Поделюсь своими ощущениями касательно мифа об Эдипе и его связью с современностью как я ее вижу. Миф живет во внутреннем мире души. Все персонажи, встречающиеся Эдипу – это в некотором роде он сам. С этим подходом и постараемся понять эту историю, причем не будем сильно привязываться именно к Софоклу.
Все варианты мифа начинаются с предсказания Дельфийского Оракула. Не так важно, относятся ли данные предсказания к самому Эдипу, его настоящему отцу, либо его приемному отцу. Ведь сюжет мифа самоподобен, Оракул каждому из трех мужчин дает смертельное предсказание, и оно сбывается для каждого.
Итак, Эдипу предсказано – он убьет отца и жениться на матери. Что такое предсказание? Мы договорились, что миф действует внутри души. Поэтому голос Оракула – это голос самого Эдипа. Однако Оракул – это посланник царства мертвых, точнее чего-то или кого-то, находящегося на границе между живыми и мертвыми. Физическим выражением оракулов в древние времена всегда были жуткие вещи, сочетающие жизнь и смерть. Лучше не вдаваться в подробности, так как лично я ничего более жуткого не встречал. Но в целом важен вывод, голос Оракула – это голос неосознаваемых желаний или намерений самого Эдипа. Он приходит снаружи, чтобы Эдип смог осознать этот голос внутри. И это был бы самый правильный путь, путь посвящения, путь естественной инициации.
Однако что делает вместо этого Эдип? Он говорит, «этот голос не имеет ко мне никакого отношения, я убегу от самой возможности, что этот голос имеет отношение к реальности, к моей душе». Тем самым он делает то, что начиная с Фрейда принято называть вытеснением. Он видит ужас своего внутреннего мира – преступную страсть к матери и преступное намерение убить отца, и вместо осознания вытесняет его. По всем законам психоанализа вытесненная энергия комплекса никуда не девается. Эта энергия, будучи отринутой человеком, обретает устрашающую автономию. Она превращается в ужасающую Сфинкс.
Если следовать Фрейду, то Сфинкс – это просто вытесненная сексуальность, ужасная мать, прекрасная сверху (человеческое лицо) и ужасная снизу (части различных зверей). Образ Сфинкс очень богат, и о нем можно очень много написать. Это и Ужасная Мать, и четыре человеческих страсти, и четыре элемента мира, и в некотором роде связь между миром Египта и миром античных греков, и многое другое. Но об этом говорить можно много, а я хочу остановиться на одной детали, имеющей отношение именно к нашему мифу. Сфинкс – дочь другого демонического существа – Ехидны, полуженщины полузмеи. Отцом же Сфинкс является двуглавый пес Орф, сын Ехидны от брака с ужасным Тифоном. То есть Сфинкс – это ребенок от кровосмесительного брака матери и сына. Как мы договорились, все герои мифа – это сам Эдип. Миф говорит, что преступный брак уже свершился, Эдип сам породил Сфинкс в своем бессознательном, и теперь стоит перед собственным творением. То, что дальше – почти предопределено, но предопределено самим выбором Эдипа. Ужасная Сфинкс – это внутренний механизм души, запустивший судьбу.
Что же происходит дальше? Сначала Сфинк вынуждает Лая двинуться навстречу Эдипу. Он идет к Оракулу, но находит смерть от рук сына, как было предсказано. Потом Сфинкс задает Эдипу знаменитую загадку. Об этой загадке тоже можно многое сказать, но ограничимся пока лишь тем замечанием, что загадка удивительно проста, практически совсем детская. Эдип дает ответ на загадку, и Сфинкс бросается в пропасть. Эдип вроде победил. Американский фильм на этом бы закончился. Однако миф недвусмысленно дает понять – Эдип не смог решить задачу. Несмотря на свою физическую смерть Сфинкс победила, ужасных сюжет развернулся до конца. Простота загадки была только кажущаяся. Победа ничего не стоила, Эдип все равно попал в путы судьбы, а на город все также обрушились бедствия. В конце концов ослепленный Эдип исчезает в расщелине, ведущей в преисподнюю, что символически соответствует все тому же возврату в материнское лоно. Только там он сможет найти правильный ответ на загадку.
Интерпретация этой положительной части мифа сложна, и как мне кажется, каждый должен делать это сам, лично. Я хочу только еще сделать одно замечание, имеющее отношение к нашему времени и актуальным событиям. Для меня миф Эдипа повторяется во многом в разного рода общественных событиях, в том числе в нашей стране. Я имею в виду в первую очередь революции. Символически все революционеры повторяют судьбу Эдипа – бунтом против отца они хотят овладеть родиной-матерью. Они повторяют простой ответ на загадку, разрушая страшное тело Сфинкс – аппарат подавляющего государства. И в соответствии со всеми законами жанра получают ужасный финал. Истинный же ответ на загадку достигается только путем следующих за революцией чудовищных страданий и крови, подобных страданиям Эдипа из вечного мифа.
|