Почему-то прям везет «вовремя» узнавать про события, при чем как на подбор, - в рамках Года Нидерландов)) - Есть же Закон Подлости!!!
Напомню, выставка работ Маурица Корнелиса Эшера (1898-1972) состоялась этой зимой (11 декабря — 9 февраля) в рамках кросс-культурного проекта «Россия-Голландия», в Московском Музее Современного Искусства. Вторая в России за период период мировой известности Маурица Эшера.
Удивительно, но факт - Мауриц Эшер не был математиком. Но он талантливо чувствовал возможности передачи многомерности пространства, создавая полотна «ломающие» в нашем восприятии законы логики, а скорее.. ожиданий зрителя. С одной стороны, Эшер обладал потрясающим пространственным воображением, а с другой, по моему ощущению, он умел чувствовать людей, вернее — шаблоны восприятия, и предвосхищать их. Лаконичнее всего творчество Эшера наверное можно выразить понятием Парадокс и Абсурд. Его работы - это столкновение равновероятных вариантов вИдения, сквозь которые открывается нечто третье... Смотря на его полотна, возникает почти физическое ощущение, что привычно воспринимаемая картина мира сначала начинает "расслаиваться" на два/несколько четко отдельных варианта, они чаще и чаще сменяют друг друга и, как рябь на водном зеркале, за ним вдруг проступает глубина — бесконечность форм и содержаний.
М. Эшер — один из наиболее известных представителей направления Имп-арт ("imp-art", от англ. impossible — невозможный, art — искусство). И каждая его работа доказывает зрителю, что невозможное - возможно. Как выше заметила Аня (Аnna Seredina), - "невозможные фигуры" возможны в реальности. Творчество Эшера убеждает зрителя, что «невозможными» их делают собственные возможности восприятия.
Иллюзия, менее поэтично говоря, - обман. Но почему мы, выражаясь Пушкинскими строками: «..Все может выразить так чудно! Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!» Несмотря на то, что это обман — он не вызывает обид, а напротив... И массовый интерес к фокусам, великим иллюзионистам, аттракционам кривых зеркал, природным явлениям миража... до спец-эфектов — только тому подтверждение (какой процент из немалого количества зрителей выставки стремился видеть философский подтекст полотен, а какой - привлекало любопытство психологического подвоха, оптической иллюзии и желание «обмануться».. или это неразделимо в восприятии картин Эшера.. — вопрос риторический).
Полотна Маурица Эшера — это Игра со зрителем. Здесь иллюзия воспринимается не как обман, но как игра. А художник делает зрителя Интерпретатором: он оставляет зрителя один на один с многовариантным миром. Я бы сказала, он в этом смысле «навязчиво ненавязчив»)) В том смысле, что стоит всмотреться, и против всякой воли в картинах проявится вариативность: лестницы «разбегутся» одновременно вверх и вниз, комната станет и плоской и объемной, близкое станет далеким и наоборот, а сквозь узоры ангелов проглянут бесы... Дихотомия становится одновременной. И одновременно многомерной. За каким бы образом не устремился взгляд - в итоге возникнет чувство, что вдруг из двойственности проглядывает многообразие и бесконечность.
Возможно, человеческому существу просто необходимы подобные «надломы» рациональности: неожиданность, возрождающая чувство новизны. И зритель их намеренно ищет. По сути, даже физиологически деятельность мозга основана на построении предварительных, априорных моделей действительности. Оптические иллюзии "надкалывают" лед разума, стандартов восприятия, и сквозь них поднимается иррациональность. Именно за высвобождением этой искры нелогичности, непривычности стремится зритель. Когда в простой иллюзии совмещаются мифологические образы - игра уходит за грань просто игры, - оживают их смыслы, приоткрываются горизонты символов и их чувствования. Фантазия и гениальность возникает где-то за гранью разума, в просветах стереотипов логики.
|