она не ставит в грош его”… “Шалит, она его не любит”…
И только в конце пьесы Чацкий понимает, Софья не Молчалина любит, она любит какую-то свою проекцию, какую-то свою мечту о нужном ей мужчине, которую только Молчалин и может удовлетворить, исполнить.

Софья.
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, -
Вот я за что его люблю
.


Молчалин – конформист. Ради того, чтобы занять хоть какое-то положение в этом чиновно-титульном мире он готов на все: играть в карты с теми, кто важнее, гладить собачек знатных дам, вовремя промолчать или вовремя поддакнуть, стать любовником дочери хозяина, к которой на самом деле равнодушен. Его самого вроде бы и нет. Он проекция чужих желаний, за это и востребован.
Рушится последнее, что еще привязывало Чацкого к миру Фамусова, его любовь к Софье.

Чацкий
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Себя крушить, и для чего!
Подумайте, всегда вы можете его
Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - *
Высокий идеал московских всех мужей. -
Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом.
А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам:
Желаю вам дремать в неведеньи счастливом,
Я сватаньем моим не угрожаю вам.
Другой найдется, благонравный,
Низкопоклонник и делец,
Достоинствами, наконец,
Он будущему тестю равный.
Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой - и спала пелена
;


Чацкий неудобен никому, но он честен перед собой. Его ум ему не во славу, он ему на горе. Он это понимает, вот в чем его беда. Но отказываться от собственной внутренней честности он не собирается. Он бежит из мира, где он объявлен сумасшедшим, где его понимание и его отношение к делу, к себе, к людям считается безумием.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 10:19 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 20 апр 2013, 06:55
Сообщения: 1491
Откуда: Москва
В советские времена выходили такие женские журналы, как "Работница" и "Крестьянка", не помню в каком из них, я прочитала статью о любовном треугольнике (Чацкий-Софья-Молчалин). В этой статье рассказывалось, что мужские персонажи (Чацкий и Молчалин) представляли собой настроение противоположных общественных векторов. И Софья интуитивно выбрала тот тип, который будет впоследствии востребован "николаевским" обществом (времена правления Николая 1). Потому что Чацкий это бунтарь, он похож на декабриста. Когда-то А.Г. сравнил Софию Премудрость Божию с древнегреческой богиней мудрости Афиной. А я бы эти образы отнесла к образу "Души народа". Чацкий и Молчалин это векторы, которые, как магнитные стрелки компаса указывают на общественные настроения. Эти векторы есть в душе каждого человека. Я, например, по жизни Молчалин, но в Интернете я Чацкий. Раздирают меня противоречия. Также и у нас сейчас в стране.

Примечание: Считается, что у Чацкого есть прототипы
+
Образ Чацкого - меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный "герой времени". И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова - П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия "Чацкий", несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах "Горя от ума" Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: "Чадский". Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним "а": "Чадаев". Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении "С морского берега Тавриды...": "Чадаев, помнишь ли былое?.."

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: "Философические письма". Взгляды, идеи, суждения - словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора "Философических писем" постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.
Свернуть

_________________
дешифратор сказок, Катя Сафонова, КС - Это Я


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 10:42 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Последний монолог А. А. Чацкого ( Олег Меньшиков). ЭТО МНОГОЕ ОБЪЯСНЯЕТ ! :smu:sche_nie:

http://www.youtube.com/watch?v=G4B3pyV28TA

Молчалин - Чацкий (Олег Меньшиков)
http://www.youtube.com/watch?v=5kocO9dPMdY


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 10:49 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
К слову.
Юбилей МИХАИЛА ЕФРЕМОВА.
О. Меньшиков - М. Ефремов. ДИАЛОГ ЧАЦКИХ. Капустник.
http://www.youtube.com/watch?v=sVvMXihcQJw


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 12:09 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 18:05
Сообщения: 2859
Откуда: Уфа
Не виноватые они, он сам пришёл.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 15:17 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Глуп или умён Чацкий? Интересный вопрос)
И.А. Гончаров считал, что Чацкий умён - цитаты выше.
В школе нам всем так или иначе предлагалось доказать, что Чацкий, конечно, очень умён,
оспорив при этом мнение самого Пушкина.
Напомню это мнение А.С.П.:
Цитата:
В письме к П.А. Вяземскому Пушкин пишет: «…во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины. Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен».
В письме к А.А. Бестужеву : «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под<обными>».

При этом Пушкин очень высоко оценил стихи и талант Грибоедова.
А вот мнение Достоевского о Чацком (по воспоминаниям Суворина):
Цитата:
Достоевский стал говорить, что ему хотелось бы в "Дневнике" сказать о Чацком, еще о Пушкине, о Гоголе и начать свои литературные воспоминания. Чацкий ему был не симпатичен. Он слишком высокомерен, слишком эгоист. У него доброты совсем нет. У Репетилова больше сердца. Вспомните первое явление Чацкого. Пропадал столько времени и претендует, что девушка перестала его любить. Сам он о ней и думать забыл, веселился за границей, влюблялся, конечно, а въехал на родные поля, скучно, вот стал дразнить себя старой любовью и взбешен, что Софья не в восторге от свидания с ним. И далее. Дал понюхать уксусу Софье, когда она упала в обморок, повеял платком в лицо и говорит: "Я вас воскресил". И это ведь серьезно он говорит, с жестким упреком в неблагодарности. На Софью у нас слишком строго смотрят, а на Чацкого слишком снисходительно: очень он подкупает нас своими монологами.

http://az.lib.ru/s/suworin_a_s/text_188 ... inom.shtml
Гоголь:
Цитата:
Такое скопище уродов общества, из которых каждый окарикатурил какое-нибудь мнение, правило, мысль, извративши по-своему законный смысл их, должно было вызвать в отпор ему другую крайность, которая обнаружилась ярко в Чацком. В досаде и в справедливом негодовании противу их всех Чацкий переходит также в излишество, не замечая, что через это самое и через этот невоздержный язык свой он делается сам нестерпим и даже смешон. Все лица комедии Грибоедова суть такие же дети полупросвещения, как Фонвизиновы — дети непросвещения, русские уроды, временные, преходящие лица, образовавшиеся среди брожения новой закваски. Прямо-русского типа нет ни в ком из них; не слышно русского гражданина. Зритель остается в недоумении насчет того, чем должен быть русский человек. Даже то лицо, которое взято, по-видимому, в образец, то есть сам Чацкий, показывает только стремление чем-то сделаться, выражает только негодование противу того, что презренно и мерзко в обществе, но не дает в себе образца обществу.
(выделила цветом я)
http://feb-web.ru/feb/griboed/critics/krit/krit14.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 16:00 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 20:07
Сообщения: 3388
Откуда: Ульяновск
“Горе от ума” – комедия. А финал почти трагический. Софья обижена, Молчалин испуган, Фамусов взбешен, Чацкий оскорблен, назван сумасшедшим и бежит из фамусовского дома. Что комично в этой пьесе?
Все герои фамусовского общества утрированно карикатурны. Они почти все, как античные маски, выписаны широкими мазками, обозначающими что-то одно: грусть, радость, лесть… Самый живой из всех героев Чацкий. Странно, что именно его называют эгоистом. Все остальные вроде бы значит нет. Впрочем может быть там действительно просто нет героев, а есть только маски.

Комедия наверное на то и комедия, чтобы улыбнуться смешным коллизиям сюжета.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Мне кажется, Грибоедов больше всего улыбается именно этой оскорбленной горячности Чацкого.
Ум разочаровывает чувства. Почти всегда. Это надо понять, принять и научиться улыбаться пусть и сквозь боль.

_________________
Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 16:07 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 21 июл 2010, 22:30
Сообщения: 1149
У меня, иногда, складывается впечатление, что Чацкий, всюду вставляя свои едкие замечания и комментируя всё и вся, ведёт себя нетактично, можно сказать по-хамски.
Но вот, что пишет о Чацком Юрий Лотман:
ДЕКАБРИСТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Существовало ли бытовое поведение декабриста, отличающее его не только от реакционеров, но и от массы современных ему либеральных и образованных дворян?
Изучение материалов эпохи позволяет ответить на этот вопрос положительно.
Так, еще не вдаваясь в чтение комментариев, мы ощущаем Чацкого как декабриста. Однако Чацкий ведь на показан нам на заседании “секретнейшего союза” — мы видим его в бытовом окружении, в московском барском доме. Несколько фраз в монологах Чацкого, характеризующих его как врага рабства и невежества, конечно, существенны для нашего толкования, но не менее важна его манера держать себя и говорить. Именно по поведению Чацкого в доме Фамусовых, по его отказу от определенного типа бытового поведения:

У покровителей зевать на потолок

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, подать платок... —

он безошибочно определяется Фамусовым как “опасный человек”.
Многочисленные документы отражают различные стороны бытового поведения дворянского революционера и позволяют говорить о декабристе не только как о носителе той или иной политической программы, но и как об определенном культурно-историческом и психологическом типе.

Конечно, каждый из декабристов был живым человеком и в определенном смысле вел себя неповторимым образом: Рылеев в быту не похож на Пестеля, Орлов — на Н. Тургенева или Чаадаева.
Такое соображение не может, однако, быть основанием для сомнений в правомерности постановки нашей задачи.
Без изучения историко-психологических механизмов человеческих поступков мы неизбежно будем оставаться во власти весьма схематичных представлений. Кроме того, именно то, что исторические закономерности реализуют себя не прямо, а через посредство психологических механизмов человека, само по себе есть важнейший механизм истории, поскольку избавляет ее от фатальной предсказуемости, без чего весь исторический процесс был бы полностью избыточен.

* * *

Декабристы в первую очередь были людьми действия. В этом сказались и их общественно-политическая установка на практическое изменение политического быта России, и личный опыт большинства из них как боевых офицеров, выросших в эпоху общеевропейских войн и ценивших смелость, энергию, предприимчивость, твердость, упорство не меньше, чем умение составить тот или иной программный документ или провести теоретический диспут.

В этом смысле представляется вполне оправданным то, что мы выделим для рассмотрения лишь один аспект — поведение декабриста, его поступки, а не внутренний мир эмоций.

***

Значение декабристов в истории русской общественной жизни не исчерпывается теми сторонами их деятельности, которые до сих пор в наибольшей мере привлекали внимание исследователей:
выработкой общественно-политических программ и концепций,
размышлениями в области тактики революционной борьбы,
участием в литературной борьбе,
художественным и критическим творчеством.
К перечисленным (и многим другим, рассматривавшимся в обширной научной литературе) вопросам следует добавить один, до сих пор остававшийся в тени:
декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история. В этом смысле они выступили как подлинные новаторы. Идейно-политическое движение дворянской революционности породило и специфические черты человеческого характера, особый тип поведения.

***

Трудно назвать эпоху русской жизни, в которую устная речь: разговоры, дружеские речи, беседы, проповеди, гневные филиппики — играла бы такую роль. От момента зарождения движения, которое Пушкин метко определил как “дружеские споры” “между Лафитом и Клико”, до трагических выступлений перед Следственным комитетом декабристы поражают своей “разговорчивостью”, стремление к словесному закреплению своих чувств и мыслей. Пушкин имел основание так охарактеризовать собрание “Союза благоденствия”:

Витийством резким знамениты,

Сбирались члены сей семьи...

Это давало возможность — с позиций более поздних норм и представлений — обвинять декабристов во фразерстве и замене дел словами. Не только “нигилисты”-шестидесятники, но и ближайшие современники, порой во многом разделявшие идеи декабристов, склонны были высказываться в этом духе. Чацкий с позиций декабризма, как показала М.В. Нечкина, упрекает Репетилова в пустословии и фразерстве. Но он и сам не уберегся от такого упрека со стороны Пушкина: “Все, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело...”

Было бы, однако, решительным заблуждением — следствием переноса на эпоху декабристов норм, почерпнутых из других исторических периодов, — видеть в особом значении “витийства резкого” лишь слабую сторону декабризма и судить их тем судом, каким Чернышевский судил героев Тургенева.

Современники выделяли не только “разговорчивость декабристов
— они подчеркивали также резкость и прямоту их суждений, безапелляционность приговоров, “неприличную”, с точки зрения светских норм, тенденцию называть вещи своими именами, избегая эвфемистических условностей светских формулировок, их постоянное стремление высказывать без обиняков свое мнение, не признавая утвержденного обычаем ритуала и иерархии светского речевого поведения.
Такой резкостью и нарочитым игнорированием “речевого приличия” прославился Николай Тургенев. Подчеркнутые несветскость и “бестактность” речевого поведения определялись в близких к декабристам кругах как “спартанское” или “римское” и противопоставлялись отрицательно оцениваемому “французскому”.

Темы, которые в светской беседе были запретными или вводились эвфемистически (например, вопросы помещичьей власти, служебного протекционизма и пр.), становились предметом прямого обсуждения.

Дело в том, что поведение образованного, европеизированного дворянского общества александровской эпохи было принципиально двойственным.
В сфере идей и “идеологической речи” усвоены были нормы европейской культуры, выросшей на почве просветительства XVIII в. Сфера практического поведения, связанная с обычаями, бытом, реальными условиями помещичьего хозяйства, реальными обстоятельствами службы, выпадала из области “идеологического осмысления”, с точки зрения которого она “как бы не существовала”. Естественно, в речевой деятельности она связывалась с устной, разговорной стихией.

Именно такая плюралистичность поведения, возможность выбора стилей поведения в зависимости от ситуации, двойственность, заключавшаяся в разграничении практического и идеологического, характеризовала русского передового человека начала XIX в. И она же отличала его от дворянского революционера (вопрос этот весьма существен, поскольку нетрудно отделить тип поведения Скотинина от облика Рылеева, но значительно содержательнее противопоставить Рылеева Дельвигу или Николая Тургенева его брату Александру).

Декабрист своим поведением отменял иерархичность и стилевое многообразие поступка. Прежде всего отменялось различие между устной и письменной речью: высокая упорядоченность, политическая терминологичность, синтаксическая завершенность письменной речи переносились в устное употребление.

Фамусов имел основание сказать, что Чацкий “говорит как пишет”. В данном случае это не только поговорка: речь Чацкого резко отличается от слов других персонажей именно своей книжностью. Он говорит как пишет, поскольку видит мир в его идеологических, а не бытовых проявлениях.
Свернуть

полный текст здесь http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Cu ... Dekabr.php

_________________
Кто предвидит последствия, не сотворит великого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 16:45 
Не в сети
Почётный участник форума
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 08:39
Сообщения: 17789
Откуда: Москва
Ланиста писал(а):
Цитата из Лотмана
"Декабрист своим поведением отменял иерархичность и стилевое многообразие поступка. "

Как-то не вяжется это с лозунгом декабристов, который они обращали к солдатам подчинённых им частей:
"За Константина и жену его - Конституцию!"
Как видим они владели, а вернее - использовали, в нужный для них момент и стилевое многообразие поступков)).

_________________
Право, приятно,
Когда развернёшь наугад
Древнюю книгу
И в сочетаниях слов
Душу родную найдёшь.

Сегэн Госабуро /Татибана Акэми/


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 16:46 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
В школе этим уши заездили: Чацкий - декабрист..
Не читала в подлиннике трудов казнённых декабристов.. Но историк один на "Маяке" утверждал, что Пестель планировал жёсткий террор всех инакомыслящих в течение тридцати лет.
***
Ир, ум разочаровывает чувства, если в чувстве слишком много иллюзий - в том числе и о том, какими должны быть эти чувства..
***
Всё же глуп или умён Чацкий? Для начала неплохо было бы определиться с пониманием ума..
Почему-то у нас (может, именно из-за школьного образа Чацкого) принято считать критику, язвительность и обличение чуть ли не за единственные признаки ума. А других-то свойств у ума уж и в помине нет?
Чацкий, конечно, умён, но его ум со слишком острыми углами.. которые разят всех, избегая направленности на себя. В этом его эгоизм.
Софья ему :
Цитата:
Да! Грозный взгляд, и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна

Из поста Людмилы, цитировавшей инет
Цитата:
Один я умный в белом пальто стою красивый.

***
О любовной линии:
Да.. Софья любит не столько Молчалина, сколько свою проекцию о нём, но ведь и Чацкий любит не Софью, а свои детские воспоминания о ней, мечты и надежды..
Софья в комедии несколько раз даёт понять Чацкому, как ей неприятна его язвительность и поношение всех:
Цитата:
Вот вас бы с тётушкою свесть, чтоб всех знакомых перечесть.

Наверное, в представлении Софьи мужчина (идеальный возлюбленный) не должен сплетничать и перемывать кости.
Но Чацкого как прорвало.. И Софья уже громче и принуждённей:
Цитата:
Хочу у вас спросить:
Случалось ли, чтоб вы смеясь? или в печали?
Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве может быть.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 16:47 
Не в сети
народный корреспондент
народный корреспондент

Зарегистрирован: 01 мар 2010, 13:48
Сообщения: 4110
Откуда: Нижний Новгород
Cофья "примеряет" женихов (Молчалина и Чацкого) к семейной жизни и эта примерка ... увы для Чацкого не в пользу него:
Цитата:
Конечно нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума,
Который скор, блестящ и скоро опротивит,
Который свет ругает наповал
,
Чтоб свет об нём хоть что-нибудь сказал;
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Но если вдуматься: жить с тем, кто всё время "унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол" - такое ли уж большое счастье?
И ведь сумасшедшим Чацкого первого называет Софья! Сначала как бы вскользь роняет, случайно:
"Он не в своём уме", а потом уже обдуманно:
Цитата:
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,
Угодно ль на себя примерить?

Низко, подло, мстительно... Жизненно ли?
Стала бы девушка так мстить своему другу детства за его ревность и настойчивые ухаживания? Трудно представить себе такую девушку.. Это уж какой-то очень злобный экземпляр рода человеческого...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 21 фев 2014, 17:44 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 26 фев 2010, 22:03
Сообщения: 3296
Откуда: Мурманск
Djuley писал(а):
Не виноватые они, он сам пришёл.


Ну, да... Это как в драматургии обозначаются ЯВЛЕНИЯ.
Те же и Чацкий.


Стоит. В белом пальто. Красивый. :aiki-do:
И - что ?

"вот в чем вопрос ?". :ny_tik:

Чацкий - это тот неадекват Запада в России, который мы можем выдать за ИДЕАЛ, а можем... сдать в сумасшедший дом. И то, и другое по СУТИ вызывает СМЕХ ( порою нездоровый). Но тем не менее...


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 76 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.047s | 17 Queries | GZIP : On ]