Ольга, спасибо!
Александр Геннадьевич рассказал в передаче, что Эшер восхищался своим соотечественником, тоже нидерландским художником, но родившимся за три столетия до него, и даже жизненный путь Эшера шёл по тем же вехам, что и путь Питера Брейгеля (Старшего, которого называли "Мужицким").
Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей. Вот одна из картин Брейгеля:
Питер Брейгель
Вавилонская башня, 1563Если рассматривать картины Питера Брейгеля, исходя из той же задачи, которая появилась у меня при взгляде на картины Эшера: "где точка зрения Питера Брейгеля?",- то ответ такой: художник как бы парит над хаосом, который развёртывается под ним, и, как очень зоркая птица, видит все мельчайшие детали происходящего. От человека, находящегося в гуще событий, происходящих в Брейгелевских картинах, в отличие от художника-Брейгеля, смысл события скрыт, потому что всех деталей, видимых при полёте над событием, он видеть не может.. Пространство на картинах Брейгеля только начинает "загибаться"
Триумф смерти 1562:
..а Эшер пошёл дальше, обернув пространство вокруг себя.. Мне это так кажется, а если кажется, то там это есть- как ответил Эшер даме, которая взволнованно сообщила ему, что ей понятен смысл его картин- он рисует реинкарнацию!
..Мой учитель рисования говорил: "Рисунок- это обман. Мы переносим трёхмерное изображение на плоскость! И, если у вас закружится голова, если вы почувствуете себя плохо- тогда придётся бросать это занятие. Не ваше!" А я думаю- всё как раз наоборот.. Если нет этого ощущения падения в бездну, или если оно есть, но я его испугаюсь- вот тогда я не художник..