Серебряные нити http://serebniti.ru/forum/ |
|
Трагедия Софокла "Царь Эдип" http://serebniti.ru/forum/viewtopic.php?f=12&t=1720 |
Страница 5 из 14 |
Автор: | Людмила [ 05 мар 2014, 19:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа. Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз, Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам. Загадка Сфинкса звучит так: «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время?». Ответ таков: это человек. В младенческом возрасте он ползает, в расцвете сил он ходит на двух ногах, а в старости — опирается на трость. После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть[6]. По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её[7]. Её изображение было на шлеме Афины[8]. В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами»[9]. Из ВИКИПЕДИИ, естественно. Сорри, если об этом УЖЕ ГОВОРИЛОСЬ. ЭДИП разгадал загадку о ЧЕЛОВЕКЕ. Т. е., он был ПЕРВЫМ ПСИХОЛОГОМ ? ПСИХОТЕРАПЕВТОМ ? Чудища эти ... символ ли ? Или реальность для сознания древнего грека ? От ЛЮДЕЙ скрывют ТАЙНУ о ЧЕЛОВЕКЕ. Царь Эдип загадку разгадал, а СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ему предстояло, видимо. Экзальтация - самоубийство ИОКАСТЫ и повреждение себя самого ЭДИПОМ - это не экзальтация. Это что-то другое. Они же ЯЗЫЧНИКИ. Это как и в мире ШЕКСПИРА. В КОРОЛЕ ЛИРЕ. Это такие ИТОГИ. Такой КОНЕЦ. Такой РОК. |
Автор: | Эльмира [ 05 мар 2014, 19:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Людмила, я хотела уточнить этимологию слова СФИНКС.. За интерпретацию спасибо) Цитата: Чудища эти ... символ ли ? Или реальность для сознания древнего грека ?и то и другое, наверное.. Цитата: Царь Эдип загадку разгадал, а СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ ему предстояло, видимо.И тогда эта трагедия о Душе (как и писал выше Сергей) |
Автор: | sLOGOSemya [ 05 мар 2014, 19:32 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Эльмира писал(а): Сергей, в мифах Древней Греции сфинкс бросается со скалы после того, как его загадку разгадывают по велению богов Олимпа.Пожирающий людей Сфинкс - это СТРАХ бессознательного. Он (страх) падает со скалы, "лишаясь своего пьедестала", когда Эдип признаёт в бессознательном человеческую природу - то есть узнаёт в загадке сфинкса ЧЕЛОВЕКА... Почему становится царём после этого? Символически Эдип овладевает ситуацией: страх исчезает, остаётся бессознательное, которое можно познавать... Ну, это только предположение - такое объяснение, правда ведь! :) "... узнаёт в загадке сфинкса ЧЕЛОВЕКА ..." - о сути загадки-то нигде не упоминается. И вообще, как это он "освободился" от страха, если ослепил себя от узнавания в себе "убийцы отца" ? ... Пароль - Ответ. Как в Царство Аида - Цербер. Или как Баба Яга загадки Иванушке задаёт. ... А ещё - что это за город такой ? (пусть и "Фивы" названный.) Город, в который никто пройти не мог, минуя Сфинкса. А значит и выйти тоже не могли? Город с одной дорогой. (Когда-то, уже давно, я даже рассматривал анатомический вариант аналогии Сфинкса с яйцеклеткой .. Ни один спер.. пардон, живчик прошмыгнуть не может, не имея ответа на пароль-загадку а как проник-ответил избранный, так сразу там и "царём" становится.) ... |
Автор: | Это Я [ 05 мар 2014, 19:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
В мифе об Эдипе делается акцент на его ноги, его отец приказывает проткнуть его сухожилия, само имя Эдип означает "опухшие ноги". Этот сюжет мне напомнил русскую сказку "О безногом и слепом богатыре", у Ивана-царевича был воспитатель Катома-дядька, который помог ему жениться на Анне Прекрасной, которая загадывала загадки. Анна Прекрасная за это приказала отрубить Катоме ноги. Так и сделали, отрубили, посадили на пень, и там Катома сидит пока в пень не врезается слепой богатырь, потом они объединяются; зрячий, но безногий сидит на слепом, но с ногами. Я в теме о пятой чакре рисовала схему параллелей этого мифа. В Индии есть Пуруша и Пракрити, слепая и хромая сущность, из которой творится Вселенная и тварный мир. Поэтому хромому Эдипу, нужно стать слепым, чтобы создавать новую индивидуальность Мира, стать истинным царём, а не тираном и диктатором. Сфинкс - это карта Таро "Община. Мир", где лев, орёл, ангел, бык. |
Автор: | sLOGOSemya [ 05 мар 2014, 19:43 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
sLOGOSemya писал(а):
о сути загадки-то ... упоминается
Прошу прощения, оказывается, упоминается. Благодарю, Эльмира и Людмила - читал когда-то и забыл. Людмила писал(а):
Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём - на двух, а вечером - на трёх ... Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он ... Когда ходит он на четырёх ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время
п.с. интересно, а все ли живчики "знают" то, что им предстоит "человека" выстраивать ? или только "эдиповые" в себе несут нужный ответ на пароль яйцеклетки? :) (и если знает такой ответ очередной живчик-Эдип, то и Сфинкс "бросается" вниз, в ... ) . |
Автор: | sLOGOSemya [ 05 мар 2014, 20:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Это Я писал(а):
Сфинкс - это карта Таро -Община, Мир-, где лев, орёл, ангел, бык
Ах, вот откуда позаимствованы эти символы "еванГеЛИСТОВ" - из египетской символики, оказывается!.. Интересно!! Благодарю за подсказку! ЧЕТЫРЕ В ОДНОМ ... .......................... |
Автор: | Людмила [ 05 мар 2014, 20:07 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Эльмира писал(а): Людмила, я хотела уточнить этимологию слова СФИНКС..За интерпретацию спасибо) Вот. И чем дальше в лес - тем больше дров. сфинкс Через нем. Sphinх из лат. sphinх (Плавт, Овидий, Сенека) от греч. Σφίγξ, род. п. Σφιγγός "удушающий дух смерти": σφίγγω "сдавливаю" (Буазак 926 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 346). |
Автор: | sLOGOSemya [ 05 мар 2014, 20:23 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Людмила писал(а): Эльмира писал(а): Людмила, я хотела уточнить этимологию слова СФИНКС..За интерпретацию спасибо) Вот. И чем дальше в лес - тем больше дров. сфинкс Через нем. Sphinх из лат. sphinх (Плавт, Овидий, Сенека) от греч. Σφίγξ, род. п. Σφιγγός "удушающий дух смерти": σφίγγω "сдавливаю" (Буазак 926 и сл.; Гофман, Gr. Wb. 346). Эээ.. нетушки-нетушки... :) Мне нравится только тот "джем" в привычном мне по словарику 1907 г. написании - sphinGEM Даже как-то полустих про Неё зарисовал по-своему - пРО ДУшу ту.
... Ё - это I и О ... IO ... io ... ионно
п.с. два лишних мягких знака из полустиха удалил . |
Автор: | Людмила [ 05 мар 2014, 20:30 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
sLOGOSemya, Вы мастерски играете словами и фонемами ! КОНСТАТАЦИЯ ФАКТА Но... душа, душа... Конечно,и в СН речь пойдет о ДУШЕ. Как же иначе ? Но, что ДУША ( Психея) для античного мира ? И чем она отличается от души в христианском понимании ? В античности ДУША более связана с ТЕЛОМ и АКТИВНОСТЬЮ (поведением) человека. Основная энергия. "В самом начале развития психологии ученые считали главным качеством души активность, т. е. утверждали, что душа - это прежде всего энергетическая основа тела, которая приводит инертное, пассивное тело в движение. Таким образом, душа является источником жизни, в основе которой лежит активность".http://terme.ru/dictionary/927/word/dusha Эх, великое дело ИНТЕРНЕТ ( хоть и ДУМАТЬ спонтанно отучает ). http://terme.ru/dictionary/927/word/dusha |
Автор: | Molli [ 05 мар 2014, 20:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
что-то у меня такая каша в голове...)) и почему-то вспомнился "Волхв" Фаулза..и почему.. |
Автор: | oliveira [ 06 мар 2014, 05:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Эльмира писал(а): oliveira, а я и не писала, что античные авторы не понимали разницы между символической матерью и реальной..я о том, что наши пращуры далеко не сразу упорядочили свои половые отношения и приводила ссылку. Особо персидских магов выделять вряд ли стоит.. Эльмира, похоже, что вы поняли мои сообщения - как полемические к вашей точке зрения, да? Моей же целью было пояснить мое же понимание трагедии в ответ на комментарии Людмилы. Персидских магов для меня именно выделить было значимо, потому что я только что, впервые, про них прочитала в книге "Поиск видения-2: Языческая встреча". |
Автор: | oliveira [ 06 мар 2014, 05:53 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
sLOGOSemya, Спасибо! Очень отзывается про загадочный город-яйцеклетку (матку, мать, материю), в который ведет только одна дорога, которую охраняет Сфинкс. При том, что Фивы часто называются Семивратными Фивами! Парадокс на парадоксе, коаны какие-то! Кстати, ведь разные запирающие мышцы в теле называются сфинктеры. И кстати, говорится про то, что дети умирали в чреве матерей (ну, меня это очень зацепило), это созвучно тому, что внутри чрева-матки-города, умирают его дети, граждане, горожане. Это Я, Катя!Спасибо за сказку - какая интересная параллель, есть о чем подумать! И вот это - карта Таро - и выход на 4 евангелистов, и картинка со Сфинксом! Такой пронзительный образ! Вот еще про перекресток остро подумалось. Перекресток - выбор. И у Эдипа был выбор - убивать или нет. Даже еще какой-то третий был, раз три дороги? В трагедии Царь Эдип несколько раз подчеркнута гневливость Эдипа. То есть у него склонность выходить из себя. И вот человек, который боится убить своего отца, в принципе не боится убить любого другого человека, годящегося ему в отцы! Знаете, что это напоминает? 1. бытовая мысль - мать знает, кто ее дети, а отец - не уверен до конца никогда. И дети это тоже ощущают. Так что аккуратнее нужно с мужиками, годящимися тебе в отцы, особенно, если напророчили, как Эдипу! 2. Э. Фромм рассуждая в про любовь, говорил о том, что нельзя искренне любить своих детей, если при этом не любишь других. То есть для бессознательного работает закон - не люблю этого конкретного ребенка, значит, не люблю ребенка вообще - и любого живого, и внутреннего своего. Тогда на перекрестке Эдипу не хватило мудрости отнестись с уважением к человеку-отцу. А еще один парадокс - что у Эдипа была подсказка - он ведь к оракулу отправился из Коринфа, потому что поползли слухи о том, что он подкидыш. То есть собрался прояснить этот вопрос, а услышав предсказание - рванул в бега, опять ему первая сильная эмоция застила глаза! Кстати, про толкование пророчества про отца и мать у Эдипа тоже были возможности для символического ее прочтения. Ведь разгадал же он загадку Сфинкс, хотя там говорится про Жизнь, как про день. То есть ума интерпретировать День в Жизнь у него хватило, а Мать и Отца - в Хозяйку Творчества и Устаревшие традиции (например) - не хватило. Кстати, судьба Эдипа как подкидыша, очень актуальна в отношении усыновленных детей и тайны их усыновления. У Людмилы Петрановской, специалиста по работе с семьями-усыновителями, есть полезная и интересная статья http://ludmilapsyholog.livejournal.com/156661.html
Что чувствует ребенок, от которого тщательно скрывают тайну усыновления.
|
Автор: | oliveira [ 06 мар 2014, 06:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Коллеги по исследованию! Можно к вам так обратиться? Так хочется какого-то более личного обращения! Кстати, , товарищи - было бы очень хорошим словом! Так вот! Интересно, как вы себе представляете этот перекресток? Дочь задала простой вопрос: "А как это - перекресток трех дорог?". И я сломала голову над пространственной задачей. Ведь если была одна дорога - а потом растроилась - это же на перекрестке четырех дорог уже? А если три дороги, как три прямых, скрещиваются, то это снежинка из шести дорог! Или это Т-образный перекресток? Потом, первое, что приходит в голову про греческие перекрестки - гермы и Геката.
Герма
Гермы устанавливались в честь Гермеса, посланника богов и Психопомпа, проводника душ в мир мертвых. Это представляется важным для трагедии про Эдипа. Была ли Герма на том распутье? Сам факт перекрестка - это напоминание о Гермесе - еще один повод задуматься - где я и что я? И надо ли тут убивать людей? Геката - статуя ее изображалась трехфигурной:
изображение статуи Гекаты
И тоже - вопрос выбора, загадочный, таинственный, связанный с ночью, с Луной, миром нереальным, с миром символическим. И снова - Эдип на перекрестке, поражая гордеца, не слышит и не видит образа волшебницы Гекаты. Тут перед глазами кадр из фильма Пазолини: жаркое солнце, выжигающее остатки разума, вряд ли позволило бы увидеть такие тонкие ночные образы как Геката или Гермес. Эдип, распаленный солнцем, гордыней, гневом. А гордыня - как результат ущемленного тщеславия, сомнения в царственности происхождения, помните, он и Иокасту подозревает в том, что она не желает знать о его низкородности (то есть в том, что его самого волнует). А тут его какой-то проезжий еще лупит. И взыграло ретивое. Эх! И вот еще из словаря символов: Цитата: перекресток - взаимосвязь трех элементов (трех дорог), утверждение сущности трех основ: несущей только Добро; двоякой; и вредной, несущей ЗлоИ это тоже к толкованию пророчеств:
можно говорить о символическом, а можно пойти срединным путем. Насколько гениальная трагедия! Спасибо Серебряным нитям за этот разговор! |
Автор: | Селена [ 06 мар 2014, 10:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
Оля (oliveira) с дебютом Вас. Вы замечательно озвучили свое сообщение. Так здорово у нас здесь только Аня (Tama) умеет. Очень артистично. Мне понравилось. Спасибо. Перекресток трех дорог. Никак ничего не находила в себе, за что бы уцепиться, чтобы понять эту часть трагедии. Только программа подтолкнула к размышлениям. Промысел Божий и своеволие – вот они эти дороги. По одной Эдип идет, вернее бежит от страшного предсказания. И это бегство – это своевольный поступок Эдипа. Боги предсказали, устрашись, но вернись и живи в доме отца и матери, которых ты считаешь родными. Ведь устрашение предсказанию и будет держать душу в напряженном внимании к собственным порывам. Убийство отца – ведь это собственное желание стать царем, желание власти. Сексуальное влечение к матери – это стремление субъект любви свести к сексуальному объекту. Предсказание богов не рок. Это попытка заставить Эдипа задуматься о себе. А он не хочет. Он бежит от этого. Он вершит не волю богов, а свою волю. И вот перепутье. Три дороги. И он сворачивает на ту, что занята. Эдип опять творит свою волю. Ему хочется туда и он туда идет. Но дорога занята и Эдипа с нее гонят. На него не нападают и гонят его не с узкой дороги в пропасть. Когда пришел я к встрече трех дорог, Глашатай и старик, как ты сказала, 780 В повозке, запряженной лошадьми, Мне встретились. Возница и старик Меня сгонять с дороги стали силой. Тогда возницу, что толкал меня, Ударил я в сердцах. Старик меж тем, Как только поравнялся я с повозкой, Меня стрекалом в темя поразил. С лихвой им отплатил я. В тот же миг Старик, моей дубиной пораженный, Упал, свалившись наземь, из повозки. 790 И всех я умертвил... Перед Эдипом царь и слуги царя требуют от него освободить дорогу. Не было у Эдипа причины для убийства. Он не жизнь свою защищал. Он защищал свое самолюбие. Жизни его ничто не угрожало. А промысел Божий уводит его от Фив на другую дорогу, в другой город. Не зря встреча с подлинным отцом состоялась на перекрестке, а не на узкой дороге без выбора. Услышь Эдип эту тихую подсказку богов, и избежал бы предсказанной судьбы. Но не волю Божью, а свою исполнил Эдип. После освобождения города Фив от сфинкса все жители города предлагают Эдипу стать царем. Его стремление к власти совпадает со стремлением горожан. Но в придачу к власти Эдип должен получить вдовствующую царицу. И вновь, любовь к женщине всего лишь придаток к желанию власти. Любит ли Эдип эту как минимум вдвое старше его женщину или только благодарен ей за возможность властвовать? Нет у Эдипа желания задуматься об этом. Жажда власти сильнее. И велико желание быть справедливым правителем. И эта жажда справедливости оборачивается против него. Величие Эдипа в том, что принимает он эту правду. “Да, это я исполнил предсказание и я виноват”, – говорит Эдип себе и всем вокруг. Глаза ему больше не нужны. Он был слепой игрушкой, считая себя зрячим. Он покорно шел навстречу предсказанному, считая, что совершает самостоятельные поступки. Признав, что рок – это и есть его своеволие, а знаков богов он так и не научился слушать, он становится подлинно свободным. Его воля теперь направлена не на исполнение собственных прихотей, а на поиск собственной призванности. Спасибо, Александр Геннадиевич. Очень глубокая, невероятно глубокая передача. Очень многие собственные спящие мысли и внутренние состояния сделала активными. Вновь подтолкнула к размышлениям. |
Автор: | sLOGOSemya [ 06 мар 2014, 11:35 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Трагедия Софокла "Царь Эдип" |
«Соцiализмъ, н.-лат., отъ лат. socialis, общественный; с греч. окончан. Учениiе, требующее преобразованiя общественнаго быта и устройства его на новыхъ основанiяхъ.» «Соцiальный, лат. socialis, от socius, товарищъ. 1) Общественный; 2) основанный на началахъ соцiализма» oliveira писал(а):
Товарищи
Так вот! Интересно, как вы себе представляете этот перекресток? Дочь задала простой вопрос: "А как это - перекресток трех дорог?". И я сломала голову над пространственной задачей. Ведь если была одна дорога - а потом расстроилась - это же на перекрестке четырех дорог уже? А если три дороги, как три прямых, скрещиваются, то это снежинка из шести дорог! Или это Т-образный перекресток? "Перекрёсток у трёх дорог" Действительно очень простой и есТЕСТвенный, ЛогИЧНЫЙ вопрос задала Ваша дочь! Проверка на логику, три - это не четыре. "Тест личный", тсзть. Но ведь забывается, что путник\путница ОТКУДА-ТО ПРИШЛИ. Это и есть искомый четвёртый луч в "перекрестье". Естественный, привычный, потому и "невидимый". Пройденная дорога-путь. Прошедшее - один луч, поЛУЧается. Настоящее - ТРИ сЛУЧАйных возможностей. Будущее - вновь один изБРАННЫЙ ПУТЬ-луч. Это если о пеРЕКрестье говорим. (кстати, на рек слиянии - три луча только :) oliveira писал(а):
Гермы и Термы
И вот ещё из словаря символов: «Терминъ, отъ лат. terminus. 1) Слово, выраженiе, принятое въ к.-л. отрасли науки, искусства или промышленности; 2) бог границъ у древнихъ Римлянъ; изображался въ виде четыреугольнаго столба съ человеческою головою.» «Терминологiя, отъ лат. terminus, термин, и греч. lego, говорю. Слова, употребляемые въ какой-либо науке, художестве или ремесле.» «Терминисты, лат., отъ terminus, цель, определённое время. Сектаторы, которые верятъ, что жизнь человеческая есть срокъ, данный человеку для усовершенствованiя своей природы.» oliveira писал(а):
а можно пойти срединным путем
«Медiаторъ, лат. mediator, отъ medius, находящiйся въ середине. Посредникъ.» «Медiация, н.-лат., отъ лат. medius, находящiйся въ середине. Посредничество.» «Медiумъ, лат. 1) Середина; 2) фокусникъ и заклинатель духовъ.» ... "НострАDАМус нАSТRАдал нам будущее." (с) А оракул "настрадал" его Эдипу. :) . |
Страница 5 из 14 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |