Серебряные нити

психологический и психоаналитический форум
Новый цикл вебинаров «Тела сновидения» Прямой эфир в 21:00
Текущее время: 02 дек 2016, 22:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 250 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17  След.
Автор Сообщение
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 июл 2012, 15:44 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
СН 25.06.2004 Курортный роман


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 23 июл 2012, 20:46 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 апр 2010, 14:25
Сообщения: 186
Выкладываю здесь файл с текстом тренинга "Письма о воспитании" (все 15 занятий). Печатный текст делала в своё время для себя, поэтому оформление текста то, какое было мне удобно. :a_g_a: Ещё есть небольшие сокращения слов, вроде УПР (упражнение) и т.п. Но, надеюсь, они всем понятны. Оглавление может не совпадать, если у вас не подкючен сервис "расстановка переносов".
Если администраторы и А.Г. решат, что оформить надо иначе - их право (просто сейчас я этим пока заняться не могу). Но глобальная работа, считаю, сделана - текст тренинга полный.
Понимаю, что здесь выкладывают тексты передач, а не тренингов, но решила, что раз у меня есть данный файл, пусть форумчане воспользуются им (да и вдруг кто-то ещё захочет взяться за эту работу, то пусть лучше время и силы направит на другие расшифровки). Админам решать, куда его потом перенаправить. Уф-ф... всё...
Всем удачи!


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 сен 2012, 04:26 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Ларочка, огромнейшее спасибо. Как раз к теме подоспело. А да молодца

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Последний раз редактировалось Иван Журавский 03 сен 2012, 23:34, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 сен 2012, 11:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 апр 2010, 14:25
Сообщения: 186
и вам всем спасибо) рада помочь))


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 сен 2012, 22:21 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
http://audio.serebniti.ru/text/edit/2734

2012.06.15 Имяславие. Восславление Имени Бога
Доброй ночи, доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити»
Сегодня мне хотелось поговорить на очень непростую тему, честно вам скажу. Этой темой является имяславие, я думаю, одна из величайших духовных тайн русской души 20 века.

Дело в том, что 13 июня 1913 года, - на этих днях исполняется 99 лет этому событию, - кто знает, сможем ли мы поговорить об этом через год, подумалось мне. Так вот, 13 июня 1913 года моряки трёх кораблей Русского Императорского Военного Флота по приказу царя Николая II выступили на штурм Монастыря Святого Пантелеимона - священной главной обители русского православия на Святой Горе Афон в Греции. Дело в том, что среди русских насельников Афона возник крайне неприятный для Священного Синода богословский спор. Развернулось целое сражение между сторонниками Иисусовой молитвы, которые называли себя имяславцы и её противниками, которые называли себя имяборцы. Как и очень многие русские споры с тех времён и по сей день, этот диалог закончился вмешательством власти и кровопролитием. Матросы по приказу обер-прокурора Священного Синода открыли огонь по еретикам. Подлинное число убитых и раненых не известно. Известно, что около 900 (цифры очень разные) до 1000 человек этими тремя кораблями были репатриированы на родину, где 40 человек были брошены в тюрьмы, а около 800 расстрижены из монахов. Они не могли вернуться на Афон и не могли проживать в крупных столичных городах Империи.

И не стоило бы, может быть, вспоминать тех событий вековой давности, если бы имяславие не явилось действительно одной из важней вех отечественной духовности. Что это такое - я наверно попробую рассказать тем, кто не знает после музыкальной паузы. По сути, главное в имяславии заключается в так называемой Иисусовой молитве. Основой этой молитвы является фраза «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». И фраза эта, так как ее нужно повторять непрестанно, непрерывно как-то сама собой, как отмечает схимонах Иларион, который как-бы стал основоположником возрождения имяславия на Афоне, так и другие молящиеся, что молитва сама собой сокращается до трёх слов Господи Иисусе Христе или даже до одного слова Иисусе или Христе. И вот, когда сердце по словам Илариона само начинает повторять Имя Христа, тогда человек соединяется с Богом и получает духовное оживление и освящение, и получает возможность непосредственного общения со Христом.

Вот такая вот вводная история. Как вы думаете, достаточно ли повторять Иисусову молитву или Божественное Имя для того, чтобы вступить в общение с Богом? Возможно ли такое? И вообще, почему эта, в общем, не очень сложная техника общения с Богом стала такой значимой в России?

Ещё раз говорю, почему стала значимой - поговорим после музыкальной паузы. А пока давайте попробуем всё-таки вместе подумать, имеет ли Имя, Божественное Имя какой-то особый смысл - открывающий, как-бы сегодня сказали, портал, возможность непосредственного общения с Богом? Отнюдь не случайный вопрос - роль имяславия в русской духовности.


Музыка.


Для людей посвящённых, я прошу у них прощения, потому что любой краткий рассказ, естественно, грешит неточностями. Всегда.

Итак, в России учение имяславия возродилось в 1907 году, когда схимонах Иларион выпустил знаменитую когда-то книгу «На Горах Кавказа». Он сам пребывал на Афоне и изучал там раннехристианскую мистику. Потом уединился для умной молитвы в одном из абхазских горных монастырей, где и написал книгу, рукопись которой отослал в Пантелеимонов монастырь. Вообще практика умной молитвы известна с 4 века нашей эры, когда палестинские отшельники ввели её для достижения покоя с помощью физического и душевного единения с Богом. Несколькими веками позже их назовут исихастами от греческого ἡσυχία (исихия), покой, тишина. В 14 веке беспощадно критикуемые догматическими богословами Византии исихасты получили поддержку святого Григория Паламы, который тоже практиковал Иисусову молитву на Афоне.

Но в строгом смысле этого слова, сам по себе исихазм это понятие гораздо более широкое, чем сама Иисусова молитва или имяславие. Сегодня об исихазме вспоминают и говорят очень много. И поэтому конечно это гигантская и неподъёмная тема. Но и исихасты тоже считали Иисусову молитву, о которой я говорил, непосредственно заповедованной апостолом Павлом. Так называемый глоссолалий, именно призыв к ней они читают в словах «непрестанно молитесь» из Послания апостола Павла.

Общение с Богом достигается в особом экстатическом трансе, когда сердцебиение и дыхание приходит в унисон с непрестанно повторяемым Именем Бога. Когда, - писал Иларион, - сердце само начинает повторять Имя Христа, тогда оно получает духовное оживление.


Между прочим, для того, чтобы как-то очень коротко попробовать это описать, я процитирую не Илариона и не другую имяславскую литературу, а Джерома Сэлинджера, о котором мы говорили как-то в передачах. Литературоведы считают его буддистом, однако в повести «Фрэнни и Зуи» или в рассказе, у нас это считают рассказом, он описал подобную молитву. «Если станешь повторять Иисусову молитву снова и снова - сначала хотя бы одними губами, - то в конце концов само собой выходит, что молитва начинает действовать сама. Что-то потом случается. Сама не знаю что, но что-то случается, и слова попадают в такт твоему сердцебиению, и ты уже незаметно молишься непрестанно. И это как-то мистически влияет на твои мысли, на всё твоё мировоззрение. Понимаешь, что вся твоя суть более или менее в этом. Ты молишься - и мысли очищаются, и ты как-то совершенно по-другому воспринимаешь всё на свете». Ну вот может быть, с американской краткостью Сэлинджера.

Продолжая историю, яростным противником умной молитвы стал другой священник Пантелеимонова монастыря отец Хрисанф, который считал, что имяславцы уравнивают Бога и Иисуса с Именем, то есть Хрисанф считал, что имяславцы оторвали Сущность Бога от Него Самого. Дело в том, что Имя Бога доступно человеку, говорил он, значит, оно принадлежит этому тварному миру. Полагание, что Сущность Бога скрывается в Его Имени, приводит к пантеизму, то есть к отождествлению Бога и природы, что конечно христианством ни в коем случае не является.

Если не погружаться глубоко в богословские споры, то главный аргумент людей, которые называли себя имяборцами, в общем-то, очевиден. В различных вероисповедованиях и на различных языках Имена Бога звучат совершенно по-разному. Кто сказал, что Божественное Имя, произнесённое по-русски или по-церковнославянски, звучит правильно? Что это и есть то самое абсолютное Имя, которое принадлежит Христу?

До октября 1917г. имяславие считалось ересью, однако имяславцы сохранили свою веру, и вовсе не считали себя побеждёнными. Первая мировая война и приход к власти большевиков означали, что правящим кругам было совсем не до богословских споров. Во время антирелигиозных кампаний начала 20-х годов на имяславцев просто не обращали внимание. Надо сказать, что у них не было ни нужды ни в церковной администрации и в епископах, ни в самих церквях, ни, собственно, толком в священниках. Единственное правило, - Иисусову молитву нужно было повторять в уединении - она была сугубо интимным духовным усилием. То же, в соответствии со Священным Писанием, у Матфея сказано «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне» (Мф. 6:6).

Сторонники имяславия в 20-е годы образовали Русскую Церковь в катакомбах, которая не имела никакого отношения к попыткам официальной Русской Церкви договориться с атеистической властью. Ну и репрессии конечно пришли. Пришли они гораздо позже когда советская власть стала претендовать на контроль не только за поведением, но и за мыслями своих подданных.

Наверно вам известно, что великий русский философ и священник отец Павел Флоренский был имяславцем. Он же, точней говоря по его инициативе, Алексей Фёдорович Лосев был рукоположён в имяславие, как говорили тогда "от афонских старцев". В 1929 году он и его жена приняли имена Андроника и Анастасии. Надо сказать, что конечно, многие из вас знают, что Алексей Фёдорович Лосев и был тем человеком, которому каким-то загадочным образом удалось пронести русскую философскую мысль. Помните, может быть, историю с выходом в 1983г. его книжки о Владимире Соловьёве, которую одной ногой запрещали, другой разрешали уже после его смерти. Во всяком случае, конечно, он попал на строительство Беломорско-Балтийского канала, но каким-то образом жизнь его хранила. Он прожил долгую жизнь, написал более 400 книг. И втайне, втайне друзьям говорил, что спасала его только Иисусова молитва.

Поэтому всё очень непросто здесь. Хотя, ну конечно, мнения существуют разные. Я никак не ожидал, что кто-нибудь будет звонить в эту передачу. Но вот что сказала наша радиослушательница и участница форума в интернете.

Евгения: "Доброй ночи. По поводу сегодняшней темы можно процитировать строчки поэта Вячеслава Иванова "И небылица былью станет, Коли певец её помянет, Коль имя ей умел наречь". Вячеслав Иванов писал, что, "когда поэт именует, он освобождает мотылёк сознания из тёмных покровов. Действительно, именование - это высвобождение из тёмных покровов чего-то определённого, высвобождение некоей отдельности". Эту цитату я нашла в одной из архивных программ «Серебряные Нити», которая была посвящена тайне имени. Безусловно, в любом имени есть некоторая тайна. И надо быть очень чутким, чтобы услышать эту тайну в звучании этого имени. И вот по поводу имяславия, учения, которое обожествляло Имя Иисуса и так называемую Иисусову молитву. Можно ли расслышать тот тайный смысл, который заключён в тексте молитвы? Наверное, можно, но очень трудно. Потому что слишком много существуют уже готовых утверждений о том, какой смысл в ней заключается, и какие чувства она должна вызывать.
Что касается самого учения имяславия оно, по-моему, нарушает заповедь "не сотвори себе кумира". Когда то тоже была программа на эту тему, и в ней обсуждался вопрос, в чём разница между кумиром, авторитетом и идеалом? А разница в том, что кумир заполняет собой абсолютно всё сознание человека, тогда как понятие авторитет и идеал это не предполагают. То, к чему призывают имяславцы - обожествление имени Иисуса и Иисусовой молитвы - это стремление создать себе кумиров из этого имени и из этой молитвы, поскольку в книжке схимонаха Илариона, главной книжке имяславцев, подчёркивается, что Иисусова молитва должна постоянно заполнять собой всё сознание человека, то есть из неё надо делать кумира. И тогда человеку вроде бы как откроется что-то божественное. По-моему, это тот же процесс, что происходит при поклонении музыкальным кумирам, только там обожествляются не молитвы, а песни. А потом это обожествление переходит на самих музыкантов. И получается как в случае с Элвисом Пресли, фанаты которого создали новую религию. То есть, в общем, я считаю, что имяславцы это люди, для которых Иисус был кумир, а они были его фанатами. Спасибо. До свидания".

А.Г.: Ну вот, путаемся мы. Путаемся, мне кажется, очень сильно. Хотя вопросов здесь и интереснейших вопросов человеческих огромное количество. Я хотел сказать, что на самом деле разница в том, что наша вера говорит о том, что Иисус Христос Бог. Это Его имя. А имена кумирам, земным кумирам, в общем-то дают люди. Это они придают форму кумира, они воплощают его на земле, да? Элвис Пресли богом не был, сомнений в этом ни малейших, я думаю ни у кого не было даже тогда. Вот.
Я на самом деле хочу сказать, что Евгения ставит ещё один сложнейший вопрос. Вопрос этот связан с тем, кто же всё-таки даёт Имена Богу? Откуда они берутся? И вопрос этот мне кажется решающим и невероятно важным. Во всяком случае, в контексте нашего сегодняшнего разговора.


Здравствуйте, Светлана Ивановна.
Светлана Ивановна: Добрый вечер, это Светлана Ивановна, я москвичка. Ну во-первых, я совершенно не согласна с предыдущей выступающей, потому что вера в Бога и возведение себе кумира, если это касается Иисуса Христа, это совершенно не равные вещи. И ваша точка зрения значительно больше соответствует истине. Ну а теперь, по сути. Сам Иисус Христос неоднократно в Евангелиях оставлял нам заповедь, что если будете просить Во Имя Моё. И вот молиться Во Имя Его. То есть Он знал тогда, было дано. Многое мы не знаем, много для нас ещё тайна. Но молитва Во Имя Его уже была, как говорится задана Им. И неважно, я думаю, что здесь не важно какие имена даёт человек, не важно как человек обращается Иисус или Jesus, или на любом другом языке. Всё равно это идёт во Имя Иисуса, и Бог такую молитву принимает. Это основное условие вот такое вот обожествление, обожение, но оно не достаточное, конечно, для того чтобы произошло с Богом общение. Тут опять же для того, чтобы.. есть опять очень важное ещё условие, но которое тоже есть в Писании, в Слове Божием. Но ещё в Ветхом Завете Бог говорит, что наказан народ Мой будет за недостаток ведения. То есть и Слово Божие, вот изучение Слова Божие, изучение Воли Божией, изучение того что хочет от нас Бог - это важно для того, чтобы произошло вот.
А.Г.: Спасибо большое. Спасибо большое, Светлана Ивановна.


Наверно, кроме изучения Воли Божией, мы много раз говорили в передачах, что вера, по сути, и есть момент непосредственного общения с Богом, этого ищет душа, этого она хочет, поскольку до конца постичь Волю Божию через текст через текст и через догмат - ну не знаю, возможно ли.

Для меня субъективно просто человека совершенно не имеющего никакого отношения к служению - я светский врач - но для меня непосредственное общение с Богом есть голод человеческой души. И вот этот голод, через всё время советской власти, каким-то образом удовлетворялся имяславием. Было оно связано непосредственно, между прочим, с математикой русской. Церковь святой мученицы Татианы, которая находится в здании Московского университета, там до революции находился факультет математики, по крайней мере, до начала 2000-х годов была церковью имяславцев. В нижнем храме была ниша позволяющая спрятаться для умной молитвы, и в нише висели фотографии профессора Дмитрия Егорова и о. Павла Флоренского. В 2004 году был ремонт, и на этом месте находится обычный действующий храм Российской Православной Церкви. Опять же я не говорю о том, что хорошо это или плохо. Я говорю о том, что эта молитва наверно помогала выжить душе русской интеллигенции. Поэтому я и хочу вспомнить о ней. Потому что когда мы забываем вот такие вехи наших душ, мы упускаем что-то невероятно важное в своей жизни.


Музыка.


Ну что ж, чего хочется ещё рассказать, обязательно успеть, по поводу имяславия. Дело в том, что удивительным образом Церковь Московского университета была связана с математической теорией множеств, главной перспективой математики 20 века. Родившийся в Санкт-Петербурге Георг Кантор (правда, родители сразу уехали вместе с младенцем из Санкт-Петербурга) открыл, не удивляйтесь, новые формы бесконечности. Он сделал разные варианты бесконечного - реальностью для математики, дав им название и строгое научное описание. Русские имяславцы верили, что Бог становится реальностью души в ходе умной молитвы, его именования.

Математики имяславцы были убеждены, что вводят новые формы бесконечности, сосредоточившись на их именах. И действительно, теория множеств - это то, что продвинуло русскую математику и сделало одним из лидеров мировой математики 20 века. Её пионером считают профессора Московского университета Николая Васильевича Бугаева, который занимался теорией чисел и математическим анализом. Он стал пионером изучения в России, так называемых разрывных функций. Кстати некоторые труды Бугаева легли в основу отечественной психологии. Он был одним из основателей психологического общества. В журнале общества он одним из первых в России опубликовал статью о «О свободе воли». Он был имяславцем и его прямыми учениками были Дмитрий Фёдорович Егоров и Павел Александрович Флоренский. Общеизвестно, что сыном профессора Бугаева, его студентом и однокурсником Флоренского и Егорова был Андрей Николаевич Бугаев, математик по образованию, ставший под псевдонимом Андрей Белый одним из основоположников русского символизма. Учеником профессора Егорова был Николай Николаевич Лузин. Егоров, Флоренский и Лузин составили по терминологии западных исследователей великую троицу российской математики. Студенческое братство, возникшее вокруг имяславия и теории множеств, получило название лузитания, в честь Николая Николаевича Лузина, по всей видимости.

Дмитрий Егоров, Павел Флоренский были убеждёнными имяславцами. Флоренский принял сан священника и стал духовным отцом Николая Лузина. В своей диссертации, которая позднее превратилась в знаменитую книгу «Столп и утверждение истины» отец Павел развивал философское учение профессора Бугаева о так называемых разрывных функциях. По его убеждению понятие непрерывности, предполагающее, что переход от одной точки прямой к другой невозможен без преодоления всех промежуточных точек, являлось главным бедствием 19 века. Он считал, что разрыв может спасти «испортившую век непрерывность». Впрочем, конечно, я хочу попробовать до окончания разговора о математике, обратиться к человеку знающему.
Отец Яков Кротов, глубоко уважаемый мной мыслитель, священник и как вы знаете, радиожурналист у нас на связи.


Здравствуйте, отец Яков.
Яков Кротов: Добрый вечер.
А.Г.: Простите нас, что поздно.
Яков Кротов: Всенощное бдение.
А.Г.: Да, «Серебряные нити», одно слово. Скажите, пожалуйста, что вы думаете об имяславии?
Яков Кротов: Как историк - ничего хорошего, потому что по странной игре природы вот все те движения, которые связаны в православной традиции с почитанием Имени Божьего, они все носят немножечко фундаменталистский реакционный консервативный характер. И это относится, прежде всего, конечно к Флоренскому и к Лосеву. Один из уважаемых мной прихожан о. Александра Меня даже как-то подметил, что вот почему-то все платоники, а имяславие тесно связано именно с платонизмом, они все склонны к антисемитизму. То есть, вот вера в то, что есть какие-то предзаданные идеи, которые формируют мир, каким-то странным образом приводят людей к убеждению, что есть люди хорошие, а есть какие-то заведомо неправильно сформированные. Вот за что купил, за то продал.

Мне кажется, вот совсем недавно я читал мемуары, - они на русском не выходили, о игумене Зографского монастыря на Афоне. Игумене, который там был лет 20 назад. И вот там был эпизод, заставивший меня живо вспомнить имяславие. Зографский монастырь он один из крупнейших на Афоне, то есть несколько десятков монахов. И там греки в основном. И вдруг один из послушников идёт и видит, как монах его сосед по коридору - идёт и бормочет: я грязен. По-гречески это звучит вообще ужасно "порносес ми", ну порнография, значит. Грязен, грязен. Тот страшно удивился, и говорит: что это ты. А я, говорит, вот ходил и всё повторял Иисусову молитву.. Ведь человек, который практикует Иисусову молитву, на самом деле сразу было видно, это произносили вслух, тихое такое бормотание себе под нос, то есть человек живёт, что-то делает и бормочет. Ему настоятель игумен монастыря сказал, что это ты батенька вообще подался куда-то, давай вот ходи и повторяй, что я грязен, я грязен. Ну это всё равно как если, я грешник, я грешник. И вот тот ходил, довольно долго это повторял. Это аналог русскому «буди Господи милостив ко мне грешному». И вряд ли была большая разница для души. Значит, оказывается, всё-таки по-разному достигается смирение, которое является необходимым условием нормальной духовной жизни.
И в истории монашества полезно помнить, начиналось монашество первое пол. тысячелетие - это прежде всего молитва псалмами, когда некоторые даже энтузиасты даже соревновались кто чаще за день прочтёт всю Псалтирь. Были такие, которые прочитывали несколько десятков раз, а Псалтирь книга не маленькая. Это осталось в нашем православном богослужении, где псалмы занимают огромное место. Затем молитва «Господи, помилуй» Боже, милостив буди мне грешному. Молитва же Христу это довольно позднее приобретение. То, что называется христоцентризм, когда Фигура Спасителя становится в центре жизни. Здесь есть одна опасность. Поставить Христа, как-то отделить Его от Отца, разрушить Единство Троичности, Троичного Бога. Но это всего лишь опасность, это означает, что духовная жизнь не может совершаться в одиночку, как и вообще любая жизнь. Это всегда биоценоз, всегда надо жить вместе с другими.

Полезно помнить, что Иисусова молитва в современной культуре пошла от книги игумена Игнатия Козлова, так называемая «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Да, Игнатий Козлов, автор известен далеко не всем. Из сибирских старообрядцев человек вот однажды читал апостола Павла «Непрестанно молитесь. За всё благодарите » (1Фес. 5:17). Вдруг его пронзило, и он стал молиться этой молитвой. Это было не возрождение древних традиций. Это с нуля, как и большинство великих духовных явлений. А сегодня Иисусову молитву, я думаю, это всегда попытка как раз убежать от личного опыта, раствориться в традиции. И вот здесь подстерегает опасность такого превращения духовной жизни "в вату". То есть, конечно, лучше Иисусову молитву, чем никакой. Но вот полезно помнить, что тут есть масса подводных рифов.
А.Г.: Спасибо большое, отец Яков. Огромное спасибо. Спасибо, что дождались позднего времени.
Даже не знаю, куда дальше-то повести разговор.


Здравствуйте, Наталья.
Наталья: Здравствуйте.
А.Г.: Слушаем вас.
Наталья: Я хотела бы вот узнать по поводу, вы употребляете слово Имя, да? Имя Бога. И совершенно не соотносите, что это две абсолютно разные личности, потому что в Писании Священном сказано, что Иисус Христос когда в 6 главе он говорит о том, как нужно молиться, «Да святится Имя Твоё». Он обращается к Отцу. То есть Иисус Христос это не Бог, он Его Сын.
А.Г.: То есть как не Бог?
Наталья: Иисус Христос обращается к..
А.Г.: Спасибо большое, Наталья. Вы разрываете. Вы делаете то, против чего только что предупреждал отец Яков Кротов. Вы по-своему разрываете Триединство.


Вот что я хочу сказать из того, на чём наверно стоит сегодня закончить передачу. Поскольку давайте всё-таки попробуем поговорить об этом в ближайшую среду тоже, поскольку очень многого связанного с Именем Бога мы договорить не успеем.

Хочу я сказать вот что, в частности. Считается, в общем-то, доказанным, что Иисус это, собственно говоря, греческое искусственное написание Имени Иисуса Христа. По той простой причине, что на самом деле по-еврейски это Имя должно звучать как Иошуа или Иешуа, то Самое Имя, которое использовал Михаил Булгаков. То есть мы знаем это Имя из греческих текстов и греческой транслитерации. Есть греческие буквы - они одновременно были и цифрами, вы помните, наверно, мы пользуемся арабским алфавитом, который в действительности имеет индийское происхождение. Так вот, хотел я сказать, что Имя Иисуса на самом деле имеет очень строгое гематрическое написание. Гематрия это цифровое значение греческих букв, и их расшифровки, которые, кстати говоря, действительно были известны всем платоникам и неоплатоникам. И поэтому отец Яков наверно прав, когда возводит именно к платоникам Иисусову молитву и Имя Христа, принятое у нас вообще. Дело в том, что гематрия Имени Иисус даёт в сумме 888. Это число так называемого Духовного Солнца Платона, символизирующее совершенство и гармонию духовного мира.


Вот что пишет отец церкви св. Ирине́й Лио́нский. Пишет он следующее, «Иисус 888 совершенное Имя, обнимающее Собой всё мироздание. Ему соответствует совершенство греческого алфавита, состоящее из 24 букв, из которых восемью буквами означаются сотни, восемью - десятки, восемью - единицы. И более того, у него есть слова «Имя Иисус есть арифметический символ, состоящий из 6 букв, известный всем чадам призвания», Ιησούς Χριστός.


Ну, я не стану сейчас погружаться сильно глубже в гематрию, хотя, несомненно, в ранних христианских источниках она присутствует. И, кстати говоря, чтобы вы понимали, что 888 это соотношение полного музыкального тона, точнее говоря интервала до-ре.

Если хотите, Имя Иисус, кроме всего прочего, обозначает Свет Совершенного Внутреннего Солнца и Совершенную Внутреннюю Музыку. И, к сожалению, это действительно вещи, которые восходят к античности, потому что тогда они точно знали, кто давал богам имена. Это был Орфей. Это он дал олимпийским богам правильные имена, соответствующие вот той самой гематрии.
Впрочем, попробуем продолжить разговор в следующей передаче.
Передача короткая. Я прошу прощения у всех, кто не успел дозвониться. Спокойной ночи.


Музыка.
Свернуть


Последний раз редактировалось Niка 04 май 2013, 13:29, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 03 сен 2012, 23:19 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
2012.06.20 Имяславие и безумие
http://audio.serebniti.ru/text/edit/2739

Имяславие и безумие
Доброй ночи.
Доброй ночи всем кто слушает программу «Серебряные нити».
Сегодня непростую тему мы продолжаем в нашем эфире по телефону (495)956-15-14. Заранее напоминаю телефон для того чтобы вы не забыли что можно позвонить.
Мы с вами во время прошлого эфира начали разговор о феномене имяславия. Русские имяславцы творя Иисусову молитву считали, что делают Бога реальным - славя Его Имя, общаясь с этим именем. Мы вместе с отцом Яковом Кротовым, который звонил нам в предыдущую программу, углядели в этом черты платонизма. Но дело даже не в этом. Дело в том, что отец Яков Кротов в прошедшей программе говорил, что имяславие это спонтанный духовный феномен. В начале 20 века оно как-бы возникало в России спонтанно, по крайней мере, два раза. Первый раз в Афонском монастыре, а второй раз на территории Великой Руси. И это значит, что сам по себе феномен этот означает что-то гораздо большее в душах человеческих и в судьбах России в 20 веке, чем это кажется на первый взгляд.
И мы с вами говорили о том, что этот феномен во многом определил, как ни странно, развитие русской математики. Я вспомню сегодня конечно ещё раз об этом. Но хочу сразу сказать, что есть замечательная книжка двух математиков. Внука Георга Кантора Жана-Мишеля Кантора и Лорена Грэхэма, которая называется «Имена бесконечности», которая рассказывает о загадочном сплетении математики и мистики, математики и имяславия.
Однако, всегда ли роль имени понимается нами правильно, в том числе роль имени Бога и божественных имен вообще. Ведь кто-то когда-то определил их правильное звучание.
Фактически, отец Яков Кротов задал вопрос во время прошлой программы, на который мы до их пор не ответили: А нет ли некоторого «магизма» в попытке непосредственного общения с Богом через Имя. На самом деле, я задаю не столько богословские вопросы, сколько вопросы, имеющие самое непосредственное отношение к человеческой психологии в том числе.
Мне приходилось во время эфиров вспоминать присказку - как корабль назовете так он и поплывет. Вообще говоря, наше отношение и участие в реальности тех или иных событий внешнего мира иногда очень зависят от имени, названия или определения, которые мы этим событиям даем. Можно назвать некоторое состояние сознания вдохновением или экстазом и считать, что это состояние, в сущности,- один из вариантов состояния счастья. А можно назвать его эйфорией или маниакальным состоянием эмоций и считать это психической болезнью. Наше отношение к действительности зависит от того, какое имя мы ей дадим. И может быть не случайно то, что мы нарушили принцип бритвы Оккама.
И в 20 веке в нашей стране появилось огромное количество ложных сущностей и названий, с помощью которых мы определяем нашу жизнь. Мы иногда ищем слово, имя, название. И нам кажется, что мы поняли суть того или иного события или того или иного чувства. Хотя как выясняется, мы никогда даже и не пытаемся заглядывать в глубину. Вот обо всём об этом я попробую рассказать сегодня, в том числе продолжая разговор об истории русской математики,- ну хотя-бы частично. И конечно, приглашаю к участию в разговоре тех, кому, так или иначе, до той или иной степени интересна загадочная роль имени, в том числе имени Бога в человеческой душе.
А вот музыкальные паузы, которые я вам сегодня хочу предложить, абсолютно никакого отношения к имяславию не имеют. Зато, как мне кажется, имеют отношение к состоянию русской души.

Музыка

«И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,
И Гете, свищущий на вьющейся тропе,
И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,
Считали пульс толпы и верили толпе.
Быть может, прежде губ уже родился шепот

И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
До опыта приобрели черты
».
январь 1934, Москва

Свершу я попытку вернуться к разговору о математическом понятии бесконечности. Я хочу попытаться объяснить, что Аристотель примерно в 4-м веке до н.э. ввел различие, которое стало для всех для нас привычным. Мы определяем бесконечность как некую потенциальность, а не актуальность. Аристотель обратил внимание на то, что если взять отрезок, то можно его разделить пополам, потом еще раз пополам и так до бесконечности. И он заметил, что всегда можно помыслить большее число или меньшее число. Некую величину можно делить бесконечное количество раз. Следовательно, бесконечность потенциальна, а не актуальна. «Число частей, которое может быть взято, превосходит любое наперед взятое число». Собственно говоря, это и есть привычный взгляд на бесконечность.
Математик Георг Кантор в конце 19в. взялся доказать и собственно говоря, доказал, что бесконечности не потенциальны а актуальны. И вот для того чтобы сделать бесконечность актуальной её фактически надо именовать.
В именование входит, конечно, придание некоего названия. Кантор именовал свои бесконечности с помощью еврейской буквы алеф. Оттуда она эта точка алеф перекочевала в знаменитую новеллу Борхеса, помните? И предложил определенное количество существующих актуальных бесконечностей.
В числе бесконечностей Кантора есть математические модели, на которых основано, например, чрезвычайно популярное сегодня представление о фракталах. Это один из его алефов, одна из вариантов бесконечностей Георга Кантора.
Так вот, фактически Кантор сделал бесконечности реальными, дав им имена. Огромное количество математиков полагало, что бесконечности как некую новую математическую сущность создает сам акт именования. Напомню вам, что русские имяславцы тоже совершили открытие - они считали, что делают Бога реальным, славя его Имя. А математики из их же числа Флоренский, Лузин, Егоров считали, что делают реальными бесконечности, сходным образом сконцентрировавшись на их именах и определениях.
Конечно же, история имяславия, как все, наверно, в России чрезвычайно трагична. Но я хочу сосредоточиться сегодня не на ней, поскольку это вторая передача. Я хочу вспомнить великого писателя символиста Андрея Николаевича Бугаева, известного нам по псевдониму Андрей Белый. Бугаев был студентом Егорова и своего, разумеется, отца Николая Бугаева. Все они были имяславцами. А вот Андрей Белый имяславцем не был, он стал писателем символистом. Зато он долгое время фактически рос в группе людей, которая создавала новые бесконечности. И его писательским принципам принадлежит некоторая фраза – «Именуя объект, я тем самым утверждаю его существование»,- дословная цитата Андрея Белого. Он пытался применить этот принцип в поэзии и в математике. Надо сказать, что отец теории множеств Георг Кантор несколько раз госпитализировался в психиатрические больницы по поводу психических срывов, давайте назовем это так. А Андрей Белый для русских психиатров первой половины 20века служил классическим примером, уж не сердитесь на меня, шизофрении. И это буквально так. Русский философ Федор Степун, который интересовался работами Блейлера и вообще ранними работами по шизофрении, считал, что поведение Андрея Белого и его психологические проблемы связаны с состоянием «самозамкнутого Я». Примерно так Федор Степун передавал понятие аутизм, описанное Блейлером. Во всяком случае, Марина Цветаева, по край мере, по словам ее дочери, говорила о Белом следующее. Цитирую: «Настоящий сумасшедший. Разве вы не видите, что он все время глядит на невидимого врага».
Владислав Ходасевич считал, что Белый страдает галлюцинациями, но Ходасевич увлекался не Блейлером, а Фрейдом и поэтому считал эти галлюцинации продуктом нереализованного Эдипова комплекса. Вот что писал Федор Степун: «Белый всю свою творческую жизнь прожил в сосредоточении на своем я. Он описывал панорамы собственного сознания. Он всю жизнь боролся с призраками и теневыми фигурами, которые были голосами и подголосками разными угрожающими срывами и загибами его собственного «Я», которые он невольно объективировал и с которыми расправлялся под масками своих и в большинстве случаев совершенно мнимых врагов».
Степун вспоминает, что для того чтобы почувствовать самого себя и вступить в диалог со своими врагами поэт использовал зеркало. Цитирую: «Главное, что осталось от разговора это память о том, что разговаривая с нами, Белый ни на минуту не отрывался от зеркала. Сначала каждый раз, проходя мимо, он бросал в него долгие и внимательные взоры, а потом уже откровенным образом сел перед ним в кресло и разговаривал с нами, находясь всё время в мимическом общении со своим отражением. В эти минуты ответы мне становились всего лишь репликами в сторону. Главный разговор был явно сосредоточен на диалоге Белого со своим двойником».
Ольга Сконечная, написавшая статью, обратите внимание, о паранойяльной поэтике Андрея Белого, пишет об его романах: «Слежка, охота, погоня составляют их глубинный первичный сюжет. Белый сам возводил его к жанру мистерии, которую считал изотерической основой своих текстов, прикрываемый так называемой литературой - плотью характеров, любовной интригой, шпионскими играми и т.д. На сам деле, он запечатлевал в разных версиях единое космическое событие - снисхождение духа в тело. Встреча высшего «Я» с низшим «Я». Наконец, при уходе из жизни маленькое «Я» покидало тело и перерождалось в само тело. Здесь на переходе с неизбежностью вырастала фигура врага, пристально интересовавшая Белого. Враг противился претворению телесной и душевной субстанции в духовную, отслеживал движение духа, охотился за ним. Само преследование виделось художнику неким первосюжетом земной и космической жизни, и значит густой туман подозрительности, недоверия, умышленности, неслучайности, которая окутывает каждый его роман, необходимое отражение мистерийной сути бытия». Конец цитаты.
Андрей Белый пытался найти столь модную у символистов инфернальную сторону бытия. Он пытался именовать врага. Главным образом именно враг его интересовал. И для всех окружающих, близких ему людей и как бы сказали бы сейчас, коллег по цеху, он становился безумным. Хотя, по всей видимости, он страдал не безумием, а именованием. Он совершенно искренне верил, что если он именует в своей душе какую-то сущность вместе с ее бесконечностью - как бесконечностью отрезка- то эта сущность фактически воплощается в реальности.
Не само по себе имяславие, а вот это вот именование как раз лишенное имени Бога, именование как некоторый математический принцип, именование как принцип создания множеств, похоже, сводила поэта с ума. Но только ли одного поэта? Вот вопрос, который мучает меня, и ради которого я и затеял эти непростые передачи.

Музыка

«Колют ресницы. В груди прикипела слеза.
Чую без страху, что будет и будет гроза.
Кто-то чудной меня что-то торопит забыть.
Душно — и все-таки до смерти хочется жить.
С нар приподнявшись на первый раздавшийся звук,
Дико и сонно еще озираясь вокруг,
Так вот бушлатник шершавую песню поет
В час, как полоской заря над острогом встает
».
2 марта 1931


И, конечно же, собственно говоря, математическая школа после смерти проф. Егорова, в лице, в том числе в первую очередь Лузина, ощущала свою близость тем сам платоникам, о которых говорил Отец Яков.
Плотин разработал, основываясь на сочинениях Платона, собственное сложнейшее мировоззрение. В его системе три главные составляющие - единое, ум и душа. Составной частью мировоззрения Плотина был вывод о том, что ум, созерцая единое, порождает формы, которые получая свои названия, служат основанием всякому сущему. Конечно, логика философа была ближе математику. То есть возникало как бы некоторое разделение именования.
Возникали люди, возникали мыслители как-то очень параллельно с имяславием, как религиозной практикой. Возникали люди, которые действительно пытались использовать именование как магический акт, в том числе и в математике. Думаю, что все наши слушатели знают, что основой древней магии в первую очередь была математика. Я рассказывал в предыдущей программе о греческой гематрии и числовом значении имени Иисус. Разумеется, числовые значения носили и любые другие магические имена, в том числе магические имена, которыми пользовался Андрей Белый. Удивительным образом, но некая словесная магия раннего социализма тоже очень часто была построена на этих магических именах.
Впрочем, вот что сказала об имяславии наша радиослушательница Ирина: «Здравствуйте, меня зовут Ирина. Тема сложная и надо непременно думать. И думать над разными сторонами этого феномена. Не забывая при этом, что речь идёт о христианстве, о православном христианстве, которое корнями своими уходит в византийскую культуру и ещё глубже – в культуру античной Греции и в частности к идеализму Платона. Имяславие можно разделять или нет. Но понять можно только разбираясь в первоисточниках. Имяславие говорит о природе познания - познания молитвенного, познания богословского, познания философского. И все споры и дискуссии, возникшие вокруг молитвенной практики афонских монахов, велись о возможности познания, о его природе, о том, что познаётся и как. И как наибольшая полнота познания и мыслилась как познание Бога, через непрестанное повторение Его Имени. Именно вокруг этого и возникли споры. Возможно ли это, можно ли это, не ересь ли, не соблазн? Так утверждали имяборцы. И в ответ защитники имяславия ставили вопросы: а если не возможно, то возможно ли познание вообще?
Формула имяславия проста: “Имя Божие есть Сам Бог”.
… но практика ее постижения сложна невероятно, потому что … “но Бог не есть ни имя Его, ни Самое Имя Его”
И понять это гораздо проще, чем осуществить. Чтобы имя стало дверью к Богу, надо очистить это Имя от личностных, привнесенных в него собственных индивидуальных примесей. И в этом сложнейшая трудность молитвенной практики. Хотя если вдуматься: а есть ли смысл молиться по иному?
Имяславие восходит к платонизму. Оно разделяет сущее, сущность и явленное, явление, энергию. Разделяет, но не отделяет их друг от друга. Именно по явлению, проявлению можно проникнуть в сущее, к сущности. Так считают имяславцы. Два глобальных вопроса составляют основу сомнения в таком утверждении: а действительно ли возможно это?... и как такое возможно?…

Умное делание – это одновременное соединение Имени Божьего и в уме, и в сердце. Так мне рассказывал об этой молитве в детстве дед.
Любое слово обладает семемой, душой, так ее называл отец Павел Флоренский. Эта семема, душа слова, индивидуальна. Мы наполняем ее своим значением, своим смысловым оттенком. Мы привносим туда собственные примеси, собственные напластования.
Подмена подлинной сущности собственными привнесенными примесями и есть кумирство, если эти примеси обожествляются или выдаются за абсолютную истину, или же это есть собственная индивидуальная сущность,… всего лишь акт самопроявления, но не акт познания. Значит ли это, что о сути постигаемого нельзя понять по ощущаемому внутреннему отклику на имя или наименование того, к чему устремлен интерес, а еще глубже, любовь души? Вот здесь и появляется диалектика мышления.
Цитата из работы Павла Флоренского «Мысль и язык»:

«Диалектик — тот, кто опирает свой ум на смысл постигаемой им реальности — на Λόγος τη̃ς οὐσίας, что вместе с тем должно переводить и: “слово реальности”. Самый ум живет, лишь опираясь на объективный, вне его сущий разум реальности, а без этой опоры мертвеет и перестает быть умом. Но что значит “представить это основание, этот смысл, это слово реальности, себе и другим?” — Назвать его, т. е. дать ему имя и возвестить названное, — мысль особенно убедительная по-гречески, где Λόγος значит и содержание мысли, и выражение мысли одновременно. » Конец цитаты. Непрестанное повторение Имени Божьего – это диалектическая попытка ума энергетически, синэнергетически, резонансно встать, опереться на реальность сущего, существующего, выкинув из своего ума индивидуальные, личные напластования на это Имя. Это очень аскетический молитвенный подвиг, это очень строгий подход к себе. Без строгого внутреннего аскетизма подобная практика невозможна. Как невозможно вообще никакое познание без глубокой сосредоточенной концентрации на объекте познания, без вопрошающего текучего диалектического повторения, без одновременного живого соединения мысли и чувства, ума и сердца, души и разума. Без этого не рождается крик: Эврика, без этого не открывается дверь к Богу.
Для меня имяславие,… пока только через философию Флоренского (я читаю и его другие работы, посвященные живописи, лингвистики, мышлению, символизму,… не могу оторваться,… спасибо Вам, Александр Геннадиевич за эту тему. Философия Флоренского помогает проникать в природу образа и символа, природу понимания, превращение субъективного в объективное, отделение постижения реального от иллюзорного. Мы ведь сами творим язык иллюзий и отделяем его от реальности и запутываемся в нем окончательно. И иллюзорное бытие заменяет нам бытие реальное. А разобраться в себе может только сам человек. В том числе не обязательно разделяя, но непременно пытаясь понять философов имяславцев.
Спасибо. До свидания
».

А ещё отец Павел Флоренский и постригшийся в имяславие уже после революции священник катакомбной церкви Алексей Федорович Лосев и его жена, в общем-то, остались последними русскими советскими философами немарксистского и нематериалистического толка. А ещё отец Павел занимался множеством других наук и ходил на заседание реввоенсовета ещё в середине 20-х годов в белой рясе, - на что Троцкий с возмущением спрашивал у окружающих: «что это и как это вообще оказалось возможно». Но оказалось возможным. Что такое есть не в имяславии, а в именовании, что приводит к безумию? Отец Яков в прошлой передаче тоже говорил, что иногда заметные в монастырях имяславцы производят впечатление безумцев оторванных от некоторой духовной общности монастыря. Я думаю, что это та самая претензия на магизм. Вот когда Павел Флоренский писал о необходимости выкинуть индивидуальность - просто в этой сегодняшней передаче это звучало как претензия на магизм. Обрести с помощью божественного имени некоторую магическую власть. Вот что может свести с ума, а не медитация сама по себе на божественном имени, поскольку в ней человек автоматически теряет себя, растворяясь в божественной сущности. И как писал Алексей Федорович Лосев, у него «при этом повышается мудрость». Самое интересное, что Лосев писал это о музыке, а вовсе не о имяславии. Но для него - величайшего знатока античной философии, как мне думается, и почти дословно иногда совпадает в его работах с работами отца Павла Флоренского, для него музыка (классическая, разумеется, музыка) и взаимодействие с ней сердца была вариантом имяславия. Как для Мандельштама, стихи которого вы сегодня слушаете в музыкальных паузах, таковой была стихия стиха. Помните, я еще раз повторю, что я рассказывал в прошлой передаче, что число 888 которое означает имя Иисус по греческой гематрии, ничего еретического или криминального в этом нет. Об этом писал еще святой Ириней Лионский и многие другие отцы церкви, обозначает, в том числе, завершенную музыкальную гармонию. Когда Лосев писал о музыке, он продолжал славить имяславие. В ней и в нём человек сливается с некоторым единством и мудрость его нарастает. Теряя себя и сливаясь с Единым, он обретает силу жить. Слияние с единым требует любви, не только магического звучания имени, но и любви к этому образу, Богу и человеку, который стоит за этим именем. Поскольку искренняя любовь убирает из души человеческой тот самый магизм, ту самую попытку именовать несуществующие сущности, которая ведет к безумию, и в которую уперлись мы все, выслушивая трескучие гипнотизирующие слова с высоких трибун. Сколько ненужных сущностей мы породили магическим путем. Вот об этом мне бы хотелось, чтобы задумались слушатели нашей передачи. Спасибо что вы выслушали эту сложную тему.

Музыка

«За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей,
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей.

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых кровей в колесе,
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе,

Уведи меня в ночь, где течет Енисей
И сосна до звезды достает,
Потому что не волк я по крови своей
И меня только равный убьет
».


***
22 июня день тесно связанный с понятием Родина или патриотизм, но я предлагаю поговорить на очень банальную тему: давайте обсудим, а что мешает нашим командам и в частности нашей сборной по футболу побеждать? Почему проигрывают наши сборные, каковы психологические причины этого?
Свернуть


Последний раз редактировалось Niка 04 май 2013, 13:27, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 02 окт 2012, 07:26 
Не в сети
Стенографист!)

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 02:48
Сообщения: 416
Откуда: Москва
2009.12.21 Судьба
http://audio.serebniti.ru/play/1352

Судьба
Доброй ночи, доброй ночи всем, кто слушает программу «Серебряные нити».
Верите ли вы в судьбу, дорогие радиослушатели?
Как вы, те, кто сейчас находятся по другую сторону эфира, относитесь к проблемам предопределения? Судьба человека дана космосом, Богом, генетикой, эволюцией и он не в силах ее изменить? Или судьба человеческая это что-то другое и человек выбирает ее сам?
Почти предновогодний опрос в программе Серебряные нити по телефону (495)956-15-14 - постоянный телефон прямого эфира Радио России и программы «Серебряные нити».
Как вы понимаете слова Судьба, судьбу народа, свою собственную судьбу? И если вы верите в нее, то что мы с вами собираемся праздновать, ведь каждый новый год это надежда, надежда на изменение, и конечно надежда на счастье.
И, между прочим, слова счастье и судьба в русском языке и в русской ментальности,- не люблю этого слова,- но, тем не менее, в душе русской очень похожи друг на друга.
В общем, всё, что вы думаете о судьбе, о том, кто или что ее определяет, о том, существует ли некоторое предопределение доля, - есть такое замечательное русское слово, тоже потихонечку уходящее куда-то в число забытых. Вот такой вот не простой вопрос сегодня у нас в программе Серебряные нити по телефону, давайте напомню ещё раз - (495)956-15-14.
Что такое судьба человека и чем она определяется? И как человек, личность, индивидуальность с ней взаимодействует. Есть ли у нас свобода выбора или все предопределено и все написано на ладонях руки, на картине звезд и на бесконечно многом другом, во что мы то ли верим, то ли не верим в каждодневных и постоянных попытках узнать свою судьбу,- ну хотя-бы свою судьбу в следующем году.
Так что же все-таки она такое? Стоит в нее верить или не стоит? Кто она – генетика, постижимая наукой или непостижимый промысел божий? В общем, все, что вам думается в эти непростые для всех предпраздничные дни о судьбе человеческой. Вот такая вот общая тема.
Но так как близится Рождество, то я сегодня выбрал, наверное, достаточно странную музыку. В этой музыке старинные африканские Госпелы - песни негров к Богу. Поет норвежская белая певица со своим вполне европейским отношением к предопределению. Наверно, в этих африкано-норвежских песнях мне поэтому и слышится что-то такое очень похожее к нашему отношению к понятию судьба.

Музыка

Есть очень много теорий, которые как-бы пытаются доказать абсолютный фатализм нашего народа, ну и конечно, одноименную повесть Лермонтова всегда вспоминают в этом случае. Очень много слов в русском языке, означающих судьбу. Это и доля, которую я сейчас вспомнил, и участь и даже удача - это ведь тоже понятие судьбы. Относится сюда и это самое русское междометие авось, о котором мы говорили-говорили, и так и не договорили. Однако, его использование очень часто служит доказательством всё того же самого фатализма нашего. Вообще, частотные словари на первое место, наиболее часто встречающееся в русском языке и в русских текстах, относят слово судьба, за ним следует доля, потом участь, потом удел, потом жребий вместе с междометием авось, и потом уже только рок. Мы почему-то внутренне не верим в рок, и это, как мне кажется, оставляет большую надежду, большую надежду на то самое счастье.

А.Г.: Здравствуйте, Татьяна.
Татьяна: Здравствуйте. Знаете, в русском языке есть замечательная пословица. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу.
Я рада, что я дозвонилась. И…
А.Г.: А что она значит, судьба?
Татьяна: Судьба? Я опять же говорю, судьба закладывается в семье… Закладывается предками, закладывается…понимаете, как воспитан человек. Вот если… человек вообще рожден для труда, если он будет всегда об этом помнить и это будет у него в привычке, то у него будет хорошая судьба, и судьба будет хорошая у народа у этого. Я хочу сказать, что у нас, у русского народа очень большой потенциал. Что бы с нами ни приключалось с нами…, у нас … я не могу этого объяснить… эмоции…
А.Г.: Да нет,…
Татьяна: Я верю в судьбу русского народа, что у нас всё будет хорошо.
А.Г.: Вы знаете, вы очень близки, ваши мысли, великому русскому писателю Николаю Бердяеву, который, собственно говоря, и говорил, что человек, - вы про характер, а он про личность,- он говорил, что личность есть единство судьбы. Когда человека не будет, только тогда мы сможем взглянуть на его личность, растянутую во времени. Но ведь характер и судьба вещи разные. Они закладываются родителями, но они же не предопределяют нашу жизнь, или предопределяют?
Татьяна: взять хотя бы хотя-бы Александра Васильевича Суворова, Пушкина, Гоголя..
А.Г.: Мысль понятная, все-таки, судьба есть?
Татьяна: Само определение слова судьба можно посмотреть в словаре, что оно обозначает…
А.Г.: Я не об определениях, я про ваши ощущения, человеком властвует судьба и человек играет на трубе. Или как-бы человек может определять свою судьбу.
Татьяна: Человек молится и просит Бога, чтобы он был под защитой его. А там уже на всё милость божия.
А.Г.: Милость божия или свобода воли? Промысел божий или возможность самоопределения. Вы лично к чему склоняетесь?
Татьяна: Промысел божий
А.Г.: Все-таки, промысел божий. Спасибо большое, Татьяна.

А.Г.: Здравствуйте, Игорь Викторович
Игорь Викторович: Добрый вечер.
А.Г.: Здравствуйте, верите ли вы в судьбу?
Игорь Викторович: Вы знаете, в свое время по молодости и, к сожалению, как бы это печально не звучало, по глупости веровал, пока не достиг возможности добраться до источника, который является единственно правильным. Впоследствии, получил ответы на сотни интересующих меня проблем, вопросов.
А.Г.: Каков же этот источник?
Игорь Викторович: То, что является известно всем, Бог.
А.Г.: Вы получили ответы на свои вопросы?
Игорь Викторович: Да, к сожалению. Вот возьмем, к примеру, по теме такого плана как вера в судьбу… живет вор в 5 колене. Ему написано судьбой, что он будет убивать, воровать и т.д.
Мы живем в России, у нас огромнейший, богатейший атеистический опыт жизни,- нас учили, что бога нет… Давно умершие люди говорили, божьи заповеди не укради, не убивай. Так если Бог оставил нам эти заповеди, которые человечество не смогло уничтожить…
Бог говорит - не укради, - значит всё. Он говорит словами апостола Павла, что ни воры, ни убийцы, ни прелюбодеи и прочие иные блудники Царствия божия не наследуют. Возникает куча вопросов,- так же людям веровать в судьбу так удобнее, чтобы снять с себя вину ответственности за злодеяния перед Творцом – перед Богом. А если так, то извините, никаких ни предопределений, ни роков, ни проклятий, ни фанатичную веру в судьбу – извините, пожалуйста, об этом речи быть не может. Если для человека божий закон является пустотой, глупостью, то неужели человек станет умнее своего творца, своего создателя. Эти вопросы заставляют человека задуматься. А если человеку это неудобно, он это будет отрицать, он будет всё отрицать, только защитить своё личное удобство и интересы. Вы со мной согласитесь?
А.Г.: Скорее соглашусь. Однако вот понимаете,… а нет ли в этом перекладывания ответственности с себя на некоего внешнего субъекта.
Игорь Викторович: Вы имеете понятие Бог.
А.Г.: Конечно, раз вы имеете в виду.
Игорь Викторович: Дело в том, я хотел бы обратить внимание вот на что, когда апостол Павел обращал внимание, что если Христос не воскрес, - о нем будем говорить, тщетна ваша вера, то есть она пуста. Человек должен обосновано веровать и подтверждать это не от себя, а поскольку это закон Божий и написано это Моисеем. Я опираюсь на структуру именно божьего закона, который человечеству очень не нравится, он не удобен с точки зрения людей. Он не оправдывает желаний, он не оправдывает надежд.
А.Г.: А судьба то существует?
Игорь Викторович: Должен вам сказать, что нет. Что человек посеет, то и пожнет. Это написано в Послании Галатам 6 главе 7 стихе. Бог поругаем не бывает. Что человек посеет, то и пожнет.
А.Г.: Спасибо, Игорь Викторович.

А.Г.: Здравствуйте, Евгений. Евгений из Самары.
Евгений: Добрый ночи, Александр Геннадиевич. Я очень рад, что вы затронули именно эту тему. Надеюсь, я успею сказать, пока не закончился лимит моей карточки. Предопределенность, безусловно, есть. Иначе, почему один ребенок, например, рождается больным, а другой более или менее здоровым. Но мне кажется, ключевым является слово, которое вы сказали в самом начале, это слово доля. Есть доля предопределенности. До тех пор пока человек не осознает то, что он в состоянии, то, что он способен управляя своими мыслями эмоциями менять свою судьбу, менять события своей жизни, предопределенность для него работает. Но и, конечно же, какие-то большие «веховые» этапы жизни являются для него предопределенными, но опять же до какого-то момента, пока человек не осознает, что сам является творцом, поскольку он является созданием творца. И в связи с этим мне бы хотелось поделиться со всеми слушателями идеей, почерпнутой из книги «Сара», из потрясающей сказки - про маленькую девочку Сару и её мудрого наставника филина Соломона, авторов Эстер и Джерри Хикс.
Так вот, идея такая. Существует некая цепочка боли, к которой мы присоединяемся, когда чувствуем негативные эмоции по поводу чего либо. Для того, чтобы нежелательное событие в нашей жизни изменилось из этой цепочки боли нужно выйти и присоединиться к цепочке радости. Филин Соломон говорит, что никакие обстоятельства, какими бы неприятными они не казались в данный момент не стоят того, чтобы закрывать кран благополучия. Может эти определения покажутся несколько простыми, и Вам и нашим слушателям, но мне кажется, что в этой простоте есть какая-то правда.
А.Г.: На самом деле тут очень интересная общая с филином Соломоном,… из того что я успел понять, спасибо большое, Евгений.

Я хотел сказать, что у нас ведь понятие счастья, само по себе, согласитесь, это некий вариант судьбы. Счастье это как бы награда, награда, которая приходит сама, приходит неожиданно. Они вообще в русском языке очень близкие эти понятия - судьбы и случайности.
И многие филологи считают, что сами слова Судьба и Случай происходят от общего славянского корня Сом.
Судьба - это линия жизни - как на ладони, а случай - это узел на этом пути. И случаем надо пользоваться, и случай дарит счастье. И здесь это очень интересно переплетение российских понятий - это случай, судьба, и счастье.

Здравствуйте, Ксения,…есть Кострома у нас на проводе? …Не соединяется.

Вы никогда не обращали внимание, что с одной стороны, у нас действительно, мы в этом смысле абсолютно уникальная страна, и парадоксальная - будучи фаталистами, мы почему-то никогда не верили в предопределение. Отсюда же, межу прочим, и легендарное русское понятие авось, которое, между прочим, само по себе очень многое в нашем своеобразном отношении к судьбе определяет. Вот о нем – например, о понятии авось - давайте поговорим после следующей музыкальной паузы.

Музыка

По-прежнему, мы в программе «Серебряные нити», по-прежнему поговорим о понятии судьба, о понятии судьба у нас в стране и у наших радиослушателей.
Вообще-то слово судьба почти до нового времени в России означало судебное заседание, судилище и приговор. И именно в этом смысле его и понимали наши предки.
Российская судьба - это приговор за то, в чем ты виноват перед Богом и приговор этот отменить невозможно. Поэтому, конечно, в этом отношении Игорь Викторович прав. Однако, что же тогда значит ну, например, всё то же самое слово авось, или понятие доли человеческой. Вообще, очень интересно, потому что и в русской философии того же Сергея Булгакова, Николая Бердяева судьба это что-то вроде собеседника, это то, с чем человек может вести диалог. Судьба человеческая - как бы личность, это не слепая сила, а это то, что и в пословицах и русских текстах, можно обмануть. Существует, как вы знаете, глаз судьбы в русском языке. От судьбы можно укрыться в сказках – абсолютно в прямом смысле этого слова, где-нибудь в норе или в огромной рыбе. Как-бы, судьба это то, от чего человек постоянно пытается уходить, как будто от какой-то личности.

А.Г.: Здравствуйте, Татьяна Васильевна
Татьяна Васильевна: Доброй ночи,
А.Г.: Вы верите в судьбу, Татьяна Васильевна?
Татьяна Васильевна: Я звоню вам из Новочеркасска. Я не беру на себя смелость говорить о судьбе России, я хочу сказать несколько слов о своей судьбе. Вот вы говорите, что можно обмануть судьбу, а я говорю вам нет.
А.Г.: Так верили предки наши.
Татьяна Васильевна: Мне 69лет, я пенсионерка уже. Я была молоденькой девочкой 13 лет и встретила человека инвалида, у него был туберкулез костей, он заинтересовался мной. Стал встречать меня из школы. Я была общительной. Я от него ушла.
В школе, когда мне было 15 лет, к нам пришел мальчик - молодой человек 19 лет из туберкулезного санатория - горбатый, без обеих ног, его прикрепили ко мне. До 25 лет этот человек жил со мной рядом, он ничего не требовал. Все люди, которые были рядом, уступали ему место. В 25 лет я влюбилась – как в омут, и тогда он ушел. Казалось, я была счастлива. У меня были в этот же период другие молодые люди, и все они были больные -90 процентов. Кончилось благополучно, вышла замуж, очень любила мужа, прожили 38 лет. Казалось, я ушла от этой судьбы. Меня это с самого детства преследовало. Когда родился сын, заразился в роддоме, стафилококковой инфекцией, сепсис. Сейчас ему 37лет. Он инвалид с детства. Всю жизнь я рядом с калекой.… Вот теперь вы мне объясните, в чем моя вина? Это продолжается всю жизнь, я рассказала вам всю жизнь. Я очень любила мужа. Я верю в судьбу. И уверена, что от нее нельзя уходить, нельзя прятаться. Потому-что всё тяжелее и тяжелее условия, которые будет она перед тобой ставить. Что вы мне можете возразить?
А.Г.: Спасибо, Татьяна Васильевна.

Возразить на историю жизни человеческой, даже согласно тому, что я вспоминал Николая Бердяева, ничего нельзя. Не возразить, поразмыслить можно. И поразмыслить можно на тему, о которой говорила одна из наших радиослушательниц, сострадание к инвалиду, к инвалидам.
Это такие очень часто - не хочу сейчас рассказывать - врачебные истории. Иногда порождает характер. Не судьбу, характер. И человек характером своим создает себе условия жизни.
Просто для примера,… даже отдаленно гораздо менее трагический, но если ты увлечен, правда увлечен, психиатрией, или только начинаешь заниматься этой специальностью, то тебя находят больные люди везде – в метро, в троллейбусе, на отдыхе, в санатории, за границей. Они выходят на твой интерес. Но я бы вовсе не назвал вот это вот движение, даже в трагических своих проявлениях, - а я такие трагические истории тоже знаю, судьбой. Это, наверное, неумение или нежелание человека контролировать свой характер. Не могу долго рассказывать, а коротко вот так… Ведь самое главное в разговоре о судьбе это хотя-бы небольшие размышления о ней и о себе.

А.Г.: Здравствуйте, Виктор.
Виктор: Добрый вечер, Александр Геннадиевич.
Я хотел бы сказать, что элемент судьбы, это как предопределенность, конечно же, существует.
Вы затронули Бога, конечно, это в первую очередь есть воля божья, а есть человека.
А.Г.: И мы всегда не умеем и не хотим уметь отличать одно и другого, правда?
Виктор: Да, совершенно верно. Первый, кто доказал, что есть предопределенность, это Иисус Христос. Он сказал: ты меня предашь, ты от меня отречешься, и я на третий день воскресну. Он это уже видел. Равно как, взять предсказателей на земле, они тоже видели каким-то образом, что произойдет с человечеством или с той или иной стране на земле, какие события произойдут
А.Г.: И смотрите как интересно, в общем, мы очень странно устроены по отношению к предсказаниям самым разным - начиная от предсказаний наших собственных знакомых и кончая предсказаниями пророков. Мы так устроены. Мы помним удачные предсказания и забываем предсказания ошибочные. А ошибочных предсказаний все решительно - и Ванга, и Мессинг делали достаточное количество. Всё- таки, от чего-то же зависит вот это самое предопределение, потому что не было на свете пророка, который был действительно безошибочен, ясновидящего, пророка.
Виктор: Я хочу добавить. Те заповеди, которые нам даны - это общее для всех. Для каждого человека… все разные рождаются, безусловно. И каждый человек рождается со свой судьбой в том понимании, что у каждого человека своя миссия, свое предназначение, как учительница Катя говорит. Важно найти её. И Господь подталкивает каким-то неведомым образом человека толи потихоньку, толи серьезно - потому что люди попадают в различные серьезные ситуации. И потом как бы озарение для каждого. А вот куда мне надо идти, вот это мне надо делать. Человек осознает это, и тогда получается унисон с волей божией, и человек применяя свою волю, знания и так далее. И тогда получается унисон и человек начинает выполнять свою миссию. И при этом происходит очищение души, проходя испытания, которые посылает Господь. При правильном их понимании происходит очищение и души и выполнение миссии своей тоже. Не зря говорят, кому суждено сгореть, тот не утонет, или от судьбы не уйдешь. Это сказано народом, это подмечено людьми. Из этого можно сделать вывод, да, элемент судьбы, безусловно, существует.
А.Г.: Спасибо, Виктор.

Что ж, чего я успеваю сказать сегодня. Человек живет, судя по высказываниям тех, кто звонил сегодня, в некоем напряженном поле. Православные люди определили ли бы это поле как напряжение между Законом и Благодатью. А я хочу сказать, что судьба у русских это не Закон, это напряжение личной совести. Если ты хочешь слышать её голос и напрягаться, тогда ты можешь найти что-то похожее на русское счастье. А все остальное мы воспринимаем как нечто совсем чужое, как какую-то чужую ненужную нам судьбу. И слово авось мы воспринимаем очень часто наверно из-за Владимира Даля, - там «может быть всё сбудется». На самом деле видимо эти старые русские слова означали «а вот поглядим, а вот и сделаю», то есть сделаю, попробую наперекор судьбе. Попробую сделать, а там будь, что будет. Вот это вот чувство попробовать сделать я и желаю всем в наступающем году.
Так как мы затронули тему чтения, давайте поделимся с нашими детьми искусством читать. Это ведь великое искусство. Как нужно правильно читать, чтобы в длинные праздники они приносили радость чуть большую хотя-бы, чем телевизор. Это тема следующей программы. Спасибо всем, спокойной ночи.
Свернуть


Последний раз редактировалось Niка 22 мар 2013, 21:09, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 окт 2012, 13:29 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
СН 16.03.2009 Пластическая хирургия


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 29 окт 2012, 13:31 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
СН 17.02.2006 Женщина после развода


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 05 ноя 2012, 03:45 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
СН 09.11.2007 Холостяки
СН 16.11.2007 "Старые девы", холостячки


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 ноя 2012, 15:49 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
СН 07.07.2010 Близость между людьми
СН 14.07.2010 Близость между людьми-2


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 14 ноя 2012, 15:50 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
СН 14.08.2006 Восприятие живописи в музеях
Интересная и эмоциональная дискуссия о роли живописи в душе человека. С иллюстрациями. В конце – упражнение по общению с картинами.


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Последний раз редактировалось Eugenia 08 фев 2013, 13:42, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 06 дек 2012, 19:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 май 2012, 08:33
Сообщения: 18
Откуда: Москва
Программа 2006.02.06
Вложение:
навязчивые состояния.docx


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 10 дек 2012, 12:46 
Не в сети
Стенографист!)
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 окт 2010, 20:11
Сообщения: 710
Откуда: Челябинская область
Из цикла программ «Загадочные периоды человеческой жизни»

СН 17.08.2007 Возраст 7-14 лет
СН 22.08.2007 Возраст 21-28 лет
СН 24.08.2007 Возраст 28-35 лет


У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Последний раз редактировалось Eugenia 12 авг 2015, 07:29, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Непрочитанное сообщениеДобавлено: 18 дек 2012, 23:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 мар 2010, 01:12
Сообщения: 4435
Откуда: г. Котлас. Архангельской области
Перечень расшифрованных текстов в теме

СН Русский мат.doc [71.78 КБ]
СН Влюбчивость.doc [57.62 КБ]
СН “Город”.
СН Красота.
СН «Раздражительность»
СН Любовь и зависимость
СН Близость душевная и психологическая (Часть-2)

СН 27.01.2012 Отношение к жизни
СН 10.02.2012 Как начать самостоятельное творчество?
СН 2012.06.20 Имяславие и безумие

СН 2011.06.10 Как помочь человеку, утратившему человека.doc [65.5 КБ]
СН 2011.05.18 Азарт.doc [76 КБ]
СН Сны о полётах и падениях. 15.04.2011.doc [104 КБ]
СН 2011.09.23 Паника и панические атаки
СН 2011.11.16 Кризис после свадьбы

СН 07.07.2010 Близость между людьми
СН 14.07.2010 Близость между людьми-2
СН 19.07.2010. Право на ошибку.doc [106.5 КБ]
СН 2009_26_10 - Подлинные чувства
СН 13.1.2010 Марина Цветаева и Женская Душа
СН 14.04.2010 «Кавказская пленница» (Леонид Гайдай)

СН 2009.10.19 Сентиментальность.doc [68.5 КБ]
СН 2009 09 23 Чужой Ридли Скотт.doc [73.78 КБ]
СН 17 июня 2009г. Рыбалка.
СН 2009 7 07 Стрекоза и муравей.doc [87.31 КБ]
СН 2009 22 07 Синяя птица М Метерлинк.doc [77.29 КБ]
СН 29 07 2009 Синяя птица Метерлинк 2.doc [76.92 КБ]
СН 26 08 2009 эфир СН Обыкновенное чудо.doc [65.81 КБ]
СН 2009.12.21 Судьба
СН 02 09 2009 Тревога.doc [73.68 КБ]
СН 19 08 2009 Звезные врата.doc [74.37 КБ]
СН 2009.08.24 «О законах одиночества»
СН 16 09 2009 СН Александр Мень.doc [97.85 КБ]
СН 29 04 2009 СН Мертвые души .doc [85.64 КБ]
СН 30.09.2009 Вот какой Рассеянный (С.Я. Маршак).doc [140.5 КБ]
СН 18.03.2009 «Снежная королева» (Г.-Х. Андерсен)
СН 25.03.2009 «Снежная королева» (Г.-Х. Андерсен)-2
СН 12.01.2009 Пустота после праздников
СН 14.01.2009 Гадания.
СН 16.03.2009 Пластическая хирургия.doc [82.5 КБ]

СН 2008_03_19 - Желание новизны - ( в передаче приведён тест, связанный с "исследованием отношения к каким-либо новым радостным событиям в жизни" ).
СН 2008_03_12 - Вкус жизни -
СН 21 04 2008 Уравновешенность.doc [77.52 КБ]
СН 13 10 2008 Доносы.doc [61.47 КБ]
СН 21.05.2008. Психология сорения.doc [113 КБ]
СН 16.07.2008. Путешествия.doc [111 КБ]
СН 29.12.2008. Игры в новогоднюю ночь
СН 19.11.2008 «Кладовая солнца» (М.М. Пришвин)
СН 30.07.2008 Коллекционирование.doc [220.5 КБ]
СН 05.05.2008 Сексуальные фантазии.doc [99.5 КБ]
СН 2008.12.03 Нужно ли быть мамой.doc [71.5 КБ]
СН 2008.06.30 Обещания.doc [66.5 КБ]
СН 2008.06.04 Как мы обижаем своих детей.doc [72.5 КБ]
СН 2008.05.19 Скандалы.doc [81.5 КБ]

СН 21.11.2007 Карлсон, который живёт на крыше.doc [156 КБ]
СН 12.28.2007. Радость (+ упражнения Избавление от отрицательных эмоций, Парящий орёл).doc
СН 14.12.2007 Подарки (+ советы по выбору и вручению подарков)
СН 09.10.2007 «Дисциплина и самодисциплина»
СН 21.09. 2007. Наркотики в школе..doc [109 КБ]
СН 2007.10.12 Детские страхи
СН 2007.06.29 Расставание со школой
СН 2007.07.27 Секс и душа
СН 2007.08.03 Секс и душа - 2
СН 2007.08.06 Трусость
СН 2007.08.10 Трусость - 2
СН 2007.11.26 Перфекционизм
СН 2007.12.26 Гламур.
СН 2007.12.24 Гнев.
СН 2007.12.21 Обаяние женщины.
СН 2007.12.19 Кумиры - 2
СН 2007.12.17 Болтовня - 2
СН 09.11.2007 Холостяки
СН 16.11.2007 "Старые девы", холостячки
СН 22.08.2007 Возраст 21-28 лет.doc [100 КБ]
СН 24.08.2007 Возраст 28-35 лет.doc [91.5 КБ]

СН 03.03.2006. Современные дети.doc [74 КБ]
СН 03.10.2006. Как понять женщину
СН 09.11.2006. Гранатовый браслет (А.И.Куприн), или роковая любовь
СН 14.08.2006 Восприятие живописи в музеях
СН 02.06.2006. Навязчивые состояния.docx [18.63 КБ]
СН 17.02.2006 Женщина после развода

СН 2004.06.28 Детский аутизм.doc [73.5 КБ]
СН 25.06.2004 Курортный роман
СН 11. 10. 2004. Навязчивые и фиксированные идеи(+ упражнения по расставанию со страхом).doc

_________________
"Незнание о незнании неизменно сопутствует познанию" С.Лем


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 250 ]  Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 17  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.123s | 16 Queries | GZIP : On ]