Людмила писал(а):
Эльмира, спасибо. Не ожидала ,что появится в цитации Гайто Газданов. С его тревожащими душу текстами. Нет,он не об эпилепсии. Он о путешествиях духовного порядка. Трудный автор. В том смысле, что у него своя ТКАНЬ , свой УЗОР. Душу волнует,тревожит, манит,провоцирует.
Да.. Наверное, не об эпилепсии... и слава Богу.. Хотя (вы, конечно, знаете, Людмила.. Это я для тех, кто, может, пока не читал Г.Газданова) в творчестве Гайто Газданова ислледователи находят отголоски Достоевского (не только Камю, Пруста)..
Отголоски Ф.М.Достоевского, может, появились оттого, что Гайто Газданов зачитывался им ещё
в дошкольном возрасте! (об этом говорится в романе "Вечер у Клэр") В прозе Гайто Газданова встречается, как и у Фёдора Михайловича, и сочетание слов "припадок болезни"..
Может, Гайто лишнее про себя подозревал?А может это некоторое
игра-подражание писателю, открытому в детстве?
И ещё.. Когда Газданов описывает раздвоение личности, мне отчётливо вспоминается "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" Стивенсона, хотя это может быть только моё "сближение"? И, может, подобные драматические переживания разницы между внутренним и внешним более общие?
Вот отрывок из "Вечера у Клэр", хотя есть, по-моему, более яркие иллюстрации в текстах Газданова:
цитата
Изредка, однако, я возвращался в него, - этому обыкновенно
предшествовало болезненное состояние, раздражительность и плохой аппетит, -
и замечал, что второе мое существо, одаренное способностью бесчисленных
превращений и возможностей, враждебно первому и становится все враждебнее по
мере того, как первое обогащается новыми знаниями и делается сильнее. Было
похоже, что оно боится собственного уничтожения, которое случится в тот
момент, когда внешне я окончательно окрепну. Я проделывал тогда безмолвную,
глухую работу, пытаясь достигнуть полноты и соединения двух разных жизней,
которые мне удавалось достигать, когда представлялась необходимость быть
резким в гимназии и мягким дома. Но то была простая игра, в этом же случае я
чувствовал, что такое напряжение мне не по силам. Кроме того, мою внутреннюю
жизнь я любил больше, чем другие. Я замечал вообще, что мое внимание бывало
гораздо чаще привлекаемо предметами, которые не должны были бы меня
затрагивать, и оставалось равнодушным ко многому, что меня непосредственно
касалось. Прежде чем я понимал смысл какого-нибудь события, проходило иногда
много времени, и только утеряв совсем воздействие на мою восприимчивость,
оно приобретало то значение, какое должно было иметь тогда, когда
происходило. Оно переселялось сначала в далекую и призрачную область, куда
лишь изредка спускалось мое воображение и где я находил как бы геологические
наслоения моей истории. Вещи, возникавшие передо мной, безмолвно рушились, и
я опять все начинал сначала, и только испытав сильное потрясение и
опустившись на дно сознания, я находил там те обломки, в которых некогда
жил, развалины городов, которые я оставил. Это отсутствие непосредственного,
немедленного отзыва на все, что со мной случалось, эта невозможность сразу
знать, что делать, послужили впоследствии причинами моего глубокого
несчастья, душевной катастрофы, произошедшей вскоре после моей первой
встречи с Клэр.
Свернуть
Людмила писал(а):
Как Вы его нашли, Эльмира ? Давно его читаете ?
Впервые прочла роман Гайто Газданова в журнальном варианте давно..Знакомство с ним подарила сестра..
Вернулась к его текстам неожиданно, услышав название романа и знакомую фамилию в книжном магазине..
Не могла после этого не купить книгу - это ... как привет от ушедшей из этого мира сестры...
Тексты Гайто втягивают в себя, плывёшь по реке его памяти, вглядываясь в лица людей-островов, вслушиваясь в симфонию ушедших событий.. и чувствуешь себя немножко Газдановым)
***
Интересно, что впечатления от
дежавю у всех разные.
Бегущая по волнам, а что хорошего или приятного в том, что "это уже было и вновь повторяется"?
У вас всегда повторяется только хорошее?