Текст комедии не перечитывала со школы и спектакли не смотрела ни по телевизор, ни в театре. Мы ее так “прошли”, что была уверена, что я ее знаю… Чацкий, Молчалин, Софья, Фамусов, Скалозуб – известные все лица, герои ставшие почти нарицательными. Но попыталась вспомнить сюжет и поняла, что мало что помню. Перечитала комедию. Первое что поразило – потрясающе много цитат разошлось из этой пьесы и стало вести свою отдельную жизнь. Нет, я знала, конечно, про некоторые цитаты, что они из “Горе от ума”, но что их так много заимствовано отсюда, даже не предполагала. И второе, оказывается все действие пьесы уложено в один день с раннего утра до позднего вечера. Это тоже как-то прочно ушло из памяти. Но общие ощущения остались прежними. Хотя сейчас они больше определились и детализировались.
Чацкий умен и дерзок. Ум его остер и внимателен, он срывает покровы с внутренних иллюзий, что неизменно приводит к потерям или горю. Чацкий, всматриваясь в фамусовский мир, все яснее и яснее обнаруживает его искусственность. Чины, должности, ордена, связи плотной стеной загораживают главное – интерес к делу, внутреннюю увлеченность, подлинные отношения друг к другу. В общем-то именно эту страсть к чинам, званиям и титулам и высмеивает он. Даже не всегда высмеивает, он часто просто говорит о бессмысленности столь трепетного отношения к тому, что всего лишь отражает внешнюю иерархию общества и никак не соответствует его внутреннему значению. Это и есть безумие со стороны все тех, кто составляет фамусовское общество. Безумие, потому что такое отношение разрушает строгую и надежную чиновно-титульную иерархию изнутри. Безумие, потому что цепкое внимание к разным мелочам ведет к пониманию подлинной сути происходящего, а это в свою очередь разрушает оставшиеся иллюзии самого Чацкого.
Он спешит в Москву, храня в сердце юношескую любовь к Софье. Приехав, сразу понимает, что что-то изменилось, но что? Он не сразу верит, что Софья любит Молчалина. Когда Софья рассказывает о нем, Чацкий про себя говорит: “Она его не уважает”… “Она не ставит в грош его”… “Шалит, она его не любит”… И только в конце пьесы Чацкий понимает, Софья не Молчалина любит, она любит какую-то свою проекцию, какую-то свою мечту о нужном ей мужчине, которую только Молчалин и может удовлетворить, исполнить.
Софья. Он наконец: уступчив, скромен, тих. В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих и вкривь и вкось не рубит, - Вот я за что его люблю.
Молчалин – конформист. Ради того, чтобы занять хоть какое-то положение в этом чиновно-титульном мире он готов на все: играть в карты с теми, кто важнее, гладить собачек знатных дам, вовремя промолчать или вовремя поддакнуть, стать любовником дочери хозяина, к которой на самом деле равнодушен. Его самого вроде бы и нет. Он проекция чужих желаний, за это и востребован. Рушится последнее, что еще привязывало Чацкого к миру Фамусова, его любовь к Софье.
Чацкий Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом. Себя крушить, и для чего! Подумайте, всегда вы можете его Беречь, и пеленать, и спосылать за делом. Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - * Высокий идеал московских всех мужей. - Довольно!.. с вами я горжусь моим разрывом. А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам: Желаю вам дремать в неведеньи счастливом, Я сватаньем моим не угрожаю вам. Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный. Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;
Чацкий неудобен никому, но он честен перед собой. Его ум ему не во славу, он ему на горе. Он это понимает, вот в чем его беда. Но отказываться от собственной внутренней честности он не собирается. Он бежит из мира, где он объявлен сумасшедшим, где его понимание и его отношение к делу, к себе, к людям считается безумием.
_________________ Всем! Всем! Всем! Здравствуйте!
|